Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

U..i. 1 viiiiii. к.ii. Некрасива




 

юшемуся. яркому, талантливому. Члены стада - ло неудачники, это люди, которые никогда и жизни ничем не рисковали - ни здоровьем, ни жизнью, ни богатством, никогда не решались на самостоятельный своевольный поступок, никогда не решались «выйти из-под закона», коюрыи ограничивал их свободу. Но если не рискуешь, считал Ницше, то ничего не добьешься. По большому счету надо рисковать жизнью, ведь вес равно мы ее рано иди поздно потеряем, какое значение име­ют еше двадцать или тридцать лет нудной и серой жизни, которую про­живает человек, ничем не рискнувший»

Сущность стада составляют три инстинктивные силы: I) инстинкт стада против сильных и независимых; 2) инстинкт страждущих и не­удачников против счастливых: 3) инстинкт посредственности против исключений. Инстинкт стада видит высшее в середине и в среднем. Все должны быть равны, вес должны быть одинаковы, поэтому всякое ис­ключение, стоящее над стадом, воспринимается ею членами как нечто враждебное и вредное. В стаде нет одиночества, оригинальности, само­стоятельности, в стаде каждый должен быть прозрачен и познаваем для остальных. «Ты должен быть доступен познанию, твое внутреннее я должно обнаруживаться в отчетливых и неизменных знаках, иначе ты опасен: и если ты зол, то твоя способность притворяться крайне вред­на для стада. Мы презираем таинственных, не поддающихся позна­нию. Следовательно, ты должен сам себя считать познаваемым, ты не должен быть скрытым от самого себя, ты не должен верить в свою изменчивость»^.

Стадо - это восстание безобразных, неудавшихся душ против кра­сивых, гордых, бодрых, стадо всегда выступает против властолюбия, против привилегий, против сектантов, свободомыслящих, скептиков, против философии. Стадо одобряет такие качества, как умеренность, скромность, почтительность, тактичность, целомудренность, прямота, доверчивость, бескорыстность и т. д. У стада «смертельная вражда... против иерархии: ее инстинкт на стороне уравнителен (Христос). По от­ношению к сильным единицам... оно враждебно, несправедливо, нео­бузданно, нескромно, нахально, бестактно, трусливо, лживо, коварно, безжалостно, скрытно, завистливо, мстительно»-'1'.

Все, о чем писал н этой связи Ниише — это не психологические ха­рактеристики слоя людей, определяющих направление культуры в кон­це XIX века, не анализ социальных сдвигов, это онтологические харак­теристики личности, лежащие в основе психологии и социологии, это описание новой породы людей, выведенной христианством, социализ­мом, условиями современной жизни, и теперь эта порода, эта масса оп­ределяет и культуру и историю человечества. Господство массы приве­ло к новому мироощущению, которое Ниише назвал нигилизмом "Низший вид («стадо», «масса», «общество») разучился скромности и раздувает свои потребности до размеров космических и метафизических ценностей. Этим вся жизнь вульгаризируется: поскольку влас unci именно масса, она тирапп шрует исключения, так что ли последние те­ряют веру в себя и становятся нигилистами*27.

Нигилизм — это неверие в высшие ценности, смерть бога, возрлс танне бессмысленности жизни, пессимизм и отчаяние, господствузо-


нал умами люлеи. это мировая ночь, опускающаяся на сиропепс-чедовечество. Нет больше сильной личности, способной своей но-и интеллектом одухотворить мир. никто не хочет жить мужествен-и самостоятельно, нша на свой страх и риск свой собственный жн.з-iiuii путь, каждый прячется да другого, живет, подчиняясь общим лоиам и стандартам, каждый полон сое градация и готов служить гому. Но человек должен жить для себя, пытаться изменить самого "я. из твари сделаться творцом, только тогда он может что-то сделать я других. «Большинство людей, очевидно, случайно живут на свете: в не видно никакой необходимости высшего роли. Они занимаются ем, и другим, их дарования посредственны. Как странно! Род их жиз-показывает. что они сами не придают себе никакой иены, они тра-ят себя, унижаясь до пустяков (будь это ничтожные страсти или мело­чи профессии). В так называемом «жизненном призвании», которое пжен избрать всякий, проявляется трогательная скромность людей: они говорят этим, что мы призваны приносить пользу и служить подоб­ным себе: сосед тоже, а его сосед тоже: и так всякий служит другому, ни у кого нет призвания жить ради себя самого, но всегда ради других: т.е. получается черепаха, которая покоится на другой, а эта на следующей и т. д. до бесконечности. Если цель всякого в другом, то существование всех не имеет никакой цели; и это «существование друг для друга» — са­мая комическая из комедий»*8.

Масса и соответствующая ей массовая культура руководствуется ин­стинктом слабости. Будучи не в состоянии создать ничего нового, он консервирует религии, метафизики, всякого рода поверхностные убеж­дения. Но за всем этим, считал Ницше, скрывается усталость, фатализм, разочарование или злоба. На всей европейской жизни лежит тень уста­лости, слабости, старости, иссякающей силы. Нынешний социализм есть. ПО Ницше, прямое следствие нигилизма. Социализм — это до кон­ца продуманная тирания ничтожнейших, глупейших., «на три четверти актеров». Социалисты полагают, что возможны такие условия, при кото­рых исчезнет на земле злость и насилие, при которых не будет пороков, преступлений, нужды. Но считать так — значит осудить жизнь. Не ь воле общества оставаться молодым. И даже в полном своем расцвете оно вы­деляет всякие нечистоты и отбросы. От этого не спастись учреждениями и социальными преобразованиями.

Нигилизм как результат разрушающей деятельности просветитель­ского гуманизма, результат ложно понятой сущности человека привел к исчерпанности возможностей европейской культуры, опирающейся на традиционные ценности. Все они уже стали полыми идолами. Рели­гия, мораль, искусство, наука стали формами самоотчуждения к само­отрицания человека. Это катастрофа духовности, за которой последуют катастрофы со/шатьных взрывов, революции. В XX веке, считая Ниц­ше, разразятся страшные воины, когда злобная н разрушительная энер­гия стада вырвется наружу.

Существенный «клал «критику трат и и по много гуманизма, традицион­ного понимания человека внес Мартин Ханлег.гер. В работе «Письмо о гу­манизме» он говорил, чю i vMaiiiiTM - это всегда забота о то.м. чтобы че­ловек стал человечным, а не бес-человечным, -ншуманным*. т.е. отпав-





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 314; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.