Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема III. Европейская философия хVII-хVIII веков




Д. Пико делла Мирандола Джованни

Г. Никколо Макиавелли

В. Мишель Мотень

А. Николай Кузанский

б. Ибн-Сина (Авиценна)

 

 

В рамках темы III значительную часть занимает философия эпохи Просвещения. Общая характеристика этого явления рассматривается в процессе аудиторных занятий, но основные идеи виднейших представителей философской мысли 18 века выносятся на самостоятельное изучение. Подобный подход оправдан, прежде всего, в силу сохранения в рамках философии Просвещения основных тенденций, заложенных еще в 17 веке и рассматриваемых на лекциях и семинарах, а так же в силу наличия в библиотеке НА МВД России специальных исследований по данной проблеме.

Изучая идеи французских просветителей следует иметь ввиду, что, с определенной условностью, их можно разделить на два направления: деистов, использующих идею Бога в качестве перводвигателя, и материалистов, отстаивающих идею самодостаточности природы и материи.

К деистам следует отнести прежде всего Франсуа Мари Вольтера (Аруэ) (1694-1778). Философ полагал, что познание трансцендентного (например проблемы человеческой души и свободы воли) невозможно. Особенно известен Вольтер как критик церкви и ее догматизма, при этом он считал религию полезной, особенно для организации людей не достаточно образованных. Вольтер расходился с Руссо, полагая, что культура и человеческий прогресс выступают положительными явлениями в жизни мира. Вольтер ввел в научный оборот термин философия истории. Он выступал против оптимистической идеи бессмертия Лейбница. В библиотеке НА МВД России имеется собрание философских сочинений великого французского мыслителя, на которые необходимо обратить внимание при подготовке к экзаменам.

Жан - Жак Руссо (1712 - 1778) - мыслитель "в котором созревал протест против Просвещения". Он духовно подготавливал Французскую революцию, оставаясь еще в рамках господствующего течения и разделяя установки деизма. С его точки зрения, прогресс культуры ведет к упадку нравственности, заблуждения и предрассудки заглушают голос природы и разума. Человек рождается добрым, так как Бог создает исключительно добро, но в ходе самостоятельного развития человек вырождается. Руссо недооценивал прогрессирующей роли социальной дифференциации и был сторонником идеализированных мелкобуржуазный отношений. Воспитание рассматривалось им как инструмент, устраняющий препятствия для естественного развития. В политико-правовой мысли Русо очень много сделал для разработки понятия "суверенитет народа".

В качестве деиста можно рассматривать Шарля Луи Монтескье (1689 - 1755) - известного философа права и истории. Монтескье как и Локк развивал идею разделения властей. Он известен как сторонник географического детерминизма в понимании права и политики. Данные проблемы должны рассматриваться вами в курсах "История политических и правовых учений" и "Политология".

Французские материалисты представляют весьма значительную группу: Жульен Офрэ Ламетри (1709 - 1751), Поль Анри Гольбах (1723 - 1789), Клод Адриан Гельвеций (1715 - 1771), Дени Дидро (1713 - 1784) и др. Следует иметь ввиду, что их материализм отличался преимущественно механистическим характером. Материю они отождествляли в основном с массой. Концепция механического детерминизма грешила известным упрощением и вульгаризацией как явлений природы так и событий общественной жизни.

Ламетри отличался радикальным материализмом, атеизмом и механицизмом. Его наиболее известные работы имеют характерные названия: "Человек - машина" и "Человек - растение" в них он рассматривает человека как самозаводящуюся машину и сугубо физиологически, соответственно.

Гольбах, Гельвеций и Дидро - создатели "Энциклопедии". Гольбах известен как автор крупного произведения "Система природы, или о законах мира физического и мира духовного", содержащего систематическое краткое изложение сенсуализма, детерминизма и атеизма. В его учении утверждается вечность и несотвортнность материи, порождающей всё многообразие мира. Гельвеций выступает сторонником выведения потребностей, идей и поступков человека из чувственных ощущений. В голоде, жажде и т. д. следует искать причину человеческой активности. Гельвеций сторонник эгоизма и поэтому считает, что проповедь морали ничего не даёт. Лучший законодатель, по мысли Гельвеция, тот кто может уничтожить разделения общественных и частных интересов. Основной труд Гельвеция - "Об уме". Дидро кроме материализма характеризуется пантеизмом и видит божество в законах природы и во всём истинном, прекрасном и добром. По его мнению мышление возникает из ощущений, а они создаются атомами. Из соприкосновений этих атомов возникает единое сознание человечества и вселенной.

В философии французских материалистов проблемы гносеологии являются важнейшими наряду с антолоническими. Культ разума и вера в его безграничные возможности сочеталась в их работах с признанием значения чувственного познания. По мнению указанных авторов разум не может отрываться от чувственных показаний, однако не должен им чрезмерно доверять. Отрыв разума от чувств делает познание невозможным. Основные методы познания: наблюдение и эксперимент. На их базе строятся суждения, рассуждения, понимание и рассудок. Разум возвышается над всем.

Важную роль для французского материализма играет теория познания, созданная Этьеном Бонно де Кацильяком (1714-1780). Его теория познания сенсуалистическая. Следуя за Д. Локком, Кацильяк стремится быть последовательнее самого основателя направления. По мнению французского автора, человек после рождения не только ничего не знает, но и не умеет ощущать. Все приходит к нему через опыт. Ощущение не имеет содержания, но бывает либо приятным либо неприятным и это сохраняется в памяти. Человек удерживает в своей памяти желание иметь приятное ощущение. Далее возникает сравнение и осуждение. Идеи не имеют, по мысли Кацильяка, существования независимого от реальности. Реальность – мир явлений независимых от идей.

Как видим, французский материализм был весьма последовательным в вопросах онтологии и гносеологии. В социальной философии представители этого течения много сделали для понимания политических и правовых отношений в обществе. Их достижения рассматриваются в курсе истории политических и правовых учений.

Рассматривая философию Просвещения, следует знать, что черты данной эпохи проявлялись в различных странах по разному и в разное время. В Англии данные идеи распространялись в 16 веке, но носили преимущественно политический и реформационный характер. Учения английских философов, относящихся к Просвещению, изучаются в рамках аудиторных занятий. В Италии идеи данной эпохи можно найти исключительно в антиклерикальном движении. В полной мере о Просвещении можно говорить в Германских землях, России и Северной Америке.

Среди немецких просветителей указывают Гердера, Лессинга, Канта, Гете, Гаманна.

Иоган Готфрид Гердер (1744-1803) как философ сложился под влиянием Бруно, Спинозы, Лейбница, Гаманна. Его философия несет в себе мощный заряд эволюционализма. Все бытие, с его точки зрения, имеет тенденцию к развитию в направлении некой высшей цели. Как в природе, так и в истории действуют законы прогресса. обнаруживаемые как при естествоиспытаниях так и при рассмотрении человеческого рода. Вечный и бесконечный корень всех вещей - Бог. Мировая закономерность и порядок - выражение божественной силы. Гердер являлся приверженцем идеи гуманизма и над исторической нравственности.

Готхольд Эфранм Лессинг (1729-1781) известен как поэт, литературный и искуствоведческий критик, философ. Выступал за свободу научного исследования, терпимость и гуманность. Боролся против церковного догматизма. В философии истории ожидал наступления века выполнения долга.

Как философ, из выше перечисленных немецких просветителей, наиболее интересен И. Кант, но его учение рассматривается в рамках немецкой классической философии. Просвещение в США (например: Т. Джефферсон, Б. Франклин), используя идеи французской политической философии, выработало практические пути осуществления идей разделения властей, правового государства, федерализма, сдержек и противовесов и т.д. В России представители Просвещения (Н.И. Новиков, А.Н. Радищев и т.д.), рассуждая в контексте идей характерных для данной эпохи, направляли свои практические замечания против негативных сторон российской действительности. В центре их философии - человек. Новиков полагал, что долг человека состоит в содействии благу общества, а нравственное совершенствование достигается благодаря знанию и просветительской деятельности.

Литература:

Баскин М.П. Монтескъе.- М., 1965.

*Длугач Т.Б. Дени Дидро.- М., 1986.

*Гельвеций К.А. Сочинения: В 2 т.- М., 1974.

*Декарт Рене Сочинения: В 2 т.- М., 1989.

*Дидро Дени Сочинения: В 2 т.- М., 1986.

*Кочарян М.Т. Поль Гольбах.- М., 1978.

Кузнецов В.Н. Французский материализм XVIII века.- М., 1981.

*Ламетри Ж.-О. Сочинения.- М., 1976.

*Момджян Х.Н. Французское просвещение ХVIII века: Очерки.- М., 1983.

*Нарский И.С. Западно-Европейская философия XVIII века.- М., 1974.

*Соколов В.В. Европейская философия XV-XVIII веков.- М., 1984.

 

Вопросы и задания для самоконтроля и самопроверки по теме III

1. Какова особенность рационализма эпохи Просвещения?

2. Поделите философов эпохи Просвещения на деистов и материалистов, дайте характеристику направлений.

3. Определите общее и особенное в учениях просветителей разных стран.

4. Каким образом просветители решают проблемы государства и права?

5. Почему Ж.-Ж. Руссо находится на “левом фланге” просвещения, Ф.М. Вольтер на “правом”?

6. Каково значение философии эпохи Просвещения?

7. Определите особенности и актуальность теории общественного договора и естественно-правовой доктрины.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.