Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Как издавать газету в учебном заведении: Практические советы 2 страница




 

- проконтролировать, где находятся резервы вашего времена, которые еще не были вами учтены для целей самосовершенствования;

 

- постоянно следить за тем, чтобы каждая свободная минута была потрачена с пользой для вас;

 

- помнить о том, какие радужные перспективы вас ожидают в том случае, если вы справитесь со всеми трудностями и превратностями учебной деятельности.

 


Регулирую свою учебную деятельность  

«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением». А. Дистервег

&

Чтобы учебная деятельность была организована рационально, необходимо научиться регулировать свои действия, т.е. обладать способностью к саморегуляции – особой активности человека, предполагающей мобилизацию и развитие индивидуальных возможностей в целях успешного выполнения предъявляемых к нему социальных требований.

 

Саморегуляция отражает взаимодействие внутренних условий деятельности и обеспечивает активизацию, программирование, контроль, оценку и коррекцию осуществляемых действий. Она также несет ответственность за связь с объективными условиями деятельности и социальными требованиями.

 

Известно, что человеческий организм является самоорганизующейся системой. И.П.Павлов писал: «Наша система (человека – Е.Т.) в высочайшей степени саморегулирующая, сама себя поддерживающая, восстанавливающая, направляющая и даже совершенствующая»*.

 

Эта характеристика относится к человеку в целом, ко всей его деятельности. Но следует различать ситуативную, стихийную, неосознанную саморегуляцию, когда человек как-то реагирует, действует, большей частью не лучшим образом, на возникающие обстоятельства, и осознанную, рациональную самоорганизацию.

 

s Что такое рациональная саморегуляция s

 

! Рациональная самоорганизация, саморегуляция есть умение без систематического внешнего (со стороны преподавателя) контроля, без помощи и стимуляции, самостоятельно и рационально организовывать и осуществлять свою учебную деятельность по достижению целей обучения в вузе.

 

&

Процесс саморегуляции деятельности реализует себя в различных проявлениях, к которым относятся следующие умения:

 

· программировать деятельность;

 

· контролировать деятельность (рефлексия);

 

· оценивать деятельность;

 

· корректировать деятельность;

 

ü Если ваш уровень саморегуляции не является достаточно хорошо развитым, проанализируйте ряд установок-рекомендаций по каждой из сторон саморегуляции. Вчитайтесь, вдумайтесь в содержание значимой для вас установки и повторяйте ее для себя при каждом выполнении учебной деятельности. Пусть она станет вашим руководством, правилом к действию.

s Как программировать учебную деятельность s

<

· Предварительно я хорошо продумываю, как выполнять деятельность наиболее эффективно.

 

· Представляю себе главные вехи, а первые шаги деятельности продумываю досконально.

 

· Прежде, чем браться за работу, продумываю ее, чтобы в голове окончательно сложилась модель готовой работы и весь порядок трудовых приемов.

 

· Не принимаюсь за работу, пока не продумано и не приготовлено все нужное и не отрываюсь от работы для другого дела кроме необходимого в самой работе.

 

· Сложные виды учебных работ, требующие длительных усилий (доклады, рефераты, курсовые проекты и т.д.), выполняю по этапам, предварительно спланировав их очередность, назначив сроки и все для этого подготовив. В назначенное время мне просто не удобно перед собой не начать запланированную работу.

 

· Продумываю свой индивидуальный режим учебной недели с учетом учебной нагрузки, своих способностей и интересов.

 

· При планировании использую еженедельник (блокнот, свои индивидуальные приспособления).

 

· Заранее предусматриваю параллельное выполнение нескольких совместимых видов деятельности.

 

s Как контролировать учебную деятельность s

<

· Выполняя действие, определяю, все ли внешне условия мною учтены.

 

· Всегда разбираю учебное действие на составные элементы, чтобы найти среди них рациональные и нерациональные.

 

· Всегда стремлюсь к экономии своих усилий, не трачу время зря.

 

· Всегда слежу за временем, которое трачу на выполнение учебного действия, стремлюсь к его экономии.

 

· Обычно анализирую, сколько времени у меня заняла аналогичная деятельность в прошлом (перевод текста, проработка лекции, чтение параграфа учебника и т.д.), делаю выводы, чтобы сэкономить время в будущем.

 

· Осознаю, что имеется несколько вариантов выполнения одного и того же задания, но выбор всегда останавливаю на самом рациональном.

 

· Слежу за тем, чтобы мне было удобно выполнять учебную деятельность, чтобы она приносила мне удовлетворение, не делаю ее через силу.

 

· В любой работе нахожу свой ритм.

 

· Анализирую, в какой последовательности выполняю различные виды учебной деятельности в течение дня, недели. Слежу за тем, чтобы они были контрастными и являлись отдыхом от предыдущего.

 

· Всегда себе объясняю, почему останавливаю выбор на том или ином способе учебной деятельности.

 

· Стремлюсь находиться в спокойном, ровном состоянии, позволяющем мне мгновенно мобилизировать свои ресурсы и возможности для выполнения нужной деятельности.

 

· Слежу за тем, при каких внешних условиях, на каком благоприятном фоне протекает наиболее эффективно самостоятельная учебная деятельность (музыка, шум улицы, радио и т.д.) и специально воссоздаю этот фон для выполнения данного вида работы.

 

· Ежедневно (еженедельно) контролирую выполнение намеченного (запланированного). Для усиления контролирующего эффекта веду при этом записи по следующей схеме:

 

- Посетил ли я все лекции, занятия и т.д.?  
- Уделял ли я ежедневно время заучиванию слов, правил и т.д.?
- Прочитал ли я материал по теме в соответствующем учебнике по каждой из дисциплин?
- Работал ли я в библиотеке для поиска необходимой информации?
- Укладываюсь ли я в собственный намеченный график выполнения учебных заданий?
- Использовал ли рационально все временные резервы?
- И т.д.

 

s Как оценивать учебную деятельность s

 

<

· После выполнения учебного действия, всегда оцениваю его с точки зрения его рациональности.

 

· Обнаруживаю достоинства и недостатки своего «авторского» подхода к решению учебной проблемы. Делаю особый акцент на позитивных моментах с целью их переноса на другие виды учебной деятельности.

 

· Пробно (вне учебного контекста) экспериментирую в выполнении учебного задания (читаю доклад, выступаю с сообщением и т.д.) и прошу друга, одногруппника, родителей оценить мою попытку (пробу).

 

· Всегда фиксирую чувство удовлетворения, удобства, комфорта при осуществлении учебной деятельности.

 

· При наблюдении (слушании) за выполнением учебного действия одногруппника задаю себе вопрос: «А как бы это выполнил я?» и заранее планирую эффект от учебного труда – оценку, мнение товарищей, преподавателя.

 

· Использую как актуальную (сиюминутную), так и отсроченную оценку своей учебной деятельности с позиций рациональности.

 

· Всегда ставлю себе оценку за совершенное действие.

 

· Всегда сопоставляю результат моей самооценки с оценкой, сделанной преподавателем, ищу, в чем различие.

 

· Осознаю те требования, которые предъявляются к рациональной учебной деятельности.

· Всегда сопоставляю свое действие с рациональным эталоном.

 

· Если мне непонятно какое-либо требование, предъявляемое к моей учебной деятельности, всегда обращаюсь к преподавателю за разъяснениями».

 

· Сопоставляю свое действие с действиями одногруппников и определяю, какое из них в большей степени приближено к эталону-образцу.

 

 

s Как корректировать учебную деятельность s

<

· Вечером выделяю полчаса, чтобы спокойно обдумать прожитый день, а утром еще раз просмотреть его и откорректировать.

 

· Обнаруживаю, где в течение дня обнаружились резервы времени, на что именно они потрачены, высчитываю, сколько времени можно было бы сэкономить.

 

· Если действие мною признано нерациональным, стремлюсь к его исправлению.

 

· Стремлюсь к оперативной коррекции недочетов в выполнении учебной деятельности.

 

· Не откладываю «на потом» анализ выполненного учебного труда с целью оперативности исправления допущенных ошибок.

 

· Отношусь позитивно к замечаниям «со стороны»: конструктивная критика позволяет устранить недочеты в учебной работе.

· Отношусь самокритично к выполняемой учебной деятельности, но не занимаюсь «самоедством»: иначе все выполняемые учебные действия покажутся неверными.

 

· «Работа над ошибками» приносит мне удовлетворение, а не является вынужденной необходимостью: радуюсь возможности самосовершенствования и рационализации учебной деятельности.

 


Учусь рационально учиться  

 

«Главное – думать о любом методе так, чтобы понять, что в нем сильное, а что слабое и выбирать тот, который в данных условиях обнаруживает именно силу, не хватать первое попавшееся средство, а рассмотреть весь набор, а потом приступать к работе» А.Гастев

 

&

Вся учебная деятельность в университете формально подразделяется на аудиторную и внеаудиторную работу. Поэтому правомерно задаться вопросами: как следует учиться в аудитории и за ее пределами, каковы рациональные приемы организации работы:

 

· на лекции;

· на семинарском занятии;

· при подготовке к экзамену;

· при осуществлении научно-исследовательской работы.

 

Рациональная организация учебного труда предполагает соответствующее проведение предварительной, текущей и последующей работы.

 

Для продуктивного поведения на лекционном занятии требуется:

 

· умение рационально организовывать подготовку к восприятию лекции;

 

· умение рационально организовывать учебную деятельность во время восприятия лекционного материала;

 

· умение рационально оформлять воспринятую на лекции информацию;

 

· умение рациональной организации повтора и запоминания лекционного материала.

 

Для продуктивной работы на семинарском занятии требуется:

 

· умение рациональной подготовки к семинарскому занятию;

 

· умение продуктивного в учебном отношении поведения на семинарском занятии;

 

· умение рационального закрепления и активизации обсужденного на семинарском занятии материала.

 

Для продуктивной организации самостоятельной работы в период сессии требуется:

 

· умение рационально организовывать самоподготовку к экзамену;

 

· умение учитывать временные затраты;

 

· умение продуктивного поведения на экзамене.

 

Для продуктивной организации научно-исследовательской работы требуется:

 

· умение рационально организовывать проведение научно-исследовательской работы;

 

· умение корректного оформления результатов научно-исследовательской работы;

 

· умение адекватного устного представления результатов научно-исследовательской работы.

 

ü Ниже приводятся рекомендации по рациональной организации учебной деятельности. Воспринимайте эти рекомендации как руководство к действию, активно «внедряйте» их в вашу текущую учебную деятельность, следите за ее эффективностью. Формируйте собственную «Копилку рациональных способов учебной деятельности».

ü Обратите внимание на необходимость смены стратегии деятельности по усвоению предлагаемых рекомендаций:

Знак < означает, что предлагаемые рекомендации являются общепринятыми. Они многократно проверены, их эффективность доказана положительными результатами учебной деятельности всех предшествующих вам поколений студентов. Вам предлагается апробировать их на себе и самим определить их положительное влияние на результаты вашей учебной деятельности.

 

Знак qпредполагает вашу бóльшую самостоятельность, творческое отношение к предлагаемым советам по выполнения той или иной учебной деятельности. Вам необходимо испытать их на себе, поочередно применить их в реальной учебной деятельности, проследить за тем, какой из приемов (какие из приемов*) наилучшим образом соответствует (соответствуют) критериям рациональности (см. стр. 33) выполнения учебного труда.

Знак предполагает подключение вашего творческого отношения, креативных возможностей при рационализации учебной деятельности. Впишите собственный вариант (собственные варианты) выполнения учебной деятельности, пополните имеющийся перечень достижениями собственного опыта. Если вы воспользовались одним или несколькими из предложенных способов выполнения деятельности, то выпишите его (их).

 

s Как рационально готовиться к лекции s

<

· проанализировать (письменно или устно) предыдущую лекцию путем пересмотра ее записей по конспекту;

 

· завершить оформление конспекта предыдущей лекции: произвести соответствующее графическое маркирование (подчеркивание, выделение главного), деление лекции на разделы и подразделы, вопросы и подвопросы;

 

· прогнозировать содержание лекционного материала по заданной преподавателем теме, по соответствующему разделу программы;

 

· увязать тему-проблему предстоящей лекции с фоновыми (имеющимися по предмету) знаниями и с информацией, полученной на предыдущих лекциях;

 

· обнаружить вопросы, на которые следует обратить особое внимание на предстоящей лекции;

 

· сопоставить прогнозируемое содержание с информацией по данной теме, содержащейся в учебнике, учебном пособии;

 

· проанализировать карты-схемы с вопросами лекции;

 

· подготовиться к опросу во время лекционного занятия по содержанию предыдущей лекции.

 

_______________________________________________ _______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

s Как продуктивно воспринимать лекционный материал s

 

<

· внимательно воспринимать информацию;

 

· проводить структурный и микроструктурный поэтапный анализ содержания лекции;

 

· выделять главные мысли, логически осмысливать материал;

 

· наблюдать и делать выводы;

 

· опережать речь лектора, предугадывать следующее положение;

 

· вычленять важнейшие смысловые положения согласно предложенного преподавателем плана;

 

· структурировать материал на основе логической схемы (алгоритма), предложенного преподавателем;

 

· выделять заголовки, основные смысловые части;

· помечать вопросы, возникающие по ходу лекции;

 

· устанавливать причинно-следственные связи, использовать сравнения, аналогии, противопоставления;

 

· выделять теоретические выводы, доказательства, обобщения;

 

· группировать материал вокруг ведущих идей, проблем;

 

· вести мысленный диалог с преподавателем, помечать те положения, которые вызывают несогласие, желание поспорить, возразить и т.д.;

 

· определять и фиксировать моменты логического завершения одного вопроса и перехода к другому.

 

_______________________________________________ _______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

s Как рационально оформлять лекционную информацию s

 

q

· зафиксировать кратко фрагмент лекции после его прослушивания;

 

· оставлять поля для записи собственных мыслей, вопросов, помет, для поясняющих схем, диаграмм, цитат и т.д.;

· оставлять между строчками интервал для того, чтобы вписать в первоначальный конспект лекции дополнительную информацию, чтобы подчеркнуть главное;

 

· использовать индивидуальную систему скорописи, рационально сокращать и записывать слова;

 

· закрепить свою «авторскую» систему скорописи;

 

· применять аббревиатуру, условные сокращения: длинных слов, часто повторяющихся слов, общепринятых слов. Например:

 


так как – т.к.

так далее – т.д.

таким образом – т.о.

смотри – см.

может быть – м.б.

так называемый – т.н.

который – кт, ктр

несколько – неск

чтобы - чты


 

· использовать символы (математические, грамматические).

Например:


больше - >

меньше - <

NB – Внимание!

? – непонятно

! – смело

под? – под вопросом

¤ - точка зрения

à - следовательно;


 

· составлять логические схемы, в наглядной форме раскрывающие содержание и взаимосвязь категорий, законов, понятий, наиболее важных фактов. Например, рекомендации по рациональной организации лекции могут быть представлены следующим образом:

 

 
 

 


· применять «дистантный принцип» конспектирования: отделять мысли или части текста отчетливыми пробелами (вертикальное членение); делить текст на зоны:

 

I – конспектируемый текст,

II – собственные заметки, вопросы, условные знаки,

III – последующие дополнения, сведения из других источников (горизонтальное членение);

· нумеровать или обозначать разделы лекционного материала;

 

· установить систему маркирования и обозначения наиболее значимой информации (подчеркивание, выделение цветом, заключение в рамку и т.д.).

 

_______________________________________________ _______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

s Как рационально повторять и запоминать лекционный материал* s

 

q

· прочитать и/или проговорить (вслух или про себя) информацию, сформулировать выводы;

 

· составить логическую схему базы знаний на основе лекционного материала;

 

· вспомнить не только материал лекции, но и то, как лектор читал те или иные места (жесты, интонация и т.д.);

 

· обсудить содержание лекции с одногруппниками (одногруппником);

 

· самостоятельно объяснить лекционный материал одногруппнику (одногруппникам);

· составить собственный сложный (развернутый) план прослушанной лекции (краткий или развернутый);

 

· кратко тезисно изложить (письменно или устно) содержание прослушанной лекции;

· самостоятельно сформулировать главную идею лекции с последующим изложением (письменно или устно) логики ее развития, аргументации, доказательства.

 

_______________________________________________ _______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

s Как рационально готовиться к семинару s

 

<

· усвоить основные вопросы плана семинара;

 

· связать тему и проблемы семинара с лекционным материалом,

 

· отметить мнение лектора по рассматриваемому на семинаре вопросу;

 

· прочитать соответствующий лекционный материал (конспект), разделы учебников и учебных пособий;

 

· поработать с дополнительной литературой;

 

· сопоставить источники, продумать изучаемый материал;

 

· сделать записи по рекомендованным источникам, осуществляя следующую последовательность действий:

 

прочел à разобрался à понял à записал.

 

Формы записи:

 


- план (простой и развернутый),

- выписки,

- тезисы,

- конспект;

· накануне семинара внимательно прочитать записи лекций и уже готовый конспект по теме семинара;

 

· тщательно продумать свое устное выступление;

 

· обсудить логику и последовательность изложения мысли по тому или иному вопросы (проблеме) с одногруппником;

 

· спрогнозировать ход обсуждения и определить план своего наиболее активного участия в обсуждении темы-проблемы.

 

_______________________________________________ _______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

s Как организовать свою работу на семинаре s

 

<

· быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам;

 

· проявлять максимальную активность при рассмотрении вопросов;

 

· строить выступление свободно, убедительно и аргументировано;

 

· проявлять собственное отношение к тому, что излагается, высказывать собственное мнение по вопросу;

 

· опираться на конспект (но не читать его дословно!);

 

· использовать факты, наблюдения современной жизни;

 

· показывать личную причастность к обсуждаемым проблемам;

 

· внимательно, критически слушать товарища по группе, подмечать особенное, улавливать недостатки и возможные неточности, фиксировать вопросы к выступающему;

 

· подмечать то, что не сказано и дополнять выступление;

 

· задавать вопросы по изученной проблеме;

 

· вносить дополнения/исправления в свой конспект в ходе прослушивания товарища, при подведении преподавателем итогов обсуждения;

 

· стремится к точности и ясности выражения своих мыслей при обсуждении проблем семинара.

 

 

_______________________________________________ _______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

s Как закреплять и активизировать обсужденный на семинаре материал s

 

q

· припомнить ход семинарского занятия, проанализировать логику развития рассматриваемой темы-проблемы, ход обсуждения, результаты дискуссии, роль участников обсуждения в выяснении «истины»;

 

· оценить свой «вклад» в исследование рассмотренной на семинаре проблемы, сделать выводы на будущее;

 

· проанализировать содержание обсужденного на семинаре материала с точки зрения значимости и важности его для понимания общего контекста проблемы;

 

· обсудить содержание семинара с одногруппниками (одногруппником);

 

· самостоятельно представить обсужденный материал одногруппнику (одногруппникам);

 

· найти «выход в жизнь» (будущую профессиональную деятельность) исследованной проблематики, подтвердить ее «жизненную значимость» путем анализа актуального состояния, путем наблюдения и сравнения с реальностью.

 

_______________________________________________ _______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 473; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.199 сек.