Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В .Д. I гони. К.II. Некрасова




 

подыоваипе своего тела ребенком — это не символическое изображе­ние родителей. Колоссальный внессмейный опыт, полагали иостструк-гурллисты. ускользает от Фрейда, который был сам загипнотизирован своим открытием эдипова комплекса •■Психоанализ замыкает сексу­альность в странную коробку с буржуазными виньетками» (Д.Г.Лоу-рсис). в род довольно отвратительного искусственного треугольника, душащего любую сексуальность в качестве производства желания... Психоанализ принимает участие в буржуазном угнетении в самом об­иде м виде, которое состоит в удержании европейцев под том паночек-мамочек и н бесконечном воспроизведении этой проблемы»1'.

Психоанализ, выявляя Смерть. Закон и Желание в их первозданной неукротимости, сталкивает нас с безумием в его теперешней форме. В этом образе, считал Фуко, наше сознание уже не ишет следов другого мира, оно прослеживает возникновение того, что находится в опасной для нас близости, словно вдруг перед нами выступает провал нашего су шествования. «Конечное человеческое бытие, на основе которого мы и существуем, мыслим и познаем, вдруг оказывается перед нами как су­ществование, одновременно и реальное, и невозможное, как мысль, ко­торую мы не можем помыслить, как объект нашего знания, который, однако, постоянно ускользает от нас. Вот почему именно психоанализ обнаруживает в этом безумии, которое психиатры называют шизофре­нией, свою самую скрытую, самую непреодолимую муку, ведь именно в этом безумии даются в абсолютно явном и в то же время абсолютно скрытом виде формы конечного человеческого бытия...»".

Шизофренический инстинкт жизни прорывает замкнутую оболоч­ку человека, усиливает импульсы бессознательного, творящего образы мира. Подлинным творцом мира оказывается тот. в ком эти импульсы наиболее сильны: дикарь, ребенок, революционер, художник. Шизоф­реник, в этом смысле, не верит в Я. не верит в папочку-мамочку, он за пределами всего налично положенного, сзади, внизу, в другом месте. Фрейд, по мнению Ж. Делёза и Ф. Гваттари. не любит шизофреников, не понимает их специфической роли (речь идет не о болезни, а об осо­бой установке к миру), он не любит их сопротивления эдипизанин. считает, что они просто тупы, апатичны, нарииссичны, напоминают философов. Но шизофреник — главный герой современности. «Ши­зофреник стоит на пределе капитализма: он представляет собой его раз­витую тенденцию, прибавочный продукт, пролетария и ангела-истре­бителя. Он смешивает все коды, будучи носителем декодированных по­токов желания... Шизофреник — это производство желания как предел общественного производства»'*.

Фрейд и его последователи рассматривали человека с позиции клас­сических философских традиций. Бессознательное нужно поставить под контроль сознания. Сами процедуры психоанализа как терапии нацелены на то. чтобы вывести бессознательное на свет сознания, «об­разумить» бессознательное, переформулировав иррациональные влече­ния в рациональных категориях - Шизоанали!•> же. противопоставля­емый Делезом и Гваттари психоанализу, исходит из продумивности бессознательного. Именно в силу того, что сфера бессознательною (сфера Желания) носит продуктивны!!, творческин характер, от него не



тедует «освобождаться». Настоящая свобода как раз и заключена в фере Желания, а попытки поставить его под контроль — репрессивны и непродуктивны.

Дополнительная литература

Лапланш Ж.. Понтнлис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. М.. 1996. Ленбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. М., 1990.

Лоренцер А. Археология психоанализа: Интимность и социальное стра­дание. М.. 1996. Сартр Ж.-П. Фрейд. М.. 1992.

Фрейд. 3. Психоаналитические этюды. Минск, 1991.

Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М.. 1992.

Фромм Э. Бегство от свободы. М.. 1990.

Фромм Э. Душа человека. М.. 1992.

Юнг К. Проблемы души нашего времени. М.. 1993.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.