Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воспитание как педагогический компонент социализации




(М. И. Рожков). Воспитание понимается как педагогический компонент процесса социализации, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития человека.

Цели воспитания разделены на две группы: идеальная — идеал
гармонично развитого человека; реальная, конкретизируемая в
соответствии с особенностями воспитанников и спецификой условий их развития.

Результатом воспитания является социальное развитие человека, предполагающее позитивное изменение в его взглядах, мотивах, реальных действиях. Воспитание должно обеспечить усвоение воспитанниками системы гуманистических ценностей, развитие
всех существующих сфер человека: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, предметно-практической, экзистенциональной, волевой, сферы саморегуляции.

Воспитание ребенка как человека культуры (Е. В. Бондаревская).
Воспитание понимается как процесс педагогической помощи воспитаннику в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении.

Цель воспитания — это целостный человек культуры.

Человек культуры — это:

а) личность гуманная, духовная, творческая и адаптивная;

б) гражданин;

в) нравственный человек;

г) человек с развитой потребностью поиска смысла жизни, с
выраженной направленностью на созидательную деятельность.

Исходное положение этой концепции — воспитание выполняет в обществе прогрессирующие и стабилизирующие функции:

-сохранения, воспроизводства и развития культуры;

-обслуживания исторического процесса смены поколений;

-свободного развития личности как субъекта культуры, его собственного развития и жизнетворчества.

Идеология воспитания представлена в виде совокупности положений, выражающих интересы детей, молодежи, нуждающихся в социальной защите, обретении прав человека и гражданина на образование и приобщение к ценностям человеческой культуры,
на творческое развитие и самоопределение.

Воспитание осуществляется в рамках личностно ориентированного образования, представляющего собой часть культуры, которая, с одной стороны, питается ею, а с другой — влияет на ее сохранение и развитие через человека. Восхождению человека к
общечеловеческим ценностям и идеалам культуры способствуют культурные функции образования.

Важнейшая из них — гуманитарная. Ее суть — сохранение и восстановление экологии человека, его телесного и душевного здоровья, смысла жизни, личной свободы, духовности, нравственности.

Для этого нужно показать личности механизмы понимания, взаимопонимания, общения, сотрудничества, диалога, а также осуществить защиту и педагогическую поддержку индивидуальности воспитанника, выявляя совместно с воспитанником его жизненные проблемы. Общая педагогическая поддержка всех воспитанников создает эмоциональный фон доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества, а индивидуально-личностная обеспечивает диагностику развития, обучения, воспитанности каждого из них.

культуросозидательная, или культурообразующая, функция способствует сохранению, воспроизводству и развитию культуры средствами образования. Для реализации данной функции необходимо осуществить отбор культуросообразного содержания и воссоздать в образовательных структурах культурные образцы и нормы, проектирующие зримые элементы культурной среды, культуросообразного устройства им общественной жизни людей. Необходимым условием этого является интеграция образования в культуру и, наоборот, культуры в образование.

Функция социализации проявляет себя в процессе совместной деятельности и общения в определенной культурной среде. Ее продуктами выступают личностные смыслы, определяющие отношения индивида к миру, социальную позицию, самосознание,
ценностно-смысловое ядро мировоззрения и другие компоненты индивидуального сознания, содержание которых указывает на то, что личность берет себе из социального опыта и сколько берет и как ее психика эти приобретения качественно перерабатывает,
какое придает им значение. Чтобы социализация совершалась без значительных потерь для личности, образование должно заложить в нее механизмы адаптации, жизнетворчества, рефлексии, выживания, сохранения своей индивидуальности.

Концепция формирования образа жизни, достойного Человека (Н Г. Щуркова). Воспитание понимается как целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества как развитие способности жить в нем и созидательно строить свою жизнь, достойную Человека.

Цель воспитания — это личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека.

Воспитание рассматривается как фактор вхождения российского
общества в контекст мировой культуры. В связи с этим:

-воспитание необходимо рассматривать с позиций культуры;

-слагаемыми воспитания являются освоение, усвоение и присвоение мира ребенком на уровне современной культуры;

-содержание воспитания рассматривается как система отношений к ценностям достойной жизни достойного Человека, а знаний и умений — как средства проживания ценностных отношений человека к миру и с миром;

-поле воспитательного процесса распространяется на всю
жизнедеятельность воспитанника;

-представление о содержании жизни достойного Человека предстает как бесконечная цепь вечных проблем жизни, решение которых не исчерпывает проблему, а ставит ряд новых, из того следует, что воспитание есть приручение к самостоятельному выбору жизненного пути, образа жизни и ответственности за свой выбор.

Воспитание направлено на приобщение к ценностям культуры в следующей последовательности: жизнь Природы, жизнь Человека, жизнь Общества, образ жизни, достойной Человека, внутренний мир человека.

Воспитание в контексте культуры — это апелляция к аккумуляторам культуры: науке, искусству, морали, персоналиям, материальным предметам, — выбор которых определяется трехсторонним подходом: «ЗНАЮ, УМЕЮ, ЛЮБЛЮ».

Воспитательный процесс — это целенаправленный, двусторонний, и нформационно-деятельностный, коллективно-творческий,
коммуникативный, управляемый процесс, обращенный к духовному миру личности.

Основу концепции составляет личностно ориентированный подход.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1571; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.