Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В.Д. lyoHH. Ь..И. Некрасова




 

на котором воспроизводятся отражении актуальных. свсршаюпшхся действий'. Не существует «вешей». «материй», «объектов», а существу­ет, отмечает В. Полорога, единое динамическое поле чувственных об­разов, в котором, не останавливаясь ни на мгновение, продолжаются вариации всех проявлений, действий, реакций, присущих данному виду телесности. Мир в потоке становлении — это система взаимодействую­щих между собой образов. И тогда наше тело есть лишь один из специ­фических образов, который способен занять центральное место в этом мире, стать особым экраном, через который протекает река «всемирно­го становления».

Орган есть знак тела. Органы создаются телом, чтобы интерпретиро­вать себя. "Орган — что своего рода продукт рефлексии жишнного пото­ка над самим собой, над своим способам «протекания» сквпи, миры вещей, событий и других rnej.... Орган — это вынужденная мера зашиты нашего тела от внешней утрозы: он образуется на пересечении телесного пото­ка (того, что. согласно Ниише. беззвучно течет сквозь наше тело. - Авт. i и нашей способности пережить его силу и не погибнуть. Отнести угрозу избыточного напряжения чувственности можно, если создать некий орган-порог, посредством которого поток устремится далее, но уже дру^ гим путем и с другой силой и степенью интенсивности»-4.

Тело есть нечто не ставшее, а становящееся, оно лишь усмиряется устойчивыми конструкциями органов. Орган тела находится вне нас и в то же время является неким телесным ответвлением нашего Я, нашей проекцией на мир. Вот почему тело представляется очагом различных органопроекиий. Тело создает себе орган и наделяет его «полезной» функцией. Мы не имеем отдельных органов для зрения, хотя говорим, что видим глазами. Глаз — это орган, и как орган он совершенно искус­ственен с самого начала. Глаз, как и любой орган. - продукт феноме­нального тела, его образ, так же как само тело, является лишь образом, проекцией нашего представления о теле, а не телом, как оно есть в не­коей первичной данности.

Таким образом, тело не ограничено органами, не сводимо к орга­низму, феноменальное тело является в одинаковой степени И телом, и душой. Это единство тела и души в философской антропологии назы­вается плотью. Плоть — это одухотворенное тело.

Наше столетие, писал М Мерло- Понти в работе «Человек н проти­востоящее ему», стерло границу, разделяющую «тело» и «дух», и чело­веческая жизнь в ее целостности воспринимается теперь как явление духовно-телесное, даже в самых плотских своих проявлениях причаст­ное к межличностным связям. XX век восстановил и углубил познание «плоти», то есть одушевленного тела. И здесь, по мнению Мерло-Пой­ти, важная роль принадлежит психоанализу, который открыл новое по­нимание тела. Так. произведения З.Фрейда переосмысливают старое понятие инстинкта. Сексуального инстинкта у человека нет. п ребенок осваивает сексуальное поведение, считающееся нормальным, только в итоге сложного индивидуального развития. «Нормальная любовь» не является чем-то изначально заданным и неизменным. Связь ребенка и родителей не принадлежит к разряду инстинктивных. Это. по Фреп:v духовная связь.

Философская ятрои»,-ют»» сущности человека

 

Ни один вид человеческого поведения не является простым резуль­татом какого-нибудь телесного механизма. Фрейд, полагал Мердо-Понти. пытается не столько свести суперегруктуры к инстинктивным инфраструктурам, сколько покатать, что в человеческой жизни нет ме­ста «инфернальному» и «низкому-, Фрейд не столько объясняет пове­дение взрослых унаследованной с детства фатальностью, сколько обна­руживает в детстве неразвившуюся взрослую жизнь. Он не столько объясняет психическое через телесное, сколько показывает «психоло­гическое» тела, его секретную или латентную логику.

Из фрейдовского психоанализа можно сделать следующий вывод: нельзя говорить о сексе в той мерс, в какой это совокупность органов и функиии. и о теле, в какой это масса вещества, как о какой-нибудь конечной причине. «Ни одного из разработанных философией поня­тий — причины, следствия, средства, цели, материи, формы — недоста­точно для осмысления отношений между телом и целостной жизнью, его соединения с личностной жизнью и связи личностной жизни с ним. Тело загадочно: это. без сомнения, часть мира, но странным образом, это и средоточие желания сблизиться с другим, добраться до него в его Теле, таком же одушевленном и одушевляющем, таком же естественном образе духа. В психоанализе дух наполняет тело, как и. наоборот, тело проникает в лушу».

Фрейд, по мнению Мерло- Понти. ввел понятие бессознательного, чтобы описать взаимопроникновение анонимной жизни тела и офици­альной жизни личности. Ибо телесное существование протекает в че­ловеке без его участия, и есть лишь набросок его подлинного присут­ствия в мире. Тело лишь выражает сушествованис, экзистенцию чело­века. Но ни тело, ни экзистенция не могут, по мнению Мерло-Понти, считаться оригиналом человеческого бытия. Одно предполагает другое: тело — существование застывшее и обособленное, а существование -непрерывное воплощение. «Без сомнения следует признать, что цело­мудрие, желание, любовь вообще имеют метафизическое значение. Их невозможно понять, если трактовать человека как машину, управляе­мую природными законами или инстинктами. Они причастны лишь че­ловеку, понятому как сознание и свобода»".

Последующее развитие идей психоанализа в работах К. Юнга отчет­ливо выявляет тот факт, что в человеческом организме нет резких пе­реходов между телом и сознанием, телом и душой. «Различение тела и разума. — писал Юнг. — это искусственная дихотомия, дискриминация, которая, несомненно, в большей степени основывается на своеобразии познающего интеллекта, чем на природе зешей. В действительности же взаимное проникновение телесных и психических признаков столь глу­боко, что по свойствам тела мы не только можем сделать далеко идущие выводы о качествах психического, но н по психической специфике мы Можем судить о соответствующих телесных формах»".

Юнг описывал основные характеристики психики, архетипы, ко­торые невозможно отнести однозначно к телесному или душевному началу, например. 'Чннма. Персона, Тень. Это архетипы коллектив­ного бессознательного, которые управляют пашен психикой, опреде­ляют сознание, поведение, культуру в целом. Это мифы и олновре- -


менно с ran да рты. упорядочивающие работу нашей психики, симво­лы нашей души и символы окружающею нас мира. Эти архетипы су­ществовали с незапамятных времен н на протяжении всей человечес­кой истории сопровождали человека. Но то коллективное бессозна­тельное, каким мы знаем ею сегодня, считал Юнг. ранее вообше ни­когда не было психологическим. До христианских мифов и ритуалов существовали античные мистерии, а они восходят к седой древнос­ти неолита. «У человечества никогда не было недостатка в могуще­ственных образах, которые были магической защитной стеной про­тив жуткой жизненности, таящейся в глубинах души. Бессознатель­ные формы всегда получали выражение в защитных и целительных образах и тем самым выносились в лежащее за пределами луши кос­мическое пространство»-".

Например. Анима — это бессознательное женское начало в психике мужчины и мужское (Анимус) в психике женщины. Обычно «Апнмой» называют душу. т.е. нечто божественное и бессмертное. Но это очень позднее культурное понимание. Анима — это природный архетип. Она сводит воедино все проявления бессознательного, примитивных духов, историю языка и религии. Она есть основа настроений, реакций, им­пульсов, всего того, что психически спонтанно. Она живет из самой себя и делает нас живущими. Это жизнь под или в глубине сознания, которую сознание не может интегрировать в себя, наоборот, само сознание воз­никает из этой жизни. Для сына в первые голы жизни Анима сливается с всесильной матерью, что затем накладывает отпечаток на всю его судь­бу. Эта сентиментальная связь сохраняется на протяжении всей жизни и либо препятствует человеку, либо дает ему мужество для самых смелых деяний. Античному человеку Анима являлась или как богиня, иди как ведьма. Средневековый человек заменил богиню церковью. Анима пред­стает то как демоническое начало, то как ангел света. Обычно мужчине вменяется в обязанность в максимальной степени вытеснять из себя женские черты, но будучи вытесненными, они скапливаются в бессозна­тельном и во многом предопределяют поступки мужчины, тот идеал жен­щины, который он ищет, и тл. Все относящееся к Аниме. считал Юш. безусловно значимо, опасно, табуировано. магично. Желая жизни. Ани­ма желает и добра, и зла. Проникновение в ее природу и благотворно, и устрашающе.

Персона — это маска, которую человек бессознательно надевает на себя, чтобы производить впечатление на других и скрывать свою истин­ную природу. Этот архетип также имеет длительную, обусловленную природным бытием человека историю: человек должен был в страхе перед демонами скрывать свое лиио. свое имя. свой характер, чтобы не стать игрушкой в руках внешних сил. В наше время человек строит вне­шнюю искусственную личность, чтобы оправдать то поведение, кото­рого от nei о ожидают. Но часто происходит так. что человек сливается со своей маской, со своей социальной ролью, маска как бы прикипает к его лицу, н он уже не в силах ее снять. Человек рад бы показать, что он добрый и милый, по не может н с каменным строгим лицом изре­кает что-нибудь важное и шачптедьное. У человека во.пикает то. что Андреи II тагопов называл -мордой ища-


Философская;тг|И1Пология о ечиноои человека

 

Line олин структурный элемент психики, лрхешп «Тень». Тень -это нее мерзкое, грязное, неприятное, что живет ннутрн нас п ЧТО мы прячем где-то глубоко в себе. Тень - по древнейший псичопрнродныи архетип, корни которого теряются но тьме животного или полуживот-ного существовании человека. Мало кто может посмотреть честно н объективно на себя, обычно мы все нехорошее, что есть в нас. проеци­руем на других, на внешний мир. Сели человек в состоянии увидеть собственную Тень, то это уже крупный шаг вперед в самопознании. Ус­транить Тень с помошью доказательств или рассуждений невозможно, да и не бывает человека без Тени, это необходимая составная часть его психики. Но Тень - это не только мое личное бессознательное. В на­шем сознании мы господа над самими собой. Но стоит нам шагнуть сквозь дверь Тени, и мы обнаруживаем, что мы сами являемся игруш­кой в чьих-то руках. Возникает даже повод для паники, пробуждаются опасные сомнения относительно веры в превосходство сознания. Тем­ное море бессознательного может прорваться, все затопить, и погаснет свет сознания. «С древнейших времен наиболее рассудительные люди понимали, что любого рода внешние исторические условия — лишь по­вод для действительно грозных опасностей, а именно социально-поли­тических безумий, которые не представляют каузально необходимых следствий внешних условий, но в главном были порождены бессозна­тельным»4.

Удивительным сплавом тела и души является так называемое «экст­расенсорное восприятие», природа которого до сих пор остается зага­дочной и неуловимой для рационального научного описания. Экстра­сенсы проявляют поистине «чудесные» способности управления соб­ственным телом, проникновения в чужую личность, в видении прошло­го и будущего. Экстрасенсорные способности, по-видимому, присущи в какой-то степени всем, но у некоторых людей достигают весьма зна­чительного развития. Если понимать «экстрасенсорность» как сверхчув­ствительность, присущую также и животным, то многие факты, такие как «кожное» видение, интуитивные прозрения относительно судьбы человека, телепатические способности, явно выходят за рамки только чувственности, предполагая и специфическое душевное, и духовное развитие.

Поскольку весь предшествующий анализ посвящен телесным осно­ваниям человеческой природы, синтезу тела и души в человеке, то име­ет смысл более подробно остановиться на понятии души. Душа, по на­шему мнению, есть тот срединный пункт человеческого бытия (средин­ный между телом и духом), в котором кроется основная тайна и смысл человеческого существования. Душа в гораздо большей степени, чем дух. свидетельствует о том. что человек является образом и подобием Божьим. И именно наличием души человек отличается от всего окру­жающего его мира.

Можно выделить три стороны сознания: предметное сознание (то Шть сознание, направленное на мир окружающих нас пешей, предме­тов, событий): самоапнание (сознание, направленное на самого себя, все время осознающее самое себя как нечто другое, чем весь остальной окружающий мир). И еоиюнпскок котик непосрачтненных пережнчонпн.


Первые дне стороны соишим» относятся к тому, что в фпдосифип все­гда мизыиадось духам. Третья сторона в фндософин называется душой

В предметном сошанни н самосознании мы имеем дело с идеями, понятиями, с моделями окружающего мира, с представлениями О са­мом себе. В духе человек подвышается над природой, создает второй, идеальный мир. познает законы Вселенной и может на основании утих законов строить маишны. возводить дома, посылать в космос ракеты.

Что касается души, то она занимается совсем другим делом. Душа, ее глубина и развитость делают человека живым. В принципе, позна­вать мир. развивать цивилизацию может и искусственный интеллект, мыслящая машина. И если бы человек не имел души, он и был бы та­кой машиной. Дув1а — нечто более значительное и глубокое в челове­ке, чем дух. Дух укоренен в душе как предметное сознание и самосоз­нание. Они словно листья и ветви дерева, а душа - их корни.

В глубине человеческого сознания течет невидимая река, поток ду­шевных переживаний, который постоянно меняется, варьируется, рас­ширяется. Душевная жизнь подобна мелодии, которая все время меня­ется от каждой новой присоединенной ноты. Каждое новое впечатле­ние откладывается в нашей душе, изменяя весь ее строй. Сознание ни­когда не возвращается в прежние состояния, потому что тянет за собой все прошлое: все. что бы ни случилось с человеком, откладывается в его памяти и. попадая в точно такую же ситуацию, человек каждый раз -уже другой, у него больше опыта, больше переживаний, больше впечат­лений и т.д.

Поток душевных переживаний имеет свое внутреннее пространство и время, лучше сказать - пространственные и временные горизонты, бла­годаря которым мы можем познавать пространство и время окружающе­го мира. Например, каждое переживание имеет будущий и прошлый вре­менной горизонт, го есть каждое переживание как бы «оттеняет» себя, бросает тень в прошлое и будущее. Мы слушаем музыку, и в каждый дан­ный момент мы слышим только одну ноту или аккорд, но на самом-то деле мы слышим мелодию, потому что прозвучавшие звуки еше звучат каким-то образом в нашей душе, а те, которые вот-вот мы должны услы­шать, уже каким-то образом слышны, и потому все это связывается в единую мелодию.

Точно гак же обстоит дело и с речью. Когда мы слушаем кого-либо, мы в каждый настоящий момент слышим один произносимый слог, но мы слышим речь, потому что звучат еще в сознании прошлые слова, и. когда говорящий произносит первый слог, мы уже. как правило, знаем, какое слово он скажет. Иначе произносимые звуки не сливались бы в осмысленную речь.

Что касается пространственных горизонтов, то это хорошо понятно на примере того, как мы видим что-либо. Например, мы видим дом. На самом деле мы не можем видеть дом. потому что нет такой точки, с ко­торой он весь виден: мы всегда видим только ближайшую стену и часть соседней, даже если смотреть с вертолета, го мы видим только крышу п. может быть, одну из стен. А мы видим дом. потому что наше со зна­ние достраивает не видимые нами пространственные горизонты любой вещи.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.