Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общиетенденциивреформировании системыгосударственногоуправления




40 20 0

| В»1---- 1 I Г 1 I

1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

Период >■

Рис. 8. Динамикатаможенныхплатежей, перечисленных V1

вфедеральныйбюджетс 1996 по 2006 гг.

рассматриваемый период также увеличилась доля таможенных пла-1 в объеме ВВП. Динамика перечисления таможенных платежей хжет, а также их доля в объеме ВВП представлены на рис. 9 и 10.

 

1000 -| у    
800 -          
1600 -          
1400 -              
1200 -              
1000 - у             ППриимпорте
800 - КПП - у                 □ Приэкспорте
400 -                                
200 - П -   00-       Ь—1           ---     ---        
                                         

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 Период

Рис. 9. Динамикаперечисленныхтаможенныхплатежей вфедеральныйбюджет


Выполнение таможенной службой России функции контроля в облас­ти таможенного дела, характеризуемое динамикой таможенных платежей, перечисленных в федеральный бюджет, графически отражено на рис. 8. В целом за рассматриваемый период устанавливаемое плановое задание выполнялось в полном объеме. При этом уровень перевыполнения зада­ния в 1996 и в 2001 гг. составил 113 и 110% соответственно, а в 1997 и 2006 гг. этот показатель вырос до отметки более чем 130%.

1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 Период

Рис. 8. Динамикатаможенныхплатежей, перечисленных вфедеральныйбюджетс 1996 по 2006 гг.

В рассматриваемый период также увеличилась доля таможенных пла­тежей в объеме ВВП. Динамика перечисления таможенных платежей в бюджет, а также их доля в объеме ВВП представлены на рис. 9 и 10.

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 Период

Рис. 9. Динамикаперечисленныхтаможенныхплатежей вфедеральныйбюджет


 

- Долятаможенных платежейвВВП

Период Рис. 10. ДинамикадолитаможенныхплатежейвВВП

Важно отметить, что рост платежей в данном случае обусловлен не только увеличением объемов ввоза и вывоза товаров, но и мероприятия­ми, проводимыми таможенными органами и направленными на дальней­шее совершенствование инструментов таможенного администрирования, наиболее эффективное их использование, на решение задач всемерного содействия развитию торговли, ускорению товарооборота и расширению внешнеторговых связей России.

В целях совершенствования организации таможенного оформления и контроля товаров и транспортных средств, повышения качества и эф­фективности управленческих процессов в таможенных органах внедрены административные регламенты, которые определяют последовательность действий (административных процедур), обеспечивающих исполнение государственных функций и предоставление государственных услуг, эффективную работу структурных подразделений и должностных лиц. Регламенты обеспечивают четкий порядок исполнения государственных функций и предоставления услуг, доступность информации для всех за­интересованных лиц, а также возможность обжалования действий (без­действия) таможенных органов и должностных лиц.

Таможенные органы проводят активную работу по совершенство­ванию нормативно-правовой базы в сфере таможенного дела и при­ведению ее к уровню мировых стандартов. В указанный период созда­на работоспособная система, позволяющая адекватно реагировать на поступающие жалобы и обеспечивать право на государственную защиту, гарантированное Конституцией РФ, в рамках механизма обжалования, предусмотренного Таможенным кодексом РФ (ТК РФ).


Динамика совокупных затрат на содержание таможенной службы Рос­сии представлена на рис. 11. Как видно на рисунке в рассматриваемый период бюджетные ассигнования, выделяемые на содержание таможен­ной системы, увеличивались год от года, что позволяло гарантированно обеспечить функционирование звеньев таможенной системы.


1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 Период

Рис. 11. Динамикасовокупныхзатратнасодержаниетаможеннойслужбы

России

Динамика изменения внешней среды, показателей деятельности и объ­ема финансирования таможенной службы отражена на рисунке 12.


 

.1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006_ Процент

Рис. 12. Динамикаприростовпоказателейдеятельности таможенныхорганов


Таким образом, с одной стороны, можно говорить о достаточно ста­бильном функционировании системы таможенных органов в рассматри­ваемый период, о положительной динамике показателей деятельности, об эффективном и рациональном использовании бюджетных средств по стратегическим направлениям ее развития1, с другой, достаточно очевид­ными становятся все усиливающиеся принципиально новые тенденции:

• в мировых экономических процессах - глобализация и регионализа­
ция сфер производства и потребления, межгосударственная интеграция и
формирование на этой основе общих границ и единых требований к тамо­
женным процедурам и администрациям, международное централизован­
ное регулирование экономических процессов;

• в сфере внешнеэкономической и таможенной деятельности России -
интенсификация и структуризация процессов в сфере внешней торговли,
новые требования к параметрам и качеству таможенного администриро­
вания, предъявляемые как со стороны государства, российского бизнес-
сообщества, участников ВЭД, так и со стороны международных и межго­
сударственных институтов.

Все это в целом формирует фундаментальное базовое противоречие между интенсивным ростом и инновационными процессами в экономи­ке России, в мировой экономике и экстенсивной модернизацией, преиму­щественно методами традиционного администрирования, инструментов таможенного регулирования: таможенных институтов2, таможенных ор­ганов, таможенных технологий и услуг.

1 Внутренняя среда организации - часть общей среды, которая находится в рамках орга­
низации и оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на ее функци­
онирование и развитие.

2 Институт (от лат тзйШШт - установление, учреждение) - 1) совокупность устойчи­
вых формальных и неформальных правил, норм, обычаев взаимосвязи, взаимодейс­
твия между людьми, организациями, государственными органами, имеющими место
в экономике и обществе; 2) организация или орган, осуществляющие определенный
вид деятельности. Таможенный институт - это целостная совокупность идей, правил,
норм и механизмов, определяющих, формирующих или развивающих таможенную
организацию (таможенные органы), или сама таможенная организация как открытая
эволюционирующая система.


Россия и мир в целом в последнее время переживают большие изме­нения в условиях функционирования государственного сектора, что, глав­ным образом, отражает общие тенденции развития всего общества. Ин­тернационализация экономических связей, информатизация всех аспектов жизни людей, развитие когнитивных технологий (технологий управления на основе знаний), обострение конкуренции организаций и государств, новая роль нематериальных нововведений - вот лишь неполный перечень современных реалий рубежа XXи XXIвв.

В государственном секторе происходят изменения, аналогичные пре­образованиям в коммерческом секторе. В практику управления в государст­венных организациях1 все больше проникают подходы и методы менедж­мента, оправдавшие себя в частном секторе. Это относится и к концепции ориентации на потребителя, и к стратегическому планированию, и к деле­гированию полномочий, и к маркетингу, и к методам управления корпора­тивной культурой, и ко многим другим методам и приемам управления.

Наиболее явно выраженными являются тенденции корректировки ба­зовой модели управления и широкого внедрения методологии управле­ния, ориентирующей на результат.

В первом случае (корректировка модели управления) происходит постепенный переход от традиционной административной системы уп­равления, в которой центральным звеном является руководитель, а цен­тральной процедурой - следование инструкциям (регламенту), к системе маркетинг-менеджмента (иногда - маркетинговый менеджмент)2. В ней центральным элементом становится потребитель, а вся философия и тех­нология управления ориентированы на удовлетворение его потребностей. В связи с этим человек уже не рассматривается как помеха в деятельности государственной службы, а все в большей мере начинает восприниматься как клиент, потребитель услуг.

Организация - это совокупность людей, обладающих необходимыми ресурсами, ин­тегрированных в единую систему, преследующих общую цель и предпринимающих скоординированные действия для ее достижения.

Маркетинговый менеджмент - это единая политика организации, производства, цено­образования и продвижения на рынке продуктов и услуг, направленная на осуществле­ние обменов, удовлетворяющих все стороны: потребителей, производителей и обще­ство в целом.


На фундаментальном уровне такие изменения связаны с переходом от традиционной модели1 классического администрирования к инновацион­ной - интегратиеной модели управления, объединяющей модель класси­ческого администрирования и маркетинговую модель2.

В целом методы государственного управления трансформируются из преимущественно командно-административных в преимущественно эко­номико-управленческие. Однако в тех сферах государственной службы, где преобладают рутинные функции и решение повторяющихся стандарт­ных задач, доминируют и традиционные, бюрократические методы управ­ления. Более того, авторитарное управление в этом случае может оказать­ся наиболее результативным.

Традиционная бюрократическая система управления начинает посте­пенно замещаться интегративной. В ней присутствуют элементы рыноч­ных механизмов. Государственная служба, особенно явно это выражено на низовых уровнях управления, постепенно превращается в сферу спе­цифических услуг3. В частности, в таможенной сфере услуги оказывают как государство, так и частные компании: государственные услуги по ин­формированию и консультированию, брокерские услуги, складские услу­ги и т. п. При этом часть услуг переходит с государственной на частную основу. И все же по-прежнему остаются вопросы относительно общего и особенного в управлении: какие закономерности, формы, методы управ­ления являются универсальными, а какие действуют в диапазоне конкрет­ной специфики организации, государственного учреждения.

Во втором случае (внедрение методологии управления, ориентирующей на результат) бюрократической традиции следования правилам и проце­дурам противопоставляется идея оценки руководителя или организации по результативности, по степени достижения целей деятельности.

Переход в государственной службе на модель управления, ориен­тированную на результат, на поиск рационального решения постоянно возникающих проблем, предъявляет жесткие требования к адекватной

1 Модель - это объект, который имеет сходство в некоторых отношениях с прототипом
и служит средством описания поведения прототипа. Важнейшим качеством модели
является то, что она дает упрощенный образ, отражающий не все свойства прототипа,
а только те, которые существенны для исследования.

2 Си.:ДиановаВ. Ю., МакрусевВ. В. Маркетинг таможенных услуг. -М.: РИО РТА, 2006;
Макрусев В. В., Сафронов А. В. Государственные таможенные услуги. - М.: РИО РТА,
2008. Более подробно см. тему 3.

3 См.: Общий и специальный менеджмент: учебник / под общ.ред. А. Л. Гапоненко,
А. П. Панкрухина. - М.: Изд-во РАГС, 2000.


идентификации целей1 и миссии2 организации, к гармонизации и стро­гой корреспонденции между ними и традиционными правилами3, а также процедурами4 администрирования.

Практика формирования миссии (обобщенной цели и концентриро­ванных принципов) постепенно укрепляется в государственной службе. В ней используются методы количественной оценки результатов, в част­ности оценки эффективности (отношения результата к затратам), резуль­тативности (отношения фактического результата к планируемому) и эко­номии (отношения планируемых затрат к фактическим).

Смещаются и другие акценты, в частности с измерения затрат центр тяжести переносится на измерение результатов. Если традиционный под­ход в государственном управлении постоянно концентрирует внимание на объемах затрат государственных средств, а конечный результат остается в тени, то новый подход управления в государственной службе переносит основное внимание на измерение и мониторинг результатов, которые по­лучены в процессе тех или иных действий государственной службы.

Таким образом, новые условия развития общества приводят к тому, что многие методы и приемы менеджмента, доказавшие свою результа­тивность в коммерческом секторе, постепенно переносятся в практику государственной службы. В то же время государственные организации характеризуются особенностями, отличающими их от частных. Эти осо­бенности заключаются, прежде всего, в масштабах и качестве целей, от­ветственности, отчетности и оценке результатов деятельности. Поэтому не все методы и приемы менеджмента, дающие результаты в частном сек­торе, могут в неизменном виде найти эффективное применение в госу­дарственной службе.

В последнее время во всем мире отмечается изменение модели ме­неджмента в государственной службе, и эти изменения в целом совпадают с изменениями менеджмента в коммерческих организациях. Для систе-

Цель - конечное состояние системы, к которому она стремится в своей структурно-функциональной организации. Цель организации - результаты, которые менеджеры считают важными для достижения успеха.

:Миссия - краткое, но в то же время четкое и емкое определение целей и приоритетов организации. В широком понимании миссия - это предназначение, смысл существо­вания организации. Миссия - способствует единению внутри организации и созданию корпоративного духа, создает возможность хтя более действенного управления орга­низацией.

5 Правила - точное описание того, что следует делать в сложившейся ситуации. 4 Процедура - предпнсшне, жале хеяспи необходимы в конкретной ситуации.


мы управления таможенными органами такая тенденция сопровождается также условиями и перспективой развития сферы ВЭД России и таможен­ного дела в целом.

Переход на интегративную модель управления ставит новые задачи по теоретическому осмыслению всей совокупности идей, принципов, мето­дов и технологии управления таможенным делом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.