Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концепция самоорганизуемой педагогической деятельности




(С. В. Кульневич). Эта концепция имеет особое значение для проектирования воспитательной системы колледжа или вуза.

Воспитание понимается как процесс самоорганизации личности средствами своих внутренних ресурсов, востребующих определенной внешней инициации.

Ведущей идеей концепции является идея о формировании личностных структур сознания студентов и преподавателей как источника и механизма самоорганизуемого педагогического творчества. Оно отличается от «творческих заданий» тем, что педагог
может принимать педагогические решения, руководствуясь подсказками особым образом развитого сознания. Идея о приоритетной роли личностных структур сознания и формировании опыта самоорганизации базируется на синергетической трактовке феномена самореализации, который состоит в способности системы к самопреобразованию в новое качество, т.е. к саморазвитию.
В качестве системы может выступать и сознание педагога, и образование. Одним из важнейших условий актуализации данной способности являются состояния неустойчивости (кризисности) ситуации. Переход в новое состояние сопровождается переживаниями, осознанием самой ситуации и своего места в ней. Это
приводит к возникновению личностной позиции двух видов: социальной мимикрии, т.е. полного подчинения условиям среды с неизбежной ассимиляцией и деградацией личности, или активной творческой деятельности по преобразованию ситуации.

Среди законов самоорганизации важнейшее место занимает закон развития самоорганизующихся систем. Его суть состоит в том, что становление более сильной новой системы происходит в условиях ее открытости, пребывания в кризисном состоянии, характеризующемся неустойчивостью, неравновесностью, нелинейностью. Чтобы достигнуть должной устойчивости, новая структура в процессе эволюции и сопровождающих ее отклонений и случайностей должна самостоятельно «выжить».

Методологически значимыми для разработки педагогических аспектов самоорганизации являются следующие положения:

-система личности или система образования сама формирует свою границу;

-развитие личностной системы не однолинейно, неравновесно, альтернативно и хаотично;

-концепции самоорганизации — это своеобразное противоядие против доктринальной идеологии в образовании;

-концепции самоорганизации открывают новое измерение в изучении стихийных процессов, внося в них элементы мягкого и тонкого регулирования. В качестве одного из элементов такого регулирования выступает процесс профессиональной подготовки
будущего педагога;

-управление данным процессом должно быть настроено на то, чтобы «запустить» механизмы самоорганизации, потенциально заложенные в личностной системе индивида;

-регулирование должно учитывать деликатность механизма самоорганизации: управляющие воздействия должны отвечать его гуманной сущности, в противном случае они разрушат самоорганизацию.

Самоорганизация — свойство любой системы к саморазвитию
посредством надстраивания, «выращивания» из себя новых, более жизнестойких структур. Педагогическая самоорганизация — способность педагога к «самовыращиванию» своих внутренних ресурсов — личностных структур сознания, придающих гуманный смысл его деятельности. Внутренние ресурсы требуют определенной внешней инициативы. В самоорганизующихся системах основной фактор развития — внутренний. Внутренние ресурсы — это личностные структуры сознания: критичность, мотивирование, рефлексия, коллизийность, опосредование, автономность
и др. Они формируют личностный опыт сознания собственной картины мира. Феномен самоорганизации сознания опосредуется процессами осмысления, переосмысления и определенной дискредитации как традиционного содержания педагогической дея-
тельности, так и осмысления ее новых ориентиров.

Воспитательная деятельность современного педагога характеризуется понимающим и сопереживающим соучастием, оказанием педагогической поддержки воспитанникам. Поэтому будущий педагог должен обладать навыками проектирования социально-
культурной среды, построения психолого-педагогических условий нормального развития человека на основных этапах онтогенеза. Происходит изменение требований к работе педагога: от умений транслировать и формировать программный объем знаний — к
умениям решать творческие задачи, формировать многомерное сознание воспитанника, развивать его способности к самореализации. В связи с этим будущий педагог в большей степени должен стать не предметником и методистом, а феноменологом нового
типа воспитания. Определим смысл и содержание феноменологической деятельности.

Феноменология представляет собой:

1.учение о путях и способах развития человеческого сознания,
понимаемое как саморазвитие нравственной (духовной) стороны
личности;

2.учение о феноменах, т.е. необычных, парадоксальных явлениях, которые даны нам не только в чувственном восприятии, но и в смысловом значении;

3.смыслопоисковый способ углубленного познания внутренних источников, связей, механизмов развития, смысла явлений;

4.путь гуманной организации познающего сознания.

Феномены выбора, свободы, нравственности, самореализации —это не только результат влияния внешних факторов, таких, как среда, условия существования, этнические образцы поведения, но и внутренних факторов, в первую очередь — сознания и его внутреннего содержания — личностных структур в виде рефлексии, критичности, мотивирования. Внутренние факторы и определяют целеустремленность, интерес, волю к самореализации и самоутверждению личности.

Личность может найти опору для построения себя в нравственных ценностях, соответствующих ее субъективному опыту нравственности.

С феноменологической точки зрения механизм познания ценностей «запускается» при использовании следующих принципов:

1) принципа самоформирования проблемного мышления, позволяющего человеку осознать смысл и содержание общечеловеческих ценностей, путей осуществления их в жизни посредством самостоятельного целеполагания. Проблемное мышление помощи человеку решить для себя вопрос о его положении между действительностью и идеальным требованием;

2) принципа очеловечивания ценностей — только через человека, а ценности воздействуют на мир, предоставляя ему власть над вещами, позволяющую вмешиваться в естественный ход событий и изменять его, руководствуясь категорическим (нравственным) императивом. Для этого ценности должны быть приняты на уровне личного смысла, т.е. быть поняты и приняты как имеющие значение для личности;

3)принципа переживания содержания ценностей. Феноменология предлагает личности выбирающего исследовать факты с их внутренней, явно не обозначенной, но всегда определяющей стороны. Такой взгляд в первую очередь обращается к тому, что переживает сознание, т.е. к ценностям, составляющим его содержание;

4)принципа феноменологической редукции. Редукция как возвращение, упрощение, очищение позволяет свести в одну точку, сосредоточить «рассеянные» в пространстве и времени понятия ценностей.

Из феноменологических смыслопорождающих факторов, которые сознание вводит в схему жизни через человека, наибольший интерес с позиций феноменологии воспитания представляют факторы интеллигибельного и морального чувства.

Интеллигибельное чувство устанавливает «объективирующую» ось сферы существования. Интеллект использует это чувство для изыскания смыслов во всех проявлениях естественной жизни и разработке проектов ее бесконечного расширения. Интеллект
объективен потому, что находится перед нами и привносит в наше восприятие проверку, оценку, удовольствие, преобразования в соответствии с порядком, изобретенным нами и призванным править, этим миром.

Моральное чувство водит субъективирующую ось человеческих значений, через которую человек развивается как самоорганизующееся существо. Через моральное чувство вводится обращенная на себя линия индивидуального поведения.
Моральные чувства — забота о наших личных и общественных интересах — позволяют человеку оценить его положение в единстве всего живого. Моральные чувства определяют социальную феру, в которой участники считаются с интересами, склонностями и чувствами других.

Обозначим сложности в реализации концепций воспитания и
их разработки:

-отсутствие общетеоретического подхода к воспитанию как к непрерывному процессу от дошкольника до студента профессиональной школы;

-многообразие трактовок самого понятия «воспитание»;

-разброс мнений в определении предмета воспитания: это и чувства, и система социальных ролей, и духовность, и направленность на успех;

-отсутствие общероссийских, общенародных совокупностей жизненных ценностей, формулируемых на пересечении трех основных осей: индивидуализм — коллективизм; прагматизм — духовность; атеизм — вера;

-налицо социальная стратификация российского общества. На современном этапе есть опасность заметного его расслоения по категории доходов, которая сейчас существует лишь в крупных мегаполисах. Данная тенденция создает реальную угрозу созданию единой стратегии воспитания;

-иерархизация ценностей общественного сознания. Существуют три плана ценностей: бытийные (жизнь, бытие, созидание); нравственные: добро, вера, красота, истина, свобода: моральные (достоинство, честь, долг, ответственность, толерантность).

При разработке стратегии воспитания в образовательной системе следует учесть, что процесс реализации складывается из таких стратегий:

1.стратегии сохранения (того, что актуально существует);

2.стратегии изменения (того, что изменяется или должно быть изменено);

3.стратегии развития (того, что развивается);

4.стратегии предотвращения.

При разработке конкретной концепции нужно определить доминанту одной из них.

Таким образом, все существующие на сегодняшний день подходы и концепции отражают три направления воспитательного взаимодействия всех его участников:

-в воспитательной системе образовательного учреждения, где в совокупности функционируют все системы и направлены они на развитие каждого воспитанника;

-воспитательной системе учебной группы, где реализуется вся активная деятельность и взаимодействие воспитанников;

-системе индивидуального развития и поддержки каждого воспитанника.

Все они ориентируют воспитание на формирование целостной личности, ядром которой являются Человек, Культура, Мир, Природа, Отечество, — личности профессионала, транслирующей культурные ценности.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.