Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение




КУРСОВОЙ РАБОТЫ

РУКОВОДСТВО ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

ПУГАЧЕВА Инна Николаевна

КОСТЫЛЕВА Людмила Николаевна

КЛЕПИКОВ Олег Владимирович

 

«ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ»

Учебное пособие

 

 

В авторской редакции

 

Компьютерный набор и верстка Л. Н. Костылева

 

 

Подписано в печать

Формат 60´84 1/16. Бумага офсетная. Гарнитура Таймс. Ризография.

Усл. печ. л 4,2. Уч. –изд. л. 4,0. Тираж 150 экз. Заказ.2008 С - 43

ГОУВПО «Воронежская государственная технологическая академия» (ГОУВПО «ВГТА»)

Участок оперативной полиграфии ГОУВПО «ВГТА»

Адрес академии и участка оперативной полиграфии:

394000, Воронеж, пр. Революции, 19

 

 

 

 

В современной дидактике контроль, с одной стороны, определяет организацию процесса обучения на всех его этапах, а с другой, это соотношение достигнутых результатов с поставленными целями обучения. Контроль в учебном процессе выполняет следующие функции: сбор, обработка и анализ информации о фактических результатах обучения; разработка и использование диагностического инструментария; применение разработанных критериев качества для определения достижения цели обучения. Контроль является необходимым структурным компонентом процесса обучения и должен осуществляться постоянно в течение года.

Целью учебно-методических рекомендаций является обеспечение контроля и усвоения учебного категориально-понятийного аппарата, диагностика уровней сформированности знаний, умений, навыков студентов по разделу педагогики «Дидактика и педагогические технологии». Для этого в учебно-методических рекомендациях разработано содержание видов и форм контроля, определены критерии и уровни оценки знаний и умений студентов по изучаемому разделу педагогики.

В учебно - методических рекомендациях представлено несколько видов контроля знаний студентов:

- предварительный или входной контроль определяет исходный уровень знаний и умений студентов, позволяет преподавателю ориентироваться на допустимую сложность учебного материала, служит необходимой предпосылкой для успешного обучения;

- текущий или промежуточный контроль позволяет систематически проверять усвоение студентами знаний, умений, навыков и осуществляется на лекциях и семинарских занятиях;

- итоговый контроль констатирует конечные результаты обучения и проводится в период сессий с целью зафиксировать уровень подготовки студентов.

Основные функции контроля заключаются в установлении уровня усвоения знаний на определенных этапах обучения, в установлении эффективности учебного процесса и успеваемости, что позволяет оперативно корректировать процесс обучения и предупреждать неуспеваемость.

Учебно-методические рекомендации отражают требования Государственного образовательного стандарта по разделу педагогики «Дидактика и педагогические технологии» к знаниям, умениям и навыкам студентов.

Устные и письменные виды контроля представлены в соответствии с рабочей программой по разделу педагогики «Дидактика и педагогические технологии». Рабочая программа включает краткое содержание лекций (20часов) и семинарских занятий (16часов).


Рабочая программа по разделу педагогики

«Дидактика и педагогические технологии»

 

