Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Для изучения особенностей детской субкультуры




Вопросы для беседы с родителями

III. Отношение к воспитателю как представителю взрослого сообщества.

II. Характер детских проблем и круг лиц, которым ребенок открывает свои проблемы.

I. Отношение ребенка к сообществам взрослых, школьников и собственному будущему в сообществах школьников и взрослых.

Вопросы для дошкольников

для изучения особенностей детской субкультуры [10]

 

1. Как ты считаешь, что обычно делают взрослые, чем они заняты? Что обычно делают школьники? Что делают маленькие дети, которые еще не ходят в школу?

2. Как ты думаешь, кем лучше быть – взрослым, школьником или маленьким ребенком? Почему ты так считаешь?

3. Хотелось бы тебе быть взрослым? Почему хотелось бы (не хотелось бы)?

4. Хотелось бы тебе быть школьником? Почему хотелось бы (не хотелось бы)?

1. Бывает так, что ты сильно огорчаешься, расстраиваешься? Из-за чего ты больше всего огорчаешься?

2. Кому чаще всего рассказываешь о своих огорчениях?

1. Что делает воспитатель в детском саду?

2. Хотелось бы тебе быть воспитателем? Почему хотелось бы (не хотелось бы)?

3. Тебе хотелось бы, чтобы воспитатель играл с вами? Почему хотелось бы (не хотелось бы)?

4. О чем с тобой воспитатель обычно разговаривает?

IV. Предпочтения детей в сфере книг, музыкальных произведений, телепередач, содержания игр и общения со сверстниками.

1. Что ты больше всего любишь делать?

2. Какую книгу ты больше всего любишь?

3. Какая передача по телевизору тебе больше всего нравится?

4. Какая песня или музыка тебе больше всего нравится?

5. Как ты любишь играть?

6. Ты любишь играть один или с детьми? Вдвоем с кем-нибудь или когда много детей? Почему тебе так больше нравится?

7. О чем ты со своими друзьями любишь поговорить?

Приложение 7

1. Считаете ли вы, что для маленького ребенка важна своя комната или это ему пока не обязательно?

2. Есть ли у вашего ребенка отдельная комната?

3. Есть ли у ребенка специальное место для игр, личных вещей?

4. Кто принимал участие в оформлении детской комнаты (уголка)?

5. Имеет ли ребенок возможность самостоятельно изменить оформление комнаты (уголка)?

6. Как обычно реагирует ребенок, когда кто-то хочет занять его место в доме?

7. Есть ли у ребенка свои персональные предметы в доме (чашка, стульчик)? Как он к ним относится (бережно, не позволяет пользоваться другим, безразлично)?

8. Много ли в вашем доме игрушек, поделок, сделанных ребенком? Где вы их храните?

9. Ограничиваете ли вы пространство и действия ребенка, когда он играет?

10. Принимаете ли вы участие в играх детей?

11. Какие места для игр чаще всего выбирает ребенок?

12. Любит ли ваш ребенок уединяться, играть отдельно от вас? Как вы к этому относитесь?

13. Любит ли ваш ребенок строить уединенные места сам (пещеры, палатки и т.д.)?

14. Вмешиваетесь ли вы в процесс «строительства»? Каким образом? (Не вмешиваетесь, запрещаете, ломаете постройки, предлагаете «строительный материал», критикуете постройку, подаете идеи, участвуете в подборе материала и строительстве.)

15. Любит ли ребенок во дворе играть в песочнице, кататься с горки и др.? Как вы думаете, почему?

16. Если да, то при этом он предпочитает играть один? с друзьями? случайными сверстниками? с большой группой детей?

17. Есть ли у ребенка свои тайны?

18. Доверяет ли вам ребенок свои тайны?

19. Считаете ли вы своего ребенка «открытым ребенком»?

20. Рассказывает ли вам ребенок о своих страхах? Если да, то как вы на это реагируете? (Стыдите, уговариваете, исследуете вместе «страшные» места, устраиваете тренировку в смелости.)

21. Каким образом ребенок чаще всего пытается обратить на себя внимание взрослых (как бы напомнить о себе)?

22. Принимает ли ребенок участие в совместных семейных делах? Если да, то как? (Выполняет самостоятельно посильную работу; выполняет персональные поручения под присмотром взрослых; выполняет незначительную работу, чтобы чего не вышло; помогает взрослым в качестве подсобного (подать, принести); любые дела делаем вместе всей семьей; другое.)

