Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Математического развития дошкольников




ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

В данном конспекте указаны основные положения методики математического развития дошкольников относительно использования разнообразных дидактических средств в работе по математике. Учитывая современные тенденции, необходимо дополнить этот конспект материалами из учебников и методической литературы (А.М.Леушиной, А.Столяра, Е.Щербаковой, В.Даниловой).

В дидактике особое место отводится средствам обучения и их влиянию на результат обучения.

Дидактические средства являются орудием труда педагога и инструментом познавательной деятельности детей. Средства обучения являются источниками получения информации.

Следует различать понятия «наглядность» и «дидактические средства». Дидактические средства – более широкое понятие. Сюда входят совокупности предметов, явлений, знаки, модели, действия, слово.

Функции дидактических средств:

· реализуют принцип наглядности

· переводят абстрактные математические понятия в доступную для детей форму

· способствуют накоплению чувственного, логико-математического опыта и овладению способами действий

· увеличивают объем самостоятельной деятельности детей

· интенсифицируют процесс обучения

Группы дидактических средств:

1. комплекты наглядного дидактического материала

2. оборудование для самостоятельных игр и занятий

3. пособия для воспитателя: учебники, методическая литература, конспекты, сборники дидактических игр и др.)

4. учебно-познавательные книги для детей, тетради с печатной основой

 

Характеристика комплекта

наглядного дидактического материала.

 

Обучение детей математике основывается на конкретных образах и представлениях в силу наглядно-образного и наглядно-действенного характера мышления. Поэтому большую роль играют наглядные дидактические средства.

Наглядность в математике характеризуется следующими особенностями:

- внимание обращается только на те особенности демонстрируемых материалов, которые являются объектом изучения в математике;

- постепенно наблюдается ослабление конкретного: натуральный предмет ® изображение предмета в виде картинки ® черточка ® число; геометрическая фигура ® абстрактный образ ® схема, график, чертеж.

Виды наглядности:

· натуральная наглядность

· изобразительная наглядность (картинки, рисунки, таблицы, экранные наглядные пособия, модели предметов)

· математическая наглядность (числовые фигуры, линии, стрелки, чертежи, диаграммы, схемы, знаки, графики, цифры, модели геометрических фигур и др.).

Традиционно комплект наглядного дидактического материала делится на два вида:

1. демонстрационный 2. раздаточный

- крупные игрушки - мелкие предметы

- полочки для показа предметов - плоскостные изображения

- крупные плоскостные изображения мелкие

- фланелегаф - карточки

- магнитная доска - наборы геометрических фигур

- мольберт / доска меловая в пеналах

- картины - цифры мелкие

- таблицы крупные - счетные палочки

- крупные модели геометрических фигур - перфокарты

- карточки с цифрами, знаками крупные - измерительные приборы

- приборы (часы, весы, счеты) - рабочие листы, тетради

- календари и др.

- слайды, диафильмы

- тсо

- tv – программы и др.

Требования к наглядному материалу: соответствие возрасту, хорошо выраженные особенности, не изобилует деталями, привлекательность, безопасность, устойчивость, прочность, разнообразие, хранится отдельно от других предметов и игрушек, демонстрируется на уровне глаз детей, чаще всего не используется для игр вне занятий.

Оборудование для самостоятельных

игр и занятий:

· некоторые дидактические средства, применяемые на занятиях

· дидактические игры (настольно-печатные и с предметами)

· обучающие и развивающие игры

· шашки, шахматы

· занимательный математический материал

· отдельные дидактические средства: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, счетный материал, кубики с цифрами и знаками и др.

· книги с учебно-познавательным материалом для чтения и рассматривания иллюстраций

Эти средства помещаются в зоне самостоятельной познавательной и игровой деятельности, периодически обновляются. К ним необходимо обеспечить свободный доступ детей.

Особое значение для развития интереса к математике, математических способностей имеет занимательный математический материал. Он позволяет решать серьезные учебные задачи в увлекательной форме, предупредить интеллектуальную пассивность, сформировать настойчивость и целеустремленность. Он должен быть разнообразным и использоваться систематически.

Сюда относятся:

1. геометрические конструкторы: «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо» и др.

2. головоломки из объемных фигур: «Змейка Рубика», «Кубик Рубика», «Волшебные шарики», «Пирамидка», «Сложи узор», «Уникуб», «Кубики для всех» и т.п.

3. логические упражнения типа «Продолжи ряд», «Недостающая фигура», «Преобразование слов» и т.д.

4. задачи на нахождение признаков сходств и отличий

5. лабиринты

6. упражнения на распознавание частей в целом, восстановления целого из частей

7. задачи-головоломки с палочками

8. загадки, стихи и другой литературный материал с математическим содержанием и многое другое.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1307; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.