Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рекомендации. Тема: философия Древнего Китая




Исследования

Учебники

Источники

Темы рефератов

Тема: Философия Древнего Китая

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3

1. Особенности генезиса китайской философии.

2. Учение Лао-цзы по главной книге даосов «Дао де Цзин»:

а) понятие «дао» в тексте источника;

б) познание дао как путь добродетели;

в) недеяние как высшее благо даосов.

3. Конфуций и конфуцианский канон:

а) «Лунь юй» – памятник мысли и свод правил познания и поведения;

б) жень, или гуманность, в тексте «Лунь юй»;

в) благородный муж как образец конфуцианца.

4. Причины превращения философских учений Древнего Китая в религию. Победа традиции как поражение философии.

 

1. Мифы древнего Китая как источник и спутник философии.

2. Знание «Лунь юй» – ключ к пониманию китайской культуры.

3. Конфуцианство и современность.

4. Преемственность китайской мысли – вечное повторение или форма развития?

 

1. Антология мировой философии. – М., 1969. – Т. 1.– С. 181 –261.

2. Читанка з історії філософії. – К., 1992. – Кн. 1.

3. Древнекитайская философия. – М., 1972. – С. 114 – 174.

4. Поэзия и проза Древнего Востока. – М., 1973. – С. 251 – 260, 313 – 334.

 

1. Введение в философию. – М., 1989. – Ч. 1.– С. 30 – 83, 87 – 90.

2. Краткий очерк истории философии. – М., 1975. – Гл. 1, § 2.

3. История философии в кратком изложении. – М., 1991. – С. 41 – 65.

4. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. – М., 1981. – С. 27 – 55.

5. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. – М., 1988.

 

1. Буров В.Г., Титаренко М.Л. Философия древнего Китая // Древнекитайская философия. М., 1972. – С. 5 – 77.

2. Васильев Л.С. История религий Востока. М., 1988. – С. 286 – 325.

3. Васильев Л.С. Культы, религии и традиции. – М., 1970.

4. Токарев С.А. Религии в истории народов мира. – М., 1986. – С. 248 – 258.

5. Делюсин Л. Конфуций и социалистическая модернизация // Азия и Африка сегодня. – 1989. – № 1.

6. Еремеев В. Инь, ян и пять уравнителей жизни // Азия и Африка сегодня. – 1989. – № 12.

7. Померанцева А.Е. Поздние даосы о природе, обществе и искусстве. – М., 1979. – Гл. 1.

8. Федоренко Н. Древнейший памятник поэтической культуры Китая // Шицзин. М., 1987. – С. 3 – 22.

9. Лукьянов А.Е. Лаоцзы (Философия раннего даосизма). – М., 1991.

 

При подготовке к данному индивидуальному занятию в качестве ключевых видятся следующие проблемы:

1. Особенности формирования философской проблематики и терминологии в древнем Китае.

2. Основные черты двух виднейших философских школ: конфуцианства и даосизма.

Период становления китайской философии ознаменовался использованием тех форм передачи коллективного опыта, которые существовали еще в родовую эпоху. Наиболее значимыми из них были миф, ритуал и табу. Общая мировоззренческая картина предполагает расчленение природно-социального первоначала по горизонтальному принципу (исходная модель – 4 стороны света) и по вертикальному (верх-низ), далее следует их наложение друг на друга.

Китайская предфилософия отражена в так называемом «Пятикнижии» (У-цзин), сложившемся в VIII – V вв. до н.э. на основе традиционной мифологии. Оно состоит из Книги песен (Ши-цзин), Книги истории (Шу-цзин), Книги перемен (И-цзин), Книги обрядов (Ли-цзин) и летописи Чунь-цю. Сюда же относятся более поздние Комментарии (Сицы-чжуань), отредактированные Конфуцием (Кун-фу-цзы). Переосмысление традиционного политеизма наиболее существенно ощущается в Книге перемен. Здесь выделяется основная онтологическая категория «тянь» – Небо. Оно связывается с идеей шанди – верховного владыки – и выражает представление о персонифицированной божественной силе. Данное понятие со временем утрачивает антропоморфные признаки и деперсонифицируется. Завершение данного процесса произошло уже в философских школах. Согласно Книге перемен, Небо создало пять первоначал (вода, огонь, дерево, металл, земля). Генетическая основа мироздания и источник развития определяется борьбой мужского (ян) и женского (инь) начал. Таковые становятся выражением крайних противоположностей. Их смена и чередование составляет дао – процесс развития, безличный космический и нравственный закон.

