Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ДОПОЛНЕНИЕ 4. Праздник Купалы 1 страница




 

По энциклопедии "Мифы народов мира"[198] считается, что обряды и названия Купалы происходит от глагола “купать”, “кипеть”, родственное имя божества лат. Cupido (Купидон) - "Стремление": "сp" с индоевропейским корнем – “kup” с его значением "кипеть, вскипать, страстно желать". Это указывает на соотнесение купальских ритуалов с огнем (земным и небесным – Солнцем, в купальских ритуалах представленным огненным колесом) и водой, которые выступают в купальских мифах как брат и сестра. В основе данного мифа лежит мотив кровосмесительного брака брата с сестрой, воплощаемых двухцветным цветком Иван-да-Марья – важнейшим символом купальских обрядов. Желтый цвет воплощает одного из них, синий – другого. Есть вариант, где брат собирается убить сестру, а она просит посадить на могиле цветок. Три вида волшебных трав и цветов соотносятся с тремя дочерьми и тремя змеями Купалы.

Сестру Купалы зовут Мара! (Марья-Моревна). Считают, что Купала олицетворяет огонь, Мара – воду. В ночь на солнцестояние (ночь Купалы) расцветает цветок папоротника – находят клады. Иван Купала – народное прозвище Иоана Крестителя. Во время обряда Мару (Марью) – сжигают. Прыгают через костер, чем выше прыжок – тем выше будут хлеба.

Возможно, Купала – сын демиурга Рода или его ипостаси. Он одухотворяет мир, покрывает его духом и гибнет во время обряда. Он у славян сын и дух божий для мира. Он терпит смерть ради возрождения мира. Его связывают с Иоаном Крестителем, он крестит огнем и водой.

Как говорилось выше, Мара (Марья-Моревна) – носитель земного двуединого (жизнь и смерть) начала. Брак ее с братом Купалой есть брак одухотворения и орошения земли. Купала - небесный бог, он луч и архетип всего. Духом неба является огонь. Огненное колесо во время обряда скатывают в воду. Это акт брака. Вспомним, что протоматерия – хаос почти у всех народов представлялась водой ("И дух носился над водами". Библия); первоматерия – лед "Ис" у скандинавов растапливается огнем и появляется жизнь. Можно привести десятки примеров.

Огонь кипятит воду. Вспомним слово "кипеть" однокоренное с именем Купалы. Вода испаряется и возносится к небу – одухотворяется, погибая и рождаясь в новом качестве как живительная влага полей. Праздники Русалии часто предшествовали или совпадали с праздником Купалы. Купала в воде умирает и вновь возрождается. Куклу Костромы или Морены сжигали (брак воды и огня). Куклу Купалы топили как знак его обручения с Мореной. Нахождение в эту ночь кладов и диковинных целебных и волшебных цветов и трав – символ союза Купалы и Мары и их свадебные дары. Купала по своим характеристикам сходен с Дионисом и Озирисом. Он бог возрождающейся и умирающей природы.

Одним из самых загадочных персонажей этрусской мифологии является Купавон. Больше всего о нем имеется сведений в поэме Вергилия "Энеида". В этой поэме много загадочного и непонятного: несмотря на историческую дату возникновения своей родины Мантуи, Вергилий в "Энеиде" вводит свой город в события, связанные с приплытием в Италию троянского героя-беглеца Энея. Этруски из Мантуи, согласно Вергилию, посылают на помощь Энею и его спутникам вооруженных воинов на кораблях. На основе этнической картины докельтской Северной Италии Вергилий в состав этой военной экспедиции ввел воинов местных народов - лигуров и венетов. Вождь венетов, Купавон, сын Кикна, изображен Вергилием в шлеме, над которым развеваются лебединые перья, как символ его происхождения от Кикна – лебедя.

А.И. Немировский соотносит детали, приведенные Вергилием, с персонажем восточнославянской мифологии Купалой. Он отмечает не только сходство имен Купавон – Купала, но и сходство мифологических мотивов. Лебедь, в которого был превращен отец Кикна – символ воды, непременный элемент купальских обрядов. Само имя народа, у которого бытовала легенда о Купавоне, идентично имени "венетов" – "вендов", под которым славяне были известны своим соседям. С именем отца Купавона – Кикна – связано название древнеславянского женского головного убора с рогами "кика", происходящее от глагола "кикать" – кричать по-птичьи, как и с греческим "кикнос" – лебедь.

Не можем привести доводов ни за, ни против этой гипотезы, отмечаем ее просто, как любопытную идею, хотя при желании сходство можно усмотреть решительно во всем.

Вероятно, языческим богатырем Иваном, отбившим у Кощея Мару (Марью-Моревну) был Купала. Не случайно, он приносит ее в жертву в некоторых версиях мифа. Союз и единство, а не просто сжигание как жертва, принято считать, выражено в цветке Иван (Купалы)-да-Марья (Морена). Он сине-желтый. Синий – цвет воды, желтый – цвет огня (солнца) – цветок символ плодородия и жизни, радости и любви. Даже никогда не цветущий папоротник, радуясь этому союзу, цветет в эту ночь. Солнце на следующий день дольше всего светит, народ пирует. Не смерть и тризну Купалы празднуют, а брак его с Марой.

Соитие брата и сестры, как земли и неба, считалось священным инцестом, более тайным обрядом, чем любой другой брак.

Праздник Ивана Купалы один из самых распространенных и любимых праздников славянских народов, который до сих пор повсеместно справляется в ночь с 23 на 24 июня по старому стилю в Сибири. Возрождение его происходит и в европейской части России в наши дни. Древние стены Москвы помнят этот праздник. Московский люд, несмотря на принятие христианства, не забыл свои дедовские обычаи и обряды. Почти до XX века подмосковные леса были свидетелями такой обрядовой поэзии:

 

По бору, по бору,

По вересу, по вересу

Ходит коник, ходит коник

Воронененький, воронененький.

На том коне, на том коне

Седло лежит, седло лежит.

На том седле, на том седле

Иван сидит, Иван сидит,

За ним Марья, Сейчас, Марья,

За ним Марья, Сейчас, Марья,

Вдогон бежит, вдогон бежит:

“Постой, Иван, постой Иван!

Скажу нечто, скажу нечто!

Скажу нечто, – Тебя люблю,

Тебя люблю, Тебя люблю,

Тебя люблю, С тобой пойду,

С тобой пойду!”

* * *

Нонче Купалы,

Завтра Иваны.

Купалы на Иваны!

Купался Иван

Да в воду упал.

Ох, брат сестру

Двору кличет.

Двору кличет,

Загубить хочет.

"Ой, братец мой

Иванушка!

Не губи меня

В буденный день,

Загуби меня

В воскресный день.

Положи меня

У ограды,

Обсади меня

Стрелицами,

Обвешай меня

Наметками,

Васелечками!

Молодцы идут,

Стрелицы рвут.

Старушки идут,

Наметки берут.

Васелечки рвут,

Васелечки рвут,

Веночки вьет.

Меня младу,

Поминать будут".

* * *

О, купаленька, о купаленька,

Ночка маленька, ночка маленька.

Там купалось, там купалось

Две сестрицы, две сестрицы.

Там купались, там купались,

Говорили, говорили:

"Вместе росли. вместе росли,

Поврозь вышли,

Поврозь вышли".

Купаленка, купаленка,

Ночка маленька,

ночка маленька.

Там купалось, там купалось

Две сношки, две сношки.

Там купались, там купались,

Говорили, говорили:

"Поврозь росли,

поврозь росли,

Вместе сошлись,

вместе сошлись".

* * *

"Святой Иван.

Что робишь?"

"Ах, мой боже,

Ляды полю".

"Святой Иван,

На что ляды?"

"А, мой боже,

Ячмень сеять"

"Святой Иван,

На что ячмень?"

"ах, мой боже,

Пиво варить!

Пиво варить,

Сынов женить,

Дочек отдавать,

Пасаг делить".

* * *

Девицы цветы щипали

Да у Ивана пытали:

"Что за цветы?"

"Это цветы Купалы,

Девицам – умывалы,

А пареням – воздыханья!"

Сохнут- сохнут парени,

За грядами сидючи,

На девицей смотрючи,

Что девицы хороши,

А парени – голыши:

Не мают копейцы про души!

 

 

4. ФОНЕМОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РЕКОНСТРУКЦИИ ТРАДИЦИИ.

 

Во время потери ценностей своей исконной культуры и языка, замены их на чисто материальные интересы у ряда людей, как считают авторы, работа по осмыслению значений каждой буквы и слова родного языка, своевременна.

При повышенном интересе широкого круга читателей к различным мантрам, заклинаниям, колдовству, и проснувшейся моде на “магическое” объяснение смысла и силы этих действий может также принести большую пользу. Лучше знать, чем верить.

Утрата языческой, и в особенности славянской, традицией значительной части текстов-первоисточников, заставляет нас работать с сохранившимся фонемологическим материалом, как мы и писали о том в первом разделе. Вы и сами видите, насколько скудны подчас сведения даже о богах славян, что уж говорить о культурных героях.

Проведенное А.Е.Наговицыным cпециальное исследование[199] существенно дополняет и продолжает работы по выявлению cмыслов фонетических знаков А.П. Журавлева и его школы. В отличие от работ А.П. Журавлева, мы определяем не только эмоциональную и качественную характеристику фонетического знака, но и его ментальную смысловую символическую характеристику. С помощью этой характеристики можно не только исследовать текст по его фонетической наполненности и ритмике, но и выявить многоуровневые смысловые характеристики текста в динамике соотношения с его формой на всех смысловых уровнях текста. В понимании связи многоуровневой структуры текста и процесса его перехода в единый концепт потребителя этого текста мы опирались на работы таких ученых, как Блонский П.П., Брудный А.А., Леонтьев А.А., Шабельников В.К. и т.д.

Одной из целей исследования, проведенного А.Е.Наговицыным, является попытка установления когнитивного значения графем и фонем русского алфавита. За основу бралась кириллица в ее позднейшем виде ХХ века.

Похожую работу еще в середине 1980-х гг. проделывала группа физиков и лингвистов (Куликов В.В., Елкин С.В., Гаврилов Д.А.[200] и др.), однако подход их был в известной степени рафинирован, т.е. не историчен. Исторический подход к трактовке смыслов звуков применялся там, где буксовали прочие, и наши коллеги совершенно точно написали, что "нельзя говорить о праязыке в отрыве от нравов, обычаев, истории его предполагаемых носителей, всего того, чем занимается этнография и фольклористика". Анализируя звуковые спектры фонем русского и английского языков, сравнивая их для различных звуков, этой экспериментальной группой были выделены фундаментальные смыслы, на базе которых строилось поле искусственного языка, названного – диал (см. Приложение 2. в конце книги) Впрочем, последние несколько лет разработки этой группы находят-таки применение в области реконструкции праязыков[201]. Авторы пришли также к мнению, что "смыслы внутренних структур, морфем слова, не единственные – не надо искать какой-то один единственный смысл фонемы или морфемы. Весь спектр полученных смыслов еще более ценен, чем выбранное раз и навсегда значение. Обычно, именно это становится камнем преткновения при переводе. Существует множество разложений на корни и множество путей взаимодействия морфем – это есть своего рода лингвистическая суперкомбинаторика." По признанию этих авторов, до сего момента их работа носила по стилю изложения и логике скорее популяризаторский характер, чем научный.

Тем не менее составитель этого раздела, один из авторов данной книги – А.Е.Наговицын – работал с указанными исследователями параллельно.

