Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие «профессиональная компетентность педагога»




 

Исследование компетентности как научной категории в России применительно к образованию и к профессиональной педагогической деятельности, начинается с 1990 года и характеризуется появлением работ Н.В. Кузьминой, в которых на материале педагогической деятельности впервые рассматривается компетентность как интегративное «свойство личности» [7, с.15].

Так, согласно Н.В. Кузьминой профессионально-педагогическая компетентность, «… включает в себя пять элементов или видов компетентности:

1. Специальная и профессиональная компетентность в области

преподаваемой дисциплины.

2. Методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений у учащихся.

3. Социально-психологическая компетентность в области процессов общения.

4. Дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей и направленностей учащихся.

5. Аутопсихологическая компетентность в области достоинств и недостатков собственной деятельности и личности» [9, с. 90].

В.А. Сластёнин рассматривает профессиональную компетентность педагога как единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм [18].

А.К. Маркова в структуре профессиональной компетентности педагога выделяет четыре блока:

«а) профессиональные (объективно необходимые) психологические и педагогические знания;

б) профессиональные (объективно необходимые) педагогические умения;

в) профессиональные психологические позиции, установки учителя, требуемые от него профессией;

г) личностные особенности, обеспечивающие овладение учителем профессиональными знаниями и умениями» [18, с. 25].

В более поздних работах А. К. Маркова уже выделяет специальную, социальную, личностную и индивидуальные виды профессиональной компетентности:

- специальная, или деятельностная профессиональная компетентность характеризует владение деятельностью на высоком профессиональном уровне и включает не только наличие специальных знаний, но и умение применять их на практике;

- социальная профессиональная компетентность характеризует владение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества, принятыми в профессиональном сообществе приёмами профессионального общения;

- личностная профессиональная компетентность характеризует владение способами самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональной деформации. Сюда же относят способность специалиста планировать свою профессиональную деятельность, самостоятельно принимать решения, видеть проблему;

- индивидуальная профессиональная компетентность характеризует владение приемами саморегуляции, готовности к профессиональному росту, неподверженности профессиональному старению, наличие устойчивой профмотивации [9], [18].

С точки зрения Л.А. Куприяновой, профессиональная компетентность является одной из составляющих педагогического мастерства преподавателя наряду с человекознанием, способностью к саморазвитию и самореализации, методическим и лекторским мастерством [7].

Л.В. Ведерникова, считает, что профессиональная компетентность педагога, представляет собой сложный комплекс профессиональных знаний (в области философии, психологии, социологии; методологических, теоретических, технологических, методических знаний в области педагогики). Профессиональных умений (моделирование, проектирование, программирование, продуцирование результата, рефлексирование как собственной преподавательской деятельности, так и вместе с обучающимся, его учебной деятельности). Профессионально значимых личностных качеств (креативность; стремление к самопознанию, саморазвитию и самореализации; конгруэнтность, коммуникабельность и др.) [3].

По мнению Е.И. Сахарчук, профессионально-личностная компетентность педагога с высшим образованием – это комплекс состояний и свойств личности, позволяющих успешно решать профессиональные задачи по обучению и воспитанию. Е.И. Сахарчук выделяет в качестве инвариантных признаков профессионально-личностной компетентности педагога следующие:

«- мотивированное стремление к непрерывному профессиональному самосовершенствованию;

- способность к системному видению педагогической реальности и системному действию в профессионально-педагогической ситуации;

- умение находить нестандартные решения профессионально-педагогических задач (креативность);

- склонность к профессиональной рефлексии;

- владение системой профессионально-нравственных ценностей и приоритетов (готовность к сопереживанию, позволяющему понять внутренний мир другого человека, толерантность, ответственность)» [16, с.12].

Здесь по нашему мнению, необходимо отметить следующее, так как профессиональная деятельность, по мнению большинства учёных, зависит от личностных особенностей, качеств и свойств педагога, мы считаем правомерным, с психологической точки зрения, логический строй данного понятия, именно «личностно-профессиональная компетентность».

Так же профессиональную компетентность педагога, осуществляющего свою деятельность на основе экзистенциально-гуманистического (личностно-центрированного) подхода, возможно, рассматривать как фасилитационную компетентность (от англ. to facilitate - помогать, способствовать) – способность эффективно помогать и поддерживать личностный рост, процессы самоактуализации и саморазвития учащихся.

Фасилитационная компетентность, в первую очередь, является результатом:

- личностной самоактуализации и саморазвития будущих педагогов в учебном процессе вуза;

- развития глубинных гуманистических профессиональных убеждений;

- развития системы гуманистических ценностных ориентаций и смыслов;

- развития системы знаний и умений педагогического взаимодействия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2901; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.