Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема II. Философия Средневековья и эпохи Возрождения




Ж. Марк Туллий Цицерон

Е. Тит Лукреций Кар

Д. Секст-Эмпирик

Г. Луций Анней Сенека,

Б. Лао-цзы

А. Конфуций (Кун-Фу-цзы)

в. Татхагата (представитель раннего буддизма)

 

 

На самостоятельное изучение по данной теме выносится средневековая философия исламского мира. Прежде всего, следует уяснить, что мусульманская философия является генетической преемницей восточных традиций философствования, с одной стороны, а также востребует достижения античной философии с другой. Необходимо иметь в виду, что мусульманская философия только отчасти является философией арабов, это философия арабская в основном по языку, но её представители принадлежат многим народам, исповедующим ислам. Данная философская традиция, несомненно, связана с мусульманскими вероучениями, особенности которого вы узнали из курса культурологии или на личном опыте, что поможет вам в освоении особенностей исламской философии.

Собственно философия ислама берет свое начало в Иране в 9 века. Среди данных представителей восточно-исламской философии можно отметить ан-Наззама (умер 845). Мыслитель ставил под сомнение всемогущество Аллаха, находясь под влиянием идей теолого-философского направления, получившего название мутазилизма. Важнейшим теоретиком мутазилитов ("отделившихся") стал тогда уроженец Ирака Васил ибн-Ата (699-748). Он резко выступал против множественности атрибутов Аллаха, приписываемых ему мусульманскими ортодоксами, против вечных и безысходных мучений, предопределенных большинству людей, против уменьшения человеческой свободы. Соратниками мутазилизма являлись преимущественно представители интеллигентской верхушки Багдадского Халифата. Именно мутазилиты создали "калам" (слово, речь) - схоластики или умозрительную теологию в рамках ислама.

Уже в начальный период в философии ислама проявляется мистическое учение под названием суфизма. Данное направление базировалось на неоплатонизме. По учению суфиев, обладающий даром пророчества подобен Богу. Мистика ислама находит своё завершение в метафизике света иранца Сухраварди (умер 1191), суфизм достигает своего расцвета в трудах Ибн Халлазжа (умер 922), близки к этому учению крупные поэты 12-13 веков. Омар Хайям и Даланиддин Руми. Суфизм и вообще философия подвергаются весьма существенной критике со стороны ортодоксов. Наиболее известны в этой связи Газали (1059-1111) - иранский теолог и философ ислама, а так же Шахразури (ум. 1243), прославившийся сочинениями против философии. Не смотря на критику, под влиянием философии Аристотеля развивается Арабский перипатетизм. Последователями великого греческого мыслителя выступают араб Аль-Кинди (ум. около 879) и тюрок Фараби (род. ок. 870-ум.950). Первый создает философскую систему путем точного математического анализа и каузального мышления, второй на основе философии эманации (истечения), являющейся разновидностью неоплатонизма. Величайшим систематизатором исламской философии является иранец Авиценна (Ибн Сина) родившийся 980 - умерший 18 июня 1037, будучи учеником Фараби, пытался соединить аристотелизм с неоплатонизмом, развивал учение об универсальном, а также проблему субъективного и объективного актов познания. Ибн-Сина написал более 300 трудов. Наиболее знаменитыми являются “Книги исцеления” и “Книга знания”. Философ выдвинул положение о самодостаточности и неуничтожимости природы, о закономерном развитии реальности и о возможности познать законы природы. Кроме того Авиценна полагал, что индивидуальное бессмертие души невозможно, а ее особенности обусловлены деятельностью тела.

Наиболее оригинальной частью учения Ибн-Сины является его онтология. Философ рассматривает два вида бытия: Необходимо–Сущее и Возможно-Сущее. Первое бытие это духовная сущность – непреложное бытие, “чистое”, “доброе”, “чистая истина”. Второе – материальный мир, во всем своем многообразии и изменчивости, природа. Между ними имеется связь, характеризующаяся постоянным характером. Данная взаимосвязь духа и природы доказывает вечность последней, т. к. сам дух – вечен. В данном контексте философия Ибн-Сины – объективно-идеалистическая. Необходимо-Сущее, однако, не выступает творцом мира. Оно эманирует (emanatio – истечение) реальность, таким образом, все вещи существующего мира истекают (исходят) из единого начала. Эманацию можно модернизировать как самоэволюцию природы. Мир развивается от минералов к растениям, затем к животным и далее – к миру разумных веществ.

Гносеология Ибн-Сины строится на классической концепции истины. Познание рассматривается как отражение образа вещей в данных чувств и разуме познающего. Соблюдая корректность по отношению к вероучению, философ отличает, что познание – соединение души с деятельностью разума, в котором запечатлены образы всех явлений мира. Большое внимание мыслитель уделял иным гносеологическим проблемам и разработке логики. Влияние Ибн-Сины на европейскую научную мысль было очень велико, его учение стимулировало развитие как восточной, так и западной культуры и науки.