Мы не знали о существовании друг друга, с применением разных методов и исходя из разных предпосылок. И то, что полученные результаты имеют много общего, свидетельствует о корректности последующего изложения.

В процессе становления языка, зачастую, происходит переориентация и переосмысление функций изначальных "божественных" категорий. Особенно сильно это проявляется во время военных контактов и переселения народов. Примером такого "упрощения" является слияние космогонических представлений различных номов (и городов) Древнего Египта при его объединении. История делает оборот и в результате в едином государстве создается новая религия, опирающаяся на обрывки мифологий. По необходимости создается на их основе некая новая космогония, где путаница имен и понятий приводит к выдвижению на первый план новых Демиургов, что происходит отчасти из-за политического и экономического давления победившего региона. Система мифологии снова усложняется. Первоначальный смысл фонем и графем волей или неволей снова кристаллизуются в космогонии, но на данном этапе происходит формальное удаление от первоначальных мифов каждой отдельно взятой земли, он становится достоянием наднациональной общности – жрецов или посвященных. Большинству населения он уже непонятен. Что происходит дальше? Любое государство, так или иначе, "взаимодействует" с соседями. Это может быть оккупация его захватчиками или оно само захватывает чужие земли. Даже, если это не происходит, обязательно существует торговля и интеллектуальные связи. История повторяется. Происходят попытки объединения и "универсализации" космогонических представлений разных культурных систем. Это или "двоеверие" на Руси ХI – XIX в.в., когда древнейшие языческие представления слились с православием и дополнили его. До сих пор справляются такие праздники, как Масленница, Красная горка, Ивана Купала, Коляды и т.д. В ряде случаев происходит новая попытка построения единого Космогенеза на совершенно различных мифологических основах. Так в поздней Римской империи представления латынов, греков и египтян, пытались выстроить в одну космогонию. Ярчайший пример такого построения новой мифологической системы верований и обрядности роман Аппулея - "Метаморфозы" ("Золотой осел").

Характерно, что в период активного творчества, любой народ всю свою внутреннюю энергию, которая небезгранична, тратит на построение новой космогонии. Характерно, что без устойчивой мировоззренческой и религиозной концепции теряется смысл жизни народа. В период создания новой мировоззренческой парадигмы вместо старой, уже устоявшейся, сопротивляемость этноса внешним агрессорам резко падает. Приведем несколько примеров. Уязвимость Древнего Египта после попытки введения культа Атона – фараоном Эхнатоном. Поздняя Римская империя как добыча "варваров" во время богословских споров с христианством. Византия во время нападения крестоносцев и мусульман занималась борьбой с ересями и богословскими построениями и дала спокойно себя уничтожить. После введения князем Владимиром христианства, на Руси усилились центробежные тенденции. Сначала общая смута между княжествами, затем – равнодушие многих князей к грандиозному набегу татар 1239-1240 г.г.

Революция в России 1917-1918 г.г. Перед этим, минимум двадцать лет богоискательства и игры в оккультизм в среде интеллигенции и дворянства. Можно заметить, что любое общество вначале теряет мифологическую, нравственную и религиозную основу, а затем теряет иммунитет к внешним воздействиям. Потеря "основы", это не обязательно регресс общества, часто это начало процесса его усложнения. Иначе говоря, попытка соединения мировоззрения соседа и свою. В этот период теряют смысл слов и категорий, религиозные представления размыты и допускают в себя прямо противоположные и деструктивные символы. Именно в этот период максимально увеличивается количество заимствованных слов. Отметим важную особенность данного периода: слова, корни, происхождение которых непонятно, при постоянном использовании при общении вызывают нарушение психики от одного человека, до нации в целом. Происходит "раздражительность" нации, которая, как правило, из-за отсутствия энергетической потенции (пассионарности) выливается не во вне, а в своих границах. Происходит так называемый поиск врагов. Несмотря на экономические, экологические, исторические и прочие причины, несущие львиную долю возбудителя нации, для ослабления негативных последствий иногда достаточно учить осмысленно и правильно говорить, понимая какие слова и от каких корней происходят, хотя бы на уровне интуиции. Это кажется парадоксом, но можно вспомнить ближайшие события и появление таких языковых монстров как ваучеризация, приватизация и т.д. Вспомним исковерканный язык людей, которые пытаются изображать из себя руководителей страны. Становится ясно, что большая доля возбуждения и неосознанного недовольства народа происходит из-за деструктивного действия произношения и жаргона тех, кто вещает в средствах массовой информации. Даже верные мысли, изложенные чужим языком, вызывают неприятие. В периоды синтеза или разрушения космогонических, религиозных, нравственных и других психолого-духовных основ общности людей, это отражается на языке и приводит даже к его утрате. Результатом этого может явиться или растворение одного этноса в другом или "перевозбуждение" нации и поиск виновных в своих бедах. Для иллюстрации высказанной мысли приведем два недавних исторических примера. Всем хорошо известно из истории, что одними из самых миролюбивых народов России были молдаване и таджики. Их сопротивляемость даже внешней экспансии была всегда невелика. Таджики издревле писали арабским алфавитом, а молдаване использовали латиницу (хотя до XVIII в. они пользовались кириллицей, но это в первую очередь касалось богословских книг и большую часть населения не затрагивало). После Октябрьского переворота у обоих народов привычную им письменность директивно поменяли на кириллицу. Внутреннее психическое рассогласование между устной речью и письменностью, которая не способна передать все нюансы этой речи, в течении нескольких поколений привело к накоплению внутреннего немотивированного раздражения в объеме целой нации. Данный фактор явился одной из причин того, что на сегодняшний день мы имеем непрекращающиеся военные конфликты в среде обоих народов.

Данная преамбула написана для того, чтобы показать смысл данного исследования вообще, т.к. понимания значение не только слов своего языка, но и исходного понятия, смысла данных слов, очень важно. Приведем несколько возможных направлений по практическому использованию смыслового значения фонем и графем.

I. Во-первых, при усилении интереса к историко-культурным традициям каждого народа усиливается необходимость в понимании его космогонических мировоззрений: пониманию пантеона и мифологий, функций тех или иных персонажей.

II. При дешифровке древних языков, особенно когда можно прочитать, но не перевести текст, а также в "темных" местах текстов уже переведенных языков. Принцип фонетического и графического анализа по звучанию и написанию букв дает определенное понимание смысловой направленности текста. Например, многие слышали слово "чакра" – это центр психической и физической силы человека, но смысла самого слова не всегда понимают. Опуская длинные и запутанные пояснения этого термина в специальной литературе, при использовании предлагаемого метода, каждый может уловить основной смысл этого понятия. "Ч" – изменяющее изначально данное (преобразующее), "К" – направляющее к рождению, действию, "А" – великое, изначальное, первое, фонема "Р" указывает на рождение чего-либо, на активное движение или действие, т.е., подставив смысловые значения букв в слово "чакра", можно сказать, что это нечто преобразующее человека, направляющее к рождению чего-то великого качественно нового в нем, и в то же время активный центр человека. Но по основной своей природе чакры и рождают Великую змею (силу) Куандолини, которая преобразует человека, поднимает его к богам, направляет к ним. Понятие "чакра" становится очевидно – это центры изменения человека, хранящие энергию, могущую его преобразовать, поднять, родить заново. Или еще пример – египетский бог Ра. По египетской мифологии он судья, богов, олицетворение Солнца, царь неба, и борец с темными силами, благодетель и устроитель земли, даже Демиург. Такое количество функций затрудняет восприятие древнеегипетской культуры, т.к. те же функции присущи или приписываются еще десятку богов. Путем подстановки когнитивных значений фонетических знаков получаем: Ра – рождающий, действующий изначально или рожденный первым. И его основная функция как Солнца – перворожденного и рождающего, оплодотворяющего природу становится очевидной. В данном случае мы можем четко отделить основной смысл и функции божества от его нескончаемых, всеобъемлющих эпитетов и позднейших домысливаний.

III. В прикладном психологическом плане применение данного подхода может иметь следующее значение. Каждый человек вольно или невольно произносит те звуки, которые наиболее соответствуют его психике, личности, энергетике и пусть скрытым даже для него, устремлениям и мотивациям. Известно, что основные, "естественные" звуки человеческой речи имеют природное, интуитивное и всеобщее происхождение.

Можно научиться культурно говорить, правильно произносить слова и т.д., но процентное количество в тексте слов с теми или иными смысловыми фонемами в начале слова (р – активное действие, п – устремление к руководству, й, е, ю – сексуальность, о – определение локальности и т.д.) не постоянно. Особенно важны, часто повторяемые и сорные слова: вот-вот, ага и т.д. Даже использование матерных и бранных слов в повседневной речи и во время стрессов имеет значение. Следовательно, существует возможность проводить анализ (на основе достаточно больших текстов), речи, особенностей психики, определять дисгармонию человека по признаку, какие слова он чаще употребляет и какие звуковые сочетания использует. С помощью ЭВМ возможен анализ по частотному подсчету фонетических звуков в речи и тексте. Решение проблем профессиональной ориентации и психологической совместимости с помощью лингвистического тестирования тоже возможно. Определив недостаточную выраженность или переизбыток тех или иных психологических качеств или наличие психических заболеваний, путем мягкого психолингвистического лечения можно их устранить. Метод лечения может состоять в чтении вслух специально составленных или подобранных текстов, стихов, песен и даже музыки, лечение которой уже применяются на практике. Сущность психологического воздействия на индивида всевозможных мантр, заклинаний, большого числа молитв построена на данном принципе. Заклинания и мантры, часто, не имеющие видимого смысла ни в одном существующем языке, передавались веками, как фонетическая музыка с закодированным в буквах и фонемах смыслом. Правда, понимали его только избранные, посвященные, а действие без понимания почти невозможно. Здесь действует тот же принцип, как и в компьютерных системах – "защита от дурака". Если человек додумался до этого, то было бы странно, что природа или божественная воля, не могла бы себя защитить от бесконтрольных энергетических атак словом. В эзотерике воздействие на индивида через ритмо-фонетические составляющие текста понимается как выход на астральный и ментальный планы.

IV. В историко-культурном и историко-географическом плане возможно провести качественный анализ словарного запаса и частотности фонем в речи различных этносов и народов. Это, вероятно, можно сделать с помощью той же частотно – лингвистической программы, что поможет в понимании одним народом другого: его характера, менталитета.

V. При анализе фонетической конструкции слов в любом языке, главное внимание следует уделять количественной и качественной характеристике частотности различных фонетических знаков. С усилением "буйных" и "спокойных" звуков можно прогнозировать, что в ближайшем будущем ожидать от данного народа. Даже, если регион страны внешне политически и экономически спокоен, раздражение, накапливающееся в людях, должно проявляться не только в агрессивных речах, но и в частотном увеличении "агрессивных" звуков и их сочетаний.

Менталитет и характер каждого народа накладывают отпечаток на то, какие понятия и звуки предпочтительны для языка данного народа. Можно привести аналог с приборами, которые могут работать на разной частоте, но производить одну и ту же работу.

Язык является важнейшим показателем, отражающим менталитет народа. Так в качестве примера можно указать на то, что в Китае с древнейших времен частота употребления буквы и звука "Ц" намного больше, чем у других народов. Фонема "Ц" по нашей трактовке обозначает целостность, царство земное, самодостаточность. Если на историю Китая смотреть упрощенно, что не всегда плохо, то мы видим, что китайцы всегда стремились отделиться от окружающего мира, или сделать соседние народы "китайцами". В этом одна из причин возникновения великой Китайской Стены и стремление распроситранить китайскую культуру как можно дальше во вне. При этом проходила ограниченная, а не глобальная экспансия во вне, хотя вооружение и способы ведения войны значительно превосходили, например, римские в ту же эпоху. Можно привести в качестве примера, так называемое волжское "оканье" и московское "аканье" при произнесении одних и тех же слов. Как причина и следствие этого, большая активность Москвы: собирание городов, бесконечные военные походы, и некоторая пассивность Поволжья, которое для активных действий нужно было сильно расшевелить, "оплодотворить" энергией, как Минин и Пожарский.

Частое произнесение в кавказских языках звуковых групп "гр", "гх", "пс" показывает ("г" – проявленный, действующий глагол, "р" – рождение, активность, действие) о их энергичности, агрессивности, сильной психологической возбудимости, а также приверженности древним народным этическим традициям и нормам ("гх" – "глагол священный"). "Пс" – "подавление окружающих своим сообществом".

Возникает вопрос, откуда могут появиться в разных языках фонетические звуки, имеющие единый смысл универсальный, с известной корреляцией для всех языков. Попробуем подойти к пониманию данного вопроса. Во-первых, человек, к какой бы национальности он не относился, имеет сходные голосовые органы, т.е. диапазон звуков, которые может произнести человек как вид, весьма ограничен. Далее, если не брать в рассмотрение архаичность и богоданность языка всем народам, что все бы объясняло, но ничего не доказывало, мы можем предположить, что природные звуки разных стихий идентичны на всей Земле.

Во всех известных мировых языках человек использует около 50 звуков. Различия языков у разных национальных, этнических и прочих социальных общностей, объясняются исторически различными условиями формирования и развития этих общностей. Одни и те же понятия в различных традициях обозначаются различными морфологическими и семантическими образованиями. Язык как знаковая система развивается по определенным законам. Логично предположить, что эти законы едины для любых однородных знаковых систем, в нашем случае - языковых знаковых систем. Появление и развитие того или иного языка, формируется под влиянием сознания и деятельности определенного социума. Язык, в свою очередь, оказывает формирующее воздействие на это "профессиональное", "национальное" и т.д. сознание. Следовательно, язык является некоторого рода "слепком" с социального сознания своего носителя и создателя. Динамика его развития и изменения, отражает динамику развития и изменения самого социума, носителя данного языка, или его диалекта. Из этого следует, что ритмика и фонетические особенности каждого языка строго индивидуальны и соответствуют основным смысловым и эмоциональным картинам мира субъектов данной языковой традиции. В нашем исследовании мы в основной его части опираемся на языковую традицию русского языка.

Оценивая с точки зрения самого языка и его семантических и морфологических законов определенный текст, мы должны в первую очередь, рассмотреть основу этого языка – его словарный и корневой запас. Наибольшей значимостью при восприятии слов обладают фонемы, стоящие на первом месте в корнях этих слов. Кроме этого, из исторической лингвистики нам известно, что в реконструированном ностратическом протоязыке, присутствовал один гласный звук. Определяющими в понятийном смысле, являлись сочетания тех или иных согласных звуков. Проведя анализ словарного состава русского языка и его корневых образований, мы убедились, что в корневых образованиях русского языка ряд согласных друг с другом не сочетаются в корнях слова, причем имеет значение не только само сочетание согласных, но и их место в рассматриваемой паре. Например фонемы "Р" и "Щ" сочетаются как "РЩ" в слове "борщ", а корневого сочетания "ЩР" в языке не существует. Количество корневых сочетаний одной согласной с другими согласными фиксировано в русском языке. Известно, что гласные звуки сочетаются с любыми согласными звуками русского языка. Поэтому их частотность играет меньшую роль в ритмо-фонетическом строе языка, тем более мы указывали ранее, что в ностратическом языке предполагается существование всего одного гласного звука. Случаи перехода одного гласного звука в другой в процессе развития языка, наблюдаются гораздо чаще, чем переход друг в друга для согласных звуков (палатизация).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 554; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.