Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Иркутск

Лингвистического образования

В области

Рекомендовано учебно-методическим объединением

Е.Г. ТАРЕВА

 

 

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ДЛЯ СТУДЕНТОВ

 

 

           
   
 
   
 
 

 

 


 

 

Печатается по решению редакционно-издательского отдела Иркутского государственного лингвистического университета

 

ББК 74.58

 

Тарева Е.Г. Как учиться рационально. Практическое руководство для студентов: Учебное пособие. – Иркутск: ИГЛУ, 2002. – 92 с.

 

 

 

Учебное пособие нацелено на повышение эффективности самостоятельной работы студентов, активизацию их учебно-познавательной деятельности путем формирования рационального стиля учебного труда. Содержит материал, касающийся становления мотивации рационализации, развития процессов саморегуляции личности, формирования учебных действий (учебных умений), рационализирующих учебную деятельность.

Материал излагается в форме ответов на вопросы, которые могут возникнуть у студента при рационализации собственной учебной деятельности.

Рекомендуется для студентов всех типов высших учебных заведений.

 

Рецензенты:Стефановская Т.А., доктор педагогических наук, профессор (ИПКРО);

Федотова Е.Л., доктор педагогических наук, профессор (ИГПУ).

 

 

ISBN 5-88267-132-9

© Тарева Е.Г., 2002.


Оглавление


Обращение к студентам (вместо предисловия) Алгоритм работы с пособием Условные обозначения 1. Рациональность в нашей жизни В чем заключаются особенности рационального отношения к действительности? Можно ли развить у себя рациональное отношение к действительности?   2. Рационализация учебной деятельности Что значит рациональный стиль учебной деятельности? Каков пример рационального отношения к учебе?   3. Познаю самого себя Как определить свои деловые качества? Как определить свой уровень саморегуляции? Как определить рациональность своей учебной деятельности? Каковы критерии рациональности учебного действия?   4. Регулирую свою учебную деятельность Что такое рациональная саморегуляция? Как программировать учебную деятельность? Как контролировать учебную деятельность? Как оценивать учебную деятельность? Как корректировать учебную деятельность?   5. Учусь рационально учиться Как рационально готовиться к лекции? Как продуктивно воспринимать лекционный материал? Как рационально оформлять лекционный материал Как рационально повторять и запоминать лекционный материал? Как рационально готовиться к семинару? Как организовать свою работу на семинаре? Как закреплять и активизировать обсужденный на семинаре материал? Как рационально готовиться к экзамену? Как распределить время при подготовке к экзамену? Как вести себя на экзамене? Как организовать научно-исследовательскую работу? Как написать научно-исследовательскую работу? Как представить результаты научно-исследовательской работы при ее защите?   6. Овладеваю иностранным языком рационально Как рационально запомнить языковой материал? Как анализировать языковые трудности? Как обнаружить языковые закономерности? Как самостоятельно понимать значение иноязычного слова? Как овладевать национально-маркированной лексикой? Как извлекать и запоминать страноведческую информацию? Как активизировать языковой материал? Как развивать фонематический слух? Как формировать орфографическую зоркость? Как рационально пользоваться словарем? Как оценить языковые и речевые действия? Как проследить межпредметные связи? Как извлечь максимальную пользу из аудиторного занятия? Как работать в парах? Как выполнять письменное домашнее задание? Как выполнять упражнения в аудиозаписи?   7. Подвожу итоги Полезная литература                        

 

Право на самоопределение, на самосозидание есть потребность человека продемонстрировать, что он – не копия и не replica, потребность сделать себя для самого себя.

Р.Рорти

 

 


Обращение к студентам

(вместо предисловия)

 
 


Человеку, если он хочет стать человеком, необходимо получить образование. Я.А.Коменский

Ощущение изменения ритма истории, не похожей на что-либо, происходившее раньше, гораздо более быстрое движение жизни, проявляющееся, в частности, в громадном ускорении накопления фактов, знаний, методик, изобретений, достижений в области технологии, требуют изменить подход человека к окружающему миру.

Философия, изучающая человеческую природу, повернулась от вопроса «Кто мы?» к вопросу «Кем мы могли бы попытаться стать?» Различие этих вопросов принципиально. Первый – относится к вопросам закрытого типа и предполагает существование одного конкретного ответа. Напротив, второй вопрос допускает неограниченное количество ответов – при условии, что право на выработку направлений собственного развития, из которых будет делаться выбор, личность оставит за собой, а не перепоручит это право какому-либо внешнему авторитету: Провидению, Природе, властному индивиду и т.д.

Вы – студенты университета и стремитесь стать полноценными специалистами в различных областях жизнедеятельности государства. Для этого от вас требуется наличие определенных качеств, свойств личности, способствующих проективной детерминации будущего, ответственности за него.

В настоящее время востребован тот тип специалиста, который способен жить в непрерывно изменяющемся универсуме, который чувствует себя комфортно при разнообразнейших переменах окружающей действительности. Специалист должен быть готов к профессиональной мобильности, к импровизации, к тому, чтобы уверенно и смело встретить совершенно непредвиденную ситуацию. Такого человека, по меткому определению А.Маслоу, можно было бы назвать «гераклитовым», поскольку именно Гераклитом проповедовался взгляд на мир, как на поток, движение, а не как на статичную вещь.

Таким образом, обществом востребованы такие специалисты, которые обладают последовательным, логическим мышлением, высоким уровнем саморегуляции и самоорганизации, которые умеют рационально распределять время, самостоятельно пополнять знания по избранной специальности, самостоятельно расширять свой общий и профессиональный кругозор.

Ориентируясь на эти высокие требования, предъявляемые к современному специалисту, вы, студенты университета, в процессе выполнения учебной деятельности должны стать активными субъектами, которые способны ставить определенные цели и добиваться их достижения, самостоятельно регулируя свой процесс учения.

Известно, что активная деятельность человека по преобразованию действительности возможна в том случае, если он осознает цели, задачи деятельности, самостоятельно выбирает условия, соответствующие достижению очередной цели, задачи, сам подбирает способы и приемы, оценивает продуктивность полученных результатов, вносит изменения в осуществляемые им действия. Именно таким образом человек овладевает системой саморегуляции, которая функционирует в процессе всей его жизнедеятельности.

Данная книга предназначена для того, чтобы дать вам возможность самостоятельно регулировать, совершенствовать собственную учебную активность, осознавая выполняемые действия, понимая цель деятельности, формируя собственную систему рациональных приемов учения. Это будет способствовать достижению наибольшей эффективности и продуктивности вашей учебы.


Предлагаемые в книге советы и рекомендации направлены на формирование у вас рационального стиля учебной деятельности, т.е. такой ее направленности, которая наилучшим способом способна привести вас к планируемому результату учения. Вы научитесь осознавать компоненты вашей учебной активности, воздействовать на них с целью рационализации. Вы усвоите совокупность действий, помогающих организовывать вашу работу на лекции, на практическом занятии, при подготовке к экзамену, при выполнении научно-исследовательской работы.

Содержащиеся в книге советы помогут вам не только улучшить успеваемость и достичь максимально возможного для вас уровня квалификации, но и организовать последующее непрерывное образование – образование «через всю жизнь», которое обеспечит вам максимум благоприятных условий для жизненного благополучия, для постоянного прогрессирования в сфере профессиональной деятельности.

 

Книга призвана стать вашим помощником и советчиком. Изучите ее содержание, апробируйте на практике, убедитесь в личной значимости для вас предлагаемого материала. Имейте в виду, что, хотя изложенные в книге советы и рекомендации в большей степени универсальны, вы должны руководствоваться единственным критерием при их оценке: насколько данный совет хорош именно для вас. Только вам решать, что принять для себя из предлагаемого материала.

Успехов вам на пути рационализации своей учебной деятельности!

Автор


 

Алгоритм работы с пособием

 
 


«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилием собственной мысли, а не памятью». Л.Н. Толстой
Шаги Содержание деятельности Выполняемые действия
Шаг 1 Изучение раздела (фрагмента) пособия - чтение информации; - «вдумывание» в содержание; - анализ информации;
Шаг 2     Личностная оценка информации - перенос содержания на собственный учебный опыт; - убеждение в актуальности информации для себя лично; - определение значимости информации: «особо значимая» / «значимая» / «не значимая»;
Шаг 3 Обсуждение информации (если необходимо): внутреннее / с собеседником (оппонентом) - выявление аргументов «за»; - нахождение аргументов «против»; - определение наиболее сильной позиции;
Шаг 4     Апробирование предлагаемых рекомендаций «перенос» рекомендаций из пособия в реальную учебную деятельность: - разовое апробирование, - частотное апробирование на базе одного предмета; - широкомасштабное апробирование;
Шаг 5   Контроль эффективности предлагаемых рекомендаций при выполнении того или иного задания: - хронометраж: определение затрачиваемого времени - слежение за утомляемостью; - контроль чувства удовлетворения от работы; - слежение за успешностью выполнения;
Шаг 6   Многократное исполь-ование рекомендаций в учебной деятельности - выполнение рекомендаций при аудиторной работе; - использование рекомендаций при самостоятельной работе; - слежение за частотностью выполнения рекомендаций;
Шаг 7     Постоянный самоконтроль за оптимальностью выполнения деятельности при выполнении учебной деятельности: - хронометраж; - слежение за утомляемостью; - контроль чувства удовлетворения от работы; - слежение за успешностью учения (успеваемостью).

Схема алгоритма

     
 
 
   

Условные обозначения

 

 

 

& информация для размышления
s вопрос для обдумывания
ü задание для выполнения
! взять на заметку
< информация для запоминания
q вариант деятельности для самостоятельного выбора
дополнить своим вариантом выполнения деятельности

 

 


Рациональность в нашей жизни  
«Кто дорожит жизнью мысли, тот знает очень хорошо, что настоящее образование есть только самообразование и что оно начинается только с той минуты, когда человек делается полным хозяином своего времени и своих занятий». Д.И.Писарев

&

Человек является уникальной информационной системой, способности которой в постижении нового бескрайни и бесконечны. Вся наша жизнь есть процесс познания окружающей действительности и в каком-то смысле этот процесс есть ни что иное, как постоянное осуществление деятельности учения – учения в значении приобретения чего-то нового: информации, способов деятельности, собственных новообразований личности и т.д.

 

Поскольку к настоящему моменту мы имеем достаточно обширный опыт в области приобретения знаний, мы способны осознать, что процесс осуществления учебной деятельности постепенно трансформируется из целенаправленного в нецеленаправленный, и именно второй его разновидности уготовано значительно больший по сравнению с первой отрезок нашего жизненного пути. Закончив учебное заведение, приобретя специальность, мы начинаем свой долгий (нескончаемый) путь самообразования, саморазвития, самосовершенствования. Каким он будет, зависит целиком от нас, от нашего умения правильно его организовать.

«Наше время растяжимо, Оно зависит от того, Какого рода содержимым Вы наполняете его», –  

писал поэт. Действительно, можно по-разному организовывать свое время, и от этого зависит эффективность нашей деятельности.

 

Каждый из нас обладает собственной системой способов осуществления познавательной деятельности, которая нам кажется достаточно результативной. Однако является ли она рациональной? На этот вопрос вряд ли можно ответить однозначно, не углубившись в понимание рациональности и осознание ее значимости для осуществления любой деятельности.

 

Рациональный тип отношения к миру – своеобразный, существенно отличающийся от нерационального способ «вписывания» человека в окружающее пространство. Он охватывает все формы активности, любые проявления человеческого опыта и основывается на особом отношении человека к осуществляемой им деятельности.

 

Недаром рациональность как категория является одной из значимых для экономики труда, социологии. Так, в экономической теории важным с позиций эффективности труда элементом является процесс рационализации методов работы. Он находит свое отражение в «принципе экономии усилий», предусматривающем экономию действий и операций, упрощение и облегчение работы.

 

Рационализация достигается путем установления наиболее оправданного состава и последовательности действий при осуществлении каждой из операций, исключения лишних приемов и операций.

 

Рациональность деятельности недаром ассоциируется с разумностью (осмыслением) средств и способов ее осуществления. Человек при этом подключает многообразные мыслительные операции для определения того способа осуществления собственной активности, который является наиболее результативным, который сопровождается чувством удовлетворения, удовольствием от выполняемой деятельности, который не способствует утомляемости, перенапряжению. Он, напротив, квалифицируется как удобный, комфортный, эффективный.

 

s В чем заключаются особенности рационального отношения к действительности s

ü Оцените перечисленные ниже пункты с точки зрения наличия / отсутствия у вас соответствующих качеств.

 

· Особое отношение человека к осуществляемой деятельности: он полностью несет ответственность за содержание своей мысли, своего действия, не заимствуя их некритично извне, не подчиняясь давлению внешних сил.

 

· Понимание того, какие аспекты жизнедеятельности нуждаются в рационализации, поскольку рациональность охватывает лишь наиболее значимые стороны человеческого отношения к миру.

 

· Максимальное внимание к реальности, которая «открывает» себя человеку.

 

· Постоянное стремление к самосовершенствованию, саморазвитию, «самостроительству».

 

· Способность адекватно ориентироваться в возможных вариантах деятельности, выбрать из них тот, который является наиболее рациональным.

· Способность усовершенствовать, развить, конкретизировать свое отношение к действительности при сопоставлении его с внешними объективными условиями.

 

· Наличие специальных сознательных усилий по анализу своей позиции и ее сопоставлению с реальной ситуацией, а также по трансформации собственного отношения к этой реальности.

 

· Способность обнаружить нерациональные (иррациональные) проявления собственной активности, т.е. те из них, на которые не было направлено специальное рационализирующее внимание человека.

 

· Союз и гармония чувств и разума, когда разумность (рациональность) деятельности прислушивается к «совещательному» голосу чувств.

 

    ! - Рациональность основана на правильном понимании ситуации действительности, сознательном и ответственном управлении своим поведением. - Она предполагает альтернативность поведения, возможность выбора различных способов действия. - Присущая рациональности свобода самоопределения реализуется в поисках оптимального (наилучшего) в данных условиях способа достижения поставленной цели деятельности.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Что такое менеджер? 2 страница | Как издавать газету в учебном заведении: Практические советы 1 страница
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 257; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.