КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В.Д. lyoHH. Ь..И. Некрасова
на котором воспроизводятся отражении актуальных. свсршаюпшхся действий'. Не существует «вешей». «материй», «объектов», а существует, отмечает В. Полорога, единое динамическое поле чувственных образов, в котором, не останавливаясь ни на мгновение, продолжаются вариации всех проявлений, действий, реакций, присущих данному виду телесности. Мир в потоке становлении — это система взаимодействующих между собой образов. И тогда наше тело есть лишь один из специфических образов, который способен занять центральное место в этом мире, стать особым экраном, через который протекает река «всемирного становления». Орган есть знак тела. Органы создаются телом, чтобы интерпретировать себя. "Орган — что своего рода продукт рефлексии жишнного потока над самим собой, над своим способам «протекания» сквпи, миры вещей, событий и других rnej.... Орган — это вынужденная мера зашиты нашего тела от внешней утрозы: он образуется на пересечении телесного потока (того, что. согласно Ниише. беззвучно течет сквозь наше тело. - Авт. i и нашей способности пережить его силу и не погибнуть. Отнести угрозу избыточного напряжения чувственности можно, если создать некий орган-порог, посредством которого поток устремится далее, но уже дру^ гим путем и с другой силой и степенью интенсивности»-4. Тело есть нечто не ставшее, а становящееся, оно лишь усмиряется устойчивыми конструкциями органов. Орган тела находится вне нас и в то же время является неким телесным ответвлением нашего Я, нашей проекцией на мир. Вот почему тело представляется очагом различных органопроекиий. Тело создает себе орган и наделяет его «полезной» функцией. Мы не имеем отдельных органов для зрения, хотя говорим, что видим глазами. Глаз — это орган, и как орган он совершенно искусственен с самого начала. Глаз, как и любой орган. - продукт феноменального тела, его образ, так же как само тело, является лишь образом, проекцией нашего представления о теле, а не телом, как оно есть в некоей первичной данности.
Таким образом, тело не ограничено органами, не сводимо к организму, феноменальное тело является в одинаковой степени И телом, и душой. Это единство тела и души в философской антропологии называется плотью. Плоть — это одухотворенное тело. Наше столетие, писал М Мерло- Понти в работе «Человек н противостоящее ему», стерло границу, разделяющую «тело» и «дух», и человеческая жизнь в ее целостности воспринимается теперь как явление духовно-телесное, даже в самых плотских своих проявлениях причастное к межличностным связям. XX век восстановил и углубил познание «плоти», то есть одушевленного тела. И здесь, по мнению Мерло-Пойти, важная роль принадлежит психоанализу, который открыл новое понимание тела. Так. произведения З.Фрейда переосмысливают старое понятие инстинкта. Сексуального инстинкта у человека нет. п ребенок осваивает сексуальное поведение, считающееся нормальным, только в итоге сложного индивидуального развития. «Нормальная любовь» не является чем-то изначально заданным и неизменным. Связь ребенка и родителей не принадлежит к разряду инстинктивных. Это. по Фреп:v духовная связь. Философская ятрои»,-ют»» сущности человека
Ни один вид человеческого поведения не является простым результатом какого-нибудь телесного механизма. Фрейд, полагал Мердо-Понти. пытается не столько свести суперегруктуры к инстинктивным инфраструктурам, сколько покатать, что в человеческой жизни нет места «инфернальному» и «низкому-, Фрейд не столько объясняет поведение взрослых унаследованной с детства фатальностью, сколько обнаруживает в детстве неразвившуюся взрослую жизнь. Он не столько объясняет психическое через телесное, сколько показывает «психологическое» тела, его секретную или латентную логику.
Из фрейдовского психоанализа можно сделать следующий вывод: нельзя говорить о сексе в той мерс, в какой это совокупность органов и функиии. и о теле, в какой это масса вещества, как о какой-нибудь конечной причине. «Ни одного из разработанных философией понятий — причины, следствия, средства, цели, материи, формы — недостаточно для осмысления отношений между телом и целостной жизнью, его соединения с личностной жизнью и связи личностной жизни с ним. Тело загадочно: это. без сомнения, часть мира, но странным образом, это и средоточие желания сблизиться с другим, добраться до него в его Теле, таком же одушевленном и одушевляющем, таком же естественном образе духа. В психоанализе дух наполняет тело, как и. наоборот, тело проникает в лушу»№. Фрейд, по мнению Мерло- Понти. ввел понятие бессознательного, чтобы описать взаимопроникновение анонимной жизни тела и официальной жизни личности. Ибо телесное существование протекает в человеке без его участия, и есть лишь набросок его подлинного присутствия в мире. Тело лишь выражает сушествованис, экзистенцию человека. Но ни тело, ни экзистенция не могут, по мнению Мерло-Понти, считаться оригиналом человеческого бытия. Одно предполагает другое: тело — существование застывшее и обособленное, а существование -непрерывное воплощение. «Без сомнения следует признать, что целомудрие, желание, любовь вообще имеют метафизическое значение. Их невозможно понять, если трактовать человека как машину, управляемую природными законами или инстинктами. Они причастны лишь человеку, понятому как сознание и свобода»". Последующее развитие идей психоанализа в работах К. Юнга отчетливо выявляет тот факт, что в человеческом организме нет резких переходов между телом и сознанием, телом и душой. «Различение тела и разума. — писал Юнг. — это искусственная дихотомия, дискриминация, которая, несомненно, в большей степени основывается на своеобразии познающего интеллекта, чем на природе зешей. В действительности же взаимное проникновение телесных и психических признаков столь глубоко, что по свойствам тела мы не только можем сделать далеко идущие выводы о качествах психического, но н по психической специфике мы Можем судить о соответствующих телесных формах»".
