Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод эксперимента




 

Одним из своеобразных методов сбора первичной информации является эксперимент. Основная цель эксперимента – проверка гипотез, имеющих непосредственное применение на практике. Как разновидность углубленного, аналитического исследования и одновременно как метод сбора информации о факторах, воздействующих на изменение состояния тех или иных социальных явлений и процессов, эксперимент имеет большую научную и практическую ценность.

Эксперимент лучше проводить в небольших однородных группах обследуемых. Объект, с помощью которого проводится эксперимент, выступает только как средство создания экспериментальной ситуации и, в отличие от объекта массового исследования, может иметь отношение к использованию полученных результатов и выводов.

Суть метода эксперимента заключается в том, чтобы при помощи выбора некоторой экспериментальной группы (или групп) и помещения ее в необычную экспериментальную ситуацию (под воздействие определенного фактора) проследить направление, величину и устойчивость изменения интересующих исследователя характеристик (контрольных характеристик).

 

Успех эксперимента зависит от создания соответствующих условий:

· в качестве контрольных выбираются самые важные характеристики (с точки зрения изучаемой проблемы);

· изменение контрольных характеристик должно зависеть от тех характеристик, которые вводятся или изменяются самим исследователем;

· на протекание эксперимента не должны оказывать влияние те явления, которые не относятся к экспериментальной ситуации, но потенциально способны ее изменить.

 

Известны различные типы эксперимента. Эксперименты различаются по характеру экспериментальной ситуации, по логической структуре доказательства гипотез.

По характеру экспериментальной ситуации эксперименты делятся на полевые и лабораторные.

В полевом эксперименте объект (группа) находится в естественных условиях своего функционирования. При этом члены группы могут быть осведомлены либо нет о том, что они участвуют в эксперименте. Решение об их осведомленности в каждом конкретном случае зависит от того, насколько эта осведомленность может повлиять на ход эксперимента. В лабораторном эксперименте экспериментальная ситуация и экспериментальные группы формируются искусственно. Поэтому члены группы как правило осведомлены об эксперименте.

Как в полевом, так и в лабораторном эксперименте в качестве дополнительных методов сбора информации о ходе эксперимента могут быть использованы опрос и наблюдение. Их результаты дают основание исследователю решать вопрос о том, вмешиваться в процесс протекания эксперимента или нет.

По логической структуре доказательства гипотез различают линейный и параллельный эксперимент.

Линейный эксперимент отличается тем, что анализу подвергается одна и та же группа, являющаяся и контрольной (ее первоначальное состояние), и экспериментальной (ее состояние после изменения одной или нескольких характеристик). То есть еще до начала эксперимента четко фиксируются все контрольные, нейтральные, факторные характеристики объекта. После этого изменяются факторные характеристики группы (или условия ее функционирования), и по истечении определенного, заранее заданного времени вновь измеряется состояние объекта по его контрольным характеристикам. Важно, чтобы в ходе линейного эксперимента было исключено воздействие на объект анализа всех мешающих факторов.

В параллельном эксперименте одновременно участвуют две группы: контрольная и экспериментальная. Их состав должен быть идентичен по всем контрольным и нейтральным характеристикам, которые могут повлиять на ход эксперимента. Характеристики контрольной группы остаются постоянными в течение всего периода эксперимента, а экспериментальной – изменяются. По итогам эксперимента контрольные характеристики двух групп сравниваются, и делается вывод о причинах и величине происшедших изменений.

 

Для успешного проведения эксперимента необходим правильный подбор его участников. Различают следующие методы отбора участников эксперимента:

· метод попарного отбора;

· метод структурной идентификации;

· метод случайного отбора.

 

Ко всем этим методам отбора экспериментальных групп выдвигается одно общее требование: они должны гарантировать правомерность распространения выводов эксперимента на тот объект, изменение характеристик (или условий функционирования) которого предусматривается в последующем. Этот объект выступает как генеральная совокупность, из состава которой выбирается экспериментальная группа.

Метод попарного отбора наиболее популярен при параллельном эксперименте. Суть его заключается в следующем: из генеральной совокупности отбираются две идентичные по контрольным и различные по факторным характеристикам группы. После этого для обеих групп создаются одинаковые условия, а через некоторое время замеряется эффект эксперимента путем фиксации и сравнения параметров контрольных признаков в обеих группах.

Метод структурной идентификации используется в параллельном и линейном экспериментах. Экспериментальная группа в линейном эксперименте отбирается таким образом, чтобы она представляла собой микромодель генеральной совокупности по нейтральным и контрольным характеристикам. Этот отбор может быть произведен по принципу квотной выборки. В параллельном эксперименте по тем же характеристикам выравниваются структуры экспериментальной и контрольной групп.

Метод случайного отбора осуществляется методами вероятностной выборки с заранее заданным объемом. Как правило, его используют в полевых экспериментах при большой численности экспериментальной группы.

