КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Причины крестьянской войны тайпинов
КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА ТАЙПИНОВ И ДРУГИЕ АНТИПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ. ЗАХВАТНИЧЕСКИЕ ВОЙНЫ АНГЛИИ И ФРАНЦИИ ПРОТИВ КИТАЯ Г л а в а XI Начало превращения Китая в полуколонию Первая «опиумная» война стала важным рубежом в развитии Китая. Силой оружия он был открыт для проникновения иностранного капитала. Колонизаторы Англии, Франции и США завоевали первые важные политические и экономические позиции в Китае. Часть китайской территории — о-в Сянган — стала английской колонией (Гонконг). Нанкинские договоры положили начало ущемлению суверенитета и национальной независимости китайского государства. С появлением открытых портов начал расширяться ввоз в Китай товаров из капиталистических стран Европы и из США. Китай втягивался в орбиту мирового капиталистического рынка. Начался процесс превращения независимого феодального государства в полуколонию, завершившийся в конце XIX в. Одновременно было положено и начало освободительной борьбе китайского народа против иностранных колонизаторов. Еще накануне вторжения иностранных колонизаторов феодальный Китай переживал глубокий кризис. Одним из главных проявлений этого кризиса было обострение классовой борьбы — многочисленные крестьянские восстания, восстания угнетенных народностей. В первое сорокалетие XIX в. в различных провинциях Китая произошли десятки крестьянских восстаний. Хотя это были стихийные и изолированные выступления, некоторые из них приобретали весьма внушительный размах и создавали сильную угрозу феодальным порядкам. Подписание первых неравноправных договоров, открытие портов тяжело отразились на экономике страны и положении народных масс. Ввоз в Китай английских шерстяных и хлопчатобумажных тканей увеличился с 1842 по 1845 г. примерно в 3,5 раза. Это привело к сокращению местного производства и разорению ремесленников в районах открытых портов. Силой оружия колонизаторы обеспечили себе «право» отравлять китайский народ опиумом. За десять лет, с 1840 по 1850 г., ввоз опиума в Китай возрос в 2,5 раза. Возросший ввоз опиума, необходиместь выплаты огромной контрибуции привели к выкачке большого количества серебра. Цены на серебро и серебряные монеты резко подскочили. Это больно ударило по крестьянам и ремесленникам, которым для уплаты налогов приходилось менять медные деньги на вздорожавшие серебряные. Помещики значительно повысили арендную плату. Богдыхан и местные власти ввели десятки новых налогов. Ввиду острого финансового кризиса власти прекратили ремонт ирригационных сооружений. Сооружения искусственного орошения, каналы, плотины, дамбы и др., разрушались. Это делало еще более тяжелыми последствия стихийных бедствий. Разливы рек, наводнения, засухи приводили к полному разорению обнищавшего крестьянства, к массовым голодовкам. В одном из документов того времени мы читаем: «Повинности распределялись без какого бы то ни было порядка и правил, выполнение их иссушало людей, ведь к людям относились без сожаления, без пощады... Тяготы, падавшие на простых людей, заставляли их покидать свои дома, ибо жаловаться было некому». Общее ухудшение положения тяжело отразилось на угнетенных народах империи. «Опиумная» война 1840—1842 гг. показала, что династия Цин не способна отстоять независимость страны от иностранных агрессоров. «Перед британским оружием, — писал К. Маркс,— авторитет маньчжурской династии рассыпался в прах; суеверному представлению о вечности Небесной империи был нанесен смертельный удар; варварская герметическая изоляция от цивилизованного мира была нарушена...» *. Антиманьчжурские настроения в различных слоях китайского общества стали еще более сильными. Против маньчжурской династии были настроены не только крестьяне, ремесленники, купцы, но и часть китайских помещиков. * К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 9, с. 99. Таким образом, вторжение иностранных колонизаторов многократно усилило кризис, который переживал феодальный Китай. Еще больше, чем раньше, выявилась реакционная, тормозящая роль феодальных порядков, давно уже сковывавших развитие производительных сил страны. До предела усилилось недовольство народных масс, которое вскоре вылилось в крестьянскую войну. Это мощное движение, как и народное восстание в Индии, было ответом на колониальную политику капиталистической Англии. Но если в Индии, ставшей уже колонией, народное восстание было прямо и непосредственно направлено против иноземных захватчиков, то в Китае, который только начинал превращаться в полуколонию, крестьянская война была заострена против Цинов и феодального гнета. Хун Сюцюань и «Общество поклонения богу» Как это часто бывало в истории крестьянских войн, социальное движение народных масс приняло религиозную окраску. Вождем и идеологом восстания стал Хун Сюцюань, начавший в 1843 г. на юге Китая вербовку сторонников. Хун Сюцюань происходил из семьи крестьянина провинции Гуандун. С семи лет родители отдали его в местную школу. Из-за тяжелого материального положения семьи Хун Сюцюаню в шестнадцать лет пришлось бросить учебу и работать в поле. Через два года он был приглашен на должность учителя в родной деревне, где учительствовал до 1843 г. Хун Сюцюань изучал труды древних китайских авторов. В Гуанчжоу, куда деревенский учитель неоднократно выезжал, тщетно пытаясь сдать экзамен для получения ученой степени, он встречался с миссионерами, ознакомившими его с основами христианства. В 1837 г., тяжело переживая очередную неудачу на экзамене, Хун Сюцюань заболел. Впоследствии он утверждал, что во время болезни он был призван на небеса к христанскому богу, который поручил ему избавить Китай от дьяволов и утвердить царство справедливости. Находясь в экстазе, Хун Сюцюань произносил стихотворные заклинания типа: В руках держу я меч и на земле порядок наведу. Повсюду чувствую себя, как дома. Всю нечисть соберу и брошу в ад. Предателей настигнет божья кара. В дальнейшем он стал именовать себя младшим братом Иисуса Христа и активно проповедовать новое религиозное учение. Некоторые положения своего учения Хун Сюцюань заимствовал у христианских миссионеров. Он составил три религиозных гимна-манифеста: «Гимн об истинном пути к спасению мира», «Поучение об истинном пути к пробуждению мира» и «Поучение об истинном пути к познанию мира», призывавшие народ к борьбе. Проповедь Хун Сюцюаня отличалась от христианства европейских и американских миссионеров. Характерно, что, когда Хун Сюцюань изложил свои взгляды американскому миссионеру Робертсу, последний заявил, что мысли Хун Сюцюаня «еще не очищены от скверны» и он, Роберте, не может совершить над ним обряд крещения. Главным у Хун Сюцюаня была проповедь идеи равенства. В качестве образца бралась китайская община, представление о которой черпалось из древних литературных памятников. В «Гимне об истинном пути к спасению мира» говорилось: «В Поднебесной издревле люди друг другу братья... Люди и Небо духом едины. Закон Поднебесной один. Так почему же государь ставит себя над людьми?» Хун Сюцюань мечтал о создании «мира великого спокойствия», при котором «имущий и неимущий взаимно сочувствуют друг другу, взаимно помогают друг другу в беде и трудностях, ночью двери не затворяются, на дорогах никто не возьмет потерянного вами, мужчины и женщины друг друга не позорят, действуют на основе высшей морали». Эти идеи легли в основу пропаганды созданного Хун Сю-цюанем «Общества поклонения богу». Обстановка благоприятствовала успеху этой пропаганды. Ширились стихийные выступления крестьянства. В течение десяти лет после «опиумной» войны только официально было зарегистрировано более восстаний китайцев и угнетенных народностей — хуэй, мяо, яо и т. д. Идея равенства стала знаменем борьбы угнетенного крестьянства, и это было закономерно. «При борьбе крестьян с крепостниками-помещиками,— указывал В. И. Ленин,— самым сильным идейным импульсом в борьбе за землю является идея равенства,— и самым полным устранением всех и всяких остатков крепостничества является создание равенства между мелкими производителями. Поэтому идея равенства является самой революционной для крестьянского движения идеей не только в смысле стимула к политической борьбе, но и в смысле стимула к экономическому очищению сельского хозяйства от крепостнических пережитков» *. * В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 15, с. 226—227. Базой своей деятельности Хун Сюцюань и его единомышленники избрали граничащий с провинцией Гуандун горный район в юго-восточной части провинции Гуанси. Здесь было много беженцев из Гуандуна. Гуанси являлась в то время отдаленной окраиной, где власть цинского правительства была сравнительно непрочной. Здесь быстро росло число членов «Общества поклонения богу», которое стало в конце 40-х годов внушительной силой. Основную массу членов этого общества составляли крестьяне, угольщики и рудокопы, бездомные бедняки, бродившие в поисках пищи, кули. Кроме того, в нем были выходцы из купеческой среды и некоторые помещики, настроенные против династии Цин. Наряду с китайцами среди членов общества было немало представителей национальных меньшинств, составляющих значительную часть населения Юго-Западного Китая. В руководящее ядро «Общества поклонения богу» кроме Хун Сю-цюаня входили учитель Фын Юньшань; разорившийся крестьянин, занимавшийся выжиганием древесного угля, Ян Сю-цин; его друг, такой же крестьянин-бедняк, Сяо Чаогуй; мелкий помещик Вэй Чанхой; сын зажиточного крестьянина семнадцатилетний Ши Дакай; рудокоп Цинь Жиган. В связи с начавшимся в 1849 г. в Гуанси сильным голодом всю провинцию охватили массовые антиправительственные выступления. К этому времени главными лозунгами «Общества поклонения богу» стали борьба против маньчжуров и уравнение бедных и богатых. В июле 1850 г. Хун Сюцюань призвал всех членов общества продать свои дома и имущество и целыми семьями вступить в повстанческие отряды, где им из общественных складов будут выдавать одежду и питание. Более десяти тысяч крестьян и представителей других слоев откликнулось на этот призыв.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |