КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Конституционные основы правого статуса личности
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в Российской Федерации
Каждый человек живет в коллективе, обществе, государстве, ставит перед собой определенные цели, выбирает пути и средства их достижения. Но насколько он при этом свободен? Есть ли что-нибудь, что ограничивает его выбор путей и способов решения поставленных задач? Проблема эта носит объективный характер, ибо вряд ли можно представить себе положение, когда человек, проживая среди других людей, решает свои вопросы, игнорируя интересы общества в целом или отдельных его индивидов. Если подобное происходит, то интересы разных людей, сталкиваются, беспредельная свобода действий одних оборачивается нарушением интересов других. Поэтому все люди вынуждены соотносить свое поведение с интересами и требованиями общества, интересами других граждан. Отсюда свобода – такое положение человека в обществе, коллективе, которое предполагает соблюдение двух важных принципов: личность свободна при выборе путей и средств достижения своих целей; человек обязан при постановке и реализации своих целей сопоставлять свое поведение со свободой других лиц и нести ответственность за нарушение их прав и интересов. В юридическом смысле свобода есть нормативно закрепленная возможность человека совершать действия, поступки по своему усмотрению, не нарушая свободы других, определенный правовой статус человека. Названные принципы лежат в основе нормативно-правовых документов, регулирующих правовое положение человека и гражданина. Эти документы подразделяются на две основные группы: 1) международно-правовые акты: Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, Конвенция о политических правах женщин и др.; 2) Конституция и другое национальное законодательство.
Анализ содержания международно-правовых документов и национального законодательства позволяет сделать вывод, что все права и свободы делятся на две группы: а) права человека, которые принадлежат ему от рождения, естественные права человека, которые государство обязано признавать, но не может предоставлять, даровать или ограничивать и которые существуют безотносительно к конкретному государству; б) права и свободы гражданина, которые закрепляются за человеком национальным законодательством. Собственно в теории конституционного права различаются правовой статус человека и правовой статус гражданина[127]. Правовой статус человека суть его положение, зафиксированное в международных пактах, определенный стандарт, к которому стремится, или во всяком случае, должно стремиться национальное законодательство. В принципе подобным статусом должен обладать каждый человек, проживающий на территории любого государства, ибо он является членом общечеловеческого сообщества. Правовой же статус гражданина – это правовой статус человека, который дополнен соответствующими правами и свободами национальным законодательством государства. Национальное законодательство демократического государства, регулируя вопросы свободы личности, призвано: а) признать за каждым человеком необходимые для жизнедеятельности его естественные права; б) закрепить за каждой личностью права, характеризующие её как гражданина; в) гарантировать права и свободы, обеспечить их охрану и защиту; г) предусмотреть обязанности личности и её ответственность за их неисполнение. Отражение в национальном законодательстве комплекса названных вопросов образует институт правового статуса (правового положения) личности. В его состав входят нормы различных отраслей права: административного, конституционного, трудового, гражданского и др. Таким образом, правовой статус (правовое положение) человека и гражданина представляет собой закрепленное нормами российского права фактическое положение личности. Или: закрепление юридическими нормами отношений и связей личности с коллективом, обществом, государством, другими лицами. Или: это фактическая свобода личности, закрепленная в законе. Иначе говоря, правовой статус выражает легальные пределы свободы личности, объем её прав, обязанностей, законных интересов, установленных всей правовой системой Российской Федерации.
Термин «личность» – собирательное понятие[128]. Поэтому можно говорить о правовом статусе российского гражданина, иностранного гражданина, лица без гражданства. Особенности этих правовых статусов установлены в законах Российской Федерации. В целом же содержание правового положения человека и гражданина охватывает собой совокупность закрепленными нормами права прав, свобод и обязанностей физических лиц и юридические гарантии их реализации и отражает специфику взаимоотношений личности и общества, гражданина и государства, отдельного индивида с окружающими. Наука конституционного права изучает не все проблемы, касающиеся правового статуса, ибо нормами конституционного права регулируются лишь основы правового положения человека и гражданина, закрепленные Конституцией РФ. Поэтому понятия «основы, правового статуса человека и гражданина» и «конституционный статус человека и гражданина» равнозначны. Базовый принцип конституционного статуса зафиксирован в ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Раскрывается он в гл. 2 Конституции. Конституционный статус можно классифицировать по различным основаниям. Так, по субъектам различают: а) конституционный статус человека; б) конституционный статус гражданина РФ; в) конституционный статус иностранного гражданина, проживающего на территории РФ; г) конституционный статус лица без гражданства, проживающего в пределах России. По объему прав, свобод и обязанностей выделяют: а) базовый (основной); б) полный; в) ограниченный (специальный) статус.
В Российской Федерации, как и в любом другом государстве, состав населения не однороден. На её территории проживают её граждане, а также иностранные граждане и лица без гражданства; часть российских граждан постоянно или временно живут за её пределами. В свою очередь российские граждане имеют различный возраст, состояние здоровья, находятся по разным причинам в разнообразных отношениях с обществом. В данной связи, как уже отмечалось, конституционный статус различается по субъектам и по объему, полноте прав, свобод и обязанностей его носителей. Об этом свидетельствуют и статьи гл. 2 Конституции, чей анализ позволяет выделить различных субъектов, к которым относится то или иное право. Так, одни нормы начинаются словом «каждый», а другие – «гражданин», т. е. одни права и свободы принадлежат всем и каждому, другие – только гражданам Российской Федерации. Здесь нужно отметить, что базовым конституционным статусом обладает каждый (гражданин, иностранный гражданин, лицо без гражданства), всем им от рождения принадлежат основные права и свободы, естественные права человека. Полный же конституционный статус имеют только граждане Российской Федерации. Конституционный статус гражданина выступает как обобщающее понятие. Он отражает лишь общие для всех права, свободы и обязанности и оставляет за своими пределами те права и обязанности, которые постоянно возникают и прекращаются при вступлении лиц в какие-то конкретные правоотношения. Поэтому конституционный статус относительно статичен, не может быть изменен без ведома государства, законодателя[129]. Правовой статус может меняться с течением времени. Гражданин был студентом, следователем, прокурором, судьей и т. д., и каждый раз менялся его правовой статус. Конституционный статус постоянен, не зависит от перемещения по службе, изменения социального положения, материальных возможностей. Какие же элементы составляют его содержание?
1. Конституционные права, свободы и обязанности. Это главный элемент, основа названного статуса. Здесь они выступают объектом взаимоотношений человека и государства и по их содержанию и объему можно судить о степени свободы личности[130]. Вместе с тем данный институт хотя и важнейший, но не единственный, так как определенный круг прав, свобод и обязанностей имеют и неграждане Российской Федерации. Поэтому само по себе его конституционное закрепление еще не дает ответа на вопрос о том, какой конкретно совокупностью прав и свобод обладают граждане, какие они несут обязанности, какие права принадлежат иностранным гражданам и лицам без гражданства. Ответить на него поможет следующий элемент конституционного статуса. 2. Гражданство [131]. Значение этого элемента заключается в том, что он позволяет из всей массы физических лиц выделить граждан Российской Федерации. Именно граждане РФ имеют полный конституционный статус, т. е. в полном объеме обладают правами и свободами и несут обязанности, установленные в Конституции. Иностранные граждане и лица без гражданства лишены, например, права участвовать в управлении государством, не несут воинской обязанности. В то же время и граждане Российской Федерации в силу разных причин фактически далеко не всегда наделяются полным объемом конституционных прав и свобод, а потому важную роль в решении анализируемой проблемы играет еще один элемент конституционного статуса. 3. Конституционная правосубъектность. Она означает, что гражданин обладает полным объемом конституционных прав и свобод и в полном объеме несет конституционные обязанности, если он правоспособен и дееспособен, т. е.может иметь права и нести обязанности[132]. Одним из факторов, ограничивающих конституционную правосубъектность, является возраст. Например, ст. 60 Конституции устанавливает, что граждане в полном объеме реализуют свои права и несут обязанности с 18 лет. Существуют и иные возрастные ограничения. Так, для реализации пассивного избирательного права при выборах в Государственную Думу Федерального Собрания требуется возраст в 21 год, для избрания Президентом – 35 лет, право на получение пенсии наступает у женщин в 55 лет, у мужчин – в 60 лет. Второй вид ограничения правосубъектности обусловлен состоянием здоровья гражданина: не могут участвовать в выборах, референдуме лица, признанные судом недееспособными. Ограничен статус содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда. Они не могут пользоваться избирательными правами и рядом других прав: физическая изоляция от общества предполагает и отстранение их от участия в управлении делами государства. Существуют также другие ограничения в правосубъектности, обусловленные местом пребывания, особенностями выполняемой работы и т. д. (гражданин правоспособен, имеет все права, но реализовать их по каким-либо причинам не может). Таким образом, гражданство и конституционная правосубъектность – важнейшие условия, предопределяющие полноту конституционного статуса гражданина Российской Федерации. 4. Гарантии реализации конституционных прав и свобод. Историческая практика давно и неопровержимо доказала, что одно только провозглашение прав и свобод (даже в Конституции) не означает фактического наделения ими субъектов правоотношений. Для обеспечения реальности конституционного статуса гражданина необходимы гарантии того, что гражданин не может быть лишен данного статуса без законных к тому оснований, причем государство должно создать условия, обеспечивающие его реализацию[133]. 5. Принципы формирования и функционирования конституционного статуса гражданина Российской Федерации. Принципы – это идеи, выработанные в ходе общественного развития и положенные в основу формирования, функционирования и реализации конституционного статуса личности [134]. Основополагающим здесь является принцип соответствия конституционного статуса естественно-правовым общегуманистическим началам. Отсюда – первичный, исходный характер конституционных установлений по отношению к другим видам правового статуса. Конституционные правомочия считаются базовыми не только потому, что они закреплены в Основном Законе, но и (и прежде всего) потому, что в условиях гражданского общества они отражают естественно-правовую сущность человека, закрепляют те права и свободы, без которых его бытие невозможно. Свое юридическое опосредствование этот принцип получил в преамбуле Конституции РФ и других её разделах. Степень соблюдения названного принципа показывает, является или нет конституция Основным законом для данного государства и общества. В аспекте соответствия конституционного статуса общечеловеческим правовым достижениям должна рассматриваться и проблема учета в основном законе конкретного государства норм международного права и применения их при наличии пробелов или коллизий в правовом регулировании. Принцип сочетания свободы и ответственности, прав и обязанностей отражает одну из важнейших граней правового статуса личности вообще и конституционного в частности. Необходимость его закрепления в Основном Законе РФ и акцент на предоставительно-обязывающем характере строения нормативно-правового материала, регулирующего взаимоотношения человека (гражданина) и общества (государства), обусловлены рядом факторов: во-первых, естественной потребностью людей установить взаимоприемлемый и взаимовыгодный порядок общения; во-вторых, осознанным стремлением выработать правовые инструменты (конструкции), определяющие меру свободы субъектов и гарантии осуществления их прав и обязанностей; в-третьих, требованиями, предъявляемыми к формированию правовой системы в целом. При этом, разумеется, нельзя идеализировать данный принцип, понимать его как абсолютное соответствие конкретного субъективного права конкретной обязанности. Диапазон и плоскости соприкосновения и взаимозависимости прав и обязанностей весьма сложны и многозначны, В гражданском обществе, например, обязанности перед отдельным человеком принимает на себя государство. Анализируемый принцип получил отражение во Всеобщей декларации прав человека, провозглашающей, что «каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности». В Международном пакте о гражданских и политических правах подчеркивается, что «отдельный человек имеет обязанности в отношении других людей и того коллектива, к которому он принадлежит». Принцип легитимности конституционного статуса свидетельствует о необходимости юридически справедливого и правильного (законного) оформления его содержательных характеристик и процедур. Для признания конституционного статуса легитимным необходимо, чтобы: а) Конституция была принята путем Демократического волеизъявления всего народа (референдум) или его представительным органом; б) процедура её принятия (порядок голосования, подсчета голосов и т. д.) была четко определена законом; 3) все изменения конституционного статуса производились только на основании соответствующих законодательных актов. Легитимный характер конституционного статуса подтверждается рядом положений Основного Закона и, в частности, ст. 17, где говорится, что в Российской федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Принцип стабильности конституционного статуса обусловлен особенностями самой человеческой жизни и предполагает установление нормального правопорядка, предсказуемых и разумных изменений в общественной жизни, обеспечивающих сохранение генофонда, темпы производства материальных и духовных ценностей, свободное развитие личности. Как любая основа образования новых качеств конституционный статус должен обладать устойчивостью и не меняться до тех пор, пока важнейшие общественные отношения не трансформируются в корне. Стабильность конституционного статуса личности зависит от того, насколько он соответствует фактическим общественным отношениям и какой порядок его принятия, отмены и изменения закреплен в законе. Конституция РФ в ст. 135 содержит некоторые гарантии стабильности статуса, устанавливая достаточно сложный порядок пересмотра гл. 2. Устойчивость статуса зависит и от соотношения политических сил в стране, от способов решения назревших социальных проблем. Разумеется, о стабильности конституционного статуса не может быть и речи, когда эти проблемы решаются такими способами, как война, революция, военный или политический переворот. В качестве принципов функционирования и реализации конституционного статуса личности можно рассматривать: прямое действие конституционных прав, свобод и обязанностей; приоритет конституционных правомочий перед другими, закрепленными в иных законодательных актах или приобретенными в процессе правового общения; особый способ восстановления нарушенных конституционных прав и свобод, а также обеспечения конституционных обязанностей[135].
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1317; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |