Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конституционные основы правого статуса личности




КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

в Российской Федерации

 

Каждый человек живет в коллективе, обществе, государстве, ставит перед собой определенные цели, выбирает пути и средства их достижения. Но насколь­ко он при этом свободен? Есть ли что-нибудь, что ограничивает его выбор путей и способов решения поставленных задач? Проблема эта носит объективный характер, ибо вряд ли можно представить себе поло­жение, когда человек, проживая среди других людей, решает свои вопросы, игнорируя интересы общества в целом или отдельных его индивидов. Если подобное происходит, то интересы разных людей, сталкиваются, беспредельная свобода действий одних оборачивается нарушением интересов других. Поэтому все люди вынуждены соотносить свое поведение с интересами и требованиями общества, интересами других граждан.

Отсюда свобода – такое положение человека в об­ществе, коллективе, которое предполагает соблюдение двух важных принципов: личность свободна при выбо­ре путей и средств достижения своих целей; человек обязан при постановке и реализации своих целей сопоставлять свое поведение со свободой других лиц и нести ответственность за нарушение их прав и ин­тересов. В юридическом смысле свобода есть норма­тивно закрепленная возможность человека совершать действия, поступки по своему усмотрению, не нару­шая свободы других, определенный правовой статус человека. Названные принципы лежат в основе норма­тивно-правовых документов, регулирующих правовое положение человека и гражданина. Эти документы под­разделяются на две основные группы: 1) международно-правовые акты: Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о граж­данских и политических правах, Конвенция о полити­ческих правах женщин и др.; 2) Конституция и другое национальное законодательство.

Анализ содержания международно-правовых доку­ментов и национального законодательства позволяет сделать вывод, что все права и свободы делятся на две группы: а) права человека, которые принадлежат ему от рождения, естественные права человека, которые государство обязано признавать, но не может предо­ставлять, даровать или ограничивать и которые суще­ствуют безотносительно к конкретному государству; б) права и свободы гражданина, которые закрепляются за человеком национальным законодательством. Соб­ственно в теории конституционного права различают­ся правовой статус человека и правовой статус граж­данина[127].

Правовой статус человека суть его положение, за­фиксированное в международных пактах, определен­ный стандарт, к которому стремится, или во всяком случае, должно стремиться национальное законодатель­ство. В принципе подобным статусом должен обладать каждый человек, проживающий на территории любого государства, ибо он является членом общечеловеческого сообщества. Правовой же статус гражданина – это правовой статус человека, который дополнен соответ­ствующими правами и свободами национальным зако­нодательством государства.

Национальное законодательство демократического государства, регулируя вопросы свободы личности, призвано: а) признать за каждым человеком необходимые для жизнедеятельности его естественные права; б) за­крепить за каждой личностью права, характеризующие её как гражданина; в) гарантировать права и свободы, обеспечить их охрану и защиту; г) предусмотреть обя­занности личности и её ответственность за их неиспол­нение.

Отражение в национальном законодательстве комп­лекса названных вопросов образует институт правово­го статуса (правового положения) личности. В его состав входят нормы различных отраслей права: адми­нистративного, конституционного, трудового, граждан­ского и др. Таким образом, правовой статус (правовое положение) человека и гражданина представляет со­бой закрепленное нормами российского права факти­ческое положение личности. Или: закрепление юриди­ческими нормами отношений и связей личности с коллективом, обществом, государством, другими лица­ми. Или: это фактическая свобода личности, закреп­ленная в законе. Иначе говоря, правовой статус выра­жает легальные пределы свободы личности, объем её прав, обязанностей, законных интересов, установлен­ных всей правовой системой Российской Федерации.

Термин «личность» – собирательное понятие[128]. Поэ­тому можно говорить о правовом статусе российского гражданина, иностранного гражданина, лица без граж­данства. Особенности этих правовых статусов установ­лены в законах Российской Федерации. В целом же содержание правового положения человека и гражда­нина охватывает собой совокупность закрепленными нормами права прав, свобод и обязанностей физиче­ских лиц и юридические гарантии их реализации и отражает специфику взаимоотношений личности и общества, гражданина и государства, отдельного инди­вида с окружающими.

Наука конституционного права изучает не все про­блемы, касающиеся правового статуса, ибо нормами конституционного права регулируются лишь основы правового положения человека и гражданина, закреп­ленные Конституцией РФ. Поэтому понятия «основы, правового статуса человека и гражданина» и «конституционный статус человека и гражданина» равнознач­ны. Базовый принцип конституционного статуса зафиксирован в ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Рас­крывается он в гл. 2 Конституции.

Конституционный статус можно классифицировать по различным основаниям. Так, по субъектам различа­ют: а) конституционный статус человека; б) конститу­ционный статус гражданина РФ; в) конституционный статус иностранного гражданина, проживающего на тер­ритории РФ; г) конституционный статус лица без граж­данства, проживающего в пределах России. По объему прав, свобод и обязанностей выделяют: а) базовый (основной); б) полный; в) ограниченный (специальный) статус.

В Российской Федерации, как и в любом другом государстве, состав населения не однороден. На её территории проживают её граждане, а также ино­странные граждане и лица без гражданства; часть российских граждан постоянно или временно живут за её пределами. В свою очередь российские граждане имеют различный возраст, состояние здоровья, нахо­дятся по разным причинам в разнообразных отношени­ях с обществом.

В данной связи, как уже отмечалось, конституцион­ный статус различается по субъектам и по объему, полноте прав, свобод и обязанностей его носителей. Об этом свидетельствуют и статьи гл. 2 Конституции, чей анализ позволяет выделить различных субъектов, к ко­торым относится то или иное право. Так, одни нормы начинаются словом «каждый», а другие – «гражданин», т. е. одни права и свободы принадлежат всем и каж­дому, другие – только гражданам Российской Федера­ции. Здесь нужно отметить, что базовым конституци­онным статусом обладает каждый (гражданин, иностранный гражданин, лицо без гражданства), всем им от рождения принадлежат основные права и свободы, естественные права человека. Полный же конституци­онный статус имеют только граждане Российской Федерации.

Конституционный статус гражданина выступает как обобщающее понятие. Он отражает лишь общие для всех права, свободы и обязанности и оставляет за своими пределами те права и обязанности, которые постоянно возникают и прекращаются при вступлении лиц в какие-то конкретные правоотношения. Поэтому конституци­онный статус относительно статичен, не может быть изменен без ведома государства, законодателя[129].

Правовой статус может меняться с течением време­ни. Гражданин был студентом, следователем, прокуро­ром, судьей и т. д., и каждый раз менялся его правовой статус. Конституционный статус постоянен, не зависит от перемещения по службе, изменения социального положения, материальных возможностей. Какие же элементы составляют его содержание?

1. Конституционные права, свободы и обязанности. Это главный элемент, основа названного статуса. Здесь они выступают объектом взаимоотношений человека и государства и по их содержанию и объему можно судить о степени свободы личности[130]. Вместе с тем дан­ный институт хотя и важнейший, но не единственный, так как определенный круг прав, свобод и обязанно­стей имеют и неграждане Российской Федерации. Поэтому само по себе его конституционное закрепле­ние еще не дает ответа на вопрос о том, какой кон­кретно совокупностью прав и свобод обладают граж­дане, какие они несут обязанности, какие права при­надлежат иностранным гражданам и лицам без граж­данства. Ответить на него поможет следующий эле­мент конституционного статуса.

2. Гражданство [131]. Значение этого элемента заключа­ется в том, что он позволяет из всей массы физических лиц выделить граждан Российской Федерации. Именно граждане РФ имеют полный конституционный статус, т. е. в полном объеме обладают правами и свободами и несут обязанности, установленные в Конституции. Иностранные граждане и лица без гражданства лише­ны, например, права участвовать в управлении государством, не несут воинской обязанности. В то же время и граждане Российской Федерации в силу разных причин фактически далеко не всегда наделяются пол­ным объемом конституционных прав и свобод, а пото­му важную роль в решении анализируемой проблемы играет еще один элемент конституционного статуса.

3. Конституционная правосубъектность. Она озна­чает, что гражданин обладает полным объемом консти­туционных прав и свобод и в полном объеме несет конституционные обязанности, если он правоспособен и дееспособен, т. е.может иметь права и нести обязан­ности[132].

Одним из факторов, ограничивающих конституци­онную правосубъектность, является возраст. Напри­мер, ст. 60 Конституции устанавливает, что граждане в полном объеме реализуют свои права и несут обязанности с 18 лет. Существуют и иные возрастные ограничения. Так, для реализации пассивного избира­тельного права при выборах в Государственную Думу Федерального Собрания требуется возраст в 21 год, для избрания Президентом – 35 лет, право на получение пенсии наступает у женщин в 55 лет, у мужчин – в 60 лет. Второй вид ограничения правосубъектности обус­ловлен состоянием здоровья гражданина: не могут участвовать в выборах, референдуме лица, признанные судом недееспособными. Ограничен статус содержа­щихся в местах лишения свободы по приговору суда. Они не могут пользоваться избирательными правами и рядом других прав: физическая изоляция от обще­ства предполагает и отстранение их от участия в управлении делами государства.

Существуют также другие ограничения в право­субъектности, обусловленные местом пребывания, осо­бенностями выполняемой работы и т. д. (гражданин правоспособен, имеет все права, но реализовать их по каким-либо причинам не может).

Таким образом, гражданство и конституционная правосубъектность – важнейшие условия, предопределяющие полноту конституционного статуса гражда­нина Российской Федерации.

4. Гарантии реализации конституционных прав и сво­бод. Историческая практика давно и неопровержимо до­казала, что одно только провозглашение прав и свобод (даже в Конституции) не означает фактического наде­ления ими субъектов правоотношений. Для обеспече­ния реальности конституционного статуса гражданина необходимы гарантии того, что гражданин не может быть лишен данного статуса без законных к тому оснований, причем государство должно создать усло­вия, обеспечивающие его реализацию[133].

5. Принципы формирования и функционирования конституционного статуса гражданина Российской Фе­дерации. Принципы – это идеи, выработанные в ходе общественного развития и положенные в основу фор­мирования, функционирования и реализации конститу­ционного статуса личности [134].

Основополагающим здесь является принцип соот­ветствия конституционного статуса естественно-правовым общегуманистическим началам. Отсюда – первичный, исходный характер конституционных ус­тановлений по отношению к другим видам правового статуса. Конституционные правомочия считаются базо­выми не только потому, что они закреплены в Основном Законе, но и (и прежде всего) потому, что в условиях гражданского общества они отражают естественно-правовую сущность человека, закрепляют те права и свободы, без которых его бытие невозможно. Свое юридическое опосредствование этот принцип получил в преамбуле Конституции РФ и других её разделах.

Степень соблюдения названного принципа показы­вает, является или нет конституция Основным зако­ном для данного государства и общества. В аспекте соответствия конституционного статуса общечеловече­ским правовым достижениям должна рассматриваться и проблема учета в основном законе конкретного государства норм международного права и примене­ния их при наличии пробелов или коллизий в правовом регулировании.

Принцип сочетания свободы и ответственности, прав и обязанностей отражает одну из важнейших граней правового статуса личности вообще и конститу­ционного в частности. Необходимость его закрепления в Основном Законе РФ и акцент на предоставительно-обязывающем характере строения нормативно-право­вого материала, регулирующего взаимоотношения че­ловека (гражданина) и общества (государства), обуслов­лены рядом факторов: во-первых, естественной потреб­ностью людей установить взаимоприемлемый и взаимо­выгодный порядок общения; во-вторых, осознанным стремлением выработать правовые инструменты (кон­струкции), определяющие меру свободы субъектов и гарантии осуществления их прав и обязанностей; в-третьих, требованиями, предъявляемыми к формиро­ванию правовой системы в целом.

При этом, разумеется, нельзя идеализировать дан­ный принцип, понимать его как абсолютное соответст­вие конкретного субъективного права конкретной обя­занности. Диапазон и плоскости соприкосновения и взаимозависимости прав и обязанностей весьма слож­ны и многозначны, В гражданском обществе, например, обязанности перед отдельным человеком принимает на себя государство.

Анализируемый принцип получил отражение во Все­общей декларации прав человека, провозглашающей, что «каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности». В Международном пакте о граж­данских и политических правах подчеркивается, что «отдельный человек имеет обязанности в отношении других людей и того коллектива, к которому он принадлежит».

Принцип легитимности конституционного статуса свидетельствует о необходимости юридически спра­ведливого и правильного (законного) оформления его содержательных характеристик и процедур. Для при­знания конституционного статуса легитимным необходи­мо, чтобы: а) Конституция была принята путем Демокра­тического волеизъявления всего народа (референдум) или его представительным органом; б) процедура её принятия (порядок голосования, подсчета голосов и т. д.) была четко определена законом; 3) все изменения кон­ституционного статуса производились только на осно­вании соответствующих законодательных актов.

Легитимный характер конституционного статуса под­тверждается рядом положений Основного Закона и, в частности, ст. 17, где говорится, что в Российской федерации признаются и гарантируются права и сво­боды человека и гражданина согласно общепризнан­ным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Принцип стабильности конституционного статуса обусловлен особенностями самой человеческой жизни и предполагает установление нормального правопоряд­ка, предсказуемых и разумных изменений в обще­ственной жизни, обеспечивающих сохранение гено­фонда, темпы производства материальных и духовных ценностей, свободное развитие личности. Как любая основа образования новых качеств конституционный статус должен обладать устойчивостью и не меняться до тех пор, пока важнейшие общественные отношения не трансформируются в корне.

Стабильность конституционного статуса личности зависит от того, насколько он соответствует фактиче­ским общественным отношениям и какой порядок его принятия, отмены и изменения закреплен в законе. Конституция РФ в ст. 135 содержит некоторые гаран­тии стабильности статуса, устанавливая достаточно сложный порядок пересмотра гл. 2. Устойчивость ста­туса зависит и от соотношения политических сил в стране, от способов решения назревших социальных проблем. Разумеется, о стабильности конституционно­го статуса не может быть и речи, когда эти проблемы решаются такими способами, как война, революция, военный или политический переворот.

В качестве принципов функционирования и реали­зации конституционного статуса личности можно рас­сматривать: прямое действие конституционных прав, свобод и обязанностей; приоритет конституционных правомочий перед другими, закрепленными в иных законодательных актах или приобретенными в процес­се правового общения; особый способ восстановления нарушенных конституционных прав и свобод, а также обеспечения конституционных обязанностей[135].

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1317; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.