Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Архитектурные подходы к описанию информационных систем в сфере государственного управления




В развёрнутом варианте проекта Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти РФ до 2010 года, утверждённой впоследствии распоряжением Правительства РФ от 27.09.2004 года №1244-р [17] констатирована необходимость использования архитектурных моделей систем (пока - только для их автоматизированных компонент) при разработке и реализации планов развития в РФ электронного правительства. В Концепции отмечается, что в целях реализации единого подхода в области совершенствования деятельности федеральных органов государственной власти на основе информационных технологий, получения наибольшей отдачи от их использования и достижения согласованного развития и совместимости государственных информационных систем и ресурсов необходимо обеспечить разработку общего методического руководства по использованию информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти, так называемой единой федеральной архитектуры информационно-технологического обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти (ЕФАИТО).

ЕФАИТО позволяет определять приоритеты информатизации через оценку возможностей совершенствования административных процессов в деятельности федеральных органов государственной власти.

Разработку ЕФАИТО, по рекомендациям проекта Концепции, необходимо вести в следующих основных направлениях:

1) создание общей классификации направлений деятельности федеральных органов власти, выполняемых ими функций, независимой от их текущего ведомственного распределения,что позволит выделить и описывать общие функции и административные процессы в деятельности отдельных федеральных органов государственной власти, устранить их дублирование, а также создать основу для реализации межведомственных проектов по их совершенствованию;

2) создание системы общих показателей эффективности деятельности федеральных органов государственной власти, которая должна использоваться для обоснования органами власти и оценки целесообразности расходов на выполнение ИТ проектов, их последующему ранжированию по достигаемой отдаче и приоритетам;

3) создание общей для всех федеральных органов власти классификации и топологии типовых приложений, используемых в деятельности федеральных органов власти для обеспечения выполнения и совершенствования определенных процессов, что позволит федеральным органам власти в структурированном виде описывать свои потребности в современных информационных технологиях;

4) создание классификации и описания информационных потоков и данных, используемых в деятельности федеральных органов государственной власти, что позволит устранить дублирование в создании информационных ресурсов, а также эффективно организовать доступ к данным на межведомственном уровне, информационное взаимодействие и обмен между отдельными ведомствами;

5.) определение требований к технологическому и инфраструктурному обеспечению отдельных сервисов или используемых приложений, что позволит обеспечить стандартизацию и совместимость используемых информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти.

Таким образом, в центр архитектурных описаний автоматизированных систем ставятся процессные аспекты, однако уделяется внимание и аспектам целевых показателей, и описаний данных, и компонент приложений.

***

Приложение к Концепции региональной информатизации до 2010 года, утверждённое РАСПОРЯЖЕНИЕМ Правительства РФ от 17 июля 2006г. N1024-р [16], даёт свою интерпретацию архитектурного подхода к описанию сложных организационных систем типа электронного правительства региона.

Электронное правительство региона, в соответствии с данной Концепцией, должно включать следующие основные элементы:

информационно-аналитическая подсистема, обеспечивающая возможность мониторинга, анализа, прогнозирования и планирования деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по достижению целей социально-экономического развития региона;

функциональные подсистемы, обеспечивающие потребности населения и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в информационном обмене, а также контроль и надзор;

интеграционные подсистемы, обеспечивающие возможность организации и обеспечения электронного информационного взаимодействия подсистем электронного правительства региона как между собой, так и с государственными информационными системами федерального значения;

общая информационно-технологическая инфраструктура, обеспечивающая возможность совместного функционирования отдельных подсистем электронного правительства региона.

Подсистемы электронного правительства региона должны создаваться на основе общих требований.

«Послойный» состав архитектуры электронного правительства можно представить следующим образом:

1. Модели эффективности;

2. Архитектура деятельности:

1. Государственные функции и государственные услуги,

2. Административные процессы,

3. Архитектура компонент прикладных систем:

3. Архитектура прикладных подсистем,

4. Архитектура программных компонент (сервисов);

4. Архитектура информации:

5. Предметные онтологии,

6. Иерархия информационных объектов,

7. Государственные метаданные;

5. Технологическая архитектура:

8. Системная среда,

9. Сетевая среда (инфраструктура),

10. Профили стандартов;

6. Ограничения безопасности.

Для каждого из слоев должно быть разработано и поддерживаться в масштабах государства семейство иерархических справочников. В 2003—2007 гг. в рамках ФЦП «Электронная Россия» было предпринято, правда, не очень успешно, несколько проектов для создания таких справочников. Под конкретную информационную систему в рамках каждого слоя выбирается соответствующий набор полей справочников, кроме того, существуют взаимосвязи и между слоями.

Архитектурная модель электронного правительства, кроме того, подразумевает отображение четырех типов обеспечения: методическое, нормативно-правовое, организационно-кадровое и технологическое. Каждый из слоев архитектурной модели и, в особенности, связи между ними должны быть проанализированы с точки зрения этих видов обеспечения.

Таким образом, мы видим вполне определённый интерес к архитектурным представлениям систем, проявленный на высшем государственном уровне. К сожалению, с момента принятия данных документов в открытой печати не появилось ни методических рекомендаций, ни новых результатов исследований, которые развивали бы и конкретизировали провозглашенные подходы до уровня практического применения. Даже системный проект формирования в Российской Федерации инфраструктуры электронного правительства, разработанный Министерством связи и массовых коммуникаций РФ иутвержденный 13 июля 2010 года на заседании Правительственной комиссии по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления, не содержит строгой архитектурной модели электронного правительства. Авторы проекта ограничиваются лишь текстовыми описаниями инфраструктурных компонентов и рисунками, поясняющими взаимосвязи различных групп компонентов электронного правительства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 659; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.