Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методики моделирования бизнеса




3.1. Моделирование потребностей субъекта – ключ к проблеме выявления целей системы

 

Любая деятельность возникает как результат определённых потребностей индивида или группы и направлена на удовлетворение этих потребностей, и для обоснования ответа на вопрос «зачем?» необходимо определить потребности как элементов системы, так и представителей взаимодействующей с нею внешней среды. В организационных системах при моделировании потребностей и исследовании причин поведения систем и их элементов логично воспользоваться методами социальной психологии.

В литературе по психологии и менеджменту [41] поведение человека часто объясняется посредством так называемой пирамиды или иерархии потребностей, предложенной американским психологом Абрахэмом Маслоу [19].

Иерархия потребностей индивида в его трактовке в самом общем виде выглядит так:

· Фундаментом иерархии являются физиологические потребности: голод, жажда, потребность во сне и другие (fhisiological needs).

· Следующая ступень иерархии – (need for safety) потребность безопасности, защищенности.

· Третья ступень (need for group) – потребность в хорошем отношении, быть любимым, принадлежать к группе.

· Последняя ступень (respect) – потребность в уважении, одобрении.

Потребности удовлетворяются в том порядке, в котором они представлены в пирамиде – от низших к высшим. Потребности более высокого порядка не могут быть удовлетворены, и даже не могут проявиться в полной мере, пока в основном не удовлетворены низшие. Удовлетворение всех потребностей даёт человеку ощущение полной самореализации его как личности. А. Маслоу отмечает также, что процент лиц, достигших удовлетворения определенного уровня потребностей, неуклонно снижается при движении к вершине пирамиды.

Многочисленные последователи А. Маслоу улучшали и совершенствовали идею пирамиды потребностей путем детализации и увеличения числа уровней, усложнения зависимостей между ними, в т.ч. введением обратных связей и рекурсий с верхних этажей на нижние (например, обеспечение защиты приобретённых привилегий).

Некоторые из современных вариантов иерархии потребностей для разных видов субъектов организационных систем могут выглядеть, как показано в табл. 3.1. Дадим краткий комментарий к семиуровневой модели потребностей, к примеру, для бизнеса.

Первый уровень потребностей - безубыточность бизнеса. Деятельность любого бизнесмена может существовать достаточно долго и устойчиво, только если она компенсирует хотя бы основные материальные издержки.

 

Таблица 3.1

Пирамиды потребностей для индивида, бизнеса и коллектива в развитии

от примитивных к высшим

Для индивида Для бизнеса Для коллектива
Первичные социально-биологические потребности Безубыточность бизнеса Потребность в коллективе как в общем источнике существования
Самосохранение, безопасность и стабильность Стабильность отношений внутри бизнеса, защита от рэкета и давления государства Защита источников существования и стабильности коллектива
Материально-духовные потребности, любовь и принадлежность к группе Стабильность внешних связей с потребителями и партнёрами Значимое и прочное место в окружающем социуме
Общение, признание Признание рынком качества работы, награды, сертификаты, патенты, Развитие связей с другими коллективами
Самоуважение и самореализация Образцовая организация и ведение дел Гордость за принадлежность к коллективу, приоритет в отрасли
Знать и понимать мир, самоактуализация Участие в прогрессе технологий, развитие научного потенциала Участие в прогрессе отрасли, развитие творч. потенциала
Экология человечества, эстетика Участие в общественных программах, благотворительность Представительство интересов в обществе, благотворительность,

 

 

Второй уровень - стабильность отношений внутри бизнеса, защита от рэкета и давления государства. Диктует потребность избежать опасности, защитить нажитое и источник существования, стабилизировать среду, в которой реализуется бизнес.

Третий уровень - стабильность внешних связей с потребителями и партнёрами. Сиюминутная прибыль и успех обычно не являются самоцелью, гораздо важнее сохранение и развитие условий процветания дела, гарантий его продолжения.

Четвёртый уровень - признание рынком качества работы, награды. Любой бизнес встроен в социальную ткань общества, удовлетворяет своими продуктами определенные его потребности, и уровень этого удовлетворения должен быть обществом признан. Помимо бренда, сертификатов качества, владельцу бизнеса хочется быть не только «на уровне», но и выделяться из него, быть в чём-то лучшим.

Пятый уровень - образцовая организация и ведение дел. Владелец убеждается, что замыслы его реализовались образом, достойным подражания.

Шестой уровень - участие в прогрессе технологий, развитие научного потенциала. Становится важным не только быть совершенным сейчас, но и создавать задел процветания на будущее, пусть и с некоторым риском, но обогнать конкурентов за счёт инноваций.

Седьмой уровень - участие в общественных программах, благотворительность. Достойно организовав пространство жизнедеятельности внутри фирмы, хозяин ставит перед собой определённые задачи вне бизнеса, принося пользу себе и окружающему обществу.

Рассмотрим один из вариантов более глубоко модернизированной модели пирамиды Маслоу. Если попытаться в самом общем виде представить себе пространства, в которых существует человеческая личность и производственный коллектив, получатся карты примерно из шести секторов (рис. 3.1).

 

 

Культура интеллекта Культура личности       Наука и развитие творческого потенциала коллектива, Отношения в коллективе
Отношения в социуме Культура тела   Отношения с государством и общественными организациями Организация и охрана труда, технологии
Отношения в группе Отношения с природой   Отношения с клиентами, партнёрами и конкурентами Отношения с природой
  Карта пространства для индивида     Карта пространства для коллектива          
                   

 

Рис. 3.1. Карты пространства потребностей для индивида и коллектива

Культура личности: все, что связано с индивидуальными особенностями человека – вкусы, привычки, потребности, отношение к себе, понимание себя, наклонности, умения, навыки, особенности и еще много подобных аспектов.

Культура интеллекта: учеба, чтение, творчество.

Отношения в социуме: любое взаимодействие с обществом как окружающей личность и качественно иной реальностью, с различными социальными институтами этого общества. Это трудовая и общественная деятельность, выполнение общественных обязанностей и реализация прав, участие в культурных, научных, профессиональных, религиозных, политических и т.п. обществах и организациях. Основная особенность – человек выступает в этих отношениях как часть целого и соотносится с другими не как с индивидами, а как с представителями общественных групп и институтов.

Отношения в группе: взаимодействие с другими индивидами на межличностном уровне (симпатичные люди, любимый человек, ребенок, друзья, замечательный сосед, преданный пес).

Культура тела:физиологические потребности, поддержание и развитие здоровья, физкультура, индивидуальный спорт…

Отношения с природой: осознание и обустройство себя в природной среде.

Человек потенциально способен существовать и развиваться в любым из рассмотренных пространств, частично компенсировать одним другое или даже преуспевать во всех единовременно. Коллектив вынужден более гармонично развивать свою деятельность по всем направлениям, поскольку обладает гораздо меньшими возможностями межпространственной компенсации.

Даже в таком примитивном виде наложение пирамиды потребностей Маслоу в различных её модификациях на подобную карту пространства может дать достаточный материал для выводов и рассуждений относительно мотивов и целей человеческой деятельности. В таблице 3.2 приведен пример структурирования потребностей индивида по основным «граням» пирамиды в их развитии от примитивных к высшим.

Прохождение границ между уровнями может быть связано с кризисными этапами, во время которых субъект сумел удовлетворить свои потребности или, напротив, так и не смог этого сделать. В последнем случае его поведение может сильно варьироваться. Человек может достичь полной реализации в некоторой из жизненных сфер и почти полностью деградировать в другой. Большинство же предпочитает взамен однобокой самореализации относительно достаточное удовлетворение большинства потребностей, попадая в любимую величину «нормального распределения».

Будучи построены для основных субъектов системы и окружающей среды, карты потребностей сопоставляются друг с другом для выявления общего и различий. Наличие общих потребностей с одной стороны (например, на уровне третьего уровня – потребности в группе), ведёт к сплочению, а с другой (например, уровня 4 – признание и самореализация) – к потенциальному конфликту за ограниченные ресурсы. Точно так же различия в потребностях выбранной системы и систем внешней среды могут привести к нарушению сложившихся схем взаимодействия и баланса интересов и выстраиванию новых.

 

 

Таблица 3.2

Структура потребностей индивида в их развитии

от примитивных к высшим

Отношения в социуме Отношения в группе Культура интеллекта Культура личности Культура тела Отношения с природой
Первичные социально-биологические потребности
взаимодействовать с окружающим обществом, участвовать в его процессах реализовать свою роль, органически присущую функцию (внучки, тёщи, свекрови) найти решение житейских проблем с наименьшими затратами сил следовать за сильным и давить слабых, приспосо-биться к условиям существования выживание, физическая устойчивость, избегать болевых стимулов и получать позитивные брать от природы ресурсы текущего выживания с наименьшими затратами сил
Самосохранение, безопасность и стабильность
быть в безопасности за счёт рода, племени, государства, осуждение выскочек и бунтарей, стихийная опора стабильности «мой дом – моя крепость»: безопасность дома, семьи, здоровье важных для человека людей и животных потребность защитить свою систему мировоспри-ятия, методы и структуру познавательного опыта иметь защитника, избежать давления общества, нравиться себе (может развиться хамство) избегать болезней, экстремаль-ных условий и перегрузок, накопить жирок, придумывать и лечить свои болезни… обеспечить запас природных ресурсов для своего существова-ния, защититься от капризов природы
Материально-духовные потребности, любовь и принадлежность к группе
слиться с большинством, ощущать себя частью могучего целого, стремление иметь компанию, молчаливое согласие с большинством, копировать стиль и поведение массы стремление понравиться тем людям, которые симпатичны. ухаживание, забота, соответствие ожидаемым требованиям близких и значимых людей, институтов стремление прилежно учиться, копирование чужого опыта, некритичное мышление развитие требуемых обществом качеств, умение себя контролировать, следовать правилам хорошего тона, украсить быт, сделать «евроремонт»... стремление к внешней красоте, «радоваться своему отражению в зеркале», «соблюдать фигуру», фитнес и т.п. стремление к красивому природному окружению, путешествиям

 

 

Окончание табл. 3.2

 

Отношения в социуме Отношения в группе Культура интеллекта Культура личности Культура тела Отношения с природой
Общение, признание
потребность быть значимым, «заслуженным работником», получить Оскар или Нобелевскую премию, выслушивать одобрение или восхищение других уметь слушать людей, быть значимым в глазах ближайшего окружения, заслужить признание и благодар-ность («синдром ожидания памятника») быть услышанным понятым, писать диссертации и мемуары, добиться признания своих идей, проповедничество понять себя как личность и сформиро-вать достойное окружение (но ни в чём не превосходя-щее тебя) спортивные секции, соревнова-ния, культуризм сделать образцовую модную дачу, завести породистое животное
Самоуважение и самореализация
участие в общественных делах, серьёзный бизнес, благотвори-тельность, политика воспитать достойных мужа, детей и внуков, поддержать и помочь друзьям быть продук-тивным, креативным, порождаю-щим хорошие вещи, идеи самоуваже-ние, гармония с собой, уверенность в себе и своих силах начальные ступени йоги, умение управлять своим телом, здоровый образ жизни природа как источник физического здоровья и объект преобразова-ния на свой лад
Знать и понимать мир, самоактуализация
объединения и действия по убеждениям без личной выгоды, самоорганизация общества уметь слышать другого, понять и дать правильный совет, рассудить спор научные разработки и искания «для себя», стремление достичь настоящих высот в профессии управление развитием своей личности и способно-стей, психо-логическая устойчи-вость средние ступени йоги, лечение самовнуше-нием природа как источник нравственного здоровья, силы и спокойствия
Экология человечества, эстетика
синдром «узника совести», правозащитная деятельность устроить гармонию отношений, пожертво-вать своими интересами ради ближнего философия профессии Гуру: передача опыта самоорганизации личности ученикам контроль духа над телом, управление физиологией эстетическое освоение окружающего мира, способность передать его образы красками, музыкой, словом и т.п.

Коллективные потребности формируются как равнодействующая личных в соотношении с условиями внешней среды. При этом достаточно ярко проявляется эффект системности, т.е. проявления новых свойств, не характерных для отдельных элементов системы (например, известный эффект толпы, когда каждый отдельный персонаж – вполне приличный человек, но когда все соберутся вместе, почему-то часто «заносит»).

Так или иначе, но в дальнейших рассуждениях при формировании миссии и целей системы и её субъектов полезно использовать изложенные выше подходы для того, чтобы оценить своевременность и адекватность реальному уровню развития субъекта его системы целей, а также для того, чтобы более объективно структурировать эти цели по группам в соответствии с гранями пирамиды потребностей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 501; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.