Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И порядок проведения 2 страница




Общий минимальный размер печатных площадей и соотношение в нем частей, предоставляемых на бесплатной и платной основе для размещения агитационных материалов кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам и инициативным группам государственными, муниципальными и приравненными к ним периодическими печатными изданиями, определяется федеральными конституционными законами, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Пока такие законы в новой редакции не приняты, поэтому объемы печатных площадей на агитационные цели не установлены.

Специализированные печатные издания (детские, технические, научные и др.) могут отказаться публиковать какие бы то ни было агитационные материалы при условии их полного неучастия в избирательной кампании, в референдуме в какой бы то ни было форме. Нормы о выделении печатных площадей на бесплатной, а равно и на платной основе не распространяются на периодические печатные издания, учрежденные зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, блоками, инициативными группами по проведению референдума, а также входящими в избирательные блоки общественными объединениями. Издания, учрежденные органами государственной, судебной власти и органами местного самоуправления исключительно для публикации их официальных сообщений и материалов нормативных и иных актов, в предвыборной агитации не участвуют.

Но вернемся к порядку распределения и использования бесплатного эфирного времени, предоставляемого телерадиокомпаниями. Оно должно приходиться на период, когда теле-и радиопередачи собирают наибольшую аудиторию. Обычно для агитации выделяются отрезки времени между 7 и 10, 18 и 23 часами по местному времени. Не менее одной трети общего объема бесплатного эфирного времени, выделяемого данной телерадиокомпанией, отводится для проведения кандидатами, избирательными объединениями, блоками совместных мероприятий общего характера: предвыборных дебатов, дискуссий, "круглых столов" и так далее. Отказ кандидата, избирательного объединения, блока от совместных агитационных мероприятий не влечет увеличения объема предоставляемого им бесплатного эфирного времени.

Оставшаяся часть (две трети) предоставляемого телерадиокомпанией бесплатного эфирного времени распределяется в равных долях между соответственно зарегистрированными кандидатами, региональными группами кандидатов либо избирательными объединениями, избирательными блоками, зарегистрировавшими список кандидатов. Следовательно, чем меньше кандидатов, избирательных объединений, блоков, тем больше эфирного времени будет приходиться на каждого из них.

 

Конкретная дата и время выхода в эфир предвыборного агитационного материала кандидата, региональной группы кандидатов, избирательного объединения, избирательного блока определяется путем жеребьевки, проводимой избирательной комиссией соответствующего уровня с участием представителей СМИ и других заинтересованных лиц. По результатам жеребьевки избирательной комиссией утверждается график предоставления бесплатного эфирного времени субъектам агитационной деятельности, который публикуется в печати.

По такому же принципу, путем деления общего размера выделяемого периодическим печатным изданием бесплатной печатной площади на общее число кандидатов, региональных групп кандидатов либо избирательных объединений, блоков, определяется размер печатной площади, приходящейся на каждого из них. Конкретная дата публикации их агитационных материалов устанавливается жеребьевкой, проводимой между ними редакцией соответствующего периодического печатного издания в присутствии заинтересованных лиц. Редакцией же составляется график публикации агитационных материалов кандидатов и других участников агитационной деятельности. Утверждение графика избирательной комиссией не требуется, однако такие действия избирательной комиссии не противоречат закону.

Отказ телерадиокомпании, редакции периодического печатного издания в предоставлении предусмотренного законом бесплатного эфирного времени, печатной площади, а также нарушение ими принципа равных условий использования СМИ всеми участниками агитационной деятельности могут быть обжалованы ими в соответствующую избирательную комиссию либо в суд.

Расходы телерадиокомпаний, редакций периодических печатных изданий, связанные с предоставлением бесплатного эфирного времени, печатной площади, покрываются за счет их текущего финансирования.

Государственные, муниципальные и приравненные к ним телерадиокомпании и периодические печатные издания обязаны резервировать эфирное время и печатную площадь для проведения предвыборной агитации на платной основе.

