Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глоссарий. Дополнительная литература




Дополнительная литература

Интернет-ресурсы

1. http://ruk.1september.ru/ – журнал «Классное руководство и воспитание школьников» (более ранние статьи в архивах имеют электронные версии, необходимо пролистать страницы «в прошлое»)

2. http://psy.1september.ru/ – газета «Школьный психолог» (более ранние статьи в архивах имеют электронные версии, необходимо пролистать страницы «в прошлое»)

3. там же http://psy.1september.ru/topic.php?TopicID=23&Page=1 примеры учебных занятий и воспитательных мероприятий

4. http://teacher.org.ru/content/view/1037/3/ – видеозаписи уроков, мастер-классов, выступлений на «методическом объединении», демонстрация проведенных мероприятий для родителей и воспитательных бесед с учащимися с Всероссийского конкурса «Учитель года»-2010.

5. http://festival.1september.ru/articles/subjects/24 – Сайт Фестиваль «Открытый урок», раздел «Школьная психологическая служба»

6. http://festival.1september.ru/articles/subjects/25 – там же, раздел «Социальная педагогика»

7. http://festival.1september.ru/articles/subjects/20 – там же, раздел «Внеклассная работа»

8. http://festival.1september.ru/articles/subjects/20 – там же, раздел «Классное руководство»

 


1. Бондаревская Е.В. Современные концепции воспитания в современной педагогике. / В журнале «Известия». – Р/на Д., Вып.3, 2001. – С.33

2. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие. – Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель, 1999. – 560 с.

3. Борытко Н.М. Профессиональное воспитание студентов вуза: Учебно-методич. пособие / Науч. ред. Н.К.Сергеев. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004. – 120 с.

4. Игры - обучение, тренинг, досуг. В семи книгах. Книги 1-5. / Под ред. В.В. Петрусинского. – М.: Новая школа, 1994. – 366 с.

5. Крюкова Е.А. Личностно-развивающие образовательные технологии: природа, проектирование, реализация: Монография. – Волгоград: Перемена, 1999. – С. 90-91.

6. Кульневич С.В. Педагогика личности Ч. I Стратегия и тактика личностного воспитания. – Ростов н/Д, 1995. – 165 с.

7. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ современного урока. – Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2003 – 224 с.

8. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе: от коллективизма к взаимодействию: Учебно-методич. пособие. Изд.2-е. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2006. – 272 с.

9. Кульневич С.В., Лещинский В.И. Новая педагогика. – Воронеж: Педагогический Центр «Выбор», 1992. – 134 с.

10. Лещинский В.И., Кульневич С.В. Учимся управлять собой и детьми: Пед. практикум. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 240 с.

11. Лещинский В.И., Лаврикова Т.В., Заварзина Л.Э. Образование: история и современность. Учебное пособие. – Воронежский государственный педагогический университет, 1999. – 278 с.

12. Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения. – М. Издательский центр «Академия», 2002. – 192 с.

13. Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. (Вопросы теории). М.: «Педагогика», 1978. – 144 с.

14. Пидкасистый П.И. Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. – М., 1996. – 344 с.

15. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. – М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. – 272 с. Электронная версия [http://www.pedlib.ru/Books/1/0157/1_0157-3.shtml]

16. Сериков В.В. Общая педагогика: Избр. лекции. – Волгоград: Перемена, 2004. – С.133-135.

17. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 160 с.

18. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / под ред.
В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, Е.И. Соколовой. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 264 с.


Здесь мы даем определения только некоторых понятий, на которые хотелось бы обратить ваше внимание или которые трудно найти в словарях. Так как некоторые термины связаны в «смысловые гнезда», они располагаются не в алфавитном порядке. Для легкости их обнаружения в глоссарии приводим алфавитный указатель.

 


Анализ 66

Готовность к диалогу школьника 70

Гуманизация образования 65

Гуманитаризация образования 65

Диагностичность цели 66

Диалог 70

Компетентность 71

Компетентный 71

Компетенция71

Концепция 65

Критерий 66

Критерии сформированности культуры диалога 70

Культура диалога 70

Личностная ситуация 69

Личностный смысл 67

Личность 67

Моделирование педагогических условий 67

Опыт 68

Педагогическая ситуация 69

Педагогические условия 67

Педагогические условия формирования культуры диалога школьника 70

Педагогическое средство 69

Показатель 66

Профессиональное саморазвитие 70

Самоактуализация 69

Системный анализ 66

Субъект 68

Субъектность 68

Субъектность отражённая 69

Субъектность школьника 69

Субъектные свойства 69

Субъектный опыт 68

Субъектный опыт учащегося 68

Учебный диалог 70

Цель 66

Эффективность образовательного процесса 66


Концепция. «Концепция – 1) система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов; 2) единый, определяющий замысел, ведущая идея какого-либо произведения, научного труда и т.д.» (Словарь иностранных слов, 1999).

«Концепция – исходный замысел, в котором концентрированно сформулированы смысл проекта, цель его реализации и предполагаемые результаты» (Супрунова Л.Л.).

«Концепция в науке – это система взглядов, определяющих понимание явлений и процессов, объединенных фундаментальным замыслом, ведущей идеей.

Концепция указывает способ построения системы средств обучения и воспитания на основе целостного понимания сущности этих процессов» (Кульневич С.В.)

Под педагогической концепцией мы понимаем систему принципов деятельности педагога по достижению диагностично сформулированной педагогической цели (Н.М. Борытко).

 

Гуманизация образования – это ориентация образовательной системы и всего образовательного процесса на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, основанного на уважении прав каждого человека, на сохранение и укрепление их здоровья, чувство собственного достоинства и развития личностного потенциала. Именно такое образование гарантирует учащимся право выбора индивидуального пути развития (Н.В. Бордовская, А.А. Реан).

 

Гуманитаризация образования – это ориентация на освоение содержания образования независимо от его уровня и типа, позволяющего с готовностью решать главные социальные проблемы на благо и во имя человека; свободно общаться с людьми разных национальностей и народов, любых профессий и специальностей; хорошо знать родной язык, историю и культуру; свободно владеть иностранными языками; быть экономически и юридически грамотным человеком (Н.В. Бордовская, А.А. Реан).

 

Анализ – логический прием познания, представляющий собой мысленное разложение предмета (явления, процесса) на части, элементы, их признаки, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных, т.е. необходимых и определенных качеств и свойств.

 

Системный анализ – совокупность взаимосвязанных процедур, используемых для изучения сложных проблем и объектов, представляющих собой целостные системы.

Рассмотрение урока (мероприятия) как единой системы с точки зрения главной дидактической (воспитательной) задачи и одновременно решения развивающих задач; обеспечение формирования знаний, умений, навыков, ценностного отношения и опыта деятельности и творчества, усвоения учащимися способов учения (обеспечение освоения учащимися опыта поведения, ценностных ориентаций, системы нравственных норм и отношений в различных сферах жизни человека и общества).

Аспектный анализ – рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока (мероприятия) во взаимосвязи с результатами деятельности школьников.

 

Критерии и показатели. Критерий – обобщенный признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мера суждения, оценки какого-либо явления. Например, одним из критериев коллективизма может быть приоритет общественных интересов (своего коллектива) над индивидуальными, частными. Показатель – эмпирически фиксируемый частный признак какого-либо явления, по проявлению которого в естественной или специально моделируемой и создаваемой ситуации можно судить о соответствии данного явления соответствующему критерию. В рассматриваемом случае показателем приоритета общественного над индивидуальным будет сознательный отказ индивида от своей пользы ради общественной в ситуации выбора.

 

Эффективностьобразовательногопроцесса – характеристика степени успешности функционирования педагогической системы в достижении цели, складывается из двух переменных: 1) затрат (трудовых, временных, материальных ресурсов) и 2) результатов педагогической деятельности, отраженных в определенных ожидаемых и желательных показателях. Показатели эффективности образовательного процесса разрабатываются конкретно, применительно к социальной и образовательной ситуации, зависят от образовательной парадигмы, социального заказа, позиции исследователя или проектировщика образовательного процесса. Так при анализе урока, например, разные субъекты могут разработать различные показатели его эффективности, исходя из которых и будут оцениваться урок и деятельность педагога.

 

Цель – лежащий в основе деятельности идеальный образ ожидаемого результата, который и организует всю ее систему (от проектирования задач, до выбора путей и способов осуществления необходимых действий).

Диагностичность цели – свойство поставленной цели быть проверяемой, описанной в конкретных замеряемых показателях ее достижения. Диагностично поставленная цель в образовательной технологии предполагает: 1) описание качества, которое необходимо сформировать и которое может быть изменено; 2) существование способа диагностики этого качества и шкалы его оценки; 3) наличие показателей, по которым возможна оценка достижения результата (заданного качества).

 

Педагогические условия – это обстоятельства педагогического процесса, которые способствуют или противодействуют проявлению педагогических закономерностей; целенаправленно используемые и управляемые преподавателем объективные возможности педагогического процесса и специально организуемые обстоятельства, которые закономерно будут способствовать развитию психических процессов учащихся, формированию, активизации и развитию их профессиональных и личностных качеств и свойств в учебно-воспитательном процессе. Педагогические условия – это обусловливающая успешность педагогического процесса и эффективность функционирования педагогической системы совокупность возможностей содержания образования, методов обучения и воспитания, организационных форм учебно-познавательного процесса и материальных возможностей его осуществления, характера общения и взаимодействия. Они реализуются на занятиях по осваиваемым дисциплинам или в целостном учебно-воспитательном процессе в специально организованной среде (информационной, социально-психологической, эстетической, экологической, материально-технической и др.).

 

Моделирование педагогических условий предполагает выделение взаимодействующих групп управляемых извне необходимых обстоятельств и возможностей образовательного процесса, реализация которых способствовала бы успешному решению поставленной учебно-воспитательной задачи. К ним могут относиться: характер и особенности педагогического общения и взаимодействия, характер и особенности организации учебно-познавательной и других видов деятельности учащихся, содержание осваиваемой дисциплины и учебных занятий, материально-техническое, информационное и методическое обеспечение и пр. Моделирование педагогических условий может быть в форме создания педагогической ситуации (которая и представляет собой комплекс целенаправленно созданных педагогом психолого-педагогических условий), направленной на решение конкретной задачи.

 

Личность – социальное по своей природе, относительно устойчивое и прижизненно возникающее психологическое образование, представляющее собой систему мотивационно-потребностных отношений, которую имеет субъект (А.Б. Орлов);

- представляет собой наивысшую мотивационно-волевую, рефлексивно-управленческую инстанцию индивидуальности, позволяющую на основе собственного мировоззрения (ценностей, убеждений, личностных смыслов и т.д.) человека выстраивать систему отношений с окружающим миром и самим собой, осуществлять выбор и нести за него ответственность;

- синтез всех характеристик индивида в уникальную структуру, которая определяется и изменяется в результате адаптации к постоянно меняющейся среде… и в значительной мере формируется реакциями окружающих на поведение данного индивида (Личность: определение и описание: Пер. с англ. // Вопросы психологии, 1992, № 3-4, с 34-35);

- особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в целокупности отношений, в которые индивид вовлекается. (А.Н. Леонтьев);

- индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении; … развитие личности осуществляется в условиях социализации индивида и его воспитания» (Психология: словарь под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, 1990 г.).

 

Личностный смысл. Чувственная ткань сознания (1); значения (2), в которых зафиксированы общественно выработанные способы действия с реальностью и в реальности; личностный смысл (3) – три слоя в сознаваемой картине мира (по А.Н. Леонтьеву).

Значения (2), усваиваясь субъектом, получают вторую жизнь как образующие индивидуальное сознание - личностный смысл (3).

ЛС – индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность, осознаваемое как «значение-для-меня» усваиваемых субъектом безличных знаний о мире, включающих понятия, умения, действия и поступки, совершаемые людьми, социальные роли, нормы, ценности и идеалы. Выделяется ряд составляющих смысловых систем: побуждающие человека к деятельности смыслообразующие мотивы, реализуемое деятельностью отношение человека к действительности, приобретшей для него субъективную ценность (значимость); выражающие личностный смысл смысловые установки; регулируемые смысловыми установками поступки и деяния личности.

Опыт – (в философии) основанное на практике эмпирическое познание действительности, единство умений и знаний; (в психологии) качество (подструктура) личности, сформированное в процессе их деятельности, обучения и воспитания, обобщающее ЗУНы и привычки. Опыт социальный индивида – опыт участия индивида в различных видах деятельности и межличностного взаимодействия, наложивший отпечаток на понимание жизни и отношение к ее различным проявлениям, определивший содержание его знаний, уровень развития умений и навыков. Субъектный опыт – опыт индивида быть автором и субъектом своей жизни, образовательной траектории, разнообразных видов деятельности, в ходе которой происходит его саморазвитие, самореализация, самоактуализация. В более широком смысле это опыт быть субъектом культуры, истории.

Субъектный опыт – 1) личностное образование, обеспечивающее активность и целенаправленность личности в творческом взаимодействии с окружающим миром, способность к самореализации и рефлексии; 2) существующий, имеющийся в наличии опыт личности; опыт жизнедеятельности и самореализации, приобретаемый ребенком в ходе общения, деятельности, познания, наблюдения, принятия решений, касающихся своей жизни, поступков, переживаний своих успехов и неудач, саморефлексии.

Субъектный опыт учащегося можно рассматривать как творческое активное освоение практики и реализация учащимся в образовательном процессе опыта быть субъектом, активным строителем, автором обстоятельств своей жизни, своих отношений; выстраивать свою жизнь или какую-либо личностно значимую деятельность самостоятельно – от поиска цели и смысла, выбора средств и планирования до получения результатов и рефлексии своего опыта.

Субъект – сознательно преследующий собственные цели, самосознающий деятель; индивид или группа как источник предметно-практической деятельности, познания и преобразования действительности; источник активности, направленной на объект; активное начало в процессе деятельности.

Субъектность [27] свойство, способность индивида, благодаря его активности и собственной личностной позиции, оказывать влияние на окружающий мир, людей, культуру; отражаться в сознании и жизни других людей, оставлять свой «след» в мире культуры.

Она проявляется в следующих качествах: активность, самостоятельность, целенаправленность, осознанность, инициативность.

 

Субъектные свойства – свойства, принадлежащие личностному опыту конкретного человека без оценки его истинности, научности, непротиворечивости с позиции научно-исторического познания.

 

Субъектность отражённая – идеальная представленность одного человека в другом, инобытие кого-либо в ком-либо. Отражаясь в других людях, человек выступает как деятельное начало, способствующее изменению их взглядов, формированию новых побуждений, возникновению ранее не испытанных переживаний. Таким образом, человек открывается людям как значимый для них другой источник новых личностных смыслов (В.А. Петровский).

Субъектность школьника – это его свойство проявлять себя активным субъектом учения, саморазвития, самоутверждения, которые в ситуациях воспитания протекают в форме самопознания ребенка, самооценки, осознания себя, своих особенностей, возможностей, достоинств, недостатков.

Самоактуализация – 1) самостоятельная учебная деятельность, сориентированная на приведение знаний, понимания и умений в соответствие с современными требованиями; 2) процесс воплощения потенциальных возможностей и способностей индивида в конкретных результатах его предметной деятельности; 3) высший уровень проявления духовного и творческого потенциала личности, стремление к полному выявлению и развитию своих личностных возможностей; переход из состояния возможностей в состояние действительности.

Педагогическое средство. Педагогическими средствами можно назвать все то, что способствует достижению педагогической цели; то, под влиянием чего у воспитанника должны произойти изменения в его сознании и поведении, сформироваться новые отношения к каким-либо событиям, ценностям, людям, деятельности как следствие переживаний и жизненных коллизий индивида. «Чтобы эти переживания обстоятельств жизни возникли, необходимо включить воспитанника в сами эти обстоятельства, заставить искать выход из них, пробовать различные варианты поведения, «набивать шишки», вступать в новые отношения» (В.В. Сериков). Педагогическое средство не существует вне конкретной педагогической ситуации: будучи перенесенным в другую ситуацию, оно может оказаться не столь эффективным». Важнейшими структурными элементами ПС являются: 1) поле жизненных коллизий и отношения, возникающие в педагогически спроектированной деятельности, среде, контактах воспитанников; 2) субъективные переживания воспитанниками коллизийных ситуаций, создание новых смыслов; 3) обретение и осмысление практического опыта; 4) педагогическое сопровождение процесса, состоящее в организации деятельности и отношений, поддержке собственных усилий воспитанников, их исканий, выработке нравственно ценных выводов (В.В. Сериков).

 

Педагогическая ситуация – единица педагогического процесса, Совокупность условий и обстоятельств целенаправленно используемых или создаваемых педагогом для решения конкретной педагогической задачи.

Личностная ситуация – совокупность условий и обстоятельств, порождающих лично значимое для ученика отношение к тому, что он видит, слышит, делает. Это ситуация взаимодействия, затрагивающая смысловую, рефлексивную, оценочную, мотивационные сферы личности, обращенные к ее собственным мыслям и чувствам, пробуждающая выбирать, оценивать, наделять смыслом, творчески преобразовать, принимать ответственное решение.

 

Диалог – это свободный обмен мнениями рав­ноправных собеседников, который строится по законам логики и исключает принуждение в предъявлении своего и восприятии чужого мнения;

– это специфическая образовательная ситуация, в которой происходит развитие личности в процессе установления ею «со-бытийной общности» с миром, с людьми и с самим собой.

 

Учебный диалог – это общение, организованное учителем с целью решения учебных задач, обменом мнениями между субъектами.

 

Культура диалога – система ценностей, установок, норм, правил, 1) определяющая отношение личности к участнику диалога и к ценностям культуры; 2) проявляющаяся в принятии себя и Другого с позиции нравственных ценностей и смыслов, рожденных в диалоге; 3) основанная на различных умениях применять их в коммуникативных ситуа­циях и личностных качествах, таких как доброжелательность, толерантность, творчество. Культура диалога предоставляет каждому учащемуся возможность самоутверждения, установления дружеских отношений, открытия новых знаний и личностных смыслов Другого. Компоненты культуры диалога: знаниевый и нормативный (знание и соблюдение правил и норм диалогического общения на основе сотрудничества), ценностный (эмоционально-ценностное принятие диалога как способа взаимодействия и точки зрения Другого как значимого для собственного творческого развития, уважение к иной точке зрения), субъектный (открытость, готовность к порождению новых смыслов в диалоге, к изменению своей позиции), практический (владение коммуникативными умениями и навыками, культурой и техникой речи).

Готовность к диалогу школьника – психологическое состояние учащегося, проявляющееся в его потребности в значимом Другом для совместного интеллектуального или нравственного поиска на основе сотрудничества, в готовности аргументировано отстаивать, изменять, дополнять, расширять свою позицию, искать новые смыслы, быть терпимым к иному мнению, к принятию Другого.

 

Критерии сформированности культуры диалога:

1) открытость, готовность к принятию чужой точки зрения, к изменению своей;

2) проявление коммуникативной культуры и коммуникативных умений;

3) базовые ценностные ориентации (толерантность, истина, знание, красота, гармония, добро, сотрудничество);

4) реализация личностных смыслов в диалоге (готовность и способность высказывать собственную позицию и отстаивать ее).

Педагогические условия формирования культуры диалога школьника – это управляемые учителем возможности и обстоятельства образовательного процесса, целенаправленно создаваемые и способствующие формированию у школьника ценностного отношения к диалогу и Другому как носителю иных смыслов и точек зрения, норм и правил ведения диалога, накопления и совершенствования необходимых для этого умений.

Профессиональное саморазвитие – самоуправляемый процесс актуализации личностного потенциала, обогащения деятельностных способностей и совершенствования профессионально опыта. ПС направлено на приобретение новых знаний, умений и эффективных способов решения профессиональных задач; на переосмысление ценностных ориентаций, обретение новых личностных смыслов профессиональной деятельности, освоение творческих приемов профессиональной самореализации. ПС характеризуется активным деятельностным отношением к поиску эффективных средств реализации целей саморазвития, имеет непрерывный характер, устремлено к идеальному образу, который складывается в результате распредмечивания культурного и социального опыта.

 

Компетенция (competentia – лат.) – круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. К-я включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

 

Компетентность – личностное состоявшееся качество, характеристика. Обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

 

Компетентный (в чем-либо) – обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими обоснованно судить о данной области и эффективно действовать в ней.

 


Приложение 1.

Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"

(04 февраля 2010 г.) Пр-271 [28]

Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.

Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 739; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.069 сек.