Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мировоззренческие картины мира. Этапы развития психологических знаний




Психология – наука, выступающая как один из видов познания, обладающий своей спецификой.

Что же представляет собой психология как наука? Что входит в предмет ее научного знания? Ответ на этот вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд. Чтобы ответить на него, необходимо рассмотреть историю развития психологической науки, к вопросу о том, как на каждом этапе ее развития трансформировалось представление о предмете научного знания в психологии. Психология и очень старая и совсем молодая наука. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины едва насчитывает столетие, но основная проблематика занимает философскую мысль с тех пор, как существует философия. древнейшие науки. Точкой отчета их развития считается античность, т.е. психологические знания накапливались начиная 2-3 века до н.э.

Как уже было сказано выше в дословном переводе психология – наука о душе. Душакак предмет психологии признавалась всеми исследователями до начала 18 века, до того, как сложились основные представления, а затем и первая система психологии современного типа. Душа считалась причиной всех процессов в теле, включая и собственно «душевные движения». Представления о том, что в человеке живет особенное, отличное от его физического тела, сложились в глубокой древности. Это часто связывали с дыханием – тем, что уходит со смертью тела. Первые представления можно проследить в мифологических и религиозных системах.

По сути, с этого начинается 1-й донаучный этап психологии, или 1 этап - психологии – наука о душе начиная с античности и включая эпохи Средневековья и Возрождения, где в центре внимания античных философов и средневековых богословов (Фома Аквинский, Августин Аврелий) находилась душа, поэтому понимание ее на этом этапе развития психологии являлось предметом психологического знания и завершившийся лишь в конце 19 века. (По известному выражению психология имеет короткую историю, но давнее прошлое, по мнению Г.Эббингауза: «У психологии огромная предыстория и очень короткая история»).

Психология долгие столетия была связана с философией. В философии древней Греции – душа часто предстает как некое начало, родственное определенной стихии или ее воплощение. Раскрывая историю психологии, мы обращаемся к именам философов – от Платона до Хайдеггера. Первые системы знаний о душе появились в странах Древнего Востока (В Китае, Индии, Египте), в Древней Греции и в Древнем Риме.

В Древней Греции наиболее известные описания психических явлений были даны философами Гераклитом, Демокритом, Анаксагором, Гиппократом, Сократом, Платоном, Аристотелем и др.

Например, согласно учению великого диалектика Гераклита (530-470 г.г., конец 6 – начало 5 в. до н.э.) все вещи – суть модификации огня. Все существующее, в том числе телесное и душевное, непрерывно изменяется. Огненное начало в организме и есть душа – Психея [3] - приобщающейся к «космическому огню». Тем самым душа человека оказывалась причастной Космосу. В целом для античных представлений часто было характерно видение в Космосе живого, движущего существа, в связи с чем, часто говорилось о «мировой душе», слабой копией, отражением являлась душа отдельного человека (по цит. Ярошевский, 1976, с. 33).

Демокрит и его учитель Левкипп – пятый век до н.э. (460-370 г.г. до н.э.) думал, что душа – материальное вещество, которое состоит из атомов огня, шарообразных, подвижных. Все явления душевной жизни он пытался объяснить физическими и механическими причинами. Душа принадлежит всем, даже мертвому телу, но только очень мало у него души. Так он приходит к панпсихизму - все - даже камни, растения имеют душу.

Гиппократу (ок. 460-377 гг. до н.э.) принадлежит учение о темпераменте и его типах. Оно находило объяснение в идее соотношения в организме 4-х жидкостей («соков») – крови, слизи, желчи желтой и черной. На этой основе выделялось 4 типа темперамента: холерической (преобладание желтой желчи), флегматический (с преобладанием слизи), меланхолический (с преобладанием черной желчи) и сангвинический (с преобладанием крови).

Мыслители 4 века до н.э. – Платон и Аристотель создали системы, которые на протяжении многих веков оказывали глубокое влияние на философско-психологическую мысль человечества.

Платон (428-348 гг. до н.э.) считал, что душа состоит из трех частей – вожделеющей, страстной, разумной. Преобладание той или иной части души у человека объясняло его индивидуальность. Платон говорил о процессе мышления как припоминание того, что душа знала в своей космической жизни, но забыла при вселении в тело. Причем он говорил об ощущении, памяти, мышлении. Был первым ученым, который говорил, что память самостоятельный психологический процесс (изложены в работе «Федон», который в древности называлась «О душе»).

Платон утверждал, что в основе всего лежат идеи – общие понятия, вечные и неизменные, существующие сами по себе, до всего, как своеобразный замысел. Идеи образуют свой мир, невидимый для человека. Человек может стараться постичь идею посредством разума, но в полной мере они доступны только богу. Миру идей противостоит мир материи. Между ними, как посредник – мировая душа. Мир – живое существо, душа его не в нем, а окутывает его. Мировая душа одушевляет в том числе звезды и планеты (они живые божественные существа). Душа человека родственная мировой душе. Первоначально она обитает на звезде, а затем переселяется в человека и теряет гармоничность. Задача человека - вернуть гармонию через познание. По Платону мы не столько познаем свою душу, сколько вспоминаем то, что душа уже знала в своем совершенном состоянии. Душа бессмертна. Цель души – достижение идей, поэтому душа подобна идее.

Он выделил в душе три части: разум, мужество, вожделение, которые разместил в различных частях тела, считал, что эти части распределены у человека неравномерно, а преобладание той или иной части души связывал с принадлежностью человека к социальной группе и даже к соответствующему этносу.

Платон создал учение об «идее» как вечных и неизменных сущностях… [104], создал классификацию душевных явлений:

1. Разум (разум в голове)

2. Мужество (воля в груди)

3. Вожделение (потребности в брюшной области)

Аристотель считал, что душа мельчайшие неделимые частицы – атомы. Его трактат«О душе» стал первым в мире специальным психологическим сочинением (монографией), в котором было создано первое систематизированное учение о психике. Также предложил объяснение пяти основным чувствам: зрению, слуху, осязанию, обонянию и вкусу.

Т.о. первые научные работы в мире Аристотеля - это Трактат

«О душе»

«О памяти»

«О сновидениях»

Крупнейшими философами, изучавшими мир психических явлений были Лукреций (99-55 гг. до н.э. использовал термин анимус - дух) и Гален (129-199 гг. до н.э. использовал понятие «пневма»).

В дальнейшем в течении многих веков психологические знания накапливались в рамках философских, естественных и социальных наук и в различных сферах практической деятельности.

Развитие психологических идей в 8-12 веках интенсивно происходило в арабской культуре. Среди ученых и философов того времени наибольшую известность имели Ибн-Сина (980-1037) – разграничил две не совпадающие т.з. на душу: медицинскую и философскую, им соответствовали две психологии (Авиценна), Ибн аль-Хайса м (Аверроэс) (965-1039) – им были изучены такие феномены, как бинокулярное зрение, смешение цветов, контраст и т.д. В их учениях наиболее полно отразились достижения арабоязычных мыслителей в различных областях знания, в том числе в познании организма и психических явлений.

В средние века считалось, что душа является божественной сущностью и поэтому исследовать ее научными методами было нельзя. Это положение сохранялось вплоть до 17 века.

2-й этап развития психологических знаний. В эпоху Возрождения вновь появился интерес к естественнонаучным исследованиям души. Однако работы тех времен не оказали значительного влияния на развитие психологии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1009; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.