Общий объем резервируемого эфирного времени не может быть меньше общего объема бесплатного эфирного времени, размера печатной площади. Размер оплаты должен быть единым для всех кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков и опубликован не позднее дня, в который начинается выдвижение кандидатов (списков кандидатов). При этом каждый зарегистрированный кандидат, региональная группа кандидатов, избирательное объединение, избирательный блок вправе за соответствующую плату получить из общего объема зарезервированного объема эфирного времени, размера печатной площади эфирное время, печатную площадь в пределах доли, полученной делением этого объема (размера) на общее число кандидатов, региональных групп кандидатов либо избирательных объединений, избирательных блоков. Конкретная дата и время выхода в эфир, дата опубликования агитационного материала определяется жеребьевкой, проводимой телерадиокомпанией, редакцией периодического печатного издания с участием заинтересованных лиц на основании заявок на участие в жеребьевке. После жеребьевки заключается договор между телерадиокомпанией, редакцией периодического печатного издания, с одной стороны, и кандидатом, иным субъектом агитационной деятельности — с другой. Оплата эфирного времени должна осуществляться на равных условиях исключительно из средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения, избирательного блока.

Как отмечалось выше, предвыборная агитация на каналах негосударственных телерадиокомпаний, страницах периодических печатных изданий может вестись исключительно на договорной основе. Она может начинаться непосредственно после регистрации и продолжаться в рамках общих сроков предвыборной агитации. Для проведения агитации через негосударственные СМИ процедура жеребьевки не требуется и все вопросы регулируются договором, заключаемым между руководителем телерадиокомпании или редактором периодического печатного издания и зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, зарегистрировавшим список кандидатов.

В договорах подобного рода должны быть указаны: вид (жанр) предвыборной агитации, дата и время выхода в эфир, дата опубликования агитационного материала, продолжительность предоставляемого эфирного времени, размер печатной площади, порядок его оплаты, права и обязанности журналиста (ведущего), если его участие предусмотрено договором, обязательства сторон неукоснительно соблюдать требования действующего законодательства. Платное эфирное время, печатная площадь во всех видах СМИ предоставляется на условиях предоплаты.

Публикация предвыборных агитационных материалов не должна сопровождаться редакционными комментариями в какой бы то ни было форме, а также заголовками и иллюстрациями, не согласованными с кандидатами, избирательными объединениями, блоками.

Сохраняется возможность расторжения договора в установленном порядке в случае нарушения сторонами закона и взятых по договору обязательств. В этом случае высвободившееся эфирное время, печатная площадь используется телерадиокомпанией, редакцией периодического печатного издания по своему усмотрению.

Телерадиопрограммы, содержащие предвыборную агитацию, не могут прерываться рекламой товаров, работ и услуг.
Трансляции теле- и радиопрограмм, содержащих предвыборную агитацию, по каналам региональных телерадиокомпаний запрещается; если они совпадают по времени с трансляцией агитационных программ общероссийскими телерадиокомпаниями.

Видео- и аудиокассеты, содержащие материалы предвыборной агитации, хранятся соответствующей телерадиокомпанией в течение года со дня выхода указанных материалов в.эфир. В случае необходимости они могут быть истребованы соответствующей избирательной комиссией.

Значительная часть предвыборной агитации осуществляется в форме проведения публичных массовых мероприятий.
Закон обязывает государственные органы, органы местного
самоуправления оказывать содействие зарегистрированным
кандидатам, избирательным объединениям, избирательным
блокам, группам избирателей, инициативным группам по про
ведению референдума в организации массовых мероприятий:
собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций и шествий. Они же обязаны обеспечивать безопасность при проведении массовых предвыборных мероприятий.

Для проведения предвыборных мероприятий на безвозмездной основе предоставляются пригодные для этих целей помещения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Заявления о выделении, помещений рассматриваются государственными и муниципальными органами не позднее трех дней со дня их подачи. Избирательные комиссии играют посредническую роль между кандидатами, избирательными объединениями, блоками, их доверенными лицами и уполномоченными представителями и собственниками (владельцами) помещений. В частности, помещения для проведения агитационных мероприятий предоставляются по заявке избирательных комиссий, комиссий референдума на срок, установленный этими комиссиями. Они также следят за соблюдением нормы законодательства о выборах, в соответствии с которой, если указанное помещение было предоставлено для проведения массовых мероприятий одному из кандидатов, избирательных объединений, блоков, собственник (владелец) помещения не вправе отказать другому кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку. Всем претендентам избирательные комиссии обязаны обеспечить равные возможности. На практике избирательными комиссиями по согласованию с собственниками помещений и авторами заявок составляются графики использования наиболее популярных зданий, помещений для предвыборных агитационных мероприятий, проводимых различными кандидатами, избирательными объединениями, блоками и их представителями.