23. Часто ли ребенок задает неожиданные вопросы типа «почему?» Бывает ли, что вы не можете ответить на них?

24. Как вы реагируете на них? (Пропускаете мимо ушей, пытаетесь уйти от ответа, подробно объясняете, бросаетесь к энциклопедиям, привлекаете ребенка к совместному рассуждению.)

25. Придумывает ли ребенок «неправильные» слова (перевертыши, тайный язык, новые слова или неправильное словообразование типа «копатка», «пескаватор» и др.)?

26. Использует ли ребенок детские ритуалы в общении со сверстниками (дает прозвища, использует дразнилки, считалки, примирительный ритуал (Мирись, мирись…) и т.д.)?

Приложение 8

Методика «Родительское сочинение» [11]

Сочинение выступает как особая форма сотрудничества специалиста и родителя. Это не просто методика, характеризующаяся репрезентативностью, валидностью и др., это маленькое творческое пространство, в котором есть все структурные элементы, подчиненные определенному закону – закону единства места, времени и действия, закону целостности порождения и восприятия текста, которые создает себе на этом пространстве сам родитель. Во всяком сочинении скрывается особая идея, особая проблема, порой не понимаемая самим родителем, который имеет свой индивидуальный жизненный, интеллектуальный и профессиональный опыт. Поэтому задача специалиста – увидеть во внешних формах повествования особое содержание человеческого бытия.

Сочинение является фиксацией значимой личностной позиции родителя, главной формой материализации проблем. Материалы сочинений – первый шаг в рефлексии родителем проблем воспитания ребенка, в их осознании и понимании, опора для построения новой системы общения и взаимодействия с ребенком. Написание сочинений помогает родителю открыть не только себя, но и своего ребенка. Задача педагога – оказать помощь родителю в переходе на качественно новую ступень осознания его проблем, причин их возникновения и способов преодоления.

Процедура проведения

Базовыми для родительского сочинения являются темы открытого типа «Мой ребенок» и «Я как родитель». В зависимости от целей и степени готовности родителя к выполнению задания формулировка может быть изменена в направлении большей конкретизации (например, «Воспоминания о моем детстве», «Мои родители», «Я – родитель», «Портрет моего ребенка», «Мой ребенок – самый лучший», «Прошлое, настоящее, будущее моего ребенка», «Родители и детский сад» и др.). Родителю предлагается написать все, что он хочет, считает нужным. На вопросы родителя об ожидаемом содержании сочинения и его объеме. Нужно вновь повторить инструкцию, указывая на полную свободу автора в определении этих моментов.

Время написания не ограничивается. Сочинение может быть написано как дома, так и во время ожидания родителем ребенка. В последнем случае важно обеспечить родителю необходимые условия для работы: изолированное помещение, тишину, отсутствие отвлекающих факторов, достаточное время и т.д. Процесс написания должен быть интимным, поскольку погружение в собственную проблему невозможно под «бурные аплодисменты» зрителей. Кроме того, не каждый родитель соглашается написать сочинение на заданную тему, часто ссылаясь на отсутствие времени, неумение писать. Они предлагают просто поговорить, либо делают вид, что забыли выполнить домашнее задание (если им было предложено написать сочинение дома).

Основные параметры анализа «Родительского сочинения»:

9. Особенности поведения родителя в процессе выполнения задания.

10. Формальные показатели.

11. Содержательные показатели (табл. 1-3).

Определена типология образов родителей, отличающихся уровнем владения средствами рефлексии и ориентировки во времени и пространстве, в обстоятельствах детско-родительского бытия. Рассмотрим их.

«Игнорирующий родитель». Сочинение таких родителей имеет, как правило, формальный характер (пишу, потому что попросили, не могу понять, зачем это нужно). В основном в таких сочинениях сюжетная линия ограничивается перечислением наиболее существенных жизненных событий главного действующего лица (ребенка). Преобладает биографическая жанровая форма, соответственно, сочинение отличается канцелярским стилем. Достаточно сложно что-либо «прочитать» в таком сочинении, однако можно предположить, что автор либо не видит, либо не хочет видеть своей проблемы, не может сориентироваться в особенностях своей жизненной коллизии либо тщательно маскируется за сухим изложением фактов из жизни, причиной чего может быть недоверие к специалисту или же установка «Я к тебе пришел – ты должен во всем сам разобраться и помочь, если ты специалист».

«Агрессивный родитель». Основным лейтмотивом поведения этого типа родителя является: «У меня неудачный брак, мне не повезло в жизни, у меня отвратительный муж, у меня непослушный ребенок, на работе я зверски устаю, в мире непонятно что творится и т.д.». Единственной компенсацией (или защитной реакцией от всех «не») является агрессия по отношению к окружающим, даже к себе. Истинная причина проблемы зачастую не осознается. Все предложения и вопросы поначалу воспринимаются «в штыки», сочинение отличается категоричностью в суждениях, основное повествование вращается вокруг «не», очень часто ведется скрытый амбициозный или дискуссионный (критический) диалог со специалистом: Сочинение пишется для того, чтобы вы его прочитали? – Тогда я вам замечу, что вы тут были не правы. Нередко высказываются сомнения относительно оказания помощи. Преобладающим для данного типа родителей является жанр «жизнеописание» (при этом не исключается уход от темы), а главным действующим лицом нередко становится сам автор, призывающий к наказанию окружающих, виновных во всех жизненных перипетиях подопечного.

«Обиженный родитель». Основная форма повествования – жалобная песнь о горемыке, которому судьба приготовила серьезные испытания: «Несчастья подстерегают на каждом шагу, домашние постоянно обижают, на работе – «козел отпущения», дома – ребенок как «вождь краснокожих» и т.д. в отличие от «агрессивного» родителя защитной реакцией «обиженного» является страдательная реакция на весь свет. Родитель не может актуализировать своих проблем, поскольку все бытие человека соткано из обид, поведение зачастую отличается подозрительностью и мнительностью. Рефлексивное начало отсутствует. Отношение к заданию в основном положительное, сочинение откровенно, однако все повествование вращается вокруг своей обиженной персоны и представляет собой жизнеописание с элементами исповеди человека, обреченного на вечное преследование злым роком.

«Наивный родитель» чаще всего не может сам обозначить и актуализировать свою проблему. У него определенная версия истории своей жизни, а смысла истории как такового родитель не видит, не осознает, не выделяет, поэтому не видит смысла и в изложении своей проблемы. Соответственно он, как правило, не владеет средствами сочинительства, задание выполняется им в силу необходимости, отношение к заданию в большинстве случаев формальное или же нейтральное. Как правило, сочинение носит форму простого жизнеописания, в котором эмоционально пересказываются основные события жизни ребенка или близких людей. Автор пытается оценить деятельность главных героев, высвечивая либо негативное отношение к ребенку, либо некую свою неопределенность, неуверенность, а истинные причины конфликта и пути выхода из сложившейся ситуации остаются за пределами его внимания. Родитель зачастую не оценивает свою позицию и не анализирует отношение окружающих к нему как к родителю. В силу слабой ориентировки в проблеме рефлексивное движение и самодиагноз отсутствуют.

Образ «пластилинового родителя» в некотором смысле подобен образу наивного родителя. Родитель податлив как пластилин, все принимает на веру. Задание выполняет самоотверженно, сочинения тщательно и аккуратно пишет, как правило, в форме жизнеописания с элементами исповеди. В сочинении явно прослеживается неустойчивость собственной позиции, неуверенность в своих действиях по отношению к окружающим. Ориентировки в проблеме нет, все отдается на откуп специалистам.

«Морализующий родитель», как правило, ищет подтверждения своей правоты, получения признания своей системы воспитания, одобрения своей родительской позиции. Основная установка: «Я все знаю, я все понимаю, потому и пришел». Сочинение пишет с большим удовольствием, однако в нем часто уходит от темы в сторону материально-бытовых личных проблем, проблем второстепенных героев. Вину перекладывает на чужие плечи, отстаивая свою позицию. Соответственно, основная интрига развертывается вокруг положительного героя (сам родитель) и отрицательных (ребенок, муж, бабушка, дедушка, обстоятельства). Сочинения такого типа, как правило, эмоциональны и пишутся преимущественно в жанре «моралитé».

«Позирующий родитель» с особым желанием приступает к выполнению задания. Сочинения таких родителей отличает некий нарциссический оттенок, поводом для размышления является ребенок. Азартность и новизна повествования об одной из важнейших сторон своего Я – ребенке – способны в ходе самого сочинения поставить родительскую рефлексию на первое место. И тогда можно увидеть, как постепенно эта рефлексия «выжимает» насущный объект повествования, замещая собой описание реальной ситуации воспитания, взамен предлагая идеальную конструктивную воспитательную модель. Само по себе такое явление невозможно охарактеризовать как положительное или отрицательное, это особый этап в развитии рефлексии родителя, пытающегося анализировать свои педагогические возможности. К аналогичной группе особенностей можно отнести резонерство (циклическое возвращение к одной и той же теме), доминирование газетной стилистики (обилие вводных слов и предложений, например: вместе с тем; желательно отметить; к вышеизложенному хотелось бы добавить; думаю, что важным обстоятельством, имеющим прямое отношение к нашей проблеме, выступает) и т.д.

«Рефлексирующий родитель» крайне заинтересован в разрешении своей проблемы, адекватно воспринимает себя как родителя. В сочинении пытается понять причину произошедшего и найти пути выхода из сложившейся ситуации. Как правило, сочинение по жанру представляет собой исповедь. Сюжетная линия порой нарушена, поскольку описание важных событий главного героя перемежается с исповедальными отступлениями, откровенными размышлениями, подробными рассуждениями о причинах конфликта. Последний осознается сразу же или по ходу сочинения (тогда мы можем говорить о динамике родительской позиции). Сочинения либо крайне эмоциональны (что и соответствует исповедальному характеру), либо отличаются «железной» логикой рассуждения. Рефлексия может быть многослойной, сгущающейся по определенным направлениям повествования.


Таблица 1

 

Особенности поведения родителей в процессе выполнения задания
Особенности принятия задания Пробы, переписывания, черновики Эмоциональное отношение к заданию Речевой комментарий
мотивиров-ки отказа отказ от выполнения задания кардинальные изменения текста мимика, пантомимика, жесты изменение настроения трудность выполнения оценка успешности
Трудность задания Отсутствие временных и интел-лектуальных возможностей Альтернативные предложения Категорический отказ Настойчивые вопросы о содержании сочинения Лакирование действитель-ности Глубокое осмысление     Сложно Легко Сомнения в правильности, полноте, точности
                       

 

Таблица 2

 

Формальные показатели родительского сочинения
Объем сочинения Форма повествования, стиль и язык сочинения Использование эпиг-рафов Подчерки-вания с вы-делением главного Рисунки в тексте сочинения Структури-рование пространст-ва листа
малый большой по степени развернутости описания проблемы другие формы содержание смысл осознание проблемы перекладывание ответственности случайные наброски тематический рисунок аллегорический рисунок полнота заполнения структурирование текста
Незаинтересованность Низкая степень готовности Защитные механизмы Низкая культура Высокая эмоциональ-ность, фиксация на проблеме Попытка рефлексии Уход от темы Описательно-проблемная Проблемная Описательная Письмо к … Канцелярская форма                  
                                         
                                           

Таблица 3.

Содержательные показатели
Соответствие задан-ной теме Соотноше-ние трех планов сочинения Имя ребенка Сведе-ния об истории развития ребенка Описание качеств ребенка и его предпочтений Оценка ребенка Описание типов семейного воспитания Оценка эффективности воспитания
  Преобладание плана «Ребенок» или «Родитель» соответственно теме Доминирование плана «Ребенок» или «Родитель» неадекватное теме Развернутое описание «Наши отношения» Доминирование плана «Наши отношения» Полное или уменьшительное   Уменьшительно-ласкательное Мой сын (моя дочь) Избегание имени Временные планы   Эмоциональный тон Внешность Формально-биографические сведения Описание знаний, умений, навыков Достижения в деятельности Особенности поведения и деятельности с конкретными примерами Общение с родителями Выполнение требований родителей Описание интеллектулаьных, морально-волевых, эмоционально-волевых качеств Позитивная, негативная, амбивалентная Баланс положительных и отрицательных оценок Степень адекватности оценки Сравнительная оценка Прямые оценки Изменение отношения в ходе развития Открытое декларирование ценностей Расхождения или противоречие Методы поощрения или наказания Сравнение со своей семьей Оценка положительного и отрицательного что подлежит оценке степень развернутости оценок причины трудностей мера критичности  
                                                                     
                                                                                           

Приложение 9




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 660; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.