Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение длины цепей поставок продукции и услуг




 

Процесс определения длины цепей поставок при реализации продукции и услуг традиционно опирается на результаты исследования рынка, связанные с изучением потребностей покупателей продукции (рисунок 2.55).

 

 

 


Рисунок 2.55 - Алгоритм определения длины цепей поставок при реализации продукции и услуг

Сразу следует сделать акцент на том, что эти потребности, в основном, ограничены реально существующим платежеспособным спросом. Поэтому является очевидным, что при практически одинаковых потребительских свойствах продукции производителей-конкурентов решающее влияние на выбор потребителя оказывают такие два важных экономических критерия, как минимальный уровень логистических затрат и минимальное значение времени на доставку продукции. Помимо традиционных работ, касающихся исследования потребностей покупателей и их платежеспособного спроса в условиях рынка, следует выявить:

- плотность распределения потенциальных покупателей продукции, производимой (реализуемой) данным предприятием в приоритетной для него зоне потенциального сбыта продукции и услуг;

- коэффициенты весомости потребительских свойств продукции с точки зрения ее покупателей;

- коэффициенты весомости услуг, связанных с доведением продукции до ее потребителей;

- условия транспортировки продукции и виды привлекаемого транспорта;

- уровни надбавок и скидок к цене, которые следует применять для успешной реализации продукции;

- затраты времени, необходимые для обслуживания клиента;

- себестоимость логистических операций на различных стадиях распределения продукции и др.

Указанные выше параметры служат основой для разработки модели предпочтений покупателей продукции (этап 2), которая требует обобщения полученных данных с последующей разработкой комплексного критерия, позволяющего прогнозировать поведение покупателя и выбор им того или иного вида продукции на том или ином уровне цепи поставок. Естественно предположить, что данная задача является достаточно сложной. Тем не менее, она вполне поддается формализации. Так, в условиях альтернативного выбора между двумя продавцами независимо от степени конкуренции между ними можно вывести обобщенную формулу:

 

(2.81)

 

Анализируя формулу (2.81), можно отметить следующее:

1) ее использование требует наличия результатов соответствующих маркетинговых исследований (этап 1);

2) формула содержит две неизвестные величины - tA и tB (поскольку при высокой плотности реализации продукции и услуг место расположения потребителя продукции предполагается неизвестным). Для раскрытия неопределенности в условиях однозначного расположения поставщиков - конкурентов может быть использована полярная система координат. В результате нетрудно получить алгебраическое уравнение второй степени, в котором одна из неизвестных величин определяется в зависимости от углового параметра b;

3) реализация данной формулы имеет ограничения по применению. С увеличением длины цепей поставок значения tA или tB (в зависимости от использования) последовательно уменьшаются. В результате наступает момент, когда размеры ЗПСПУ не могут быть использованы в качестве критерия эффективности обслуживания потребителей. Можно констатировать, что формула (2.81) адекватно отражает ситуацию, связанную с определением количества региональных дистрибьюторов, дилеров и, возможно, торговых агентов. Последнее обстоятельство весьма вероятно для больших по размеру российских территорий;

4) очевидно, что после исключения из рассмотрения величин tAj и tBj (tA =0 и tB =0) формула (2.81) фактически теряет свой смысл. Исходя из изложенного, для дальнейшего определения длины цепи поставок следует использовать уровень издержек на приобретение продукции при условии, что время обслуживания потребителя торговым посредником более низкого уровня будет меньше, нежели предыдущим. В противном случае процесс определения длины цепи поставок завершается.

Несмотря на кажущееся противоречие, нетрудно заметить, что для обоих видов моделей основным критерием является минимальный уровень затрат потребителя. Это объясняется тем, что на третьем этапе исследований строятся ЗПСПУ, которые практически «отсекают» конкурирующие продукты друг от друга. Поэтому впоследствии при реализации продукции и услуг отпадает необходимость в использовании первого слагаемого в формуле (2.81). Соответствующим образом претерпевают изменения коэффициенты весомости ys.

Нетрудно заметить, что при наличии предприятий-конкурентов по каждому виду продукции у конкретного поставщика формируются индивидуальные ЗПСПУ, которые в итоге как бы «накладываются» друг на друга, имея «эпицентр» в месте расположения данного поставщика. Несовпадение указанных зон предполагает последовательное «вымывание» ассортимента продукции при ее движении от «эпицентра» к периферии. Это в свою очередь оказывает существенное влияние на размеры ЗПСПУ торговых посредников, образующих первый, второй и, возможно, третий уровни цепей поставок. Данное влияние проявляется через периодическое увеличение коэффициента рассеяния i.

Исходя из изложенного, можно утверждать, что по мере отдаления регионального дистрибьютора (или дилера) от производителя размеры «контролируемой» им ЗПСПУ возрастают, а ассортимент реализуемых изделий может поддерживаться идентичным ассортименту производителя только за счет его комплектования продукцией предприятий - конкурентов.

Учитывая определенную сложность данного этапа, в некоторых случаях было бы целесообразным использовать АВС - анализ (или Парето-анализ).

Дополнительно следует обратить внимание на механизм разнесения постоянных затрат предприятия по отдельным видам продукции, поскольку в ряде случаев это может способствовать частичному «выравниванию» размеров ЗПСПУ не только самого предприятия, но и его торговых посредников (региональных дистрибьюторов, дилеров). Иными словами, определение оптимального ассортимента продукции для условий пересечения и объединения ЗПСПУ должно способствовать оптимизации условий реализации продукции и услуг и выравниванию длины цепей поставок, хотя в последнем случае она может сдерживаться наличием одного или нескольких конкурентов, в направлении которых ЗПСПУ продукции имеет меньший радиус по сравнению с другими случаями конкуренции.

Последующие этапы связаны с определением площадей ЗПСПУ:

- производителя, в пределах которых осуществляется прямой сбыт продукции (непосредственно от поставщика к конечному потребителю);

- торговых посредников (региональных дистрибьюторов), образующих первый уровень цепей поставок логистической системы реализации продукции и услуг и реализующих продукцию в зонах эшелонированного сбыта.

Зная оптимальное значение радиуса ЗПСПУ, нетрудно определить ее площадь, а из соотношения большей зоны (звена цепи поставок более высокого уровня) и меньшей зоны (торгового посредника) - их потребное количество. Данный процесс повторяется 2 - 3 раза до тех пор, пока определение размеров ЗПСПУ остается целесообразным. На каждом этапе расчета происходит сравнивание альтернативных затрат на приобретение продукции. Так, для прямого сбыта единицы продукции они составят:

 

(2.82)

 

а для «n»-го уровня цепи поставок по аналогии

 

(2.83)

 

где Со - цена за единицу продукции у производителя;

Si - затраты на оформление заказа партии продукции в составе Qi единиц;

Hi – годовые затраты на хранение единицы продукции;

xi – количество дней хранения конкретной единицы продукции, которую впоследствии приобретает потребитель;

365 – количество дней в году;

di - размер наценки, учитывающий прибыль и затраты торгового посредника.

Анализируя структуру формул (2.82) - (2.83), можно отметить следующее:

1) в общей сумме логистических затрат выделены затраты на транспортировку изделий и складские расходы, составляющие до 70 и более процентов затрат на реализацию продукции и услуг, что вполне допустимо в соответствии с АВС-анализом;

2) определение длины цепей поставок производится исходя из соотношения

Zi – Zi+1<0, (2.84)

 

путем последовательного сопоставления затрат потребителя при приобретении продукции на уровнях «i» и «i+1» цепей поставок;

3) сопоставление затрат целесообразно производить раздельно по группам родственных затрат графическим способом (рисунок 2.56). Определяя значение затрат по критерию

 

n

Σ ΔZi < 0, (2.85)

i=1

 

можно выйти на определение величины «n» – длины цепи поставок в соответствии с алгоритмом, представленным на рисунке 2.55;

4) следует учитывать, что в ряде случаев применение складов для консолидации продукции отдельных производителей (особенно для дистрибьюторов, расположенных на периферии) приводит к меньшим логистическим издержкам;

5) ориентация производителя на вытягивающую логистическую концепцию управления во многом способствует укорочению длины цепи поставок;

6) в соответствии с формулой Уилсона при реализации продукции и услуг следует стремиться к комплектованию партий, состоящих из оптимального количества изделий, что способствует минимизации логистических затрат. Однако при этом проблематично обеспечить оптимизацию данных партий по всем уровням цепей поставок. С учетом сроков хранения целесообразно стремиться к складированию изделий на низших уровнях цепей поставок вплоть до их поставки потребителям без предварительной оплаты. В последнем случае данные затраты перекладываются непосредственно на потребителя. В дальнейшем оптимизационные работы осуществляются по направлению к высшим уровням цепей поставок с учетом кратности поставляемых партий продукции;

7) производителю следует обратить серьезное внимание на приоритеты ценовой политики и механизм ценообразования. Является очевидным тот факт, что чем меньше разница между розничной ценой производителя на продукцию, реализуемую в зоне прямого сбыта, и оптовой ценой на продукцию, закупаемую торговыми посредниками, тем меньше длина цепей поставок в сфере реализации продукции и услуг;

8) не следует исключать из рассмотрения случаи конкуренции между различными уровнями цепей поставок. Так, например, дилер может, игнорируя региональный склад дистрибьютора, обратиться за продукцией непосредственно к производителю. Чтобы избежать таких ситуаций, следует использовать эффективную систему контроля деятельности цепей поставок в сфере реализации продукции и услуг.

 

Z1 Z2

           
   
   
 
Z01 Zi0  
 


Zi2

ΔZ1 ΔZ2

Z02

 
 


0 t1 tn t 0 Q1 Qn Q

 

Z3 Z4

           
   
 
Z03 Zi0  
     
 
 


Zi4 ΔZ4

ΔZ3

Z04

       
 
   
 


0 x1 xn x 0 δ1 δn δ

 

 

Рисунок 2.56 - Сопоставление затрат потребителя на приобретение продукции по группам (см. обозначения к формуле 2.83)

 

Для определения длины цепей поставок в сфере реализации продукции и услуг можно ориентироваться на следующую математическую модель.