При этом запрещается предоставлять для массовых пред
выборных мероприятий здания и сооружения, включенные в
Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Предвыборная агитация в „расположении воинских частей, организаций и учреждений не допускается.

Следует отметить, что кандидаты, другие субъекты агитационной деятельности, их представители вправе на договорной основе арендовать здания и помещения любой формы собственности для проведения массовых агитационных мероприятий. Размер арендной платы, устанавливаемый собственником (владельцем) здания, помещения, должен быть единым для всех арендаторов и оплата должна осуществляться на равных условиях исключительно из избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений, блоков.

Митинги, демонстрации, уличные шествия на практике проводятся в разрешительном порядке. Заявки организаторов этих предвыборных мероприятий рассматриваются органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Наиболее распространенной формой предвыборной агитации является подготовка, выпуск и распространение агитационных печатных материалов. Правом выпуска таких материалов согласно избирательному законодательству обладают только зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, а при проведении референдума — инициативные группы по проведению референдума и общественные объединения. Выпуск таких материалов иными лицами и организациями (что нередко встречается на практике) является грубым нарушением избирательного законодательства. Экземпляры агитационных печатных материалов или их копии должны представляться в избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата (список кандидатов), для проверки правильности оформления выходных данных документа.

Новым законодательством расширены требования к выходным данным агитационных печатных материалов. Теперь они должны содержать не только сведения об организациях и лицах, ответственных за их выпуск, но и наименования и адреса организаций (фамилии, имена, отчества и адреса мест жительства лиц), изготовивших печатные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей изготовление данных печатных материалов, а также информацию об их тираже и дате их выпуска. Распространение агитационных материалов, не содержащих указанную информацию, запрещается.

К сожалению, практика избирательных кампаний изобилует примерами выпуска агитационных печатных материалов ненадлежащими лицами и организациями, без выходных данных (анонимных) либо с неполными выходными данными. Устранению этих распространенных нарушений законодательства способствовало бы введение разрешительного порядка выпуска указанных материалов после предварительной проверки их образцов (сигнальных экземпляров) соответствующей избирательной комиссией на предмет законности выпускающего и правильности оформления выходных данных агитационного документа. Как показывает практика, без таких жестких мер избавиться от распространения незаконных печатных агитационных материалов практически невозможно.

Органы местного самоуправления по предложению избирательной комиссии, комиссии референдума не позднее чем в установленный избирательным законом срок (за 20—30 дней до дня голосования) обязаны на территории каждого избирательного участка оборудовать места для размещения агитационных печатных материалов, причем таким образом, чтобы избирателям было удобно подходить к ним и читать материалы. Очень важно, что закон требует обеспечения кандидатам, избирательным объединениям, блокам равной площади для размещения таких материалов.

Предвыборные агитационные печатные материалы могут вывешиваться (расклеиваться) также в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах только с согласия собственников или владельцев этих объектов. Размещение таких материалов на памятниках, обелисках и зданиях, имеющих историческую, культурную и архитектурную ценность, а также в помещениях избирательных комиссий, комиссий референдума, у входа в них и в помещениях для голосования запрещается.

Предоставляя широкие права и большие возможности для проведения предвыборной агитации, избирательное законодательство предусматривает меры против злоупотреблений правом на проведение агитации. Так, запрещены агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны и иные формы злоупотребления свободой массовой информации.

При проведении агитации запрещается осуществлять подкуп избирателей, участников референдума в любых формах. Исключение составляют вознаграждение за выполнение организационной работы (сбор подписей избирателей, проведение агитационной работы, дежурство в необходимых местах), бесплатное распространение или льготная распродажа печатных изданий, материалов и значков, специально изготовленных для избирательной кампании и оплаченных из избирательного фонда. Допускается также добровольное бесплатное личное выполнение гражданином работ, оказание услуг по подготовке и проведению выборов без привлечения третьих лиц.

В арсенале предвыборного воздействия на граждан не должны иметь место обещания передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ, а также предоставления услуг на иных условиях, чем это предусмотрено законом. Зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, блоки, их доверенные лица с момента их регистрации и до опубликования результатов выборов не вправе заниматься благотворительной деятельностью, в том числе и за пределами избирательного округа, в котором выдвинут кандидат (список кандидатов).