Протофилософские школы, возникшие около VI в до н.э., продолжают развивать те идеи, которые уже сформировались в предфилософских произведениях, выдвигая на первый план тот или иной аспект. Так, школа натурфилософов разрабатывает понятие первоматерии ци, расчленяющейся на полярные противоположности ян-ци и инь-ци, образовавших Небо и Землю. В даосизме в качестве основной онтологической категории рассматривается дао, а в конфуцианстве – Небо.

В большинстве школ преобладала практическая философия, связанная с проблемами житейской мудрости, нравственности, управления (конфуцианство, моизм, легизм). Основное внимание уделялось этическим проблемам, но если в Индии лейтмотивом служил поиск индивидуального спасения, то здесь из этических проблем прямо вытекали проблемы организации общественной жизни. Общим принципом для последней являлся безусловный приоритет коллективных ценностей. Наиболее философская школа – даосизм, но и там много заимствований из буддизма. Китайская философия мало систематизирована, развивается главным образом на базе гуманитарного знания. Для нее характерно слабое развитие логического аппарата.

Развертываясь на базе предфилософских форм фиксации сознания, даосизм выбирает миф, в отличие от конфуцианства, где приоритет отдается ритуалу. Дао рассматривается как природно-космический закон, вершина мироздания. Структура Вселенной определяется иерархией начал: Дао – Небо – Земля. Дао раскрывается через категорию «цзы-жань» – естественность, спонтанность, покоющаяся на природных ритмах, в основе которых борьба инь и ян. Человек и его личность растворены в природном бытии. Согласно Лао-цзы, этапы движения дао и его проявление де предполагают развитие по кругу, вечное пребывание в настоящем – путь вечного равновесия и постоянства. Цзы-жань выше противоположностей. Этапы движения дао-де есть «постоянный дао», разделяющийся на именные, понятийные и природные противоположности. Дао распадается на два вида: именное и безымянное. Их обычно трактуют как бытие и небытие. В даосизме первично безымянное дао. Все в мире порождено бытием, а бытие – небытием. Вещи опираются на бытие, но непрочны и уходят в небытие. Гармония вещей заключается в единстве противоположностей и их переходах.

Основную задачу своего учения Кун-фу-цзы (551 – 479 гг. до н.э.) видел в гармонизации общественных отношений. В центре его философской системы – взаимоотношения людей, их отношение к обществу, проблемы воспитания и т.д. Онтологическая и гносеологическая проблематика выполняет производные функции. Небо – высшая сила; в отличие от Ши-цзин, оно обезличено и выступает как судьба, рок, сближаясь с понятием «дао». Небо определяет дао, затем по значимости идут Земля и человек. Основа категориальной системы «Лунь юй» пять традиционных категорий сознания: почитание старших, долг, доверие, гуманность (взаимность), вытекающие из единого Ритуала. Именно им должна определяться вся коллективная деятельность людей.

Социальный идеал Конфуций усматривает в прошлом, в качестве модели ему видится патриархальная семья. Основной принцип, которому должна быть подчинена организация общества, сформулирован им достаточно четко: «Император – отец, подданные – его дети». Идеальный социальный субъект для Конфуция – это «благородный муж» («цзюньцзы»), воплощающий единство естественности (природности) и учености. Он выделяет мораль «цзюньцзы» и ранг «цзюньцзы». Основное стремление «благородного мужа» – выполнение долга, стремление к добру. Ключ к управлению заключается в личном нравственном примере. «Если Вы стремитесь к добру, то и народ добр».

Во II в. до н.э. конфуцианство, соединенное с некоторыми принципами легизма, стало государственной идеологией и религией Китая. Ритуал и закон («социальный дао», согласно легизму) слились воедино, методы примера и убеждения должны сочетаться с принуждением и наказанием. Плюрализм философских школ прекратил свое существование.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 817; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.