Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тренинговые упражнения для практических занятий




Методика, цель, задачи и принципы проведения практических занятий

 

Анализ государственного образовательного стандарта, регламентирующего содержание педагогических и психологических дисциплин в системе высшего педагогического образования показывает, что изучение экзистенциально-гуманистического и личностно-центрированного подходов на достаточно серьёзном длительном уровне не предусматривается [4], [9], [12]. Поэтому в контексте работы по развитию личностно-профессиональной компетентности будущих педагогов, предусматривается проведение интерактивных лекций (лекций-бесед, лекций-дискуссий, проблемных лекций, лекций с разбором конкретных ситуаций) по учебному пособию О.Л. Подлиняева «Очерки о теориях личности в психологии и их педагогических проекциях» [32]. Программа лекционного спецкурса рассчитана на 24 часа занятий – 12 лекций.

Проведение интерактивных лекций по данному пособию, позволяет решить ряд важных дидактических задач:

- обеспечение будущих педагогов определённой системой знаний, понятий и представлений об основных психолого-педагогических направлениях современного образования, поддержка в процессе выбора ими «своей» личностно-профессиональной мировоззренческой позиции;

- содействие осмыслению и принятию студентами на экзистенциальном (сущностном) уровне основных понятий, идей, ценностей и смыслов, связанных с профессией педагога;

- обеспечение студентов системой знаний и представлений о проблемах внутреннего мира человека, его самоактуализации и саморазвития (основы экзистенциально-гуманистического и личностно-центрированного подхода);

- развитие личностных интра и - интерперсональных компетентностей, способствующих самоактуализации и саморазвитию будущих педагогов.

Проведение курса интерактивных лекций предваряет практические занятия по развитию личностно-профессиональной компетентности будущих педагогов.

Практические занятия в рамках учебной дисциплины «Педагогическая деонтология» проводятся в интерактивной форме и направлены на развитие личностно-профессиональной компетентности будущих педагогов.

Интерактивное обучение (от англ. «interact», «inter» - «взаимный», «act» - «действовать») – это способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности студентов, в отличие от активного обучения, интерактивное ориентировано на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом, на доминирование активности студентов в процессе обучения. Преподаватель в интерактивных занятиях лишь направляет деятельность студентов на достижение целей занятия. Условная схема интерактивного обучения представлена на Рис. 1.

 

   

Рис. 1. Схема интерактивного обучения

 

При такой организации занятий главным действующим лицом является обучающийся, он выступает активным субъектом учебного процесса, становится субъектом собственного личностного роста.

Проводя практические занятия в форме интерактивного обучения, преподаватель имеет возможность осуществлять фасилитацию самоактуализации и саморазвития студентов, проявлением личностных интерперсональных компетентностей педагога.

Также решению перечисленных выше задач, способствует проведение на лекциях бесед, дискуссий и диспутов об основных вопросах педагогики, например:

• о борьбе двух идей в истории педагогической мысли (формулировка Дж. Дьюи): «… идеи о том, что обучение - это развитие, идущее изнутри, что оно основано на природных способностях; и идее о том, что обучение - это формирование, идущее извне и представляющее собой процесс преодоления природных наклонностей и замещения их приобретёнными под внешним давлением навыками» [6];

• о противостоянии двух взглядов на позицию ученика – взгляда отстаивающего исходную пассивность учащегося, рассматривающего его в качестве объекта педагогических воздействий; и взгляда на учащегося как на равноправного участника, субъекта учебного процесса, отдающего активности ребёнка главенствующую роль в его обучении;

• об основном смысле, цели обучения и воспитания: формирование необходимых знаний, умений, навыков, свойств и качеств в личности учащихся или содействии естественным процессам самоактуализации и саморазвития, оказание помощи и поддержки личностному росту учащихся.

Цель практических занятий – развитие у студентов профессионально значимых качеств личности педагога, способствующих самоактуализации и саморазвитию (ключевых личностных интра и – интерперсональных компетентностей); развитие качеств личности будущих педагогов, способствующих их конструктивному, нравственному, творческому, в целом полноценному личностному и профессиональному росту.

Цель практических занятий отражает смысл развития личностно-профессиональной компетентности, то есть, зачем она нужна, в первую очередь самим студентам.

В качестве методологической основы практических занятий используется личностно-центрированный подход, как наиболее последовательное направление в гуманистической педагогике и психологии (Е. В. Бондаревская, С.Л. Братченко, В.А. Болотов, Л.Н. Куликова, А.Б. Орлов, О.Л. Подлиняев, К.Р. Роджерс, В.В. Сериков и др.). С позиций личностно-центрированного подхода личность рассматривается как центр собственного самосозидания; личность центр, в котором сосредоточены источники и необходимые механизмы саморазвития и самоактуализации; человек признается автором собственной жизни, несущим ответственность как за взаимоотношения с внешним миром, другими людьми, так и с миром внутренним, самим собой.

Задачами семинарских занятий и тренинговых упражнений являются не только закрепление лекционного материала и обучение студентов практическим педагогическим умениям, но и следующие:

1. Включение студентов в процесс самопознания, осознания собственной субъектности и осознанного развития личностно-профессиональной компетентности;

2. Фасилитация процесса самоактуализации БП (актуализация внутренней активности личности направленной на наиболее полное раскрытие и развитие своего внутреннего природного потенциала, позволяющая также реализовать процесс перехода своих потенциальных компетентностей – возможностей, способностей и личностных качеств в актуальные);

3. Фасилитация процесса саморазвития БП (актуализация внутренней активности личности, направленной на качественное преобразование себя самого, «самодостраивание» - обретение ранее не заданных личностных компетентностей.

Среди интерактивных форм практических занятий были выбраны следующие: тренинг развития профессионально значимых качеств личности педагога; семинары: «мозговой штурм», «круглый стол», «деловая игра»

Выполнению данных задач, в процессе проведения семинарских занятий, способствует изучение, рассмотрение и поиск будущими педагогами решения актуальных, как общественных проблем, так и личностных проблем педагога (приведём лишь некоторые):

- повышение качества дошкольного, среднего и высшего образования («Место ребёнка в системе образования»). На семинарах студентам предлагается встать на место ребёнка, в первую очередь его глазами увидеть и пройти этапы системы образования, а затем уже с позиций своего опыта проанализировать их (насколько полно учитываются потребности и интересы, направленность и личностные смыслы детей). Предложить, уже со стороны педагога, варианты решения выявленных проблем;

- высшее педагогическое образование и самообразование студентов. В рамках семинаров по данной теме, студенты рассматривают и ищут пути улучшения педагогического образования, как со стороны руководства вуза, преподавателей, так и со стороны студентов. В процессе занятий акцентируется роль самих студентов, как субъектов профессионального развития, в первую очередь ответственных за результат своего образования. Рассматриваются проблемы самоорганизации, саморегуляции и самоопределения студентов в процессе учёбы;

- проблемы культуры и нравственности молодежи. В процессе семинарских занятий по данной теме, будущие педагоги рассматривают и предлагают возможные решения острых социальных проблем, таких как: подростковый алкоголизм и наркомания; ценности семьи и проблемы семейного воспитания; социальное сиротство; беспризорность и незанятость детей; криминализация, насилие, жестокость и конфликты в жизни детей; молодежные субкультуры (эмо, готы, панки и др.).

В работах таких отечественных и зарубежных ученых, как С. Л. Братченко [1], А. Б. Орлов [7], Л. А. Петровская [8], К.Р. Роджерс [13], доказано, что для действительного принятия педагогом или психологом гуманистического мировоззрения и развития соответствующей компетентности, необходимо наличие у него собственного опыта образования, построенного на гуманистической, личностно-центрированной основе. Такой опыт оказывает фасилитирующее воздействие, поскольку в большинстве случаев помогает будущему педагогу освободить собственные резервы как личностного, так и профессионального роста, что и приводит, в конечном итоге, к развитию гуманистически ориентированной личностно-профессиональной компетентности.

Существует достаточное количество вариантов построения образовательного процесса на личностно-центрированном «фундаменте», позволяющих перейти от традиционных прескрептивно-монологических форм освоения профессиональных знаний к интерактивным, индирективным и диалогическим способам освоения психолого-педагогического опыта. Многие из них можно использовать в системе подготовки будущих педагогов не только обеспечивая развитие профессиональной компетентности, но и фасилитируя личностный рост студентов, посредством процессов самоактуализации и саморазвития [10].

В контексте практических занятий по «Педагогической деонтологии» наибольший интерес представляет концепция групповой фасилитации предложенная К.Р. Роджерсом, которая не предусматривает ограничений по времени и по количеству участников.

Групповая фасилитация, проходит в так называемых «энкаунтер-группах» (от англ. enkounter-group – группа встречи) и является в современной гуманистической педагогике и психологии наиболее распространённым способом интерактивного индирективного образования. Стратегия таких групп ориентирована на рост личности каждого участника «встречи».

Также в программу практических занятий включены упражнения, способствующие развитию профессионально значимых качеств личности педагога, повышению уровня самоактуализации, личностному и профессиональному росту будущих педагогов в целом. Упражнения разработанны такими авторами, как С.Г. Абрамова [35], Дж. Бюджентал [2], И.В. Вачков [3], В. Квинн [13], Е.А.Климов [5], Л.М. Митина [25], Л.А. Петровская [27], А.М. Прихожан [31], Н.С. Пряжников [29], Дж. Рейнуотер [35], Р. Смид [24], К. Фопель [35].

В качестве основных принципов организации практических занятий направленных на развитие личностно-профессиональной компетентности будущих педагогов (БП) можно выделить следующие:

- признание уникальности личности каждого БП;

- признание БП субъектом личностной самоактуализации, способного реализовать процесс перехода своих потенциальных компетентностей в актуальные;

- признание БП субъектом саморазвития, способного осуществлять непрерывный процесс позитивного самоизменения в направлении возрастающей конструктивности, зрелости, компетентности;

- признание БП субъектом профессионального развития ответственного за процесс своего образования, развитие личностно-профессиональной компетентности.

 

Программа тренинговых упражнений для практических занятий по «Педагогической деонтологии» представлена в Таблице 2.

 

Таблица 2.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1002; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.