Темы лекций и семинарских занятий Лекции (час.) Семинары (час.)
1. Обучение в целостном педагогическом процессе.   Краткое содержание лекции. 1. Дидактика как педагогическая теория обучения. Общее понятие о дидактике. Объект, предмет, задачи и функции дидактики. 2. Обучение как сотворчество учителя и ученика. Двусторонний и личностный характер обучения. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. 3. Единство преподавания и учения, взаимосвязь категорий дидактики (обучение – преподавание, учение, виды, модели, формы, принципы, методы, приемы, средства, контроль, оценка, отметка; образование – Государственный Образовательный Стандарт (ГОС), учебные планы, программы, пособия, учебники, учебно-методические комплекты). 4.Функции процесса обучения: образовательная, развивающая, воспитательная.    
2. Закономерности и принципы обучения.   Краткое содержание лекции: 1.Движущие силы процесса обучения и развития. 2. Виды обучения и их характеристика. Деятельность учителя и учащихся в различных видах обучения и необходимость изучения законов дидактики. 3.Понятие закона и закономерности. 4.Виды закономерностей и законов в обучении. Специфика дидактических закономерностей. 5.Взаимосвязь принципов и законов обучения как целостной системы.      
  3. Методы и средства обучения. Краткое содержание лекции. 1. Понятие о методах и приемах обучения. 2. Классификация методов обучения. 3.Критерии выбора методов обучения. 4.Дидактические условия эффективности методов обучения. 5. Классификация средств обучения.    
4. Организационные формы обучения.   Краткое содержание лекции: 1. Понятие о формах организации обучения. 2. Классно-урочная система в истории школы, ее признаки. 3. Урок как основная форма организации обучения и его особенности. 4. Типология и структура уроков. 5. Нестандартные уроки в школе. 6. Современный урок, его особенности и эффективность. Другие формы обучения и их сущность.      
5. Современные системы и концепции обучения. Краткое содержание лекции: 1. Понятие о системе и концепции обучения. 2. Классификация дидактических систем: традиционная, педоцентрическая, современная. 3.Анализ основных концепций современной системы обучения: концепции, ориентированные на психическое развитие (Л.В. Занков, З.И. Калмыкова, Е.Н. Кабанова-Меллер); концепции, учитывающие личностное развитие (Г.И. Цукерман, В.В. Давыдов-Д.Б. Эльконин, А.С. Смирнов).      
6. Инновационные образовательные процессы. Краткое содержание лекции: 1.Современные модели организации обучения. 2.Типология и многообразие образовательных учреждений. 3. Понятие и сущность инновационного процесса в образовании. 4. Инновационная направленность педагогической деятельности. 5. Классификация инноваций. 6. Характеристики и критерии оценки инноваций. 7. Инновационные учебные заведения (авторские школы, гимназии, лицеи, колледжи, средние общеобразовательные школы с углубленным изучением отдельных предметов и др.).      
7. Педагогические технологии и их обусловленность характером педагогических задач.   Краткое содержание лекции: 1.Сущность, классификация педагогических технологий и структура педагогического мастерства. 2.Сущность и специфика педагогической задачи, обусловленность педагогических технологий характером педагогических задач. 3.Виды педагогических задач (стратегические, тактические, оперативные) и их характеристика. 4.Этапы решения педагогической задачи.      
8.Технология проектирования педагогического процесса.   Краткое содержание лекции: 1. Понятие о технологии проектирования педагогического процесса. 2. Осознание педагогической задачи, анализ исходных данных и постановка педагогического диагноза. 3.Планирование как результат проектирования деятельности педагога. 4. Планирование работы классного руководителя, учителя-предметника. 5.Репродуктивные, продуктивные, алгоритмические педагогические технологии.      
9. Технология педагогического регулирования, коррекции и контроля образовательного процесса. Краткое содержание лекции: 1. Понятия «регулирование», «коррекция» и «контроль» в образовательном процессе. 2.Понятие о технологии педагогического процесса и его составляющих. 3.Структура, виды, общие требования, особенности регулирования, коррекции и контроля организаторской деятельности. 4.Учебно-познавательная деятельность и технология организации регулирования, коррекции и контроля. 5.Понятия «оценка», «отметка» и способы оценивания знаний, умений, навыков. 6.Технология организации развивающих видов и творческой деятельности школьников.       -
  10.Содержание образования в современной школе.   Краткое содержание лекции: 1. Понятие о содержании образования. 2. Исторический характер проблемы определения содержания образования. 3. Факторы, детерминирующие отбор содержания образования. 4. Теории отбора содержания образования. 5. Концепция теории отбора содержания образования в современной дидактике.       -
Всего часов 20 28 16 22

 


Рекомендуемая программа семинарских занятий по разделу

педагогики «Дидактика и педагогические технологии»

 

Семинар 1. Обучение в целостном педагогическом процессе (2 часа).

Основные базовые знания дидактики (теории обучения): обучение это преподавание, учение, виды, функции, модели, формы, принципы, методы, приемы, средства, контроль, оценка, отметка; образование это Государственный Образовательный Стандарт (ГОС), учебные планы, программы, пособия, учебники, учебно-методические комплекты.

Вопросы для обсуждения:

1.Предмет и задачи дидактики. Как понимал дидактику Я.А. Коменский? Как менялись взгляды на дидактику в последующие времена?

2.Аргументируйте, почему методологической основой науки об обучении не может быть одна только гносеология (теория познания)?

3.Раскройте двусторонний характер и структуру обучения.

4. Принципы и критерии отбора содержания общего образования.

5. Государственный образовательный стандарт.

6. Изучение базисного учебного плана (Из каких компонентов состоит учебный план? Что представляет собой инвариантная часть, каково ее назначение? Какие учебные предметы и интегрированные курсы входят в инвариантную часть? Что представляет собой вариативная часть, чем она наполнена? Каково соотношение республиканского и регионального компонентов учебного плана?)

7. Изучение школьных программ (Какова структура программы? Каково назначение объяснительной записки? Каковы принципы построения учебной программы? Виды общеобразовательных программ).

8. Анализ учебников физики (математики) - соответствие предъявляемым требованиям? Имеется ли в учебнике предисловие, которое объясняет цель и задачи учебной книги? Имеются ли в конце параграфа и главы резюме и выводы? Каков внешний вид учебника (переплет, бумага, шрифт, наличие иллюстраций)? Сформулируйте новые тенденции в разработке учебников.

 

Контрольные задания:

1.Обоснуйте целостность учебного процесса. Единство преподавания и учения, обучения как сотворчества учителя и ученика.

2.Разработайте проект (работа по группам) урока (по выбору) алгебры, геометрии или физики с выделением этапов усвоения знаний, умений, навыков (восприятия, осмысления, закрепления). Определите функции обучения (образовательная, развивающая, воспитательная).

3.Предложите Ваши рекомендации (проекты) при разработке одной из тем учебника физики (алгебры, геометрии).

 

Основная литература

1.Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие. /П.И. Пидкасистый. – М.: Российское педагогическое агентство, 2001. – 268 с.

2. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. Учебник для студентов пед. вузов. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения. /И.П. Подласый.– М.: ВЛАДОС, 1999.– 576 с.

3. Харламов И.Ф. Педагогика. Учеб. пособ. /И.Ф. Харламов.- М.: Высш. Школа, 1990. - 576 с. (новый учебник 2000 г.)

4. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. /

А.В. Хуторской. - СПб: Питер, 2001. - 544 с.

 

 

Дополнительная литература

1.Большая Советская Энциклопедия: В 12 т.: - М.: 1977. - Т.12. - С. 450.

2..Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. /М.Н. Скаткин. - М.: Педагогика, 1984. - 95 с.

3. Государственный стандарт образования в РФ // Сб. нормативных документов. - М.: 1994.

 

Семинар 2. Закономерности и принципы обучения (2 часа).

 

Основные базовые знания: понятие «вид» в психолого- педагогической литературе, виды обучения, законы и закономерности, их виды в обучении, педагогические законы, принципы обучения.

 

Вопросы для обсуждения:

1.Ретроспективный обзор видов обучения (первый вид обучения – метод сократовской беседы, догматическое обучение, объяснительно-иллюстративное, метод самостоятельного добывания знаний, дифференцированное, индивидуальное, развивающее, модульное, суггестивное, компьютерное и др.),

2. Противоречия как движущие силы процесса обучения.

3.Характерные черты видов обучения.

4.Деятельность учителя и школьников в различных видах обучения.

5.Понятие закона и закономерности в дидактике.

6.Принципы дидактики: ретроспективный подход.

7.Взаимосвязь законов и принципов обучения.

Контрольные задания:

1. Разработайте проект урока любой дисциплины, аргументируйте вид обучения (репродуктивное, проблемное, развивающее, компьютерное, модульное, суггестивное, игровое, адаптивное и др.,)

2. Разработайте по выбору нестандартные уроки с применением различных закономерностей и принципов обучения.

3. Приготовьте сообщение о сущности дидактических принципов обучения следующих авторов:

- принцип гуманизма (М. Монтень, Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, А. Маслоу, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн, Н.Е.Щуркова и др.);

- принцип гуманно-личностного подхода (Ш.А. Амонашвили, И.С.Якиманская, М.Е.Кузнецов, Н.А.Алексеев и др.);

- принцип природосообразности (Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, И.С. Кон, А.В. Мудрик, Е.В.Бондаревская, А.М.Кушнир и др.);

- принцип культуросообразности (П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев, О.С. Газман, Г.М.Гнездилова и др.);

- принцип личностной деятельности (В.М. Бехтерев, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др.);

- принцип оптимизации учебного процесса (Ю.К. Бабанский);

- принцип ценностно-смысловой направленности (А.Н. Леонтьев, В. Франкл, Ш. Бюлер, И.Кон и др.);

- принцип связи обучения с жизнью и практикой (Я.А. Коменский, Ю.В. Сенько, Л.И.Новикова и др.).

- принцип коллективного характера обучения (Я.А. Коменский,

К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская, П.П. Блонский, П.Ф. Каптерев, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко и др);

- принцип перехода от обучения к самообучению (Н.К. Крупская,

П.П. Блонский, А.А. Ухтомский, Г.К. Селевко и др.);

 

Основная литература

1. Бабанский Ю.К. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. /Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин, Н.А. Сорокин, Т.Н.Мальковская, Е.Н. Белозерцев, В.А. Поляков, Д.М. Гришин. /Под ред. Ю.К. Бабанского.- М.: Просвещение, 1988. - 479 с.

2.Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: Курс лекций: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Ю.В. Сенько. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 240 с.

3.Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе. Учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений. /В.А. Ситаров, В.Г. Маралов./Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2000. – 216 с.

4.Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. учеб. заведений /С.А. Смирнов, И.Б. Котов, Е.Н. Шиянов, М.В. Зверева, В.В. Репкин, Н.Ф. Голованова, Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, Е.А. Горшкова, Н.И. Шелихова, Р.Б. Стеркина, Е.Г Юдина /Под ред. С.А. Смирнова.– 3–е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 1999. – 512 с.

Дополнительная литература

1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. /В.П. Беспалько.- М.: Педагогика, 1989. - 192 с.

2.Кордуэлл М. Психология. А-Я: Словарь-справочник / М.Кордуэлл- М.: ФАИР - ПРЕСС, 2000. - 448 с.

 

Семинар 3. Методы и средства обучения (2 часа).

 

Основные базовые знания: метод, метод деятельности, метод обучения, метод преподавания, методический прием, правило, функции обучения (информация, обучение, развитие, руководство), приемы и средства обучения; традиционная классификация методов обучения (словесные, наглядные, практические), методы контроля, виды и формы его организации.

 

Вопросы для обсуждения:

1.Методы обучения, их взаимосвязь с содержанием, приемами и принципами обучения.

2.Классификация методов обучения и их анализ.

3.Метод обучения как процесс обучения, взятый в целом.

4.Роль учителя в выборе и применении методов обучения.

5. Понятие о средствах обучения, средствах общения, средствах учебной деятельности.

6. Оборудование учебного кабинета, технические средства обучения.

Контрольные задания:

1.Выберите тему по программе обучения образовательной школы (в рамках любого предмета) и используйте для ее изложения различные методы обучения современной дидактики.

2.Проанализируйте педагогические ситуации, определите методы и приемы обучения, которые применяет учитель. (Приложение).

Основная литература:

1. Афонина Г.М. Педагогика. Курс лекций и семинарские занятия./ Г.М.Афонина. - Под. ред. О.А.Абдуллиной. - Ростов н/Д.: Феникс, 2002.- 512 с.

2. Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: “Школа - Пресс”, 2000. - 512 с.

 

Дополнительная литература

1.Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект. /Ю.К. Бабанский.- М.: Педагогика, 1977.- 256 с.

2. Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. /Ю.К. Бабанский. - М.: Знание, 1981.- 96 с.

3. Бабанский Ю.К. Выбор методов обучения в средней школе / Ю.К.Бабанский - М.:1981.- 110 с.

4. Беспалько В.П. Стандартизация образования: основные идеи и понятия. /В.П. Беспалько. // Педагогика. - 1993. - №5. - С.16-25.

5. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. (Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования). /А.Н. Майоров.- М.: Интеллект-центр, 2001. - 296 с.

 

Семинар 4. Организационные формы обучения (2 часа).

 

Основные базовые знания: форма, организационная форма обучения, общие организационные формы процесса обучения: индивидуальная, групповая, коллективная, специальные формы организации процесса обучения (урок, факультатив, семинар и др.), классно- урочная система, типология и структура уроков, нестандартные уроки.

 

Вопросы для обсуждения:

1.Основные особенности и признаки классно-урочной системы, ее достоинства и недостатки.

2.Урок как основная форма обучения, его признаки, типы уроков и их структура.

Дидактические требования к уроку.

3. Организация учебной деятельности учащихся на уроке.

4.Самостоятельная работа учащихся на уроке (приложение).

5. Система уроков по теме.

6. Другие формы организации обучения (экскурсия, домашняя работа, предметные кружки, олимпиады, научные общества и др.).

7. Подготовка учителя к уроку, анализ и самооценка урока (приложение).

Контрольные задания:

1. Разработайте нестандартные уроки (по выбору):

- уроки, основанные на проблемном обучении, активности и креативности субъектов образования –

уроки творчества (научного, прикладного, художественного, социального, культурного и пр.), уроки – творческие отчеты, театрализованные уроки, уроки – спектакли, уроки – концерты, уроки – диалоги, уроки – выставки, уроки решения проблем, уроки – вернисажи, уроки – фантазии, уроки – формулы, уроки – парадоксы, уроки – панорамы, уроки – «круглые столы», уроки – конкурсы, уроки – обобщения, уроки – фокусы, уроки – наблюдения, уроки – "Мозговой штурм", уроки моделирования, уроки изобретательства, уроки – эксперименты, уроки – исследования, уроки – поиски, уроки – конструирования понятий, правил, закономерностей, гипотез, уроки – конспекты, уроки – соревнования, уроки – консультации, уроки – зачеты, уроки – пресс-конференции, уроки – сомнения, уроки – экскурсии, уроки – лекции, уроки – обзоры, уроки – перспективы, уроки – проектирования, уроки – конференции, уроки – семинары, уроки – лабораторные работы, уроки – практикумы, уроки – экспериментальные задачи и др;

- уроки, основанные на программированном и компьютерном обучении -

уроки с использованием дистанционного обучения, компьютерные уроки, уроки тестирования знаний, умений, навыков с использованием компьютера;

- уроки в форме игры - уроки-игры –

деловые игры, дидактические игры, уроки – аукционы, уроки – «Суды», уроки – «Следствие ведут знатоки», уроки – «Поле чудес», уроки разгадывания кроссвордов, ребусов, сканвордов, уроки – ролевые игры, уроки – «Умники и умницы», уроки – «Брейн-ринги», уроки – «Морской бой», уроки – «Счастливый случай», уроки – путешествия в страну (Знаний, Смекалки, Мудрости, Интеллекта и т.д.), уроки логические игры, уроки – «КВН», уроки – «Что? Где? Когда?», уроки – «Угадай мелодию», уроки – «Как стать миллионером?», уроки – «Звездный час» и др;

- уроки в форме индивидуально-групповой работы-

уроки, которые ведут обучающиеся, уроки олимпиады, уроки «круговая тренировка», уроки взаимообучения школьников, уроки взаимоконтроля знаний, видео - уроки, уроки путешествия;

- уроки, интегрирующие все виды, принципы, методы обучения-

уроки погружения, бинарные уроки, уроки с межпредметными связями, и др.

2. Разработайте иные формы обучения: научные общества, кружки, олимпиады, секции, факультативные занятия, предметные недели, декадники науки, месячники предметов и т.д.

Основная литература

1.Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие. /П.И. Пидкасистый. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 608 с.

2.Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев,

А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: “Школа - Пресс”, 2000. - 512 с.

3. Харламов И.Ф. Педагогика. Учеб. пособ. /И.Ф. Харламов.- М.: Высш. Школа, 1990. - 576 с. (новый учебник 2000 г.).

Дополнительная литература

1. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия, векторы развития. /А.М. Новиков. - М.: Эгвес, 2000. - 272 с.

2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров /Е.С. Полай, М.Ю. Бухарина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. /Под ред. Е.С. Полай. - М.: Академия, 1999. - 224 с.

3.Ожегов С.И.Толковый словарь русского языка /С.И.Ожегов.- М.: 2001. - 873 с.

4. Онищук В.А. Урок в современной школе. Пособие для учителей. /В.А. Онищук. - М.: Просвещение, 1981.- 191 с.

5. Хуторской А.В. Как обучать творчеству? /А.В. Хуторской. //Доп. образование. – 2001. – №1. – С.4–10.

 

 

Семинар 5. Современные системы и концепции обучения (2 часа).

 

Основные базовые знания: педагогическая система, традиционная система, педоцентристская концепция, современная система, проблемная ситуация, продуктивное мышление, содержание, задачи и условия развивающего и личностно-развивающего обучения, основные мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, классификация, умения – специальные, общие, умения самостоятельной работы, основные дидактические идеи педагогов-новаторов.

Вопросы для обсуждения:

1.Понятие о системе и концепции обучения.

2. Классификация дидактических систем: традиционная, педоцентристская, современная.

3.Распределите ответы по группам, которые характеризуют традиционную, педоцентристскую, современную дидактику:

а) обучение сводится к спонтанной деятельности детей;

б) обучение понимается как взаимосвязанная деятельность преподавания – учения, в которой преподаватель опирается на активность ученика;

в) обучение сводится к передаче готовых знаний учащимся;

г) структура процесса обучения близка к научному поиску от обнаружения проблемы до ее решения;

д) процесс обучения строится адекватно тому, чтобы формировать систему знаний и обеспечивать развитие личности;

е) структуру процесса обучения образуют: сообщение, понимание, обобщение и применение знаний.

Правильные ответы:

- традиционная – в, е;

- педоцентрическая – а, г;

- современная – б, д.

4. Охарактеризуйте черты современной дидактической системы: демократизм, гуманизация.

5.Сравните два подхода к обучению: традиционный, при авторитаризме учителя и современный, сочетающий руководство с инициативой и самостоятельностью ученика.

6.Анализ основных концепций современной системы обучения (работа по группам):

- концепции, ориентированные на психическое развитие (Л.В.Занков, З.И. Калмыкова, Е.Н. Кабанова-Меллер);

- концепции, учитывающие личностное развитие (В.В. Давыдов- Д.Б. Эльконин, А.С. Смирнов, Г.И. Цукерман).

Контрольные задания:

1.Подготовьте проект для презентации:

- дидактических концепций Я.А.Коменского, И.Г.Песталоцци, И.Ф.Гербарта, Дж.Дьюи;

- основных концепций развивающего обучения Л.В.Занкова, В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина, З.И.Калмыковой, Л.М.Фридмана и др.;

- современных подходов к разработке теории личностно-развивающего обучения (Ш.А.Амонашвили, С.Н.Лысенко, И.П.Волков, В.Ф.Шаталов, Е.Н.Ильин и др.).