Предположим, что предприятие, использующее логистическую систему реализации продукции и услуг, имеет следующие показатели:

Sп – производственная себестоимость единицы продукции, руб.;

– себестоимость розничной реализации продукции, руб.

При переходе на оптовую реализацию продукции ее себестоимость составит руб. Тогда с учетом рентабельности единицы продукции r и стабильности размеров ЗПСПУ можно составить уравнение вида:

n

(Sп + Sо) * (1 + r) = (Sп + Sр) * (1 + r), (2.86)

 

(предполагается, что уровни цепей поставок используют при реализации продукции один и тот же уровень рентабельности).

Введем ряд удельных показателей

 

μр = Sр / Sп, (2.87)

 

μo = So / Sп. (2.88)

 

С учетом формул (2.87) и (2.88) можно получить выражения для определения количества уровней ЛСРПУ следующего вида

 

ln (1+ μр) - ln (1+ μo)

n = --------------------------------- + 1. (2.89)

ln (1+ r)

 

Можно заметить, что чем выше себестоимость розничной реализации продукции и, соответственно, ниже себестоимость производства и оптовой реализации продукции в расчете на единицу, а также уровень ее рентабельности, тем большее количество уровней цепей и эшелонов ЛСРПУ может использовать коммерческое или промышленное предприятие.

В ряде случаев для получения предварительных результатов можно воспользоваться следующим подходом.

Предположим, что на определенный вид (марку) продукции на рынке установился определенный уровень цены С. При этом рассматриваемое нами предприятие производит данный вид (марку) по себестоимости S с рентабельностью r. Тогда при использовании n – уровневой системы реализации продукции и услуг (при этом каждый уровень цепей поставок использует одну и ту же величину рентабельности) можно составить уравнение следующего вида:

n

С = S * (1+ r). (2.90)

 

После соответствующих преобразований нетрудно определить выражение для расчета количества уровней цепей поставок

 

ln C – ln S

n = ---------------------. (2.91)

ln (1+r)

 

Нетрудно увидеть, что чем выше сложившийся на рынке уровень цены на вид (марку) продукции С и чем ниже себестоимость ее производства и рентабельность, тем больше уровней цепей поставок может включать логистическая система реализации продукции и услуг.

Ранее было упомянуто, что длина цепей поставок при реализации продукции и услуг зависит от формы движения ресурсов. Любопытно отметить определенную закономерность формирования ЗПСПУ при складской и транзитной формах движения. Для этого рассмотрим рисунок 2.57.

A

S2

T1

T2

S1

T3

Рисунок 2.57 – Влияние форм движения продукции на размеры зон потенциального сбыта продукции и услуг (ЗПСПУ)

 

Предположим, что в точке А расположен производитель продукции, в точках S1 и S2 – соответственно, склады региональных дистрибьюторов. Пусть по точкам Т1, Т2 и Т3 проходит транзитный поток продукции предприятия А, причем в каждой из этих точек продукция распределяется по близлежащим населенным пунктам, в которых находятся ее потребители. Если бы транзитная форма движения продукции отсутствовала, то ЗПСПУ региональных дистрибьюторов были бы разграничены соответствующими линиями (в простейшем случае – линиями конических сечений). На рисунке 2.57 видно, что использование транзитной формы движения продукции приводит к сокращению размеров ЗПСПУ обоих региональных дистрибьюторов. Причем образовавшийся «коридор» сужается по мере отдаления от места расположения предприятия-изготовителя. Это позволяет сделать предварительный вывод о том, что применение транзитной формы движения продукции позволяет в ряде случаев получать торговым посредникам определенные конкурентные преимущества, особенно, если ее маршрут проходит вблизи линии разграничения ЗПСПУ предприятий-конкурентов.

Кроме этого, следует подчеркнуть, что при известных значениях затрат на организацию движения продукции при складской и транзитной формах, можно определить два основных параметра:

- количество звеньев (уровней цепей поставок продукции и услуг), используемых при транзитной форме;

- длину траектории движения продукции при транзитной форме, обеспечивающую эффективность ее применения по сравнению со складской формой.

При этом затраты составят:

а) на складскую форму

 

(2.92)

 

б) на транзитную форму

 

(2.93)

 

где СА – цена за единицу продукции предприятия А;

р – транспортный тариф;

F – постоянные затраты на складирование продукции;

N – количество продукции, находящееся на складе;

v – переменные затраты на складирование единицы продукции;

r – рентабельность продукции (принята равной, для всех уровней системы распределения продукции);

Тс – расстояние транспортировки продукции от производителя до склада;

tT1, tT2, tT3, … - расстояния транспортировки продукции между уровнями цепей поставок продукции при транзитной форме ее движения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1262; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 3.002 сек.