Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие инноваций




Инновационных процессов

 

Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще связывается с понятием инновационного процесса. Это единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и менеджмент. Он состоит в получении новации и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации.

Важное место в современных исследованиях НТП в развитых странах занимает концепция неравномерности инновационной активности. Основные положения этой концепции были высказаны в 30-е годы ХХ столетия Й. Шумпетером, а затем дальнейшее развитие концепция получила в конце 70-80 г.г. в работах западноевропейских исследователей Г. Менша, Х. Фримена, Я. Ван Дейна, А. Кляйнкнехта и др.

Гипотезу о том, что инновации появляются в экономической системе неравномерно, а в виде кластеров (долее или менее одновременно осваиваемых сопряженных новаций) впервые высказали Й. Шумпетер и Г. Менш и систематизировали сведения об основных инновациях, т.е. оказавших значительное влияние на развитие экономической системы.

Кластер – это совокупность базисных инноваций (целостная система новых продуктов и технологий), сконцентрированных на определенном отрезке времени и в определенном экономическом пространстве. Я.Ван Дейн выдвинул гипотезу о том, что появление инноваций разных типов связано с различными фазами социально-экономического и научно-технического развития, представленными в виде «длинной волны». Теории «длинных волн» акцентируют внимание на изучении долгосрочных квазипериодических колебаний. С этой целью Я. Ван Дейн разработал типологию инноваций, разделив их на следующие виды:

- основные продуктовые (формирующие новые рынки и лежащие в основе новых отраслей);

- дополняющие продуктовые (расширяющие рынок в существующих отраслях);

- основные технологические (составляющие базис крупных технологических систем) и дополняющие технологические.

По направленности действия различают инновации, нацеленные на расширение, рационализацию или замещение.

Инновация «длинная волна» состоит как бы из двух «гребней» («волны» изобретений и «волны» инноваций), которые по мере ее распространения сближаются (шаг между изобретениями и инновациями уменьшается с развитием «волны»). Однако расстояние между последовательными «волнами» (как изобретений, так и инноваций) отличается стабильностью и составляет около 55 лет (между центрами инноваций и изобретений).

Как считает большинство исследователей, исходя из современных тенденций развития науки, техники, технологии и социально-экономических объектов, длинные циклы сокращаются по времени до 35-40 лет.

Инновации оказывают действенное влияние на динамику экономического роста: с одной стороны, открывают новые возможности для расширения экономики, с другой – делают невозможным продолжение этого расширения в традиционных направлениях. Инновации разрушают экономическое равновесие, вносят возмущения и неопределенность в экономическую динамику. Согласно Й. Шумпетеру, инновация сопровождается созидательным разрушением экономической системы, обусловливая ее переход из одного состояния равновесия в другое.

Г. Менш объясняет неравномерность инновационной активности особенностями функционирования рыночной экономики. Ориентируясь на текущую прибыль, предприниматели руководствуются экономической конъюнктурой, упуская из виду долгосрочные альтернативы технического развития. К внедрению радикальных инноваций они приступают только вследствие резкого падения эффективности инвестиций в традиционных направлениях, когда уже накоплены значительные избыточные мощности и, избежать сползания экономики в фазу глубокой затяжной депрессии не удается. В фазе депрессии внедрение базисных инноваций оказывается единственной возможностью прибыльного инвестирования и в конце концов инновации преодолевают депрессию.

Субъекты инновационного процесса можно разделить на следующие группы: новаторы; ранние реципиенты; раннее большинство и отстающие. Новаторы являются генераторами научно-технических знаний. Это могут быть индивидуальные изобретатели, исследовательские организации. Они заинтересованы в получении части дохода от использования изобретений. В роли ранних реципиентов выступают предприниматели, первыми освоившие новшество. Они стремятся к получению дополнительной прибыли путем скорейшего продвижения новшеств на рынок. Они получили название «пионерских» организаций. Раннее большинство представлено фирмами, первыми внедрившими новшество в производство, что обеспечивает им дополнительную прибыль. Отстающие фирмы сталкиваются с ситуацией, когда запаздывание с нововведениями приводит к выпуску новых изделий, которые уже морально устарели. Все группы, кроме первой, относятся к имитаторам.

Термин «инновация» (англ. innovation – нововведение) стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий – инновационная деятельность, инновационный процесс, инновационное решение и т.п. Для уточнения данной категории необходимо ознакомиться с различными взглядами на ее сущность.

В соответствии с международными стандартами нововведение определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде:

- нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке;

- нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности;

- нового подхода к социальным услугам.

Для более четкого определения сущности категорий необходимо разграничить понятия «новшество» и «нововведение». Новшество – оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшества могут оформляться в виде открытий, изобретений, патентов, товарных знаков, рационализаторских предложений, документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс, организационной, производственной или другой структуры, ноу-хау и т.д.

Вложение инвестиций в разработку новшества – половина дела. Главное – внедрить новшество, превратить новшество в форму нововведения, то есть завершить инновационную деятельность и получить положительный результат, затем продолжить диффузию инновации. Для разработки новшества необходимо провести маркетинговые исследования, НИОКР, организационно-технологическую подготовку производства, оформить полученные результаты.

Нововведение – конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта.

Под инновацией (нововведением) обычно подразумевается объект, внедрённый в производство в результате проведённого научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога.

Инновация характеризуется следующим:

1) более высоким технологическим уровнем;

2) новыми потребительскими качествами товара или услуги по сравнению с предыдущим продуктом.

Официальными российскими терминами по инновации являются термины, использованные в Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 г.г., одобренной Постановлением Правительства РФ от 24.07.98. №832.

Такими терминами являются:

1. «Инновация (нововведение)» - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

2. «Инновационная деятельность» - процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.

Инновация характеризуется, прежде всего, результативностью вложений в развитие экономики, обеспечивает смену поколений техники и технологии производства более производительными, экологически чистыми и ресурсосберегающими средствами производства.

Определяющие факторы инновации: развитие изобретательства, рационализации, появление крупных изобретений и открытий. Экономические результаты выражаются в экономии материальных ресурсов, сокращении трудовых затрат, снижении вредных выбросов в окружающую среду, в улучшении социально-бытовых условий работников. Готовность или способность той или иной отрасли страны осуществить впервые или воспроизвести нововведения характеризует ее инновационный потенциал. В любом государстве инновационный потенциал относят к категории национального достояния. Во многих странах мира имеются законы, охраняющие инновационный потенциал страны.

В нашей стране переход к рыночным отношениям пока отмечен лишь снятием ограничений с закрытых технологий. По оценкам экспертов, в ближайшие годы в отечественных научно-исследовательских институтах и лабораториях вузов следует ожидать появление уникальных технологий в области микроэлектроники, новых видов энергии, биотехнологий, которые могут привести к коренному изменению образа жизни людей, созданию новых видов оружия, что требует соблюдения тайны от соответствующих фирм, коммерческих организаций и государственной защиты по охране изобретений и контроля за распространением этих инноваций.

С понятием «нововведение» тесно связано понятие «инновационный процесс». Эти категории часто используются как тождественные. Различают три логические формы инновационного процесса:

- простой внутриорганизационный (натуральный);

- простой межорганизационный (товарный);

- расширенный.

Простой внутриорганизационный инновационный процесс предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы.

При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя.

Расширенный инновационный процесс проявляется в создании новых производителей нововведения, в нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях товарного инновационного процесса действуют как минимум два хозяйствующих субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество - технологический процесс, его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйствующем субъекте.

Простой инновационный процесс переходит в товарный за две фазы:

1) создание новшества и его распространение;

2) диффузия нововведения.

Первая фаза - это последовательные этапы научных исследований, опытно-конструкторских работ, организация опытного производства и сбыта, организация коммерческого производства. На первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации.

На второй фазе общественно-полезный эффект перераспределяется между производителями нововведения, а также между производителями и потребителями.

Распространение нововведения - это информационный процесс. Его форма и скорость зависят от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами и их способностей к практическому использованию этой информации. Дело в том, что хозяйствующие субъекты, действующие в реальной экономической среде, проявляют неодинаковое отношение к поиску инноваций и разную способность к их усвоению.

Диффузия нововведения - процесс, посредством которого нововведение передается по коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени. Нововведениями могут быть идеи, предметы, технологии и т. п., являющиеся новыми для соответствующего хозяйствующего субъекта. Иными словами, диффузия - это распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения. В результате диффузии возрастает число, как производителей, так и потребителей, и изменяются их качественные характеристики.

В общем виде инновационный процесс состоит в получении и коммерциализации изобретений, новых технологий, видов продукции и услуг, решений организационно-, технического, экономического, социального или иного характера и других результатов интеллектуальной деятельности и осуществляется в 4 этапа.

На первом этапе проводятся фундаментальные исследования в академических институтах, высших учебных заведениях и отраслевых специализированных институтах, лабораториях. Финансирование осуществляется в основном из государственного бюджета на безвозвратной основе.

На втором этапе проводятся исследования прикладного характера. Они осуществляются во всех научных учреждениях и финансируются как за счет бюджета (государственные научные программы или на конкурсной основе), так и за счет заказчиков. Поскольку результат прикладных исследований далеко не всегда предсказуем, сопряжен с большой долей неопределенности, на этом этапе и далее велика вероятность получения отрицательного (тупикового) результата. Именно с этого этапа возникает возможность потери вложенных средств, и инвестиции в инновацию носят рисковый характер и называются рискоинвестициями, а коммерческие организации (фонды), занимающиеся рискоинвестициями, рискофирмами (венчурными).

На третьем этапе осуществляются опытно-конструкторские и экспериментальные разработки. Они проводятся как в специализированных лабораториях, КБ, опытных производствах, так и в научно-производственных подразделениях крупных промышленных организаций. Источники финансирования те же, что и на втором этапе, а также собственные средства организаций.

На четвертом этапе осуществляется процесс коммерциализации, начиная от запуска в производство и выхода на рынок и далее по основным этапам жизненного цикла продукта.

Представление об инновационном процессе помогает определить те функции, которые выполняет нововведение. Функции нововведения отражают его назначение в экономической системе и его роль в хозяйственном процессе. Нововведение есть реализованный на рынке результат, полученный от вложения капитала в новый продукт или операцию (технологию, процесс). При реализации нововведения, предложенного к продаже, происходит обмен «деньги - нововведение». Денежные средства, полученные предпринимателем (продуцентом) в результате такого обмена, во-первых, покрывают расходы по созданию и реализации нововведения, во-вторых, приносят прибыль от реализации нововведений, в-третьих, выступают стимулом к созданию новых инноваций, в-четвертых, являются источником финансирования нового инновационного процесса.

Исходя из этого, можно сказать, что нововведение выполняет следующие три функции:

- воспроизводственную;

- инвестиционную;

- стимулирующую.

Реализация нововведения и связанное с этим достижение целей хозяйствующего субъекта требует адекватного управления данным процессом. Результативность выбора способов и средств управляющего воздействия во многом определяется классификацией инноваций, самой классификационной схемой и ее научной обоснованностью.

В литературе приведен целый ряд классификации нововведений. Достаточно полную классификацию предложил российский ученый А. И. Пригожий [10, с. 270-275]. Им предложены следующие признаки классификации инноваций:

1)по типу новшества:

- материально-технические (техника, технология, материалы);

- социальные;

- экономические;

- организационно-управленческие;

- правовые;

- педагогические;

2) по инновационному потенциалу:

- радикальные (базовые);

- комбинированные (использование различных сочетаний);

- модифицирующие (улучшающие, дополняющие);

3) по принципу отношения к своему предшественнику:

- замещающие (вместо устаревшего);

- отменяющие (исключают выполнение операций);

- возвратные (к предшественнику);

- открывающие (новые, аналогов нет);

4) по объему применения:

- точечные;

- системные (технологические, организационные и т. п.);

- стратегические (принципы управления, производства);

5) по эффективности (целям):

- эффективность производства;

- эффективность управления;

- улучшение условий труда и т. д.;

6) по социальным последствиям:

- вызывающие социальные издержки;

- новые виды монотонного труда;

- вредные условия и т. п.;

7) по особенностям механизма своего осуществления:

- единичные (на один объект);

- диффузные (на многие объекты);

- завершенные и незавершенные;

- успешные и неуспешные;

8) по особенностям инновационного процесса:

- внутриорганизационные;

- межорганизационные;

9) по источнику инициативы:

- прямой социальный заказ;

- в результате изобретения.

Классификация, предложенная коллективом ученых под руководством С. Д. Ильенковой, строится на основе оценки новизны инновации по технологическим параметрам, а также с рыночной позиции [6, с. 18-19]:

1) в зависимости от технологических параметров:

- продуктовые;

- процессные;

2) по новизне:

- новые для отрасли в мире;

- новые для отрасли в стране;

- новые для предприятия;

3) по месту на предприятии:

- инновации на входе;

- инновации на выходе;

- инновации системной структуры;

4) от глубины вносимых изменений:

- радикальные (базовые);

- улучшающие;

- модификационные;

5) по сфере деятельности (предложение РНИИСИ):

- технологические;

- производственные;

- экономические;

- торговые;

- социальные;

- области управления.

По мнению И. Т. Балабанова, научно обоснованная классификация должна ответить на три вопроса [1, с. 26-29]:

1. Какова цель инновации?

2. Какая форма реализации инновации?

3. Какова сфера, т. е. место применения инновации? Эти три момента (цель, форма и место применения) образуют систему классификационных признаков.

Таким образом, классификация нововведений И. Т. Балабанова имеет вид:

1)по целевому признаку:

- кризисное нововведение;

- нововведение развития;

2) по внешнему признаку:

- новый продукт (товар, услуга);

- новая операция (новая технология, финансовая операция, действия по захвату рынка и др.);

3) по структурному признаку:

- производственно-торговое нововведение (товар, технология, методы торговли и обслуживания, организация производственно-торгового процесса, структура производства и др.);

- социально-экономическое нововведение (новая организация труда, нововведение по увеличению объема выручки, нововведение по снижению себестоимости производства и издержек обращения и др.);

- финансовое нововведение (новый финансовый продукт, новая финансовая операция и др.);

- управленческое нововведение (новая структура аппарата управления, новые методы принятия решений, новые формы контроля и др.).

Научно обоснованная классификация нововведений позволяет четко определить место каждого нововведения в их общей системе и отличительные (особенные) характеристики данного нововведения. Тем самым создается возможность для эффективного использования определенных приемов управления нововведениями — приемов, соответствующих только данной группе нововведений. Научно обоснованная классификация инноваций позволяет также рационально организовать инновационный процесс.

В 1998г. был принят Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ). В отличие от ранее действующих законодательных актов, где предусматривались льготы по налогообложению прибыли, направляемой на инвестирование, НК РФ такие льготы не предусматривает. Таким образом, на уровне Российской Федерации не стимулируется не только инновационная деятельность, но и инвестирование как таковое.

В 2002г. появился на свет документ, затрагивающий важнейшие стороны инновационной деятельности. Это документ совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации, президиума Государственного совета РФ и Совета при Президенте РФ по науке и высоким технологиям «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу». В нем определены новые понятия и категории. К ним следует отнести:

- научно-технический комплекс РФ;

- стратегические национальные приоритеты РФ;

- приоритетные направления развития науки, технологий и техники РФ (на период до 2010г.);

- формы государственной поддержки разработки, формирования и реали-зации федеральных и региональных программ (проектов);

- важнейшие инновационные проекты;

- государственный научно-технологический заказ;

- отечественная фундаментальная наука;

- прикладные исследования и экспериментальные разработки;

- приоритетные направления развития фундаментальной науки, важнейшие прикладные исследования и экспериментальные разработки.

Если Россия хочет быть по-настоящему великой державой, с сильными регионами, то необходимо преодолеть определенную деформированность структуры российской экономики и увеличить ВВП за счет активизации инновационной деятельности в промышленности. А для этого необходим венчурный капитал, способствующий привлечению инвестиций в новые, растущие инновационные компании.

Инновационный процесс охватывает цикл от возникновения идеи до ее практической реализации.

Инновационные процессы связаны с рыночными отношениями. Основная масса инноваций реализуется в рыночной экономике предпринимательскими структурами как средство решения производственных, коммерческих задач. Инновации – важнейший фактор обеспечения стабильности функционирования предпринимательских структур, их экономического роста и конкурентоспособности.

Инновации прежде всего ориентированы на рынок, на конкретного потребителя или потребность.

Инновация– сложная, многогранная проблема. Она затрагивает весь комплекс отношений исследования, производства, сбыта.

Важная роль в повышении эффективности инновации принадлежит менеджменту.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1224; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.081 сек.