Философия западного ислама обязана своим расцветом исламской философии мавританской Испании. Она оказала большое влияние на христианскую философию эпохи средневековья. Высший, но вместе с тем и конечный пункт этого кратковременного расцвета образует остроумная просветительская система Аверроиса.

Аверроис (Ибн-Рушд) родился 1126 - умер 12 декабря 1198 -влиятельный представитель аристотемизма в исламе. В соответствии с его учением, существует только один активный разум - божественный, который актуализирует потенциальный интеллект, бессмертная душа одна на всех, индивидуальные души смертны, истина - двойственна, то есть философия и религия, в отношении предмета своих рассуждений, не расходятся, но истины религиозные, содержащиеся в Коране и других священных текстах, достигаются путем образного познания, а истины философские - аподиктически (строго научно). Влияние теории двойственной истины было весьма велико и в Европе. Теория позволяла оправдать противоречия между научными изысканиями и ортодоксальной религиозностью как мусульманской, так и христианской.

Кроме того, учение Ибн-Рушда о разуме как всеобщем и объективном, едином во всем человеческом роде и при входящем в душу отдельного человека получило название аверроизма и также распространилось в Европе.

Аверроэс развивает воззрения на мир во многом схожие с представлениями Ибн-Сины, вводящимися из построений Аристотеля. Материя и форма, по мнению Ибн-Рушда, не существуют независимо друг от друга. Эти две сущности можно разделить только рациональным путем. Бог не существует до материи и природы. Они вечны как две сущности, но материя носит характер страдательный по отношению к Богу. Именно Абсолют превращает возможности, внутренне присущие материи, в действительность. Мыслитель отвергал идею творения мира Богом. Движение, по его мнению, вечно и характеризует материю как ее существенный признак.

При подготовке к экзамену следует обратить внимание на имеющуюся в библиотеке НА МВД России работу В.В. Соколова "Средневековая философия" - М., 1979. Раздел 3 этой книги целиком посвящен исламской философии.

Философия Возрождения (15-16 вв.) в Европе занимает промежуточное положение между средневековой философией и мыслью Нового времени. По своим характеристикам она приближается к учениям 17в, то есть к началу Нового времени, но, в силу распределения учебной нагрузки, отнесена к теме 2. Это оправдано также тем, что эпоха Возрождения с точки зрения политико-правовой истории относится к средним векам.

Общая характеристика философской мысли эпохи Возрождения рассматривается в рамках аудиторных занятий, но отдельные учения мыслителей данной эпохи, а так же искусство Ренессанса, впитавшие в себя характернейшие черты данного времени и тесно связанное с философией, требуют самостоятельного изучения. Данный материал, связанный с курсом культурологии, можно подчеркнуть из рекомендованной в УММ литературы.

Следует иметь ввиду, что Возрождение (Ренессанс) связано, прежде всего, с распространением чувства жизни и стиля мышления характерного для античности и противопоставляемого средневековым традициям. Ренессанс явление преимущественно итальянской истории, где его идеи распространились в 12-- 13 в.в., а также Франции (с14 в.). В конце 16 в. он исчерпал себя. Философия данной эпохи характеризуется отказом от авторитетов, обращением к опыту, доверием к собственному разуму, представлением о единой природе и реабилитацией земной жизни человека и общества. Первый этап эпохи Возрождения связывается с гуманизмом, породившим феномены интеллектуального индивидуализма и индивидуализма в искусстве. Эти идеи, достигнув полного расцвета в 15 веке, породили грандиозные творения в области изобразительного искусства, литературы, естественных наук и философии. Отцами итальянского гуманизма были Данте, Петрарка, Бокаччо.

Ренессанс обычно подразделяется на ранний (треченто), период расцвета (кватроченто) и поздний (кинквеченто). 14, 15 и 16 веков, соответственно. Среди деятелей искусства эпохи Возрождения особенно выделяется фигура Леонардо да Винчи (1452–1519) - поистине универсального мыслителя, объединившего идеи созерцания и мышления и проявившего себя как в философии и вообще в науках, так и в литературе и изящных искусствах.

Среди деятелей философии необходимо обратить внимание на Марсилио Фичино (1433-1499) - неоплатоника, опиравшегося на труды Платона и Плотина и стремившегося снова связать культуру с эллинизмом, Пико делла Мирандола (1463-1494), склонявшийся к неоплатонизму мыслитель, ратовавший за науку и истину всех эпох, в противовес одностороннему превознесению античности, Пьетро Помпонацци (1462-1524) примыкал к последователям Аристотеля, отрицал возможность существования нематериального индивидуального духа, свободу воли человека и сверхприродные явления, использовал учение о двойственной истине, Николо Макиавелли (1469-1527) создал оригинальную политическую философию, открыто оторвав право от морали, Мишель Монтель (1533-1592) - фр. юрист, политик и философ известный, прежде всего, своими работами по вопросам морали, утверждая примат благоразумия и используя идеи стоической философии, Иоганн Кеплер (1571-1630) - немецкий астроном и математик, основываясь на мистической натурфилософии и пантеистических мотивах, открыл закон движения планет.

Следует, также обратить внимание на учения Н. Кузанского, Н. Коперника, Г. Галилея. Николай Кузанский (1401-1462) – кардинал, ученый, философ, ближайший советник папы Пия II. Его философия носит пантеистический характер, т. е. Бог отождествляется с природой. Природа наделяется рядом божественных качеств, в частности бесконечностью в пространстве. Кузанский оговаривается, указывая отличие бесконечности божественной от бесконечности природной, однако эта оговорка выглядит как стремление соблюсти богословскую корректность. Саму природу мыслитель понимает весьма диалектически.

В теории познания Н. Кузанским были высказаны глубокие идеи. Философ обосновал безграничность возможностей человека в сфере познания. В гносеологии он также пантеист: Бог просвечивает во всем, заранее есть все.

Философские воззрения Н. Кузанского оказали большое влияние на натурфилософию эпохи Возрождения.

Галилео Галилей (1564-1642) – известнейший естествоиспытатель, вступивший, благодаря своим астрономическим открытиям, в противоречие с аристотелевско-птолимеевской картиной мира. Он впервые вводит понятие закона природы. Его определения носили механистический характер, однако, это был огромный шаг вперед в понимании природы. Благодаря его трудам утверждалась коперникианская система мира, располагающая Солнце в центр планетной с системы.

Галилей прибегает к идее Бога, однако не как вседержителя Вселенной, а как перводвигателя, сообщившего движение планетам. Далее они развиваются по собственным естественным законам. Специально хочется выделить Джордано Бруно (1548-1600) - итальянского естествоиспытателя и философа. В своем учении объединил достижения естественных наук с элементами эпикуреизма, стоицизма и неоплатонизма. Философия Бруно – пантеистична. Вселенная, по его утверждению, есть Бог. В мире нет ничего неживого, все одушевлено. Наука обязана изучать законы развития универсума, а люди - следовать им. Учение Бруно противостоит всем церковным догматам о сотворении мира, его начале и грядущем конце. Естествоиспытатель развил гелиоцентрические идеи Н. Коперника, утверждая, что существует бесконечное множество миров Вселенной. Эти идеи представлены в работе “О бесконечности, Вселенной и мирах”.

В философии Д. Бруно натурфилософия соединяется со стихийной диалектикой. Источником данных взглядов для мыслителя эпохи Возрождения является античная философская мысль. Идея изменчивости всех предметов и явлений действительности находит свое выражение в утверждении об изменении поверхности Земли, превращении континентов в моря, а морей в континенты. Значительный интерес представляют его рассуждения о человеке как микрокосме и его взаимосвязи с природой, как макрокосмом.

Концепция Д. Бруно была охарактеризована как еретическое учение. В 1592 году мыслитель был заключен в тюрьму, в 1600 году его сожгли на костре. Бруно оказал влияние на немецких просветителей, таких как Гердер, Лейбниц, Гете, Шиллер.

 

Литература:

Бертельс Е.С. Суфизм и суфийская литература.- М., 1973.

Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения.- М., 1980.

Григорян С.Н. Средневековая философия народов Ближнего и Среднего Востока.- М., 1966.

*Доброхотов А.Л. Данте Алигьери.- М., 1990.

Зубов В.П. Леонардо да Винчи.- М.- Л., 1961.

*Ибн-Сина Избранное.- М., 1980.

*Николай Кузанский Сочинения: В 2 т.- М., 1979.

Рутенбург В.И. Титаны Возрождения.- Л., 1976.

Сагадеев А.В. Ибн-Рушд (Аверроэс).- М., 1973.

*Сагадеев А.В. Ибн-Сина (Авиценна).- М., 1985.

* Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков: Учебное пособие.- М., 1984.

*Философия эпохи ранних буржуазных революций.- М., 1983.

Шаймухамбетова Г.Б. Арабоязычная философия средневековья и классическая традиция.- М., 1979.

 

Вопросы и задания для самоконтроля и самопроверки по теме II

 

1. Определите сходства и различия между средневековой философией Западной Европы и мусульманской философией.

2. В чем состоят особенности аверроизма как философского направления?

3. Определите основные этапы развития философии Ренессанса и дайте их общую характеристику.

4. Как решается в философии Ренессанса соотношение конечного и бесконечного?

5. Чем обусловлен интерес мыслителей эпохи Возрождения к проблеме государства?

6. В чем суть этических построений деятелей Ренессанса?

7. Определите особенности политической философии Н. Макиавелли.

8. Каковы идейные корни социализма-утопизма?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 478; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.