Подготовка и проведение эксперимента предполагают осуществление ряда этапов:

· определение цели эксперимента;

· выбор объекта (объектов), используемого в качестве экспериментальной группы (групп);

· выделение предмета эксперимента;

· выбор контрольных, факторных, нейтральных признаков;

· определение условий эксперимента и создание экспериментальной ситуации;

· формулировка гипотез и определение задач;

· выбор индикаторов и способа контроля протекания эксперимента;

· определение метода фиксации результатов;

· проверку эффективности эксперимента.

 

Проведение эксперимента сопровождается большими трудностями, что объясняет его непопулярность в среде исследователей.

2.6. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

После проведения исследования необходимо провести обработку его результатов. Обработка полученной информации представляет собой преобразование эмпирических данных, полученных в ходе исследования, с целью сделать их обозримыми, компактными, пригодными для анализа, проверки исследовательских гипотез, интерпретации.

Процесс обработки результатов исследования включает ряд этапов. Первоначально информация проходит стадию предварительной подготовки к обработке. На этой стадии происходит проверка методического инструментария на точность, полноту, качество заполнения, происходит выбраковка некачественно заполненных анкет. Затем информация кодируется, переводится на язык формальной логики. Каждому варианту ответов присваивается некое условное число (код). Кодирование закрытых вопросов происходит, как правило, на уровне разработки инструментария. Формализованный список вариантов ответов называется кодификатором.

Затем происходит обработка первичной информации – либо вручную, либо с помощью ЭВМ. Если объем выборки небольшой (до ста респондентов), то имеет смысл провести ручную обработку. При ручной обработке данных по каждому вопросу анкеты нужно тщательно подсчитать следующие показатели:

· сколько человек выбрали тот или иной вариант ответа,

· сколько респондентов затруднились с ответом,

· сколько опрашиваемых не дали ответа на вопрос.

 

Эти показатели необходимо подсчитать в абсолютных цифрах, а затем в процентах к общему числу респондентов. Например, «Определение человека, употребляющего наркотики» см. табл. 5.

 

Таблица 5

Определение человека, употребляющего наркотики.

 

Виды определений Кол-во человек %
Это творческая личность
Обычный нормальный человек   8%
Безвольное существо   56,7%
Преступник   13,3%
Другое   22%

 

Затем необходимо провести проверку: при сложении всех трех показателей в процентах должно получаться 100% или более 100%, если респондент выбрал большее количество альтернатив, чем предполагалось условиями заполнения анкеты. Если получилось меньше 100%, значит при подсчете была допущена ошибка. После того, как получена картина ответов на все вопросы, можно начинать составление таблиц взаимной сопряженности между ответами на различные вопросы. Например, рейтинг томских вузов по количеству правонарушений по данным УВД Томской области за 1998 год, см. табл. 6.

Таблица 6

Рейтинг томских вузов по количеству правонарушений по данным УВД Томской области за 1998 г.

 

Название вуза Общее кол-во студентов Кол-во правонарушений Отношение к общему кол-ву студентов (%)
ТГАСУ     0,8
ТПУ     0,6
ТГУ     0,4
ТУСУР     0,3
СГМУ     0,25
ТГПУ     0,2

 

При составлении таблиц сопряженности необходимо учитывать значимость связей между вопросами. После получения результатов необходимо прокомментировать каждое полученное цифровое значение. Затем нужно сопоставить полученные данные с гипотезами исследования, что позволит сделать вывод о том, какие гипотезы нашли подтверждение в ходе проведения исследования, а какие – нет.

Затем желательно оценить качество полученных результатов по следующим критериям:

· является ли полученная информация качественно новой;

· что добавляет полученная информация к тому, что уже известно об объекте;

· какие результаты исследования оказались неожиданными;

· какие выводы можно сделать по результатам исследования.

 

При машинной обработке обобщение первичной информации получается в виде табуляграмм. Машинная обработка дает исследователю так называемый статистический обсчет (общее количество ответов по каждому варианту в абсолютном и процентном выражении) и по заданию исследователя выявляет связи и зависимости (корреляции). Здесь начинают действовать законы математической статистики.

Если исследование затрагивает какую – либо актуальную социальную проблему, следует подумать над рекомендациями по ее разрешению. Целесообразно также составить таблицы, диаграммы, графики, схемы, позволяющие наглядно проиллюстрировать результаты исследования.

 

После того, как содержательная часть работы закончена, необходимо составить отчет.

Структура отчета содержит следующие элементы:

1. Программа исследования.

2. Характеристика выборочной совокупности респондентов (кого опрашивали, в каком количестве, сведения о социально – демографических характеристиках респондентов и т.д.).

3. Представление, анализ, интерпретация данных, полученных в ходе исследования.

4. Практические рекомендации, основные выводы, приложения (таблицы, диаграммы, графики, схемы…).

 

Объем отчета зависит от содержания конкретного исследования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1112; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.