Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тренируемся. 1. Назовите уровни речевой деятельности и речевого взаимодействия




Узнаём

Проверяем себя

1. Назовите уровни речевой деятельности и речевого взаимодействия.

2. Охарактеризуйте репродуктивный, адаптационный и творческий уровни поведения оратора в аудитории.

3. Какая из групп в аудитории называется конструктивной, конфликтной, конформистской и инфантильной?

4. Какого из собеседников называют доминантным, мобильным, ригидным и интровертным?

5. Перечислите эффективные способы начала выступления.

6. Охарактеризуйте основную часть выступления.

7. Как можно закончить выступление?

Глава 4. Культура и мастерство публичной речи

 

Особенности публичной речи. Каждому из нас хоть раз в своей жизни приходилось выступать с устной речью перед аудиторией. Есть целые роды деятельности человека, профессиональные успехи в которых напрямую связаны с умением обращать свою речь к слушателю: учитель в школе, преподаватель в вузе, адвокат и прокурор в суде, общественные и политические деятели, служители Церкви. Каждая из этих специальностей немыслима без владения теорией и практикой ораторского искусства.

Публичная речь считается вершиной ораторского искусства. Специфика подготовки и произнесения речи получила название оратория. Публичная речь имеет ряд особенностей:

1. Она является устной по форме исполнения, но в то же время может быть письменной по характеру работы с содержанием.

2. Она адресна и произносится перед конкретной аудиторией и
конкретной аудитории, поэтому важно получить общее представление о характере слушателей и учесть их особенности при подготовке речи. Аристотель в своей “Риторике” выделяет три составляющие части оратории: 1) самого оратора, 2) его речь, 3) слушателя. Причем самым важным он признавал именно последнего.

3. Особенностью публичной речи является необходимость исполнения ее перед слушателями. Оратор должен быть немного актером,
уметь управлять своим голосом, а также владеть мимикой, жестами,
искусством держаться перед аудиторией. При этом публичная речь –
это речь не спонтанная, а тщательно подготовленная. Она разрабатывается и пишется заранее и требует обязательного редактирования. Итак, для того чтобы выйти к аудитории, требуется большая и тщательная подготовка.

Рассмотрим структурные части публичной речи. Материал речи может располагаться в соответствии с двумя основными способами рассуждения: дедуктивным и индуктивным.

При построении публичной речи по дедуктивному образцу в начале речи формулируется ее тезис, который затем на всем протяжении речи и доказывается. Индуктивный путь обратный: от примеров, наблюдений, частных обоснований – к общему выводу – тезису. Возможен и “смешанный” образец, соединяющий два основных.

Выбор ведущего принципа организации содержания определяется речевой ситуацией. Дедуктивный образец хорош при положительном отношении аудитории к оратору, если же слушатели настроены недоброжелательно, то тогда рекомендуется прибегать к индуктивному пути рассуждений.

Концентрический метод построения речи состоит в том, что изложение строится вокруг единого центра, которым является поставленная проблема. В ходе изложения лектор все время удерживает в поле зрения эту проблему; возвращается к ней, постепенно углубляя и развивая выдвинутое положение. Концентрическому методу противопостав­лен ступенчатый метод, рассчитанный на последовательное изложение проблематики, когда лектор как бы шаг за шагом переходит от одной подтемы к другой. Ступенчатый метод может быть основан на хронологическом (историческом) или пространственном принципах. Хронологический принцип наиболее удобен и естествен на лекции, посвя­щенной истории вопроса, пространственный принцип помогает передать факты наглядно, зримо, в их динамике и взаимодействии.

Использование различных способов изложения материала в одном и том же выступлении позволяет сделать структуру речи более оригинальной, нестандартной. Иными словами, монолог оратора легче воспринимается, если в нем используются различные приемы ведения речи: обзор, описание, информация, пересказ, повествование, характеристика, размышление, пример, цитирование, обоснование и т.д. Эти композиционные приемы различаются манерой и темпом речи, ее стилистической и эмоциональной окраской, глубиной содержания, характером связи с аудиторией.. Особенно ценны те приемы изложения, которые позволяют взаимодействовать со слушателями: прямые и риторические вопросы; обращение к собравшимся; вопросно-ответный ход, когда оратор задает вопросы, на которые сам же отвечает.

Интересен прием диалогизации, когда выступающий имитирует диалог с воображаемым оппонентом: “Мне могут возразить…” или “Иногда спрашивают…” Имитация диалога оживляет речь, стимулирует внимание слушателей, позволяет разъяснить следующие моменты.

Композиция речи состоит из восьми форм, расположенных в опре­деленном порядке, однако их можно компоновать по-разному, в зави­симости от того, каково расположение речи, т.е. в зависимости от объе­ма речи и выводов по содержанию. Эти восемь форм древнегреческие риторики называли частями речи.

Композиция речи складывается как последовательность частей речи в той или иной конфигурации, когда одна форма сменяется другой, по­вторяется, комбинируется с другими различным образом. Искусное ис­пользование частей речи составляет основу ее расположения.

Части речи – это крупные риторические аргументы, средства риторического доказывания. Вот их классическая последовательность: обращение, называние темы, повествование, описание, доказатель­ство, опровержение, воззвание, заключение.

Первая часть речи – обращение. Это аргумент от личности го­ворящего. Здесь убеждает сам образ оратора. Но образ оратора дей­ствует через обращенную к аудитории речь. Поэтому содержание обра­щения – так или иначе высказанная просьба прослушать все то, что последует за ним.

Непосредственная задача обращения – расположить аудиторию к оратору. Поэтому в обращении оратор представляет себя как чело­века определенного духовного склада и общественного положения, прямо или косвенно призывает выслушать речь, показывая свою ос­ведомленность в нуждах, настроении и образе мыслей аудитории. Он как бы говорит: “Я вам сейчас нужен”.

Сила обращения в том, что по правилам ведения речи всякий го­ворящий должен быть выслушан. Следует прервать любое занятие и выслушать того, кто обращается к вам. Правило предпочтения слу­шания любым действиям заучивается с детства и приобретает харак­тер автоматизма. Поэтому на обращение аудитория всегда отвечает напряжением внимания. Лекторы нередко пользуются обращением в ходе лекции, когда внимание слушателей начинает ослабевать.

Обращение создает и развивает фактическую функцию речи. Оно непосредственно связано с эмоцией любви. Поэтому в обращении важ­но быть обильным в словах, уметь отозваться о своей аудитории с по­хвалой, как прямой, так и косвенной, можно прибегать к отступлениям. В обращении нельзя быть скучным, сердить публику или показывать пренебрежение к ней, кроме исключительных случаев.

Вторая часть речи – называние, или обозначение темы. Это тоже важный риторический аргумент. Само название темы и ее объяс­нение составляют смысловой центр аргументации. Бывает, что, выс­лушав только одно название, публика не хочет слушать дальше или наоборот, уже согласна с оратором. Аудитория понимает, что тема – это центр содержания речи, и предполагает все возможные аргументы.

Название темы должно, во-первых, соответствовать предмету речи во-вторых, быть понятным аудитории и, в-третьих, быть построено сти­листически так, чтобы заинтересовать слушателей. Это значит, что из разных по стилю высказываний нужно выбрать яркое и современное, отвечающее вкусам аудитории и описывающее предмет лекции.

Название темы – необходимая часть композиции любой лекции. Этой частью после обращения или значимого пропуска обращения открывается публичная речь. Название темы в гомилетической[9] пуб­личной лекции опустить нельзя. В ораторике же, напротив, название как правило, опускается.

