КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные методы регулирования конфликтов в политикеОсобое положение в группе кризисов занимает политический кризис. Это – кризис в политическом устройстве общества, кризис власти, кризис реализации интересов различных социальных групп, классов, в управлении обществом. Политические кризисы, как правило, затрагивают все стороны развития общества и переходят в кризисы экономические. В политической науке наибольшее внимание уделяют проблеме урегулирования политических конфликтов. Кстати, Р. Дарендорф считает, что применение термина «регулирование» применительно к конфликту гораздо точнее, чем термина «разрешение». Понятие «разрешение» конфликта вводит в заблуждение, поскольку оно «отражает социологически ошибочную идеологию, согласно которой полное устранение конфликта возможно и желательно». Конечно, в определенном контексте можно употреблять также термин «разрешение» конфликта. Ведущей проблемой современной конфликтологии является прогнозирование и урегулирование политических конфликтов. Важное значение имеет контроль над ходом конфликта со стороны третьей силы, которой доверяют обе враждующие стороны. Процесс урегулирования конфликта предполагает решение ряда задач: -необходимо начать решение конфликта на ранней стадии и по возможности предотвратить его; -необходимо проанализировать все источники и условия возникновения конфликтной ситуации, выявить всех участников; -локализовать политический конфликт, не дать ему перейти на другие регионы. Легче всего урегулирование проходит в начальной фазе, которую характеризуют атмосферой напряженности и неустойчивости. Для «третьей силы» главным становится недопущение нарастания противоборства следующими методами: 1. привлечь к конфликтной ситуации внимание всего общества, показав отрицательные последствия ее нарастания; 2. поддержать одну из конфликтующих сторон, которая выдвигает более правомерные требования; 3. ликвидировать конфликтную ситуация уничтожив причину противоречия. Если перечисленные методы невыполнимы конфликтная ситуация переходит в следующий этап развития, когда резко обостряется политическая ситуация, конфликт разрастается; противники используют не соответствующие нормам права и морали методы; притязания обосновываются не с помощью разума, а на эмоциональном уровне. Урегулирование конфликта на этом этапе сопряжено со следующими трудностями: быстро погасить накал страстей не удается и главное, если лидеры пришли к соглашению, то конфликт продолжается на уровне рядовых граждан. Основными методами разрешения конфликта на этапе его развития может стать перевод из эмоциональной плоскости в плоскость разумного обоснования притязаний противников; создать условия для постепенного угасания естественным путем, т.е. деактуализации конфликта. Самым сложным и ответственным в урегулировании является этап окончания конфликта. Нужно, чтобы хотя бы одна из сторон поняла тщетность своих попыток победить в этой борьбе; добиться возобладания разума над чувствами; можно добиться смены политического курса. Ведущим методом на конечном этапе конфликта должен быть переговорный процесс. Главный метод в переговорах - «торг», т.е. стремление сохранить исходные позиции и добиться преимущества при наличии объективных условий. Демократический процесс контроля над конфликтными ситуациями предполагает: -взаимный оперативный обмен достоверной информацией; -сознательное взаимное воздержание от применения силы; -объявление взаимного моратория на действия обостряющие конфликт; -подключение арбитров, беспристрастный подход которых к конфликту гарантирован; -использование существующих или принятие новых правовых норм; -создание и поддержание атмосферы партнерства и доверительных отношений; Особенности разрешения конфликтов при тоталитарных режимах: -игнорирование действий оппозиции (может подтолкнуть ее к терроризму); -репрессии властей против «нарушителей общественного порядка»; -частичная реализация требований оппозиции; Основным условием сознательного политического анализа и регулирования конфликта является его вскрытие. Если конфликты остаются скрытыми, они влияют на политику лишь латентным образом, их дисфункциональные следствия могут усилиться и даже приобрести необратимый характер. Вскрытие конфликта предполагает знание объекта конфликта, состава его участников, исторических корней, непосредственного повода и уровня напряженности. Р. Даль считает, что в любом политическом конфликте могут возникать три альтернативы: тупик, принуждение, широкое урегулирование. Тупик возникает вследствие абсолютной взаимной неустойчивости. Результат его в политике — статус-кво. Принуждение используется для предотвращения государством гражданского неповиновения или даже восстания, для чего применяются полиция, армия, бюрократический аппарат. Мирное урегулирование наиболее вероятно в условиях развитого законодательства, парламентаризма, системы политических партий и т.д., обеспечивающих консультации, переговоры, исследования возможных альтернатив и поиски взаимоприемлемых решений. Для успешного регулирования конфликта, считает Р. Дарендорф, важны три обстоятельства. Во-первых, наличие ценностных предпосылок. Каждая из сторон конфликта должна признавать наличие конфликтной ситуации, и в этом смысле ее исходная позиция состоит в том, что за оппонентом признается само право на существование. Во-вторых, чрезвычайно важным моментом в урегулировании конфликта является уровень организации сторон. Чем более организованными являются обе стороны, тем легче достичь договоренности и исполнения условий договора. (На Западе профсоюзы редко прибегают к забастовкам. Забастовка - признак неразвитости профсоюзного движения). В-третьих, конфликтующие стороны должны согласиться относительно определенных правил игры, при соблюдении которых возможно сохранение или поддержание отношений между сторонами. Эти правила должны предоставлять равенство возможностей для каждой из сторон конфликта. Они должны обеспечивать некоторый баланс в их взаимоотношениях. Регулирование конфликтов обеспечивается специальными институтами парламентского типа, которые должны: а) обладать полномочиями на ведение переговоров и достижение согласия. Предполагается, что эти институты должны быть в достаточной степени автономными; б) эти институты должны обладать монополией на представительство интересов своей стороны; в) решения, принятые этими институтами, должны быть обязательными; г) они должны действовать демократически. Нормальное развитие конфликта предполагает, что каждая из сторон способна учитывать интересы противостоящей стороны.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |