Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение количества региональных дистрибьюторов в цепях поставок




Опыт работы отечественных предприятий в рыночных условиях позволил выявить ряд актуальных проблем развития страны и ее регионов. Одной из таких проблем является многоуровневый характер реализации продукции и услуг, обеспечивающих жизнедеятельность большинства хозяйствующих субъектов. Это в свою очередь приводит к существенному росту цен на готовую продукцию и, как следствие, к ухудшению финансового состояния потребителей. Основной причиной существования данной проблемы является высокая степень монополизма предприятий на рынке добычи и переработки сырья, которая обусловлена:

1) высокими входными барьерами на сырьевой рынок;

2) наличием неудовлетворенного платежеспособного спроса на сырье в зарубежье;

3) традиционным преобладанием в структуре производства хозяйственного комплекса страны продукции производственно-технического назначения;

4) низким качеством продукции потребительского назначения, которое предопределяет ее не конкурентоспособность на мировом рынке и ограниченность сбыта в пределах территории Российской Федерации;

5) протекционистской политикой государственных органов управления, наполняемость бюджетов которых в первую очередь определяется эффективной работой отраслей добычи и первичной переработки сырья;

6) сложностью реализации сырья по территории Российской Федерации, что связано с удаленностью мест его добычи от перерабатывающих и потребляющих производств;

7) наличием объективных и субъективных условий, способствующих сговору хозяйствующих субъектов о разграничении рынков сбыта (вплоть до мероприятий криминального характера).

Таким образом, проблема реализации продукции и услуг через экономически оптимальное количество уровней ЛСРПУ (последовательность перепродаж) в реальных условиях хозяйствования является достаточно сложной. Тем не менее, на сегодняшний день разработан ряд методов определения количества и мест расположения торговых посредников. К ним относятся (рисунок 2.47):

- метод минимизации совокупных затрат на движение ресурсов;

- метод оптимизации времени обслуживания потребителей;

- метод предельного уровня себестоимости продукции.

Метод минимизации совокупных затрат на движение ресурсов имеет две модификации, исходя из расчета данных затрат:

- на единицу продукции;

- на оптимальный размер партии продукции.

Рассмотрим их более подробно.

Суммарные затраты регионального дистрибьютора на доставку единицы продукции потребителю, например, автомобильным транспортом составляют

, (2.58)

 

где Zтр – транспортные затраты;

Zпр – прочие затраты на доведение продукции до потребителя.

 

 

 

В свою очередь по формуле (1.1)

 

, (2.59)

 

, (2.60)

где a и b – коэффициенты;

tср – среднее расстояние транспортировки продукции

F – валовые условно-постоянные затраты предприятия на доведение продукции до потребителя за исключением условно-постоянных затрат на ее транспортировку;

v – удельные условно-переменные затраты на доведение продукции до потребителя;

n – количество продукции, реализуемое хозяйствующим субъектом.

Подставляя выражения (3.57) и (3.58) в уравнение (3.56), получим

 

. (2.61)

 

Выражение (2.61) можно представить в виде графика, изображенного на рисунке 2.48.

 

Z

 

Z∑

 

 

Zmin

Zтр

 

 

Zпр

tопт t, км

 

0 nопт n,ед.

Рисунок 2.48 – Затраты предприятия В на доведение единицы продукции до потребителя

 

Предположим, что доведение продукции до потребителя осуществляется в пределах ЗПСПУ площадью W (рисунок 2.49) в условиях конкуренции предприятия В с хозяйствующими субъектами А1, А2 и А3.

А1

W

3 2

1 1

е tср

В

tср

t=Tпр

W’

3 2

А3 А2

 

Рисунок 2.49 – ЗПСПУ предприятия В в условиях его конкуренции с хозяйствующими субъектами А1, А2 и А3

 

Анализ выражения (2.61) совместно с данными рисунка 2.49 позволяет установить, что достаточно сложно оценить значения:

- tср, поскольку оно определяется среднеарифметическим значением расстояния, зависящего от расположения потребителей, получивших продукцию в течение фиксированного периода времени;

- t = Тпр, поскольку оно определяется конфигурацией линий разграничения 1 – 1, 2 – 2 и 3 – 3 (рисунок 2.49).

Для упрощения расчетов приведем площадь криволинейного многоугольника W к площади круга W’, приведенный радиус которого составит:

 

. (2.62)

 

Кроме того, условимся, что

. (2.63)

 

Подставляя выражение (3.61) в формулу (3.59), получим

. (2.64)

 

Выражение (2.64) содержит две неизвестные величины - t и n и может быть использовано для дальнейших расчетов, если удастся установить между ними корреляционную зависимость.

Если предположить, что реализация продукции объемом N на территории площадью W является равномерной по территории, то корреляционная зависимость N = f (W) может быть использована для установления зависимости n = f (w). В свою очередь, как нетрудно заметить, площадь w ЗПСПУ регионального дистрибьютора определяется его радиусом t.

В результате соответствующего анализа можно установить, что

 

. (2.65)

 

Введем так называемый индекс рассеяния i

. (2.66)

Откуда

 
 
(2.67)     (2.68)


Подставляя выражения (2.67) и (2.68) в уравнение (2.64), можно получить два уравнения, содержащие по одной неизвестной величине, соответственно, n и t.

 

, (2.69)

 

. (2.70)

 

Дифференцируя выражение (2.69) по n, выражение (2.70) по t и приравнивая полученные выражения к нулю, получим

 

, (2.71)

 

. (2.72)

 

Выражения (2.71) и (2.72) позволяют получить оптимальные значения n и t.

, (2.73)

 

. (2.74)

 

Для того чтобы определить оптимальное количество региональных дистрибьюторов предприятия В (при условии, что само предприятие будет выполнять роль регионального дистрибьютора), необходимо рассчитать оптимальный размер площади ЗПСПУ регионального дистрибьютора

 

. (2.75)

 

Тогда оптимальное количество региональных дистрибьюторов можно определить по формуле

 

. (2.76)

 

Если подставить выражения (2.73) и (2.74) в формулу (2.64). можно определить оптимальную величину затрат на доведение продукции до потребителя

. (2.77)

 

Таким образом, можно выделить следующую последовательность определения количества региональных дистрибьюторов предприятия:

1) выделить ЗПСПУ предприятия площадью W (рисунок 2.49) и в соответствии с формулами (2.6) и (2.9) определить ее размеры;

2) выявить реальную потребность в продукции N в пределах выделенной ЗПСПУ W;

3) по формуле (2.66) рассчитать индекс рассеяния i;

4) по формуле (2.74) определить оптимальный радиус ЗПСПУ регионального дистрибьютора tопт;

5) по формуле (2.75) определить оптимальный размер площади ЗПСПУ регионального дистрибьютора wопт;

6) по формуле (2.76) определить оптимальное количество региональных дистрибьюторов k.

В случае привлечения региональным дистрибьютором дилеров (рисунок 2.32) процесс расчета может быть использован повторно с учетом того, что за основу принимается площадь ЗПСПУ регионального дистрибьютора wопт.

Алгоритм определения количества уровней каналов распределения продукции представлен на рисунке 2.50. При этом использованы следующие обозначения:

Wmin – минимальная величина экономически эффективной с точки зрения реализации продукции площадь потенциального сбыта продукции k-го уровня цепей (эшелонов), км²;

r – уровень рентабельности продукции, используемый как постоянная величина для всех уровней логистической системы реализации продукции и услуг;

S – себестоимость единицы продукции, поставляемой в ЛСРПУ коммерческим или промышленным предприятием (нулевым уровнем цепей (эшелонов)), руб.

Пример 2.6. Определить количество и места расположения региональных дистрибьюторов, которые, как предполагается, будут реализовывать тракторные прицепы для транспортировки зерна грузоподъемностью 11 тонн.

Данная задача является достаточно сложной, поскольку следует принимать во внимание:

- возможность привлечения автомобильного транспорта, а, следовательно, необходимость точного определения объемов транспортировок зерна тракторным транспортом;

- возможность привлечения тракторных прицепов для перевозки других сельскохозяйственных грузов, а также различной продукции, необходимой как сельскому хозяйству, так и промышленности;

- возможность ограничения применения автомобильного и тракторного транспорта в ряде регионов России по климатическим или иным условиям;

- необходимость оценки ряда требуемых параметров исходя из среднестатистических величин, таких как среднее расстояние перевозки, коэффициент использования грузоподъемности прицепа, среднетехническая скорость движения тракторного поезда, объем производства продукции сельского хозяйства по годам, коэффициент использования пробега тракторного поезда, размер постоянных затрат, связанных с реализацией тракторных прицепов, неравномерность сельскохозяйственного производства продукции по регионам России и др.

 

 


 

Рисунок 2.50 – Алгоритм определения количества уровней цепей (эшелонов) реализации продукции и услуг

 

Стратегия реализации такой специфической продукции, как тракторные прицепы, требует проведения серьезных маркетинговых исследований, направленных на получение указанных выше сведений.

Поскольку целью данного примера является не разработка стратегии реализации тракторных прицепов по территории стран бывшего Советского Союза, а демонстрация возможностей предлагаемого для использования в практике математического аппарата, примем ряд допущений:

1) рассмотрим наиболее продуктивные с точки зрения производства зерновых культур области России: Смоленскую, Брянскую, Калужскую, Тульскую, Орловскую, Курскую, Белгородскую, Рязанскую, Липецкую, Воронежскую, Тамбовскую, Пензенскую, Саратовскую, Волгоградскую, Ростовскую, Ульяновскую, Самарскую, Оренбургскую, Челябинскую, края – Ставропольский и Краснодарский, республики – Калмыкию, Мордовию, Татарстан, Башкортостан общей площадью 1,5103 млн. кв. км. В 1990 году на данной площади был получен урожай зерновых культур в размере 109,61 млн. т;

2) пробег тракторного транспорта распределяется следующим образом: до 5 км – 50 %, до 15 км – 40 %, до 45 км – 10 %. Среднетехническая скорость – 12 км/ч. Коэффициент использования грузоподъемности – 0,95. Коэффициент использования пробега – 0,7;

3) производство сельскохозяйственных культур на территории России – равномерное;

4) время уборочной страды – 2 месяца или при работе в две смены без выходных ориентировочно 960 часов (2 месяца х 30 дней х 16 часов).

Решение:

Средний пробег тракторного транспорта равен

 

5*0,5 + 15*0,4 + 45* 0,1 = 13 км.

 

Время перевозки 11*0,95=10,45 т груза составит

 

t = 13/12 = 1,14 ч.

 

Один прицеп будет задействован в уборочную страду

 

960 * 0,7 = 672 ч.

 

Общая выработка на один прицеп за данное время составит

 

672/1,14 * 10,45 = 6 160 т/сезон.

 

Потребное количество тракторных прицепов составит

 

109 610 000/6 160 = 17 794 ед.

 

Приведенный радиус зоны потенциального сбыта тракторных прицепов равен

Тпр = = 693,4 км,

 

Индекс рассеяния составит

 

i = 693,4/ = 5,2.

 

При условии, что тракторные прицепы до дистрибьюторов будут доставляться железнодорожным транспортом по 2 единицы на платформе при коэффициенте использования пробега 0,7 и стоимости одного тонно-километра 0,7 руб./ т * км, получим

 

а = (0,7*60)/(2*0,7) = 30 руб.

 

Учитывая, что постоянные затраты на распределение 17 794 тракторных прицепов составят приблизительно 15 млн. руб. (за исключением расходов на транспортировку), имеем

 

t = = 343,6 км

 

Площадь ЗПСПУ одного регионального дистрибьютора составит

 

ω΄ = π * t²опт = 369 605, 2 км²

 

Потребное количество региональных дистрибьюторов, включая предприятие – изготовитель г. Орска Оренбургской обл., равно

 

k = 1 510 000/ 369 605,2 = 4,08 или 4

 

Используя эвристические методы определения мест расположения региональных дистрибьюторов, находим, что они могут располагаться: в г. Орске, Оренбургской обл., в г. Кинель, Самарской обл. (бывшая Поволжская машиноиспытательная станция), в г. Саратове и г. Воронеже (или их окрестностях).

Полученные нами результаты во многом являются приближенными, но, тем не менее, позволяют получить предварительные данные для формирования логистической системы реализации тракторных прицепов, которые впоследствии могут уточняться. При появлении конкурентов, например, зарубежных производителей сельхозтехники, возможна потеря части ЗПСПУ, а вместе с ней региональных дистрибьюторов, на что следует обратить внимание в дальнейшем.

Следующим методом, который может быть использован для определения количества торговых посредников, является метод оптимизации времени обслуживания потребителей, основанный на положениях теории массового обслуживания. Эффективность реализации данного метода на практике во многом зависит от правильности выбора системы массового обслуживания (далее - СМО), для чего следует изучить случайный процесс потока заявок со стороны потребителей и длительности их обслуживания. Это в свою очередь создает основу для построения и анализа математической модели данного процесса. Математическое изучение функционирования СМО значительноупрощается, если протекающий в ней процесс является марковским (то есть если вероятность любого состояния СМО в будущем зависит только от ее состояния в настоящем и не зависит от ее состояний в прошлом). В этом случае работа СМО сравнительно легко описывается с помощью аппарата конечных систем обыкновенных линейных уравнений первого порядка, а в предельном режиме (при достаточно длительном функционировании СМО) – с помощью аппарата конечных систем линейных алгебраических уравнений, и в результате удается выразить в явном виде основные характеристики эффективности функционирования СМО через параметры СМО, потока заявок и дисциплины работы СМО.

На рисунке 2.47 кратко представлена сущность метода оптимизации времени обслуживания потребителей, а механизм его реализации для простейшей многоканальной СМО с отказами отражен на рисунке 2.51. При этом использованы следующие обозначения:

λ – интенсивность входящего потока Пвх;

μ – интенсивность потока обслуживания Поб;

С1 – затраты на эксплуатацию одного канала обслуживания СМО, руб.;

С2 – затраты потребителя на движение транспортного средства к торговому посреднику и обратно и время пребывания его заявки в СМО (у данного торгового посредника), руб.;

τ раб – длительность работы торгового посредника в течение определенного интервала времени (суток, недели и др.), ч;

– средняя техническая скорость транспортного средства, обеспечивающего транспортировку продукции к месту расположения потребителя, км/ч.

При необходимости для определения количества торговых посредников могут быть использованы другие модели теории массового обслуживания, в том числе и одноканальные, что характерно для систем эксклюзивной реализации продукции и услуг в рамках ЗПСПУ коммерческого или промышленного предприятия.

Еще одним методом, позволяющим определить количество региональных дистрибьюторов (первого уровня системы распределения) через выявление ЗПСПУ, является метод предельного уровня себестоимости (рисунок 2.47). Данный метод достаточно специфичен и может быть реализован при проектировании и создании ЛСРПУ, предназначенной для заготовительного производства машиностроительных предприятий, например, металла при стремлении металлургических предприятий расширить рынки сбыта на территории стран СНГ и Российской Федерации. Рассмотрим следующий пример. Не секрет, что успешная деятельность АО «АвтоВАЗ» в немалой степени зависит от протекционистской таможенной политики, проводимой государственными органами в отношении ряда российских предприятий – крупнейших налогоплательщиков. Одной из актуальных задач АО «АвтоВАЗ» является реструктуризация производства, связанная с отказом пред-

 


 

Рисунок 2.51 – Алгоритм расчета количества уровней цепей (эшелонов) реализации продукции и услуг (многоканальной СМО с отказами)

 

приятия от «натурального хозяйства» за счет расширения кооперации с поставщиками сырья, материалов, комплектующих изделий и т. п., что в итоге должно способствовать более высоким темпам внедрения в производство перспективных моделей автомобилей и, соответственно, повышению конкурентоспособности Волжского автомобильного завода на мировом рынке. Поэтому понятно стремление данного и родственных ему предприятий передать часть технологических операций раскроя и холодной штамповки листового проката предприятиям – подрядчикам (операции аутсорсинга). Зарубежный опыт показывает, что выполнение данных операций наиболее эффективно осуществляют так называемые сервисные металлоцентры (СМЦ). Однако для того чтобы функционирование СМЦ было бы экономически оправданным, необходимо обеспечить получение необходимого минимума заказов на продукцию заготовительного производства, как от предприятий машиностроительного комплекса, так и от предприятий малого и среднего предпринимательства. В связи с этим становится актуальной проблема определения места расположения СМЦ, которое бы в максимальной степени удовлетворяло указанному выше требованию.

На рисунке 2.52 представлен упрощенный алгоритм расчета размеров зон послепродажного обслуживания потребителей металлопродукции. Его реализация позволяет в дальнейшем воспользоваться формулой (2.76).

Исходными данными для расчета являются:

i – количество потенциальных потребителей продукции СМЦ в пределах площади ЗПСПУ W;

j – количество единиц продукции СМЦ, перерабатываемой i – м потенциальным потребителем;

nij – порядковый номер j – ой единицы продукции перерабатываемой i – м потенциальным потребителем (элемент матрицы с параметрами i и j;

– номенклатура единиц продукции СМЦ, которая может быть востребована потенциальными потребителями, ед;

SΣij – себестоимость выпуска единицы продукции СМЦ, входящей в его номенклатуру с учетом разнесения постоянных затрат по всей номенклатуре изделий, руб.;

Sтрij – затраты на транспортировку продукции от СМЦ до потенциального потребителя, руб.;

ti – расстояние транспортировки продукции, км; (максимальные значения ti позволяют построить границы ЗПСПУ заготовительного производства).

Нетрудно заметить, что приведенный выше комплекс работ достаточно трудоемок и требует соответствующих маркетинговых исследований.

Проблема определения количества региональных дистрибьюторов может быть решена на основе использования метода сравнения единовременных затрат на создание мест хранения ресурсов и годовых издержек, связанных с их доставкой потребителю. Для этого используется формула следующего вида:

 

ПЗ = Ен * К + Ис + Ит min, (2.78)

 

где ПЗ – суммарные приведенные затраты по каждому рассматриваемому варианту размещения региональных дистрибьюторов;

 

 

Рисунок 2.52 - Алгоритм расчета размеров зоны обслуживания потребителей

 

К – капитальные (единовременные) затраты по организации деятельности регионального дистрибьютора;

Ис и Ит – годовые издержки, связанные с осуществлением деятельности региональных дистрибьюторов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 812; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.