Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подготовительный этап. После ознакомления с рекомендациями по написанию курсовой работы студент должен определиться с темой исследования




После ознакомления с рекомендациями по написанию курсовой работы студент должен определиться с темой исследования. Список тем предложен в приложениях. Студент вправе предложить научному руководителю собственную тему. Тема должна быть конкретной и рассматривать отдельные явления истории государства и права или памятники права, а не исторические процессы в целом. Окончательный выбор темы студент дневного отделения должен осуществить в течение двух недель после начала учебного семестра. Последующие изменения темы не допускаются, возможны уточнение темы по ходатайству самого студента или инициативе научного руководителя.

Тема курсовой работы избирается студентом самостоятельно, однако в обязательном порядке она должна быть уточнена и детализирована на консультации с научным руководителем. Недопустимо в качестве темы использовать формулировку, указанную в списке примерных тем.

Руководитель закрепляет тему за студентом, в меру необходимости комментирует ее, указывает основную литературу и другие источники, руководит составлением плана работы, просматривает курсовые работы по разделам (по мере их готовности) или же знакомится с работой в целом.

На первой консультации с научным руководителем студент формулирует основные цели и задачи своего исследования. Они впоследствии находят отражение во введении курсовой работы. К данному процессу следует подходить серьезно, поскольку от формулировки целей и задач зависят название и содержание курсовой работы. Так, например, тема «Суд и процесс в период абсолютизма» подразумевает рассмотрение истории судебных органов и процесса на протяжении XVIII–XIX вв. Однако иногда студенты ограничиваются только описанием суда и процесса эпохи Петра Великого.

После того, как вы определились с темой, следует приступить к информационному поиску материала по теме работы – составлению библиографического списка. Эта работа должна быть скрупулезной и кропотливой. Информационный поиск основывается на двух принципах: полная информация и кратчайший путь ее обнаружения. Полнота библиографического списка определяет качество анализа проблемы. Если список ограничен учебниками, то это означает, что анализ проблемы отсутствует, студент не умеет научно мыслить и анализировать информацию. Соответственно, курсовая работа не может быть признана удовлетворительной и к защите не допускается.

Библиографический список (список использованных источников информации) состоит двух разделов: из источников и специальной литературы.

После составления библиографического списка определяется примерный план курсовой работы, по которому необходимо проконсультироваться у научного руководителя.

План работы позволит четко организовать работу по избранной теме исследования. Для определения круга вопросов, которые необходимо рассмотреть, каждый раздел плана можно развернуть на более мелкие подвопросы. При этом следует помнить, что излишнее перегружение плана работы множеством вопросов нецелесообразно. Первый признак неправильно составленного плана – повторение одним из вопросов названия всей темы. Каждый параграф должен раскрывать только ее часть.

Кроме плана работы (тематический план, где отражается содержание работы) разрабатывается рабочий (календарный) план, который составляется в произвольной форме и представляется руководителю. В нем конкретно излагаются мероприятия (сбор, анализ и обобщение материалов) и сроки их выполнения. Рабочий план написания курсовой работы состоит из 3-х основных этапов. На подготовительном этапе студент решает задачу определения объема информации для написания работы, ее поиска и сбора.

Подготовительный этап включает: работу в библиотеках по подбору необходимых правовых источников и литературы; работу с информационно-правовыми системами; систематизацию отобранного материала, его изучение; составление плана курсовой работы.

Рабочий этап включает в себя: написание чернового варианта работы; работу над выводами по главам, параграфам; формулировку личного отношения автора к исследуемой проблеме (на базе определения точек зрения, идей, концепций различных авторов на проблему); определение и оформление научно-справочного аппарата работы (библиографии, цитат, сносок); представление чернового варианта работы научному руководителю; если необходимо, корректировка плана курсовой работы.

Заключительный этап включает: доработку чернового варианта работы с учетом замечаний и рекомендаций научного руководителя; подготовка в окончательном варианте представляемого на защиту текста; оформление в соответствии с установленными требованиями; представление научному руководителю и получение его отзыва; проверка соответствия предъявляемым требованиям (нормоконтроль); защита курсовой работы.

По своей структуре курсовая работа должна состоять из введения, основного содержания, заключения и списка использованной литературы и источников.

Введение содержит:

1) обоснование выбора темы;

2) актуальность темы и степень ее научной разработанности;

3) определяются объект и предмет исследования, цели и задачи работы;

4) раскрывается источниковая база работы и дается характеристика литературы по данной проблеме;

5) методология исследования, указав, какие применялись методы научного анализа, как проводилась обработка материала;

 

5) намечается логика изложения проблемы в работе.

Студент объясняет, почему он выбрал именно данную тему, подчеркивает ее сегодняшнюю злободневность. Тема может быть исторически связана с происходящими структурными изменениями в системе государственных органов и учреждений, или именно данная тема отражает исторические тенденции, присущие развитию различных отраслей права, их корни.

Обычно у студентов происходит путаница с понятиями «цель» и «задачи», они считают, что это – одно и то же.

Цель – то, к чему стремятся, что надо осуществить.

Задача – то, каким образом данная цель осуществляется.

Например, для курсовой работы по теме «Земства и местное самоуправление» целью является воссоздание истории местного самоуправления в России середины XIX–начала XX в., определение роли земств как элементов гражданского общества.

Для достижения этой цели можно поставить задачи: рассмотреть возникновение земских учреждений в ходе земских реформ; проанализировать особенности социального состава земств в разные периоды существования; рассмотреть взаимоотношения земств с другими органами местной власти; выявить недостатки и достоинства реформ земского самоуправления на разных исторических этапах; выяснить место земских органов в системе управления.

Существует небольшой «секрет»: обычно цель работы содержится в формулировке темы курсового проекта, а задачи зафиксированы в названии его глав и параграфов. Однако стоит переформулировать их, а не переносить механически в текст введения.

Введение пишется после того, как создана основная часть курсовой работы и в заключении сформулированы выводы.

Курсовая работа по истории отечественного государства и права предусматривает изучение какого-либо исторического явления или правового института в конкретный промежуток исторического времени. Поэтому обязательно нужно определиться с начальной и конечной датой исторического бытия изучаемого объекта. Надо помнить, что все процессы правового и политического характера происходили не изолированно, а во взаимной связи с другими историческими событиями, поэтому по мере возможности следует представлять себе исторический контекст явлений.

Во введении должен присутствовать перечень основных источников, изученных автором курсовой работы.

При характеристике литературы каждый студент решает самостоятельно, каким образом прочитанную литературу классифицировать.Можно рассмотреть литературу по периодам создания: дореволюционные источники, исследования советских ученых, современное состояние проблемы. Можно использовать проблемный подход: посмотреть, насколько разные аспекты проблемы отражены в литературе, может быть, выявить пробелы в освещении темы. Желательно отразить трактовку проблемы разными поколениями ученых.

Самая грубая ошибка, которую совершают авторы курсовых работ, – это переписывание целых абзацев или страниц из монографий в качестве введения. Но монографии не являются отчетами о проделанной работе. Они – изложение результатов исследований. Авторы монографий уже зарекомендовали себя в качестве добросовестных исследователей и могут представлять плоды своего творчества в произвольной форме. Студенты только учатся научно-исследовательской деятельности, поэтому свои шаги они должны обосновывать.

Основное содержание строится в соответствии с творческим замыслом автора, однако следует учесть следующие рекомендации:

– в тексте необходимо чётко соблюдать последовательность изложения материала, т.к. её нарушение ведёт к нечёткости, запутанности ответа и, как следствие, пропуску отдельных аспектов проблемы;

– каждое положение должно быть жестко аргументировано. Необходимо приводить конкретные примеры, подтверждающие цитаты или ссылки на правовые акты, исторические документы, учебную и научную литературу;

– следует давать различные точки зрения и взгляды по рассматриваемой проблеме. В ходе раскрытия темы автор обязан применить знания по хронологии событий, указать на наиболее известных участников исторических событий и дать им краткую характеристику;

– применяя новые или редкие термины, необходимо знать их точный смысл, если надо, то давать им развернутое определение и приводить примеры, желательно самостоятельные, но можно использовать и хрестоматийные;

– текст должен содержать анализ причинно-следственных связей между историческими событиями и явлениями.

Основная часть может подразделяться на главы, внутри которых могут выделяться отдельные пункты. Каждая глава завершается обобщениями и промежуточными выводами.

Если в курсовой используется информация, заимствованная из монографии, сборника документов или статьи, необходимо сделать ссылку. Текст следует начать словами: «По мнению автора монографии…» или «Как указано в статье…» и т.п. Цитаты должны быть оформлены сносками, помещенными внизу страницы.

Работа завершается заключением, которое содержит:

1) итоговые выводы по теме работы;

2) проблемы, намеченные, но не раскрытые в данной работе.

В заключении даётся краткое резюме, подводятся итоги всей работы. Недопустим пересказ основного текста или продолжение рассуждений по теме – выводы должны отражать суть проделанной работы. После подготовки основного текста курсовой работы и введения, еще раз обратите внимание на ваши цели и задачи: соответствует ли собранный материал заявленным целям, выполнены ли они? Суммируйте основные выводы, обозначьте весомые аргументы, выясните этапы истории того или иного явления и определите тенденции, скажите о роли его в истории отечественного государства и права. Если тема касалась истории и анализа памятника права, то необходимо описать его значимость, отличия от других подобных памятников эпохи, подчеркнуть специфические черты, сказать о длительности использования и той роли, которую этот памятник права сыграл в последующих систематизациях права.

Заключение должно быть ясно, не перегружено второстепенными фактами. Однако общие рассуждения об эпохе, фразы о событиях и явлениях, не имеющих отношения к вашей работе, расцениваются как слабость заключения, его недоказанность.

В конце курсовой работы даётся список использованной литературы и источников. В начале списка помещают исторические и нормативные источники, с указанием издания, по которому производилось изучение и цитирование. Далее указываются научные монографии и статьи, причем в списке должно быть отражено: фамилия и инициалы автора, полное название монографии или статьи, название работы, место и год издания книги или год издания и номер научного журнала.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 543; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.072 сек.