Юнг описывал основные характеристики психики, архетипы, которые невозможно отнести однозначно к телесному или душевному началу, например. 'Чннма. Персона, Тень. Это архетипы коллективного бессознательного, которые управляют пашен психикой, определяют сознание, поведение, культуру в целом. Это мифы и олновре- - менно с ran да рты. упорядочивающие работу нашей психики, символы нашей души и символы окружающею нас мира. Эти архетипы существовали с незапамятных времен н на протяжении всей человеческой истории сопровождали человека. Но то коллективное бессознательное, каким мы знаем ею сегодня, считал Юнг. ранее вообше никогда не было психологическим. До христианских мифов и ритуалов существовали античные мистерии, а они восходят к седой древности неолита. «У человечества никогда не было недостатка в могущественных образах, которые были магической защитной стеной против жуткой жизненности, таящейся в глубинах души. Бессознательные формы всегда получали выражение в защитных и целительных образах и тем самым выносились в лежащее за пределами луши космическое пространство»-". Например. Анима — это бессознательное женское начало в психике мужчины и мужское (Анимус) в психике женщины. Обычно «Апнмой» называют душу. т.е. нечто божественное и бессмертное. Но это очень позднее культурное понимание. Анима — это природный архетип. Она сводит воедино все проявления бессознательного, примитивных духов, историю языка и религии. Она есть основа настроений, реакций, импульсов, всего того, что психически спонтанно. Она живет из самой себя и делает нас живущими. Это жизнь под или в глубине сознания, которую сознание не может интегрировать в себя, наоборот, само сознание возникает из этой жизни. Для сына в первые голы жизни Анима сливается с всесильной матерью, что затем накладывает отпечаток на всю его судьбу. Эта сентиментальная связь сохраняется на протяжении всей жизни и либо препятствует человеку, либо дает ему мужество для самых смелых деяний. Античному человеку Анима являлась или как богиня, иди как ведьма. Средневековый человек заменил богиню церковью. Анима предстает то как демоническое начало, то как ангел света. Обычно мужчине вменяется в обязанность в максимальной степени вытеснять из себя женские черты, но будучи вытесненными, они скапливаются в бессознательном и во многом предопределяют поступки мужчины, тот идеал женщины, который он ищет, и тл. Все относящееся к Аниме. считал Юш. безусловно значимо, опасно, табуировано. магично. Желая жизни. Анима желает и добра, и зла. Проникновение в ее природу и благотворно, и устрашающе.
Персона — это маска, которую человек бессознательно надевает на себя, чтобы производить впечатление на других и скрывать свою истинную природу. Этот архетип также имеет длительную, обусловленную природным бытием человека историю: человек должен был в страхе перед демонами скрывать свое лиио. свое имя. свой характер, чтобы не стать игрушкой в руках внешних сил. В наше время человек строит внешнюю искусственную личность, чтобы оправдать то поведение, которого от nei о ожидают. Но часто происходит так. что человек сливается со своей маской, со своей социальной ролью, маска как бы прикипает к его лицу, н он уже не в силах ее снять. Человек рад бы показать, что он добрый и милый, по не может н с каменным строгим лицом изрекает что-нибудь важное и шачптедьное. У человека во.пикает то. что Андреи II тагопов называл -мордой ища- Философская;тг|И1Пология о ечиноои человека
Line олин структурный элемент психики, лрхешп «Тень». Тень -это нее мерзкое, грязное, неприятное, что живет ннутрн нас п ЧТО мы прячем где-то глубоко в себе. Тень - по древнейший псичопрнродныи архетип, корни которого теряются но тьме животного или полуживот-ного существовании человека. Мало кто может посмотреть честно н объективно на себя, обычно мы все нехорошее, что есть в нас. проецируем на других, на внешний мир. Сели человек в состоянии увидеть собственную Тень, то это уже крупный шаг вперед в самопознании. Устранить Тень с помошью доказательств или рассуждений невозможно, да и не бывает человека без Тени, это необходимая составная часть его психики. Но Тень - это не только мое личное бессознательное. В нашем сознании мы господа над самими собой. Но стоит нам шагнуть сквозь дверь Тени, и мы обнаруживаем, что мы сами являемся игрушкой в чьих-то руках. Возникает даже повод для паники, пробуждаются опасные сомнения относительно веры в превосходство сознания. Темное море бессознательного может прорваться, все затопить, и погаснет свет сознания. «С древнейших времен наиболее рассудительные люди понимали, что любого рода внешние исторические условия — лишь повод для действительно грозных опасностей, а именно социально-политических безумий, которые не представляют каузально необходимых следствий