Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Влияние зрительного восприятия на развитие внимания у детей с нарушением слуха




Особенности в развитии внимания детей с нарушениями слуха связаны с тем, что для них большее значение имеет зрительное восприятие, а значит, основная нагрузка по переработке поступа­ющей информации ложится на зрительный анализатор. Например, восприятие словесной речи посредством считывания с губ требует полной сосредоточенности на лице говорящего человека, воспри­ятие дактильной речи - на положениях пальцев рук. Эти процессы возможны только при устойчивом внимании, напряжении ребен­ка. Поэтому глухие дети быстрее и больше утомляются, чем нормально слышащие, следствием этого является усиление неустой­чивости внимания. У глухих детей отмечаются трудности переключения внимания, им требуется больше времени на «врабатывание», что приводит к снижению скорости выполняемой деятель­ности, увеличению числа ошибок.

Продуктивность внимания у глухих школьников в большей сте­пени, чем у их слышащих сверстников, зависит от изобразительной выразительности воспринимаемого материала. При увеличении выразительности глухие школьники точнее устанавливают информативные признаки объектов, делают меньше ошибок. Напри-; мер, при работе с корректурными таблицами разного типа (буквенными, цифровыми, фигурными) глухие дети на протяжении всех лет обучения (с I по XII класс) успешнее действуют с фигур­ными таблицами. В этом случае они показывают лучшую продуктивность, т. е. просматривают большее число знаков и допускают меньше ошибок; несколько хуже работают с цифровыми пробами; самое большое количество ошибок дети допускают в работе с бук­венными пробами. Внимание детей с нарушениями слуха в боль­шей степени, чем у слышащих, зависит от выразительности мате­риала: они легче различают фигурный материал, поэтому и рабо­тают с ним лучше всего; хуже — буквы, поэтому работают медлен­нее и делают больше ошибок.

В связи с этим при обучении детей с нарушенным слухом ши­роко используются различные средства наглядности: одни — для привлечения непроизвольного внимания (например, яркая кар­тинка), другие — для развития произвольного внимания (схемы, таблицы).

В процессе школьного обучения у детей с нарушенным слухом произвольное внимание развивается, формируются основные его свойства. Существенное отличие от нормально слышащих детей заключается в том, что наибольший темп развития произвольного внимания приходится на подростковый период (у слышащих оно формируется на 3 — 4 года раньше).

Задача формирования внимания у школьников с нарушениями слуха решается благодаря правильно организованной учебной дея­тельности. К общим условиям, способствующим формированию произвольного внимания, можно отнести организацию учебного материала, его структурирование, подбор ярких примеров; фор­мирование мотивации учебной деятельности, устойчивых позна­вательных интересов; организацию деятельности самого учителя (особенно — оптимальное соотношение устной, дактильной и письменной форм речи, правильное дозирование нагрузки, ис­пользование разнообразных методов педагогического воздействия); формирование у учащихся навыков учебной деятельности, в част­ности контроля и самоконтроля. К специфическим условиям можно отнести такие, как использование специальных технических средств (звукоусиливающей аппаратуры индивидуального и коллективно­го пользования); широкое применение наглядных средств обуче­ния, с помощью которых можно привлекать непроизвольное вни­мание и развивать произвольное (для этого используются средства определенного уровня абстрактности — схемы, диаграммы, таб­лицы). Важным фактором, который всегда следует учитывать, яв­ляется своеобразный способ восприятия глухими детьми устной речи — постоянная фиксация внимания на лице и губах говоряще­го, требующая особой сосредоточенности. Поэтому, с одной сто­роны, нужно дозировать речевую нагрузку, с другой — формиро­вать и автоматизировать навык считывания с губ. Чем лучше глу­хой ребенок считывает с губ, тем легче ему сосредоточить внима­ние на говорящем, тем меньше он будет утомляться. Для человека, общающегося с неслышащими людьми, обязательны определен­ные правила поведения — нужно стоять или сидеть лицом к глухо­му человеку, избегать ненужных хождений, жестикуляций. В про­цессе обучения глухих детей для привлечения и регуляции внима­ния важно использовать различные виды чувствительности, на­пример тактильную и вибрационную.

Таким образом, развитие внимания у глухих детей заключается в становлении произвольного внимания как сознательного и кон­тролируемого, в формировании основных свойств внимания, та­ких, как устойчивость, распределение, переключаемость.

4. Понятие «память», образная память.

Изучение особенностей памяти детей с нарушенным слухом имеет принципиальное значение для психологии, поскольку имен­но в этой сфере можно найти ответы на важные вопросы, в част­ности на такой: в какой мере нарушение слуха (первичное нарушение) и особенности развития речи (вторичные отклонения) оказывают влияние на развитие разных видов памяти?

Под памятью в психологии понимаются процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повтор­ное использование в деятельности или возвращение в сферу со­знания.

Память — важнейшая психическая функция, лежащая в основе обучения. В процессе психического развития происходит из­менение способов запоминания, возрастает роль выделения в ма­териале семантических связей, т.е., как и другие высшие психи­ческие функции, память из непосредственной превращается в опо­средованную, из непроизвольной — в произвольную. Кроме того, происходит возрастание объема запоминаемого материала, увели­чение прочности его удержания.

Образная память у глухих детей так же, как у слышащих, ха­рактеризуется осмысленностью. Процесс запоминания у них опо­средуется деятельностью по анализу воспринимаемых объектов, по соотнесению вновь воспринятого с удержанным ранее. В то же вре­мя специфические особенности развития зрительного восприятия, в первую очередь то, что глухие дети отмечают в окружающих пред­метах и явлениях яркие, контрастные признаки, часто — несуще­ственные, влияют на эффективность их образной памяти. Глухие дети раньше познают в объектах специфическое, чем особое и общее, отмечают несущественные детали в ущерб главным, но менее заметным. У слышащих детей эти два вида познания пред­метов развиваются одновременно, что приводит к все возрастаю­щему у них числу «ступеней разноспецифического узнавания» (И. М. Соловьев). Особенности возникающего образа предмета за­висят от восприятия и влияют на последующее запоминание и воспроизведение.

Исследования Т.В.Розановой показали, что при непроизволь­ном запоминании наглядного материала глухие дети по всем пока­зателям развития образной памяти отстают от нормально слыша­щих сверстников: в дошкольном возрасте хуже запоминают места расположения предметов; в начале младшего школьного возраста имеют менее точные, чем слышащие сверстники, образы памяти, поэтому путают места расположения предметов, сходных по изоб­ражению или реальному функциональному назначению. Сами изоб­ражения предметов глухие дети запоминают неточно, на протяже­нии младшего школьного возраста они отстают от нормально слы­шащих сверстников — легче смешивают образы сходных предме­тов, затрудняются в переходе к соответствующим им образам пред­метов. В процессе развития разница в успешности запоминания на­глядного материала между глухими и слышащими постепенно уменьшается.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1485; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.