Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О задатках, о наследственности. 4 страница




Критерий “неуспешности” жизненного сценария просматривается при проведении консультации, как правило, очень четко у детей из проблемных семей, или детей сирот. Не совсем простым представляется для таких клиентов работа по определению собственной “успешности”. На наш взгляд, “успешность” более всего созвучна и близка к критерию “готовность”. Готовность к изменениям в жизни, готовность к принятию проблем, готовность к разрешению проблемных ситуаций.

Период “детства” или первый сектор нашего “Колеса жизни” от момента рождения до семи лет чрезвычайно насыщен для развития ребенка, наполнен спецификой накопления социального опыта. Условиями успешности личностного развития выступает активная деятельность ребенка, при его общении со взрослым. Период от рождения до семи лет раскрывается в отношении ребенка к деятельности (по Д.Б.Эльконину) - ребенок - предмет - взрослый.

В этом возрасте начинает складываться предметная деятельность, развивается общение с взрослыми, зарождается общение со сверстниками, возникают предпосылки игровой и продуктивной деятельности. У ребенка формируется предметное восприятие как центральная познавательная функция, осваиваются наглядные формы мышления (наглядно-действенное и наглядно-образное), возникает воображение и знаково-символическая функция сознания, ребенок переходит к активной речи. Ведущее достижение в раннем возрасте - возникновение личного действия и личного желания, складывается предметное отношение к действительности, выступает гордость за собственные достижения, сознание “Я сам”. Ребенок и его полноценное развитие полностью зависит от ласкового, внимательного отношения к нему взрослого, заботливого сохранения здоровья;

Родители выступают как посредники между ребенком и миром предметов, чем больше получает ребенок информации о мире предметов, о способах их употребления, тем активнее проходит его интеллектуальное развитие. Микросредой ребенка является его первый социальный институт - семья, которая помогает малышу осваивать предметную деятельность, элементы игровой деятельности, развивать сенсомоторные и моторные способности, элементы конкретных операций. Необходима активная помощь родителей в физическом развитии ребенка - это закаливание, развитие тонкой моторики. Хватательные движения совершенствуются, благодаря играм взрослых с ребенком.

Специалисты рекомендуют поддерживать чаще ребенка в вертикальном положении, чтобы он научился устанавливать контроль над движениями головы, и распрямлением своего туловища (4 месяц). Поддерживать ребенка в сидячей позе, обкладывание подушками, рюкзачок при переноске (7 месяц). Нужна помощь в организации движения ползком, своевременный перенос ребенка из коляски на пол, в манежик, сопровождение ребенка (9 - 10 месяцы). Актуальна помощь в научении самостоятельной ходьбы ребенком в манеже, с подвижным стульчиком, поддержкой сподручными материалами (14 - 15 месяцев). Важно понимание периода сексуального развития ребенка, как потребность в гетеросексуальных играх, мастурбации. Оказать своевременную помощь ребенку в развитии у него способов сравнивания, классификации, измерения, активно используя речевую деятельность, организуя игровую деятельность, активно используя игрушки. Все вышеперечисленное взаимодействие позволяет развить у ребенка базовое состояние - доверие к родителям. При условии невнимательности родителей к нуждам ребенка, у него вырабатывается недоверие к ним, чувство беспокойства. Особенно важно это в первый год жизни ребенка.

Попытки ползанья, ходить на четвереньках, а затем и прямохождение малыша связаны с потребностью расширить предметный мир вокруг себя, дотянуться до нового объекта интереса, обследовать пространство вокруг, и как можно шире. Исследовательский опыт ребенка все расширяется и расширяется. Он не хочет ограничиваться, прежде, кроваткой, затем манежиком, после пространством комнаты и наконец улицы, мира вокруг. И именно в этот период у ребенка заканчивается безмятежность развития. Иные родители слишком активно препятствуют исследовательским настроениям ребенка, так как он добирается до всего, что попадает в его поле зрения. Первые конфликты зарождаются именно в связи с хождением малыша. Аллан Фромм в своей “Азбуке для родителей” подсказывает родителям: «Подвижный ребенок - это здоровый ребенок». Уследить за всем интересующимся малышом сложнее, но не забывайте, как Вы радовались первым шагам своего дитя. Встал на ноги - это действительно важная веха в его жизни.

МОЕ ВОСПОМИНАНИЕ. Моя дочь, двух лет, впервые приехала в летнее время на берег озера Байкала. Смело и решительно она взялась за освоение водного пространства, без страха и сомнения она лезла и лезла в воды озера. Старшая дочь, десяти лет, также впервые увидевшая воды озера, вела себя по-иному. Она уже из рассказов мамы, папы, заранее знала, что озеро глубокое, опасно лезть в воду, можно утонуть. Она приняла весь взрослый набор предостережений, Тихонько, не спеша, прежде рукой проверила температуру воды, на самой кромке берега прошлась босиком, и только после этого вошла в воду, но не далеко от берега и где совсем не глубоко и только вместе с отцом, взявшись за руку, прошла чуть глубже. Младшая же дочь была в восторге от такого количества воды. Я поняла, что дочь ранее могла видеть только ванну, наполненную водой, лужу, после дождя, речку. Она давным-давно исследовала воду в домашней ванне, все лужи, но вода в озере для нее была огромной новой ситуацией исследования. Купание в озере, игра с волнами, полное бесстрашие расширило сразу на несколько параметров ее представления о воде. Ее понятийный аппарат расширился многократно. Законы физики, химические свойства, еще не понимаемые ребенком на понятийном уровне, но принимаемые на уровне ощущений, расширили познавательные границы. Ничего страшного нет в том, что она не знает еще этих научных терминов, но благодаря ощущениям, восприятию, у моей дочери развивается память образная и фоновая, зрительная и слуховая.

Психолог М.И. Лисина выделяет в первые 7 лет жизни 4 вида потребности в общении; 1) потребность в доброжелательном общении, 2) потребность в сотрудничестве со взрослыми, 3) потребность в уважительном отношении взрослого, 4) потребности во взаимопонимании и сопереживании. Д.Б. Эльконин анализируя роль игры в воспитании ребенка, указывает, что игра созвучна социальной природе ребенка, и игра развивает мотивационно-потребностную сферу, интеллектуальные возможности ребенка. Игра имеет значение и для формирования дружного детского коллектива, и для формирования самостоятельности. И для формирования положительного отношения к труду, и для исправления некоторых отклонений в поведении отдельных детей, и еще для много другого. Все эти воспитательные эффекты опираются как на свое основание, на то влияние, которое игра оказывает на психическое ребенка, на становление его личности. Ранее Д. Б. Эльконин в своей работе “Психология игры” уточняет, что “предметная игра позволяет ребенку усваивать главным образом значения предмета, возникает ориентация на их общественную функцию, их общественное использование Проблему “символизма” или роль игрушки нельзя не недооценить. Если погремушка развивает зрительно-двигательную координацию, то кукла играет роль партнера в воображаемых ситуациях. Кукла со своим кукольным лицом вызывает чувство уважения - партнерства и заботы, которую ощущает со стороны матери сам ребенок и теперь передает “слабой” кукле. Поэтому не может не беспокоить игрушки типа “кукла Барби”, которая по внешнему виду не вызывает у ребенка сочувствия, а даже вызывает дискомфорт из-за менее выигрышного облика самого ребенка. Игрушка “Томогочи”, вводила в сложную эмоциональную зависимость, так как ребенок условно нес ответственность за “жизнь” игрушки, но в силу своей любознательности ускорял процесс гибели, от чего страдает и принимает кукольного героя очень близко к сердцу. В Японии был отмечен рост самоубийства детей в связи с гибелью «Томогочи». Как и в случае с компьютерными героями. Сначала принимает героя, даже сочувствует ему, а затем убивает его, как бы проверяя прочность своего отношения к вопросам жизни и смерти. В период ролевой игры, ребенок с удивительной легкостью присваивает различные роли, как предметам, так и взрослым. Наблюдая за игрой своей младшей дочери, я видела, что папа в роли “паровоза” постоянно под руководством трехлетней дочери менял свое поведение. “Ты паровоз - ты дуди”,- и дочь учила отца громко пыхтеть, дудеть. Присоединившись к нему за пояс, она объявила себя “вагончиком”, который совместно с папой, качаясь из стороны в сторону, запевает: “голубой вагон бежит, качается“. Приглашая старших сестер “проехать на поезде”, дочь быстро взяла на себя роль проводника, и уже “поезд“ превратился в “купе”. И уже сюжетно - ролевая игра ожила и дополнилась всеми красками пережитых ощущений моей дочери поездки наяву на поезде в гости к бабушке, не ранее как за месяц до игры. Играя со своим другом - соседским ребенком, дочь выполняет и берет на себя роли охотно тогда, когда правила игры устраивают ее или она начинает сама разрабатывать новые правила. Но если друг не соглашается, то дети вместе вырабатывают новые правила, которые устраивают обе стороны. Именно эти совместные действия и есть элементы сотрудничества, которые несомненно помогут ребенку более успешно договариваться с другими детьми в другой ситуации. Эти первичные домашние договоренности и есть первые признаки “сотрудничества”, которые помогут ребенку более успешно учиться в школе. Это отношение к правилам сотрудничества, есть один из признаков готовности ребенка к школе.

Проблемой готовности к обучению в школе занимались и продолжают заниматься многие отечественные психологи; Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. Л. Венгер и многие другие. А. Н. Леонтьев считает, что трудно преувеличить значение этого периода в жизни ребенка. Во время этого периода перестраивается вся система жизненных отношений ребенка, меняются его обязанности, у него развивается новый мотив - мотив деятельности. Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно подвести некоторые итоги. Первый период, (от кризиса рождения до кризиса семи лет - готовности к обучению), имеет внутри несколько кризисов - кризис новорожденности, признаком которого является потеря веса ребенка, как признак приспособления к новой форме питания и кислородного обмена. Кризис одного года - ходьба ребенка, т.е. слитность ребенка и взрослого разрывается изнутри. Но автономная речь связывает ребенка с матерью и это необходимо для овладения предметных действий ребенка. Кризис трех узнаваем по следующим симптомам. Основное новообразование - появление у ребенка “Я - сам”, следствием чего становится распад прежней социальной ситуации “Мы”. Ребенок расширяет пространство для изучения большего количества предметов, свойств предметов, явлений и т. д. Ребенок переживает условно три периода игровой деятельности: предметная игра, позволяющая ребенку исследовать мир благодаря ощущениям и восприятию: манипуляции с погремушкой на первом этапе, и исследование нутра машинки постарше. При предметной игре ребенок больше играет один. И даже претендует на одиночество в исследовании мира вокруг себя. Малыш до года бесстрашен и это помогает ему весь окружающий его предметный мир проверить на вкус, величину, звук, цвет и.т. д. На наш взгляд, до года ребенок должен иметь как можно больше возможности исследователя новых субъектов, предметов. Помочь научиться ему ходить, для расширения исследовательского поля, опыт которого скажется на его интеллектуальном развитии. Не мешать, а помогать. Ребенок до трех лет не понимает запретов, реагирует только на негативное эмоциональное отношение со стороны взрослых. Взрослое “нельзя” не должно забить в ребенке дух исследователя. Ролевая игра, которая научает ребенка познавать, приписывать предметам новые роли, изменять эти роли предметов. Феномен центрации заключается в том что, ребенок видит окружающий мир только с той позиции, в которой он стоит. В игре же ребенок все время “вращается”, меняет свою позицию. Одни и те же предметы открываются перед ним с разных сторон. Сюжетно-ролевая игра воссоздает, общий смысл человеческого труда, нормы и способы взаимоотношения людей. Развивает личностные параметры ребенка, так игра воспроизводит самые различные свойства человеческой деятельности. И ребенок проигрывает множество вариантов поведения, поиска выхода из ситуаций, вовлекается любое количество участников игры, которые научают ребенка любой морали и хорошей и плохой.

Известно, что для нормально развивающегося ребенка в первые 3 месяца жизни характерны повышенное внимание к речи взрослых, появление улыбки в ответ на речевое обращение матери, фиксация взгляда на предметах и способность к зрительному слежению за движущимися предметами, возникновение “комплекса оживления”, т.е. интенсивных движений рук, ног, головы, туловища, сопровождающихся улыбкой и звуковой реакцией (громким гулением), когда к ребенку обращаются, берут его на руки, играют с ним. Приблизительно к 3-ему месяцу нормально развивающийся ребенок держит головку. С 3 до 6 мес. Ребенок начинает больше бодрствовать, “комплекс оживления” возникает чаще, появляется громкий смех при игре, он рассматривает, ощупывает и захватывает висящие перед ним игрушки. Главное условие этого периода это организация активной игры с ребенком. В организацию игры входит развитие речи у ребенка.

Колыбельная же песня уникальна именно своей простотой, и не имеет равных в развитии у ребенка речевых способностей. Большую роль играет в этот период чтение сказок, в которых сосредоточены емко и доступно многие нормы и ценности человечества. Не меньшую роль играет сказка в развитии воображения. Совсем не случайно родители упрощают слова, обозначения предметов, животных для малыша, так как именно короткое емкое обозначение легче воспринимается и запоминается ребенком. На кошку родители ребенку говорят “мяу”, на собачку “гав”. Предметная игра ребенка упрощена сознательно, и родители разговаривают с ребенком именно на детском упрощенном языке. Речь родителей лишена особых сложностей, сложного текста. Развивается автономная детская речь - необходимый период в развитии всякого нормального ребенка

Познавательные способности малыша начинают развиваться через систему ощущений. Это самые первичные, большей частью совершенно неосознаваемые ощущения о процессах, происходящих в нашем теле, которые фиксируют, контролируют и организуют двигательно-моторные и физиологические реакции как в самом организме, так и при его непосредственном взаимодействии с окружающими предметами. Таким образом мы демонстрируем, что период новорожденности переходит в период грудничка. С двух месяцев ребенок начинает сотрудничать с взрослыми в силу того, что не в состоянии сам удовлетворить ни одной жизненной потребности.

ЗАДАНИЕ. В какие игры Вы умеете играть? Ведете ли Вы в игре? Или чаще Вы ждете инициативу других людей? Как Вы относитесь к игре вообще? Считаете ли Вы, что игры в жизни взрослых людей глупость или необходимость? Что значит сексуальные игры? Что значит играть на чувствах?

Ценности, предлагаемые ребенком он полностью перенимает из своего окружения. И тут главную роль в формировании мировоззренческих параметров отводится семье ребенка. Кто рядом с ним. Роль оказывает полная или не полная семья. Роль матери, роль отца, брата и сестры, дедушки и бабушки их отношения к ребенку, все накладывают свой отпечаток на развитие личности ребенка.

Можно считать, что первый сектор “колеса жизни” от рождения до школы (от 0 до 7 лет) условно прожит условным ребенком. Он находится в центре семейной галактики, когда рядом с ним его близкие - его семья - 7 - “Я ”, т. е. 7 личностей, индивидуальностей. Это в первую очередь, мама, затем папа, брат, сестра, дедушка, бабушка. Каждый из них окажет свое влияние на личностное развитие дитя. Но главным и в центре находится ребенок, и до семи лет он претендует на эту роль. Ревнует, страдает, с каждым из членов семьи у него свои особенные отношения. Мама обеспечивает потребность в безопасности, папа развивает черты мужественности как у сына, так и у дочери, дедушка и бабушка передают традиции семьи, культуры. Брат и сестра помогут ежечасно, ежеминутно развивать коммуникационные способности. Все вместе, все члены семьи, общаясь между собой, передадут ребенку все свои знания, весь свой опыт, опыт человечества. В неполной семье одиночке матери просто физически невозможно быть в разных ролях - отца, брата, бабушки. Когда вместо брата собачка, даже пусть живая, трудно научиться общению и развивать свой социальный интеллект.

Бабушкины сказки, ее любовное, заботливое отношение залог нравственного личностного развития. Внимание дедушки к внукам это передача ценностей мира. Невозможно “подготовить” ребенка к школе, а имеет смысл “подготовиться” вместе с ребенком к обучению в школе. То есть разделить его заботы и переживания, в связи с непростым периодом в его жизни. Как можно чаще, обсуждать перспективы обучения в школе. Ребенок волнуется, проверяет родителей, все ли необходимое для школы имеется в наличии. Ребенок формально хочет идти в школу, но желает сохранить дошкольный образ жизни. Это внешний показатель готовности. Но много важнее внутренний показатель готовности. Он многоаспектный. Психологи ситуацию перехода из дошкольной жизни в школьную, называют “кризисом семи лет”, и это не случайно.

Период от трех до семи лет требует повышенного внимания всех членов семьи. Физические параметры ребенка начинают активно изменяться: появляются зубы, появляется самостоятельность при процессе насыщения, ребенок менее зависим, благодаря тому, что активно двигается. Сила ребенка удваивается с периода от 3 лет до 11 лет. Стабилизируется мышечная сила, ребенок нуждается в активных, подвижных играх, его занимает собственное “Я”. Не ограничивая активность у ребенка жесткими указаниями, родители могут помочь развить у своего дитя такие необходимые в жизни свойства как решительность и самостоятельность. В возрасте 4 -5 лет у ребенка может развиться чувство вины, если родители показывают ребенку, что он мешает им, так как назойлив и неумеха.

Выделяя в раннем детстве ведущий вид деятельности у ребенка - игру, которая помогает ребенку сначала эмоционально, затем интеллектуально осваивать всю систему человеческих отношений, родители могут в сотрудничестве с ребенком именно через игру обеспечить ему здоровое гармоничное развитие. Ребенок, начиная ползать, проявляет повышенный интерес к окружающим его предметам. По мнению А.Н. Леонтьева, ”предметный мир”, осознаваемый ребенком все более расширяется для него. В этот мир входят уже не только предметы, которые составляют ближайшее окружение ребенка, предметы, с которыми может действовать и действует сам ребенок. Но это также и предметы действия взрослых, с которыми ребенок еще не в состоянии фактически действовать, которые для него еще физически недоступны. Таким образом, в основе трансформации игры при переходе от дошкольного периода к школьному возрасту лежит расширение круга человеческих предметов, овладение которыми встает теперь перед ним как задача и мир которых осознается им в ходе его дальнейшего психического развития. Ребенок к 3 -м годам от простой предметной игры постепенно переходит к ролевой игре, более смысловой, более насыщенно информированной. Роль в игре чаще связана с потребностью ребенка понять мир взрослых. Для чего, ребенок берет на себя роль взрослого - продавца, водителя и так далее...

Затем уже с возрастом, перед школой появляется мотивация у ребенка - стать как взрослый. Взрослый человек в глазах ребенка более ловкий, самостоятельный, уверенный, все знающий, не вызывающий порицания. Конкретной формой мотива является желание поступить в школу, начать осуществлять серьезную, общественно значимую и общественно оцениваемую деятельность. «Для ребенка это и есть путь к взрослости», - считает Д.Б. Эльконин, автор известной монографии “Психология игры”. Сюжетно-ролевая игра - это активная форма кооперированной деятельности детей. В сюжетно-ролевой игре ребенок научается согласовывать действия, договариваться о общих правилах, их исполнении. Ребенок получает возможность проявить свои лидерские качества, заявить о себе в роде бы в игре, а на самом деле, в желании быть похожим на взрослых. Период «персоналистской» стадии (по Валлону), ребенок учиться активно отличать себя от других, подавать себя в более выгодном свете, готов активно подражать своим выдуманным героям.

В этом возрасте – «преднравственном» периоде по Колбергу, ребенок свои поступки определяет внешними обстоятельствами и понимает, что точка зрения других людей не принимается. Суждения ребенком выносятся в зависимости от той пользы, которую можно получить. Речевые возможности ребенка позволяют ему активизировать ролевую, а затем к шести-семи годам и сюжетно-ролевую игру. Сюжетно-ролевая игра научает моделировать ребенка взрослые ситуации на детском уровне, расширяют его информативные возможности.

Период дошкольника иначе называется возрастом сказки. Дети воспринимают сказку, сопереживая героям, иногда ставит себя на место героев, так как герои достигают всего очень простыми способами, понятными для детей. Ребенок воспринимает сказку с удовольствием, так как герои сказок просты и типичны и обязательно либо целиком положительные, либо целиком отрицательные, что в детском возрасте помогает ребенку легко отожествлять себя с положительным героем, успешно бороться с отрицательными героями.

РЕКОМЕНДАЦИИ. Желательно родителям детей в возрасте от 3 до 7 лет: - Активизировать подготовку ребенка к обучению в школе (беседовать с ребенком о его будущем обучении в школе, играть в игру “школа”, находить задания для ребенка, с учетом его возраста, организовать выполнение заданий); - Создавать ситуации активного игрового взаимодействия с другими детьми; - Обеспечить дошкольника минимумом необходимых игрушек: образными - (куклами, зверюшками), дидактическими или обучающими (пирамидка, конструктор, кубики, крупная мозаика), техническими, механическими игрушками, игрушками-орудиями (посудка, мебель, лопатки, ведерки, мячики); - Обеспечить использование игрушек в совместной игровой деятельности дитя; - Оказать помощь в организации малых групп детей для занятий пению, танцам, конструированию, изобразительной деятельности, театрализации сказок; Активная помощь родителей в развитии у детей познавательных процессов (памяти, внимания, речи, воображения, сенсорных способностей, мышления); Помощь в развитии самосознания дошкольника на уровне “физического Я”, а затем на уровне навыков и умений; Поддерживать стремление ребенка к самоутверждению, избегая его эгоистичной позиции, развивая разумную самокритичность; Усиливать веру ребенка в свою уникальность, исключительность; Настраивать ребенка на предстоящие важные жизненные события, усиливать мотивацию, развивая целеустремленность ребенка через речевое общение - руководствуя развитием волевого действия;

Кризис семилетнего ребенка может пройти менее болезненно, если процесс психологической готовности к школе контролируется родителями, педагогами школы, в которой будет обучаться дошкольник. На перепутье между дошкольной и школьной жизнью необходима помощь специалиста. Введение в школьную жизнь поможет ребенку легче, менее болезненно пережить переход от игровой деятельности к учебной деятельности. В детском саду, в воскресной школе основная задача научить ребенка сотрудничеству в новом для него виде деятельности - это учебе.

Рекомендации родителям, занимающимся самостоятельной подготовкой ребенка к обучению в школе: Активно используя опыт игровой деятельности, учитывая темперамент и характер ребенка, вводить элементы учебной деятельности (продолжительность занятий не более 20 минут); Формируя мотивацию у ребенка на занятия в домашней школе как ступеньку к настоящей школе; Учитывайте личностный потенциал ребенка: его эмоциональный, физический, волевой, нравственный уровни; Чаще приглашайте к себе домой двоюродных братьев, сестер, друзей ребенка для развития у ребенка навыков совместной деятельности, позитивного сотрудничества со сверстниками. Большую часть времени занятий займите упражнениями по развитию мелкой моторики руки (рисование, лепка, вырезание фигур из бумаги, пришивание пуговиц изготовление бус и т. д.). Все занятия дошкольников строятся только по принципу добровольности, доброжелательности, и заинтересованности самих родителей. Благодаря чему у ребенка появляется возможность принять незнакомую школу без страхов и сомнений. Поверить ребенку в то, что в школе его ждут, в него верят. Использование детских стишков, текстов известных сказок для развития памяти, внимания. Подготовка и проведению театрализованных представлений по мотивам сказок, дает возможность помочь взрослым в формировании общения.

Выделяем тот факт, что критерий готовности к обучению в школе - это не только общая осведомленность ребенка и не только умение читать, писать, считать, а прежде всего, умеет ли ребенок видеть связи, есть ли у него понимание: Что школа для него? Отчего это мне важно? И чем это можно объяснить? Это своеобразная готовность – называется социальная зрелость, то есть когда ребенок видит смысл в учебе.

Период адаптации ребенка к школе проходит болезненно у тех детей, которые не дополучили в семье знаний о собственных возможностях. Семья не захотела увидеть заложенные “натуральные” возможности у ребенка, и не развивали природные задатки. Природные задатки как анатомо-физиологические особенности организма, являются предпосылками формирования способностей у каждого ребенка. В самом слове “задатки”, где корень “дать” определяются данные родителями наследственные возможности, особенности. Я надеюсь, что читатели пытаются увидеть в своих детях разнообразные задатки. Неоспорима важность признания родителями за ребенком задатков. И чем раньше, тем больше шансов для активности развития. Ребенок развивается намного активнее, когда родители признают наличие задатков у своего ребенка, помогают малышу развиться более эффективно. Ни в коем случае, нельзя ребенку навязывать “плохую наследственность”, якобы он “такой, сякой” в какого-то родственника. Это только затормозит развитие Вашего малыша. А получить “плохиша” при подобном отношении совсем просто. У будущего школьника меняется его отношение к самому себе. Все дети хотят ходить в школу, так как они видят старших братьев, сестер, друзей, которые ежедневно проводят большую часть времени в школе. И ребенок заинтригован, что же там происходит такое “необычное”. Но не все дети понимают необходимость обучения в школе. Или как уточняет А.Н. Леонтьев, у ребенка может воспитано требуемое отношение к учению. Только при условии возникновения собственно познавательных мотивов возможно действительное, а не формальное овладение теоретическими знаниями.

Практика показывает, что не все маленькие дети могут хорошо рисовать на первом году жизни. Но есть дети, которые имеют выраженные художественно-изобразительные задатки. Наблюдение показало, что они по-иному держат в руках карандаши. Более легко, мягко, небрежно наносят штрихи на бумагу, рисуя самостоятельно. Их работы отличаются более незаконченными штрихами, что позволяет им легко изменять свое видение образа. Вероятно, у них более развито пространственное воображение. В рисунке присутствует соразмерность, они умело передают композицию. В рисунках у таких детей имеются задатки образного восприятия мира. Таких детей в процентном отношении не более 10%. Известно, что малыши различаются по физическим задаткам. Малыши с физическими задатками более ловкие, у них быстрее реакция на изменение ситуации. Они больше используют гибкость рук, ног, туловища, затрачивают более экономно энергию для выполнения поворота вокруг своей оси, прыжков. Эти дети быстрее разгоняются с места, более ловко используют мячи, скакалки и другой спортивный инвентарь. В игре спешат, доверяя больше рукам. Предполагается, что у таких детей, более эластичные, подвижные соединения суставов. В отличие от них дети без физических задатков, особенно девочки неуклюжи. У большинства мальчиков физические задатки имеются. Таких детей не менее 50%. Задатки лингвистические, речевые проявляются в двух вариантах. Дети с задатками к внутренней речи. Они не особо говорливые, но мыслящие конкретными категориями. Чаще эти дети выдают взрослым только конечную итоговую мысль. “Собственно внутренняя речь” - основа развития этих детей. Эти дети легко могут научиться играть в лото, карты, шашки, шахматы. При сборке пирамидки быстрее соображают о последовательности цвета и размера. Играя, умеют сосредоточиться, довести дело до логического конца. Их не более 10% детей. Дети с задатками к внешней речи. Эти дети начинают говорить, намного быстрее своих сверстников. Не бояться говорить, легко варьируют, играют словами. Болтливы, игра сопровождается обсуждением, обращением к другим участникам игры. Легко сочиняет, фантазирует, придумывает свой язык. 10% таких детей. Оставшиеся 20% детей одарены, то есть имеют сразу несколько видов задатков. Одаренность - это наличие одновременно нескольких задатков. Совершенно справедливо то, что дети все при рождении имеют какие-либо задатки. Родителям как можно раньше искать способы развития задатков. Способностей различается бесчисленное множество. Их столько, сколько используется способов в любой деятельности. Способности общие, психические, такие как воображение, ощущения, внимание, память, мышление развиваются у всех детей примерно одинаково, так как способы.

ЗАДАНИЕ. Какие задатки Вы, уважаемый читатель, выделяете у себя, у Вашего ребенка? Как Вы это замечаете? Какие параметры? Видите ли Вы то, что Ваш ребенок отличается от других детей? Радует ли Вас его индивидуальность? Как Вы учитываете особенности Вашего ребенка?

Главную, определяющую роль в психическом развитии ребенка, в развитии у него способностей, как общих, так и специальных играет социальный опыт, зафиксированный в форме предметов, знаковых систем. Его ребенок не наследует, а присваивает. Психическое развитие ребенка протекает по образцу, существующему в обществе, определяясь той формой деятельности, которая характерна для данного уровня развития общества. Поэтому дети в разные исторические эпохи развиваются по-разному.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 391; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.