внешних условий, но в главном были порождены бессознательным»4. Удивительным сплавом тела и души является так называемое «экстрасенсорное восприятие», природа которого до сих пор остается загадочной и неуловимой для рационального научного описания. Экстрасенсы проявляют поистине «чудесные» способности управления собственным телом, проникновения в чужую личность, в видении прошлого и будущего. Экстрасенсорные способности, по-видимому, присущи в какой-то степени всем, но у некоторых людей достигают весьма значительного развития. Если понимать «экстрасенсорность» как сверхчувствительность, присущую также и животным, то многие факты, такие как «кожное» видение, интуитивные прозрения относительно судьбы человека, телепатические способности, явно выходят за рамки только чувственности, предполагая и специфическое душевное, и духовное развитие. Поскольку весь предшествующий анализ посвящен телесным основаниям человеческой природы, синтезу тела и души в человеке, то имеет смысл более подробно остановиться на понятии души. Душа, по нашему мнению, есть тот срединный пункт человеческого бытия (срединный между телом и духом), в котором кроется основная тайна и смысл человеческого существования. Душа в гораздо большей степени, чем дух. свидетельствует о том. что человек является образом и подобием Божьим. И именно наличием души человек отличается от всего окружающего его мира. Можно выделить три стороны сознания: предметное сознание (то Шть сознание, направленное на мир окружающих нас пешей, предметов, событий): самоапнание (сознание, направленное на самого себя, все время осознающее самое себя как нечто другое, чем весь остальной окружающий мир). И еоиюнпскок котик непосрачтненных пережнчонпн. Первые дне стороны соишим» относятся к тому, что в фпдосифип всегда мизыиадось духам. Третья сторона в фндософин называется душой В предметном сошанни н самосознании мы имеем дело с идеями, понятиями, с моделями окружающего мира, с представлениями О самом себе. В духе человек подвышается над природой, создает второй, идеальный мир. познает законы Вселенной и может на основании утих законов строить маишны. возводить дома, посылать в космос ракеты. Что касается души, то она занимается совсем другим делом. Душа, ее глубина и развитость делают человека живым. В принципе, познавать мир. развивать цивилизацию может и искусственный интеллект, мыслящая машина. И если бы человек не имел души, он и был бы такой машиной. Дув1а — нечто более значительное и глубокое в человеке, чем дух. Дух укоренен в душе как предметное сознание и самосознание. Они словно листья и ветви дерева, а душа - их корни. В глубине человеческого сознания течет невидимая река, поток душевных переживаний, который постоянно меняется, варьируется, расширяется. Душевная жизнь подобна мелодии, которая все время меняется от каждой новой присоединенной ноты. Каждое новое впечатление откладывается в нашей душе, изменяя весь ее строй. Сознание никогда не возвращается в прежние состояния, потому что тянет за собой все прошлое: все. что бы ни случилось с человеком, откладывается в его памяти и. попадая в точно такую же ситуацию, человек каждый раз -уже другой, у него больше опыта, больше переживаний, больше впечатлений и т.д. Поток душевных переживаний имеет свое внутреннее пространство и время, лучше сказать - пространственные и временные горизонты, благодаря которым мы можем познавать пространство и время окружающего мира. Например, каждое переживание имеет будущий и прошлый временной горизонт, го есть каждое переживание как бы «оттеняет» себя, бросает тень в прошлое и будущее. Мы слушаем музыку, и в каждый данный момент мы слышим только одну ноту или аккорд, но на самом-то деле мы слышим мелодию, потому что прозвучавшие звуки еше звучат каким-то образом в нашей душе, а те, которые вот-вот мы должны услышать, уже каким-то образом слышны, и потому все это связывается в единую мелодию. Точно гак же обстоит дело и с речью. Когда мы слушаем кого-либо, мы в каждый настоящий момент слышим один произносимый слог, но мы слышим речь, потому что звучат еще в сознании прошлые слова, и. когда говорящий произносит первый слог, мы уже. как правило, знаем, какое слово он скажет. Иначе произносимые звуки не сливались бы в осмысленную речь. Что касается пространственных горизонтов, то это хорошо понятно на примере того, как мы видим что-либо. Например, мы видим дом. На самом деле мы не можем видеть дом. потому что нет такой точки, с которой он весь виден: мы всегда видим только ближайшую стену и часть соседней, даже если смотреть с вертолета, го мы видим только крышу п. может быть, одну из стен. А мы видим дом. потому что наше со знание достраивает не видимые нами пространственные горизонты любой вещи.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |