Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Европейский подход к гарантии качества высшего образования




Болонский процесс усиливает европейский акцент оценки и контроля качества, аккредитации, берет курс на сближение стандартов и процедур оценки. Одной из важнейших реформ, провозглашенных Болонской декларацией, названо развитие европейского сотрудничества на основе выработанных сопоставимых критериев и методик.

Для того чтобы добиться взаимно признаваемых механизмов оценки, контроля и сертификации качества, необходимо выполнение ряда условий:

v выработка совместимых систем контроля, ориентированных на пороговые стандарты высшего образования, которые устанавливают требования к уровню подготовки выпускников (результаты), но не временные и содержательные параметры процесса;

v создание систем независимого оценивания, которое может привести к европейским знакам качества для широких предметных областей высшего образования (контроль качества без национальных границ). Здесь, скорее всего, окажется привлекательным путь формирования таких аккредитационных структур, которые будут независимыми от государственных и общеевропейских органов власти;

v координирование подходов к стандартам качества транснационального образования (франчайзинг, оффшорные структуры; кампусы и их сети; частнотренинговые компании; твиннинг; провайдерные университеты и агентства; виртуальные университеты и т.д.).

Позиция Европейского союза в области обеспечения и гарантии качества сводится к следующим основным тезисам:

v ответственность за содержание обучения и организацию систем обучения и подготовки, их культурное и лингвистическое разнообразие возлагается на государство;

v улучшение качества высшего образования является предметом обеспокоенности соответствующих стран;

v разнообразие методов, используемых на национальном уровне, и накопленный национальный опыт следует дополнить европейским опытом;

v вузы призваны ответить на новые образовательные и социальные требования;

v соблюдается принцип уважения к национальным образовательным стандартам, целям обучения и стандартам качества;

v гарантии качества определяются государствами-участниками; они должны быть достаточно гибкими и обладать возможностью для адаптации к изменяющимся обстоятельствам и/или структурам;

v системы гарантии качества создаются в экономическом, социальном и культурном контекстах стран с учетом быстро меняющейся ситуации в мире;

v предполагается взаимный обмен информацией о качестве и системах его гарантий, равно как и выравнивание различий в этой области между высшими учебными заведениями;

v страны остаются суверенными в выборе процедур и методов гарантии качества;

v достигается адаптация процедур и методов гарантии качества к профилю и целям (миссии) вуза;

v практикуется целеустремленное использование внутренних и/или внешних аспектов гарантии качества;

v формируются полисубъектные концепции гарантии качества с привлечением различных сторон (высшее образование как открытая система) с обязательной публикацией результатов;

v развиваются контакты с международными экспертами и сотрудничество в части обеспечения гарантий качества на межнациональной основе.

Разработаны индикаторные особенности гарантии качества, преемственные по отношению к уже существующим европейским системам. Они предусматривают:

v связь критериев с целями каждого вуза с учетом удовлетворения запросов (социальных заказов) общества и рынков труда;

v обязательность идентификации целей вузов, факультетов, кафедр;

v двухкомпонентную структуру гарантий, объединяющую внутреннюю и внешнюю оценку;

v привлечение к процедурам гарантий иностранных экспертов;

v публикацию для широких слоев общественности результатов по поводу процедур гарантии качества.

В 1990–2000 гг. сформирована Европейская сеть гарантии качества (European Network of Quality Assurance in Hinger Education – ENQA). Она призвана укреплять европейское сотрудничество с целью развития сопоставимых критериев и методологий. Членство в ENQA открыто. Свою деятельность сеть основывает на уважении существующих академических стандартов, целей образования и стандартов качества. Достижение прозрачности образовательных систем рассматривается как условие развития межнациональной мобильности. ENQA призвана:

v поддерживать национальные органы, отвечающие за оценку качества высшего образования;

v формировать и продвигать межнациональное (европейское) измерение качества;

v распространять образцы лучших практик;

v организовывать дискуссии по проблемам оценки качества;

v оказывать действенную помощь тем, кто намеревается создавать системы обеспечения качества;

v апробировать различные типы связи гарантии качества, аккредитации, академического и профессионального признания;

v развивать методологию и инструментарий гарантии качества для новых способов (например транснационального образования) предоставления высшего образования.

При всей независимости национальных органов, систем, процедур, механизмов, методов, инструментов обеспечения качества, его гарантий, контроля, оценки и управления им следует констатировать возникновение глобализированных и интернациональных сертификационных и аккредитационных систем. Появляются международные схемы обеспечения качества. Например: GATE для сертификации качества транснационального образования; Аккредитационный совет по инженерным и техническим специальностям (ABET); международная сеть агентств по обеспечению качества высшего образования; Европейская ассоциация национальных органов аккредитации (EQUAL); служба валидизации Открытого университета Соединенного Королевства (OUVS); аккредитационные нормы Всемирной федерации производственной терапии; Совет по профессиональной аккредитации (ASНА) и другие международные механизмы обеспечения качества высшего образования. Все названные и аналогичные им системы строятся на признании эквивалентности аккредитационных систем.

В то же время большинство вузов Европы не поддерживают идеи выработки единых критериев аккредитации, учреждения единой аккредитационной (панъевропейской, глобализированной) инстанции. Однако продолжается активное обсуждение вопроса о типах, видах и уровнях сотрудничества в части обеспечения качества. Ширится участие европейских экспертов в национальных системах оценки качества и аккредитации. Большую симпатию вызывает идея о своеобразной франчайзинговой сети с национальными агентствами, которые бы достигали согласия по поводу минимальных стандартов и требований с использованием собственных «домашних» процедур. Главная цель – добиться прозрачности оценочной деятельности и используемых оценочных средств, а также взаимного признания национальных систем обеспечения качества и аккредитации. Стандарты и критерии все больше используются и при оценивании, и при аккредитации.

Европейские эксперты склонны рассматривать обеспечение качества высшего образования, аккредитацию и признание как контрольные механизмы европейского пространства высшего образования. Но при этом именно качество является краеугольной составляющей триады «обеспечение качества–аккредитация–признание качества».

В становлении системы обеспечения качества можно выделить инвариантный алгоритм, состоящий из ряда шагов:

1-й шаг – идентификация некоего уровня качества;

2-й шаг – осознание, понимание выявленного уровня качества;

3-й шаг – выработка концепции качества для данного вуза;

4-й шаг – реализация мер по обеспечению качества;

5-й шаг – контроль качества.

Аккредитовать высшие учебные заведения или новые программы – значит дать разрешение на учреждение вуза или реализацию образовательной программы.

Последнее десятилетие характеризуется быстрым распространением процедур обеспечения качества (оценка и контроль качества). Эти процедуры подвергаются систематическому пересмотру (для повышения их роли в освоении высшим образованием обновленных критериев, характеристик и показателей). Ведется постоянный поиск таких процедур, которые бы выявляли ключевые проблемы в области качества высшего образования.

По мере свертывания государственного управления и регулирования высшего образования развиваются механизмы, формы, структуры его общественного регулирования. Чем больше увеличивается общественная активность, тем интенсивнее становится общественная подотчетность высших учебных заведений. В этом смысле аккредитация играет роль инструмента связей вуза с общественностью.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятию «аккредитация».

2. Классификация аккредитаций.

3. Выделите основные цели и задачи аккредитации.

4. Назовите европейские институты по обеспечению качества образования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1064; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.