Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос




Практическое применение эластичности спроса и предложения

Эластичность спроса и предложения

Взаимодействие спроса и предложения. Закон рыночного ценообразования

Закон предложения. Факторы, влияющие на предложение.

Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос.

Тема 1. Основы теории спроса и предложения

Величины ex ante и ex post

 

В современном экономическом анализе и, прежде всего, в макроэкономическом широко применяются подходы ex ante и ex post, разработанные известным шведским экономистом Т.Мюрдалем в начале 30-х гг. Подход ex ante отражает ожидания, планы и намерения экономических агентов на стадии принятия решений. Можно сказать, что анализ ex ante – прогнозное моделирование экономических явлений и процессов на основе теоретических концепций. Цель такого анализа – определить как влияют различные факторы на будущие значения например, макро- экономических параметров.

Подход ex post Г. Мюрдаль назвал «бухгалтерским» методом. Он отражает фактические результаты, которые уже достигнуты в экономике за какой-то период. В этом случае определяется значение макроэкономических параметров и их динамика с целью сравнения результатов функционирования экономики и корректировки предпринятых концепций развития и разработки новых перспективных направлений экономического развития общества.


РАЗДЕЛ 2. Микроэкономика

 

Важнейшими элементами рыночного механизма являются спрос, предложение и цена. Как уже отмечалось, рынок есть механизм взаимодействия покупателей и продавцов, в ходе которого они, соотнося спрос и предложение товара, определяют его цену.

Ценой называется количество денег, за которое продается и покупается экономическое благо.

Цена определяется на рынке в результате взаимодействия покупателей и продавцов, в ходе которого они сравнивают предложение и спрос на товар и устанавливают цену. Так как цена устанавливается на уровне, когда предложение товара равно спросу на него (предложение и спрос находятся в равновесии), то рыночная цена обычно является равновесной ценой.

Цены формируются не посредством их «усреднения», а в ходе своеобразного компромисса между покупателями и продавцами как предельно допустимые со стороны спроса и со стороны предложения. Это два взаимодействующих между собой принципа цены.

Что такое спрос?

Спрос – это количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели за определенный период времени при всех возможных ценах на этот товар.

В условиях рынка действует так называемый закон спроса, суть которого можно выразить следующим образом. При прочих равных условиях величина спроса на товар тем выше, чем ниже цена этого товара, и наоборот, чем выше цена, тем ниже величина спроса на товар. Действие закона спроса объясняют существованием эффекта дохода и эффекта замещения. Эффект дохода выражается в том, что при снижении цены товара потребитель чувствует себя богаче и хочет приобрести большее количество товара. Эффект замещения состоит в том, что при снижении цены товара потребитель стремится заместить этим подешевевшим товаром другие, цены на которые не изменились.

Понятие «спрос» отражает желание и возможность приобрести товар. Если отсутствует одна из этих характеристик, отсутствует и спрос. Например, у некоего потребителя есть желание приобрести автомобиль за 15 тыс. долл., однако он не располагает такой суммой. В данном случае есть желание, но нет возможности, поэтому спрос на автомобиль со стороны данного потребителя отсутствует. Действие закона спроса ограничено в следующих случаях:

– при ажиотажном спросе, вызванном ожиданием повышения цен;

– для некоторых редких и дорогих товаров, покупка которых является средством накопления (золото, серебро, драгоценные камни, антикварные изделия и т.п.);

– при переключении спроса на более новые и качественные товары (например, с пишущих машинок – на домашние компьютеры; снижение цен на пишущие машинки не приведет к повышению спроса на них).

Изменение количества товара, которое покупатели хотят и могут купить, в зависимости от изменения цены этого товара называют изменением величины спроса. На рисунке графически изображена зависимость между ценой костюма и величиной спроса на него в магазине. Изменение величины спроса – это движение по кривой спроса (рис. 1.1.1).

Рис. 1.1.1. График спроса

 

Если цена костюма снизится с 2 тыс. до 1 тыс. руб., то величина спроса на него возрастет с 200 до 400 шт. ежедневно. И наоборот.

Однако цена является не единственным фактором, оказывающим влияние на желание и готовность потребителей приобрести товар. Изменения, которые вызваны воздействием всех других факторов, кроме цены, называют изменением спроса. Все другие факторы (так называемые неценовые) воздействуют как в сторону усиления, так и в сторону уменьшения спроса. К неценовым факторам относятся:

– изменения в доходах населения. Если доходы населения рас-гут, то у покупателей возникает желание приобретать больше тонн ров вне зависимости от цен на них. Например, растет спрос на низкокачественные одежду и обувь, товары длительного пользования, недвижимость и т.п.;

– изменения в структуре населения. Например, увеличение рождаемости приводит к росту спроса на детские товары; старение населения влечет за собой увеличение спроса на лекарства, предметы ухода за пожилыми людьми;

– изменение цен на другие товары. К примеру, повышение цен на говядину может привести к росту спроса на продукт-заменитель – свинину и т.п.;

– изменение вкусов потребителей, изменения моды, привычек, а также другие факторы, не связанные с ценой (рис. 1.1.2.).

 

Рис 1.1.2. Влияние неценовых факторов на спрос

 

На графике влияние неценовых факторов на спрос может быть изображено как сдвиг кривой спроса вправо (рост спроса) или влево (снижение спроса).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1352; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.