Следующая часть речи – повествование. Здесь предмет лек­ции развивается в его историческом становлении. История становле­ния предмета речи обычно проста для вос­приятия аудитории. Со­бытия, составляющие повествование, подбираются так, чтобы подве­сти слушателя к определенным выводам. Благодаря тому, что повествование удобно для восприятия, аудитория обычно охотно следит за последовательностью и составом событий.

Четвертая часть речи – описание, в котором дается системати­ческая картина предмета. Предмет рассматривается и по частям в их соотношении, и в целом. Это всегда системный анализ предмета.

В описание обычно вводятся примеры, содержащие мысленный эксперимент. В этом случае описание непосредственно предшествует доказательству.

Пятая часть речи – доказательство. Она содержит логическое доказывание, в котором применяются разные виды аргументации, примеры и другие формы доказывания, несловесные – например, ве­щественные доказательства. Избрание формы доказательства зави­сит от характера аудитории и от направления доказывания, а также от убеждений и от настроений слушателей.

Доказательство – центральная часть речи. Поскольку речь мо­жет занимать разный объем, то по конкретным условиям речи доказа­тельство может быть опущено. Однако опущение доказательства не означает его отсутствия. Оратор должен держать в уме доказатель­ство и предварительно хорошо проработать его.

Шестая часть речи – опровержение – следует за доказатель­ством. Опровержение в риторической теории частей речи представляет собой доказательство от противного. Выдвигаются возможные возра­жения против доказательства, и затем они опровергаются. Благодаря этому путем всестороннего обсуждения темы укрепляется доказательство

В конкретной ораторской практике опровержение может стать не только абстрактным, но и реальным. Это бывает тогда, когда лектор получает вопросы и возражения, начинающие спор. Тогда опроверже­ние в зависимости от характера аудитории может вестись как диалек­тика, полемика или эристика.

Под диалектикой в данном (античном) смысле слова понима­ется логическое доказывание с употреблением примеров и энтимем, а не одних силлогизмов, в диалектике говорящий и слушающие совмест­но ищут истину.

В ораторике, т.е. судебной, совещательной и показательной речи всегда преследуют интерес, а не ищут истину. Поскольку интересы раз­личны, возникает полемика или спор.

В письменной речи диалектическая позиция возможна в литера­турном тексте и невозможна в письмах, документах и средствах мас­совой информации.

Диалектические отношения к предмету речи специально оговари­ваются. Это делается путем обращения к аудитории: необходимо при­звать ее отнестись к предмету диалектически, т.е. начать совместно ис­кать истину, а не просто утверждать самого себя.

При полемическом опровержении целью является дока­зать оппоненту справедливость своей точки зрения и склонить его при­нять ее. Успех полемики определяется тем, что оппонент оказался убеж­денным и признал справедливость и правильность аргументов, выдви­нутых противником.

Полемика выгодна лектору. Она помогает развить и укрепить его точку зрения. Обычно полемика принимает форму вопросов аудитории и ответов лектора.

При эристическом споре понятие правильности и справед­ливости аргументов практически не меняется, здесь происходит утверждение своего интереса (простейший пример эристики — умение торго­ваться на базаре). Результатом эристического спора должно быть соглашение, в определенной степени устраивающее обе стороны.

Седьмая часть речи – воззвание. Это обращение к сердцам слушателей и к их эмоциям.

Восьмая часть речи – заключение, в котором обычно подво­дится итог лекции и даются перспективы на будущее.

Таким образом, публичная речь, как и любое произведение, состоит из трех основных частей: вступления – обращения и называния темы речи, основной части – повествования, описания, рассуждения и заключения.

Важно помнить о необходимости связать все части своего выступления. Не может быть хорошей речи, если ее компоненты не вытекают один из другого, если между ними нет гармонического единства соразмерности.

 

№ 363. Прочитайте отрывок из пьесы А.П. Чехова “Вишневый сад”. Выполните задания.

Любовь Андреевна. Продан вишневый сад?

Лопахин. Продан.

Любовь Андреевна. Кто купил?

Лопахин. Я купил.

Пауза.

Любовь Андреевна угнетена; она упала бы, если бы не стояла возле кресла и стола. Варя снимает с пояса ключи, бросает их на пол, посреди гостиной, и уходит.

Я купил! Погодите, господа, сделайте милость, у меня в голо­ве помутилось, говорить не могу... (Смеется.) Пришли мы на тор­ги, там уже Дериганов. У Леонида Андреича было только пятнад­цать тысяч, а сверх Дериганов долга сразу надавал тридцать. Вижу, дело такое, я схватился с ним, надавал сорок. Он сорок пять. Я пятьдесят пять. Он, значит, по пяти надбавляет, я по деся­ти... Ну, кончилось. Сверхдолга я надавал девяносто, осталось за мной. Вишневый сад теперь мой! Мой! (Хохочет.) Боже мой, господи! вишневый сад теперь мой! Скажите мне, что я... не в своем уме, что все это мне представляется... (Топочет ногами.) Не смейтесь надо мной! Если бы отец мой и дед встали из гробов и посмотрели на все происшествие, как их Ермолай, битый, ма­лограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал, как этот самый Ермолай купил имение, прекрасней которого ничего нет на свете. Я купил имение, где дед и отец мой были рабами, где их не пускали даже на кухню. Я сплю, это только мерещится мне, это только кажется... Это плод вашего воображения, покрытый мраком неизвестности... (Поднимает ключи, ласково улыбаясь.) Бросила ключи, хочет показать, что она уж не хозяйка здесь... (Звенит ключами.) Ну, да все равно.

Слышно, как настраивается оркестр.

Эй, музыканты, играйте, я желаю вас слушать! Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишне­вому саду, как упадут на землю деревья! Настроим мы дач, и на­ши внуки и правнуки увидят тут новую жизнь... Музыка, играй!

Играет музыка. Любовь Андреевна опустилась на стул и громко плачет.

(С укором.) Отчего же, отчего вы меня не послушали? Бед­ная моя, хорошая, не вернешь теперь. (Со слезами.) О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастная жизнь.

Пищик (берет его под руку, вполголоса). Она плачет. Пой­дем в залу, пусть она одна... Пойдем... (Берет его за руку и уводит в зал.)

Лопахин. Что же такое? Музыка, играй отчетливо! Пускай все, как я желаю! (С иронией.) Идет новый помещик, владелец вишневого сада! (Толкнул нечаянно столик, едва не опрокинул канделябры.) За все могу заплатить!..

1. Определите композицию и принцип построения речи.

2. Выделите основные части этой речи и составьте ее план.

3. Найдите в тексте повествование, определите его характер и роль.

4. Какова роль авторских ремарок в этом тексте?

5. Какими средствами автор придает декларативность выступлению Лопахина?

6. Расскажите об образе героя-предпринимателя в пьесе Чехова “Вишневый сад”. Отметьте, как сам автор относится этому персонажу. А вы?

№ 364. Прочитайте утешительную речь, цель которой — оказать поддержку, выразить сочувствие, приободрить. Выполните задания.

Аня. Мама!.. Мама, ты плачешь? Милая, добрая, хорошая моя мама, моя прекрасная, я люблю тебя... я благословляю тебя. Вишневый сад продан, его нет, это правда, правда, но не плачь, мама, у тебя осталась жизнь впереди, осталась твоя хорошая, чистая душа... Пойдем со мной, пойдем, моя милая, отсюда пойдем!.. Мы посадим новый сад, роскошнее этого, ты увидишь его, поймешь, и радость, тихая, глубокая радость, опустится на твою душу, как солнце в вечерний час, и ты улыбнешься, мама! Пойдем, милая! Пойдем!..

(А.П.Чехов “Вишневый сад”).

1. Как построена эта речь?

2. Сформулируйте основную мысль.

3. Какие нравственные ценности утверждаются в этой речи?

4. Какие украшения использованы в этом отрывке? Чем определен
выбор стилистических фигур?

5. Можем ли мы дать характеристику внутреннего мира человека
на основании его речи? Какой вам представляется Аня?

6. Сравните жизненные ценности, провозглашаемые Лопахиным и
утверждаемые Аней. Почему Лопахин, победитель, новый хозяин вишневого сада, олицетворяет в пьесе только настоящее, а Аня, не имеющая средств к существованию, вынужденная покинуть дом, говорит о будущем, находя в нем утешение и для себя, и для своей матушки?

7. Расскажите, как вы относитесь к персонажам этой пьесы.

№ 365. Прочитайте впечатление Ф.Искандера от чтения “Капитанской дочки” А. Пушкина. Выполните задания.

 

Одно из самых очаровательных воспоминаний детст­ва — это наслаждение, которое я испытал, когда наша учи­тельница читала нам вслух на уроке “Капитанскую дочку”. Это были счастливые минуты, их не так много, и пото­му мы бережно проносим их сквозь всю жизнь.

Уже зрелым человеком я прочёл записки Марины Цветаевой о Пушкине. Из них следует, что будущая мя­тежная поэтесса, читая “Капитанскую дочку”, с таинствен­ным наслаждением всё время ждала появления Пугачёва. У меня было совсем другое. Я с величайшим наслаж­дением всё время ждал появления Савельича.

Этот заячий тулупчик, эта доходящая до безрассудст­ва любовь и преданность своему Петруше! Невероятная трогательность. Разве Савельич раб? Да он на самом деле хозяин положения! Петруша беззащитен против всеохватывающей деспотической любви и преданности ему Савельича. Он беспомощен против неё, потому что он хороший человек и понимает, что деспотичность именно от любви и преданности ему.

Ещё почти ребёнком, слушая чтение “Капитанской дочки”, я чувствовал комическую перевёрнутость психологических отношений хозяина и слуги, где слуга и есть ис­тинный хозяин. Но именно потому, что он бесконечно предан и любит своего хозяина. Любовь — главнее всех.

Видно, Пушкин сам тосковал по такой любви и пре­данности, может быть, ностальгически переодел Арину Ро­дионовну в одежды Савельича.

Главным и неизменным признаком удачи художест­венного произведения является желание вернуться к нему, перечитать его и повторить наслаждение. В силу жиз­ненных обстоятельств мы можем и не вернуться к любимо­му произведению, но сама надежда, мечта вернуться к не­му греет сердце, придаёт жизненные силы.

1. Определите композицию этого текста. Выделите части речи.

2. Какова основная идея произведения?

3. Как вы относитесь к мысли автора, что “любовь – главнее всех”?

4. Расскажите о своем любимом художественном произведении или персонаже.

№ 366. Прочитайте тексты.Выполните задания.

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады,

И ясны спящие громады

Пустынных улиц, и светла

Адмиралтейская игла...

(А. Пушкин “Медный всадник”)

 

Грязны улицы, лавки, мосты,

Каждый дом золотухой страдает;

Штукатурка валится — и бьет

Тротуаром идущий народ...

От природы отстать не желая,

Зацветает в каналах вода...

... С какой-то тоской безотрадной

Месяц с ясного неба глядит

На Неву, что гробницей громадной

На берегах освещенных лежит,

И на шпиль, за угрюмой Невою,

Перед длинной стеной крепостною,

Наводящей унынье и сплин...

(Н. Некрасов “Кому холодно, кому жарко!” из цикла “О погоде”)

1. Сопоставьте две картины Петербурга – пушкинскую и некрасовскую.

2. Какие реалии попадают в поле зрения каждого из поэтов?

3. Каков ракурс изображения Петербурга и эмоциональный колорит поэтической картины в каждом отрывке?

4. В чем образ некрасовского Петербурга полемичен по отношению к пушкинскому?

5. Как вы сами относитесь к этому городу?

6. Подготовьте публичное выступление на тему: Петербург глазами разных людей.

№ 367. Прочитайте высказывание Д.С. Лихачева. Выполните задания.

Про зависть

Если тяжеловес ставит новый мировой рекорд в поднятии тяжестей, вы ему завидуете? А если гимнастка? А если рекордсмен по прыжкам с вышки в воду?

Начните перечислять все, что вы знаете и чему можно позавидовать: вы заметите, что чем ближе к вашей работе, специальности, жизни, тем сильнее близость зависти. Это как в игре – холодно, тепло, еще теплее, горячо, обжегся!

На последнем вы нашли с завязанными глазами запрятанную другими игроками вещь. Вот то же и с завистью. Чем ближе достижение другого к вашей специальности, к вашим интересам, тем больше возрастает обжигающая опасность зависти.

Ужасное чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто завидует.

Теперь вы поймете, как избавиться от крайне болезненного чувства зависти: развивайте в себе свои собственные индивидуальные склонности, свою собственную неповторимость в окружающем вас мире, будьте самим собой, и вы никогда не будете завидовать.

Зависть развивается прежде всего там, где вы сами себе чужой.

Зависть развивается прежде всего там, где вы не отличаете себя от других.

Завидуете – значит, не нашли себя.

1. Составьте и запишите тезисы прочитанного текста.

2. Определите, какую роль в тексте выполняет первый абзац.

3. Подготовьте сообщение: “Тема выступления – тезисы”.

 

№ 368. Прочитайте речь А.И. Солженицына, которую он произнес при вручении ему премии “Фонда Свободы”. Выполните задания.

 

Многоуважаемые господа, руководители и представители “Фонда Свободы”!

Я живо тронут вашим решением присудить мне вашу премию. Принимаю ее с благодарностью и с сознанием долга перед тем высоким человеческим понятием, которое звучит, содержится, заключено в названии вашей организации, в символе, соединившем нас сегодня здесь. Этого символа естественно коснуться и в моем ответном слове.

В такой ситуации, как сегодня, легче всего поддаться декламации о мрачных пропастях тоталитаризма и восхвалению светлых твердынь западной свободы. Гораздо трудней, но и плодотворней посмотреть критически на самих себя. Если область свободных общественных систем на Земле все сужается и огромные континенты, недавно как будто получавшие свободу, утягиваются в область тираний, то в этом виноват не только тоталитаризм, для которого проглатывать свободу есть функция естественного роста, но, очевидно, и сами свободные системы, что-то утерявшие в своей внутренней силе и устойчивости.

Наши с вами представления о многих событиях и явлениях опираются на несходный жизненный опыт, поэтому могут заметно разниться, однако именно этот угол между лучами зрения и может помочь нам объемнее воспринять предмет. Я осмелюсь обратить ваше внимание на некоторые аспекты свободы, о которых не модно говорить, но от этого они не перестают быть, значит, и влиять.

Понятие свободы нельзя верно охватить без оценки жизненных задач нашего земного существования. Я сторонник того взгляда, что жизненная цель каждого из нас – не бескрайнее наслаждение материальными благами, но: покинуть Землю лучшим, чем пришел на нее, чем это было определено нашими наследственными задатками, то есть за время нашей жизни пройти некий путь духовного усовершенствования. (Сумма таких процессов только и может назваться духовным прогрессом человечества.) Если так, то внешняя свобода оказывается не самодовлеющей целью людей и обществ, а лишь подсобным средством нашего неискаженного развития; только возможностью для нас – прожить не животным, а человеческим существом; только условием, чтобы человек лучше выполнил свое земное назначение. И свобода – не единственное такое условие. Никак не меньше внешней свободы нуждается человек – в незагрязненном просторе для души, в возможностях душевного сосредоточения.

Увы, современная цивилизованная свобода именно этого простора не хочет оставить нам. Увы, именно за последние десятилетия само наше представление о свободе снизилось и измельчилось по сравнению с предыдущими веками, оно свелось почти исключительно к свободе от наружного давления, к свободе от государственного насилия. К свободе, понятой всего лишь на юридическом уровне – и не выше.

Свобода! – принудительно засорять коммерческим мусором почтовые ящики, глаза, уши, мозги людей, телевизионные передачи, так чтоб ни одну нельзя было посмотреть со связным смыслом. Свобода! – навязывать информацию, не считаясь с правом человека не получать ее, с правом человека на душевный покой. Свобода! – плевать в глаза и души прохожих и проезжих рекламой. Свобода! – издателей и кинопродюсеров отравлять молодое поколение растительной мерзостью. Свобода! – подростков 14–18 лет упиваться досугом и наслажденьями вместо усиленных занятий и духовного роста. Свобода! – взрослых молодых людей искать безделья и жить за счет общества. Свобода! – забастовщиков, доведенная до свободы лишать всех остальных граждан нормальной жизни, работы, передвижения, воды и еды. Свобода! – оправдательных речей, когда сам адвокат знает о виновности подсудимого. Свобода! – так вознести юридическое право страхования, чтобы даже милосердие могло быть сведено к вымогательству. Свобода! – случайных пошлых перьев безответственно скользить по поверхности любого вопроса, спеша сформовать общественное мнение. Свобода! – сбора сплетен, когда журналист для своих интересов не пожалеет ни отца родного, ни родного Отечества. Свобода! – разглашать оборонные секреты своей страны для личных политических целей. Свобода! – бизнесмена на любую коммерческую сделку, сколько б людей она ни обратила в несчастье или предала бы собственную страну. Свобода! – для террористов уходить от наказания, жалость к ним как смертный приговор всему остальному обществу. Свобода! – целых государств иждивенчески вымогать помощь со стороны, а не трудиться построить свою экономику. Свобода! – как безразличие к попираемой дальней чужой свободе. Свобода! – даже не защищать и собственную свободу, пусть рискует жизнью кто-нибудь другой.

Все эти свободы юридически часто безупречны, но нравственно – все порочны. На их примере мы видим, что совокупность всех прав свободы – далеко еще не есть Свобода человека и общества, это только возможность, она обращаема по-разному. Все это – невысокий тип свободы. Не та свобода, которая возвышает человеческий род. Но – истерическая свобода, которая достоверно может его погубить.

Подлинно человеческая свобода – есть от Бога нам данная свобода внутренняя, свобода определения своих поступков, но и духовная ответственность за них. И истинно понимает свободу не тот, кто спешит корыстно использовать свои юридические права, а тот, кто имеет совесть ограничить самого себя и при юридической правоте. Не тот, кто спешит выиграть благоприятный судебный процесс, но кто имеет благородство отказаться от него, – напротив: публично открыть свои промахи или проступки. То, что называлось стародавним и теперь уже странным словом – честь.

Я думаю, не будет излишней скромностью признать, что в некоторых славных странах Западного мира в XX в. свобода под видом “развития” деградировала от своих первоначальных высоких форм. Что ни в одной стране на Земле сегодня нет той высшей формы свободы одухотворенных человеческих существ, которая состоит не в лавировке между статьями законов, но в добровольном самоограничении и в полном сознании ответственности – как эти свободы задуманы были нашими предками.

Однако я глубоко верю в неповрежденность, здоровость корней великодушной мощной американской нации, с требовательной честностью ее молодежи и недремлющим нравственным чувством. Я своими глазами видел американскую провинцию – и именно поэтому с твердой надеждой сегодня высказываю здесь это все.

1. Определите цель этого выступления.

2. Приведите доказательства того, что перед вами ораторское выступление, воздействующая речь.

3. Выделите части речи.

4. Определите цель каждого абзаца.

5. Чем заканчивается это выступление?

6. Расскажите о своем отношении к затрагиваемой автором проблеме.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 643; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.109 сек.