Государственные, муниципальные и приравненные к ним СМИ не вправе допускать публикации, передачу в эфир информации, которые способны нанести ущерб чести, достоинству и деловой репутации зарегистрированных кандидатов, если они не могут предоставить возможность опубликовать, передать в эфир опровержение или иные разъяснения лица, понесшего моральный ущерб, до окончания срока предвыборной агитации. Нарушение этих норм закона может повлечь судебную ответственность этих СМИ и их должностных лиц.

КоАП РСФСР содержит ряд статей, предусматривающих административную ответственность для лиц, нарушивших правила и условия ведения предвыборной агитации (проведение агитации в период ее запрещения (ст. 402), распространение ложных сведений о кандидате (ст. 403), нарушение условий проведения предвыборной агитации через СМИ (ст. 408), изготовление или распространение анонимных агитационных материалов (ст. 409), умышленное уничтожение, повреждение агитационных печатных материалов (ст. 4010). Установлена уголовная ответственность за подкуп избирателей (ст. 141 УК РФ).

Кроме того, в случае злоупотребления кандидатом, избирательным объединением, блоком свободой массовой информации, выразившегося в пропаганде идей и призывов, запрещенных законом, избирательная комиссия, другие органы и граждане вправе обратиться в суд с представлением (заявлением) об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов). А в случае нарушения им правил проведения предвыборной агитации, установленных избирательным законодательством, избирательная комиссия вправе обратиться в правоохранительные и иные органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности либо отменить свое решение о регистрации кандидата, списка кандидатов.

Таковы правовые нормы, лежащие в основе организации и проведения предвыборной агитации.

 

Литература

 

Биктагиров Р. Т., Кораблин В. Е., Платэ А. Н. Средства массовой информации и их роль в избирательной кампании // Выборы депутатов Государственной Думы, 1995: Электоральная статистика / Центр, избират. комиссия РФ. М.: Весь Мир, 1996. С. 53—58.

Биктагиров Р. Т., Кораблин В. Е., Платэ А. Н. Средства массовой информации и их роль в избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации // Выборы Президента Российской Федерации, 1996: Электоральная статистика / Центр, избират. комиссия РФ. М.: Весь Мир, 1996. С. 55—64.

Биктагиров Р. Т., Годына В. Г., Кораблин В. Е., Платэ А. Н. Средства массовой информации в избирательных кампаниях по выборам глав исполнительной власти субъектов Российской федерации // Выборы глав исполнительной власти субъектов Российской Федерации, 1995—1997: Электоральная статистика / Центр, избират. комиссия РФ. М.: Весь Мир, 1997. С.669—675.

Биктагиров Р. Т. О правовых основах взаимодействия избирательных комиссий со средствами массовой информации: Выступление на семинаре-совещании председателей избирательных комиссий субъектов Российской федерации, окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации районов Западной, Восточной Сибири и Дальнего Востока 6 октября 1995 года в г. Омске //Вести. Центральной избирательной комиссии РФ. 1995. № 13. С. 207—214.

Васильев В. И., Постников А. Е. Комментарий к Федеральному закону о выборах депутатов Государственной Думы. М.: ВЕК, 1995.

Иванов И. В., Копейко А. К. Правовые основы предвыборной агитации на телевидении и радио // Правовая культура, электоральная активность и телевидение. М.: Студия "Викой", 1996.

Иванченко А. В. Избирательные комиссии в Российской Федерации: История. Теория. Практика. М.: Весь Мир, 1996.

Комментарий к Федеральному закону об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации / Под ред. В. И. Васильева, А. В. Иванченко, А. Е. Постникова. М.: БЕК, 1995.

Предвыборная агитация. Роль Третейского информационного суда // Выборы в Государственную Думу: Правовые проблемы: Сб. статей / Отв. ред. В. И. Васильев, А. Е. Постников. М.: БЕК, 1995.

Соломенцева Т. Я. Предвыборная агитация: сроки и порядок проведения // Избиратель Татарстана. Казань, 1997. Вып. 1. С. 55—63.

Шишкина Н. Э. Основы избирательного права. Иркутск, 1998.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 294; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.