Основная литература

1.Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие / В.А. Сластенин,

И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 568 с.

2. Сластенин В.А. Введение в педагогическую аксиологию / В.А. Сластенин, Г.И.Чижакова. -М.: Изд.центр.Академия, 2003. - 192 с.

 

Дополнительная литература

1.Амонашвили Ш.А. Школа жизни / Ш.А. Амонашвили. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1998. - 80 с.

2. Занков Л.В. Избранные психологические труды. /Л.В. Занков. - М.: Новая школа, 1996. -426 с.

3. Ильин Е.Н. Искусство общения: Из опыта работы учителя литературы

516–й школы Ленинграда. /Е.Н. Ильин. – М.: Педагогика, 1982. – 112 с.

4.Кульневич С.В. Педагогика личности. От концепций до технологий: Учеб. пособие /С.В. Кульневич. – Ростов н /Д: 2001. - 157 с.

5. Современный словарь по педагогике. / Сост. Рапацевич Е.С. Мн.: «Современное слово», 2001. -928 с.

6. Якиманская И.С.Развивающее обучение. /И.С.Якиманская.– М.: Педагогика,1979.–144 с.

 

Семинар 6. Инновационные образовательные процессы (2 часа).

 

Основные базовые знания: понятие «инновация», классификация инноваций (технологические, методические, организационные, управленческие, экономические, социальные, юридические и др.), характеристики инноваций (теоретические, практические), критерии оценки инноваций (прогрессивность, оптимальность, результативность, массовое применение и др.), понятия «модель», «типология», функционирующий и инновационный тип развития учреждения, авторская школа.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Как понимаете, что такое инновационные процессы в образовании, каковы их особенности?

2. Дайте характеристику основных критериев внедрения педагогических инноваций в образовательном процессе.

3. Охарактеризуйте условия и критерии эффективности использования нововведений в образовании.

4. Назовите основные источники появления инноваций в образовании и дайте характеристику некоторым из них (3-4 по выбору).

Контрольные задания:

1. Охарактеризуйте одно из инновационных образовательных учреждений (школа раннего развития, социально-педагогический комплекс, гимназия, лицей, кадетский корпус, школа-гимназия, академическая гимназия и др.).

2. Подготовьте выступление по авторской школе («школа диалога культур» В.С.Библер, «школа развивающего обучения» В.В.Давыдов, «школа самоопределения» А.Н.Тубельский).

3. Сравните традиционное и инновационное обучение по следующим параметрам: мотивационно-смысловые позиции обучаемых; характер организации учебно-познавательной деятельности; контроль и оценка.

 

Основная литература

1.Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие. /П.И. Пидкасистый. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 608 с.

2.Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев,

А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: “Школа - Пресс”, 2000. - 512 с.

3. Харламов И.Ф. Педагогика. Учеб. пособ. /И.Ф. Харламов.- М.: Высш. Школа, 1990. - 576 с. (новый учебник 2000 г.)

4. 30. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. /А.В. Хуторской. - СПб: Питер, 2001. - 544 с.

 

Дополнительная литература

1.Энциклопедия современного учителя. – М.: Изд–во Астриль, Олимп, АСТ, 2000. – 336 с.

2.Загвязинский В.И. Теория обучения, Современная интерпритация. / В.И. Загвязинский.– М.: Педагогика, 2001.–160 с.

 

Семинар 7. Педагогические технологии и их обусловленность характером педагогических задач (2 часа).

 

Основные базовые знания: понятие «технология», педагогические технологии и педагогические задачи, виды педагогических задач: стратегические, тактические, оперативные, этапы решения педагогической задачи.

 

 

Вопросы для обсуждения:

1.В чем заключается сущность педагогической технологии?

2.Назовите основные признаки педагогической технологии.

3.Как соотносятся понятия «педагогическая технология» и «педагогическое мастерство»?

4.Раскройте суть и специфику педагогической задачи.

5.Дайте характеристику основных видов педагогических задач.

6.Каковы этапы решения педагогической задачи? Составьте соответствующую схему.

7.В чем заключается проявление профессионализма и мастерства учителя при решении педагогических задач?

Контрольные задания:

1.Выберите тему по программе обучения образовательной школы (в рамках любого предмета) и используйте для ее изложения различные педагогические технологии современной дидактики.

2. Приготовьте сообщение о сущности педагогических технологий следующих авторов:

- Ш.А.Амонашвили (гуманно-личностная технология);

- Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова (технология развивающего обучения);

- С.Н.Лысенковой (технология перспективно-опережающего обучения);

- А.А.Окунева (педагогическая технология на основе системы эффективных уроков);

- Н.Н.Палтышева (технология системы поэтапного обучения физике);

- Р.Г.Хазанкина (технология обучения математике на основе решения задач) и др.

 

Основная литература

1.Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: “Школа - Пресс”, 2000. - 512 с.

2. Харламов И.Ф. Педагогика. Учеб. пособ. /И.Ф. Харламов.- М.: Высш. Школа, 1990. - 576 с. (новый учебник 2000 г.).

 

Дополнительная литература

1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. /В.П. Беспалько.– М.: Педагогика, 1989. –192 с.

2. Ерунова Л.И. Урок физики и его структура при комплексном решении задач обучения. Кн. для учителя. /Л.И. Ерунова. – М.: Просвещение, 1988. – 160с.

3.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие для вузов. / Г.К. Селевко.–М.: Народное образование; Школьные технологии, 1988. – 255 с.

4.Современный словарь по педагогике. / Сост. Рапацевич Е.С. Мн.: «Современное слово», 2001. - 928 с.

 

Семинар 8.Технология проектирования педагогического процесса (2 часа).

 

Основные базовые знания: проектирование, технология проектирования, методы дидактики (наблюдение, тестирование, проектирование, анализ, диагностика, регулирование, коррекция), планирование деятельности классного руководителя, учителя-предметника, педагогические технологии - репродуктивные, продуктивные, алгоритмические.

 

 

Вопросы для обсуждения:

1. Что такое проектирование? В чем заключается сущность технологии проектирования педагогического процесса?

2. Какова технология проектирования педагогического процесса и его этапы (по В.М. Монахову)? (1 – этап - теоретическое обоснование новой технологии обучения, 2 этап - технологические процедуры в границах данного дидактического модуля, 3 этап - методический инструментарий учителя для данного дидактического модуля, 4 этап - критерии и методы замера результатов реализации технологического замысла в данном дидактическом модуле, 5 этап - культура освоения новой технологии обучения).

3. Раскройте содержание этапов планирования работы классного руководителя (название, характеристика разделов плана, особенности планирования и подготовки воспитательного мероприятия).

4. Какова специфика планирования деятельности учителя-предметника (тематическое и поурочное планирование)?

5. Виды педагогических технологий, в чем заключается особенность, целесообразность их проектирования?

 

Контрольные задания:

1. Используя технологию проектирования педагогического процесса (В.М.Монахов) выберите тему по программе обучения образовательной школы (в рамках любого предмета) и приготовьте разработку урока или внеклассного мероприятия.

2. Приготовьте сообщение о технологии и направлении развития проектирования педагогического процесса учеными: на основе оптимизации учебно-воспитательного процесса (Ю.К.Бабанский), управления развитием школы (М.М.Поташник), проектирования технологий (В.М.Монахов).

3. Разработайте по выбору нестандартные уроки с применением различных технологий педагогического регулирования, коррекции и контроля знаний школьников.

4. Раскройте технологию педагогического регулирования, коррекции и контроля организации коллективной творческой деятельности детей на примере воспитательного мероприятия.

 

Основная литература

1. Харламов И.Ф. Педагогика. Учеб. пособ. /И.Ф. Харламов.- М.: Высш. Школа, 1990. - 576 с. (новый учебник 2000 г.)

2. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. /

А.В. Хуторской. - СПб: Питер, 2001. - 544 с.

 

Дополнительная литература

1. Ксензова Г.Ю. Перспективные технологии. Учебно–методическое пособие. /Г.Ю. Ксензова. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 224 с.

2. Смирнов А.С.Педагогика: педагогические теории, системы, технологии.//А.С. Смирнов. – М., Центр, 2001.- 176 с.

 

 

Организация контроля качества знаний студентов

по разделу педагогики
«Дидактика и педагогические технологии».

 

Показатели сформированности знаний, умений студентов.

Устные и письменные виды контроля представлены в соответствии с тематическим планом лекций и семинарских занятий по разделу педагогики «Дидактика и педагогические технологии».

Под оценкой понимается процесс сравнения достигнутого студентами уровня владения знаниями, умениями и навыками с основными базовыми знаниями, с требованиями Государственного образовательного стандарта. В современной педагогике существуют различные подходы к конструированию показателей оценки. В учебно-методических рекомендациях представлена обобщенная система показателей обученности студентов по разделу педагогики, включающая уровень владения конкретными знаниями и уровень сформированности конкретных умений.

На предметно-содержательном уровне знания студентов должны характеризоваться полнотой, прочностью и системностью. Они должны уметь логично излагать материал, владеть и использовать организационные формы, методы обучения, определять пробел знаний в обучении, корректировать процесс обучения, планировать последующее обучение, разрабатывать рекомендации по предупреждению неуспеваемости в процессе обучения.

 

Рейтинговая система оценки знаний, умений студентов.

