Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Примерный алгоритм подготовки. 1. Выберите вариант моделирования (см




1. Выберите вариант моделирования (см. выше).

2. Соберите теоретические материалы по проблемам «учащийся как субъект образовательного процесса и собственной жизнедеятельности», «субъектный опыт учащегося в образовательном процессе», «условия формирования и развития субъектного опыта учащегося», опираясь на различные концепции личностно-ориентированного подхода (Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, И.С. Якиманской, В.В. Серикова, Е.В. Бондаревской, А.В. Хуторского и др.).

3. Исходя из содержания понятия «субъектность» определите критерии и показатели проявления субъектности учащегося в образовательном процессе с учетом возрастных особенностей и имеющегося социального и личностного опыта.

4. Смоделируйте «образ» ученика или класса, с которым предполагается педагогическая работа (конкретный ученик, класс с его особенностями или обобщенная модель ребенка, отражающая особенности возрастного периода, например, учащиеся 4 класса, подростки, старшие школьники и т.п.).

5. Сформулируйте задачу: какие качества субъектности может и должен проявить ученик (учащиеся класса), исходя из критериев субъектности.

6. Проанализируйте свой опыт и знания: какие ситуации в учебно-воспитательном процессе способствуют актуализации и проявлению субъектности учащихся (учебные ситуации, ситуации общения и сотрудничества, игровые, проблемные, диалоговые ситуации и т.д.), какие содержательные основы личностно значимой ситуации могут способствовать актуализации субъектности учащегося?

7. Придумайте задачу, задание и т.п., которые могут наиболее адекватно актуализировать субъектность и создать ситуацию успеха для учащегося. Спроектируйте, в какой форме, каким образом может проявиться субъектность учащегося на занятии при выполнении задания или изучении одной из тем (по вашему выбору), например, он проявит себя как субъект творчества, проектирования, самоорганизации, самоконтроля, рефлексии и т.п.

8. Исходя из особенностей субъекта и педагогического процесса выявите, что у него наличествует в опыте и чего не хватает для выполнения задания, решения задачи. Какой новый опыт в зоне ближайшего развития он может приобрести?

9. Смоделируйте необходимые педагогические условия для решения поставленной задачи (на основе рефлексии и эмпатии: представьте себя на месте ученика в заданных условиях). Не забудьте охарактеризовать, как будет обеспечиваться самостоятельность и личностная вовлеченность субъекта (см. также другие критерии проявления субъектности). Отразите модель условий в удобной для вас форме (графическая, текстовая, табличная – по выбору).

10. Проанализируйте предполагаемое взаимодействие педагога с учащимся, соответствует ли оно критериям субъект-субъектного подхода? Можно ли охарактеризовать отношение педагога к учащемуся как к ценности и цели, активному и ответственному субъекту учения, собственной жизни и саморазвития? Соответствует ли предполагаемое поведение учащихся в заданных вами условиях тем критериям и показателям субъектности, которые вы определили ранее?

11. Определите, какие результаты ожидаются (сможет ли учащийся проявить себя как субъект? как субъект какой деятельности? каким образом это возможно определить, чтобы убедиться в результативности своей работы?).

 

См. Приложение 8.

Материалы, которые можно использовать: авторская графическая модель педагогических условий актуализации субъектности учащихся; отрывки текстов, цитаты, средства наглядности и другие материалы, необходимые для создания педагогической ситуации актуализации субъектности учащегося.

 

 

Задание 14. Смоделируйте и обоснуйте педагогические условия организации творческой деятельности и творческого развития учащихся в образовательном процессе.

Знать: понятия «творчество», «культура», «творческая деятельность», «творческие способности», «педагогические условия», «моделирование педагогического процесса»

Уметь: прогнозировать, проектировать и моделировать.

Владеть: приемами творческого мышления, творческими способами решения педагогической задачи, технологией проектирования учебно-воспитательного процесса.

 

Содержание и рекомендации.

Творчество – это один из видов деятельности, направленный на разрешение противоречия (творческой задачи), конструктивное преобразование мира, культуры, для которой необходимы объективные и субъективные личностные условия, результат которой обладает новизной и оригинальностью, личной и социальной значимостью, прогрессивностью, в процессе которой формируется и отражается авторское видение мира, проблемы, способов ее решения и т.д. Новизна открытий и авторская позиция – главная черта творчества.

Личностные характеристики творческой личности: готовность к риску, импульсивность, независимость суждений, неравномерность успехов, чувство юмора и склонность к шутке, самобытность, познавательная дотошность, нежелание принять на веру, критический взгляд на вещи, смелость воображения и мысли; уход от стандартов и известных схем, вариативность мышления, созидательная направленность личности.

Критерии, на основании которых можно судить о наличии творческих умений:

· умение видеть проблему;

· открытие чего-либо ранее для данного субъекта неизвестного;

· самостоятельность поиска решения задач и поиск возможных вариантов;

· создание в процессе движения к цели нового продукта.

Критерии, на основании которых можно судить о барьерах для творчества:

· банальность, инертность, стереотипность, некритичность мышления;

· отсутствие культуры, знаний, умений, как базы для создания нового;

· неразвитость фантазии, воображения;

· конформизм;

· отсутствие собственной позиции, своего мнения и т.п.;

· завышенная самооценка, некритичность по отношению к себе;

· отсутствие рефлексии;

· неуверенность в себе (боязнь быть осмеянным, непонятым, низкая самооценка и т.п.).

 

Моделирование рассматривается в качестве процесса, творчески воспроизводящего только существенные свойства модели как оригинала, в качестве которого выступают передовой опыт и научно обоснованные содержательные ориентиры.

К стратегическим условиям воспитания творческой личности С.В. Кульневич относит: свободу личности, культуру, сбалансированный учет субъективных и объективных факторов развития личности.

Важнейшими условиями воспитания творческой личности, по нашему мнению, являются: создание творческой среды; наличие образцов творческой деятельности (не для повторения, а как пример творческого мышления и поведения); отсутствие обязательных стандартов, ограничивающих мышление субъекта; постановка проблемных и творческих задач, содержащих противоречия и не имеющих единственного решения; стимулирование фантазии и воображения, самостоятельности учащихся; поощрение независимости суждений и оценок; общение с творческим учителем.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.