 

Знания и умения студентов можно изучать и контролировать с помощью наблюдения, опроса, беседы, анкетирования, педагогического эксперимента, моделирования. Вопрос о целесообразности выбора того или иного метода контроля может решаться исходя из времени и цели контроля.

Для определения качества подготовки студентов по разделу педагогики «Дидактика и педагогические технологии» предлагается три уровня оценки знаний, умений и навыков. Разработано конкретное содержание и степень владения студентами знаниями, умениями и навыками характерными для каждого уровня. Оценка знаний, умений и навыков студентов осуществляется по традиционной 5- бальной системе.

Первый уровень характеризуется следующими показателями:

- усвоение знаний и умений студентами в полном объеме на основе креативного подхода, активной включенности в деятельность, владение основными базовыми понятиями раздела педагогики и самостоятельное выполнение заданий преподавателя, проявление гибких, нешаблонных подходов к решению многообразных дидактических задач, самостоятельное выявление причин своих ошибок, пробелов и недостатков знаний.

По 5-балльной системе этот уровень соответствует оценке 5 баллов.

Второй уровень характеризуется следующими показателями:

- усвоение знаний и умений студентами на уровне содержательного обобщения, затруднение в определении основных базовых понятий раздела педагогики, в самостоятельном выполнении заданий преподавателя, в анализе, оценке и контроле своих знаний, умений, навыков.

По 5-балльной системе этот уровень соответствует оценке 4 балла.

Третий уровень характеризуется следующими показателями:

- студенты на репродуктивном уровне (опорный конспект) владеют учебным материалом, часто не различают основные базовые понятия раздела педагогики и затрудняются в их определении, отсутствует умение самостоятельно выполнять задания преподавателя, анализировать, оценивать и контролировать свои знания, умения, навыки, нуждаются в репродуктивном контроле (контрольные вопросы или дидактический тест).

По традиционной 5-балльной системе этот уровень соответствует оценке 3 балла.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ПРЕДВАРИТЕЛЬНОМУ
КОНТРОЛЮ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ.

 

Предварительный контроль знаний, умений и навыков студентов осуществляется по разделу педагогики «Введение в педагогическую деятельность, включая общие основы педагогики».

Цель: определить исходный уровень знаний и умений студентов по разделу педагогики«Введение в педагогическую деятельность, включая общие основы педагогики» для выявления базовых знаний студентов как основы изучения раздела педагогики «Дидактика и педагогические технологии».

Предварительный контроль знаний, умений и навыков студентов предлагается по двум вариантам самостоятельной работы, содержащим три уровня сложности: первый, второй, третий. Первый и второй уровни знаний и умений оцениваются по предложенным ниже ответам, третий – по разработанной выше рейтинговой трехуровневой оценке знаний, умений студентов.

 

1 вариант.

 

Первый уровень

1 вопрос. Какие социальные условия оказывают влияние на формирование личности учащегося?

1. Социально-экономический строй общества и микросреда учащегося.

2. Производственное окружение школы и родители.

3. Идеология общества и микросреда ученика.

4. Родители, коллектив сверстников в школе и на улице.

5. Средства массовой информации и общественность.

2 вопрос. Какие функции выполняет социализация личности в системе разностороннего воспитания учащихся?

1. Развивает нравственное самосознание.

2. Приобщает подрастающее поколение к общечеловеческим ценностям.

3. Воспитывает политическую культуру, нравственные качества и правосознание.

4. Прививает навыки культурного поведения.

5. Воспитывает интернационализм и патриотизм.

3 вопрос. Педагогика как наука, ее объект (объект и предмет педагогической науки, задачи педагогической науки, система педагогических научных дисциплин, категориальный аппарат педагогики, образование как общественное явление и как педагогический процесс).

 

Второй уровень

1 вопрос. Какое из определений понятия «педагогическая деятельность» является более полным?

1. Вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим накопленной человечеством культуры и опыта, создание условий для личностного развития ребенка и подготовка его к выполнению определенных ролей в обществе;

2. Результат процесса обучения и воспитания будущих учителей;

3. Работа по воспитанию и образованию учащихся.

2 вопрос. Укажите на более полную возрастную периодизацию детей дошкольного и школьного возраста.

1. Дошкольный возраст, младший школьный и старший школьный возрасты.

2. Младший школьный, дошкольный возраст и средний школьный возраст.

3. Младенческий возраст, преддошкольный, дошкольный, младший школьный, средний школьный и старший школьный возрасты.

4. Дошкольный возраст, школьный возраст.

3 вопрос. Взаимосвязь педагогической науки и практики (единство и различия педагогической науки и практики, педагогическая наука и практика как единая система, связь науки и практики в движении, учитель и педагогическая наука).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 693; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.257 сек.