Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные понятия. 1. Дайте определения понятиям «индивид» и «личность»




Занятие 19. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ СМЫСЛА ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

1. Дайте определения понятиям «индивид» и «личность». Соотнесите их.

2. Каковы условия формирования личности?

3. Что представляет собой процесс социализации личности?

4. Из чего складывается «Я-образ» человека?

5. Проведите сравнительную характеристику принципов индивидуализма и холизма.

6. Раскройте основные концепции свободы человека – фатализм и волюнтаризм.

7. Обозначьте свое понимание свободы человека.

8. Что представляет собой творчество? Какова его взаимосвязь со свободой человека?

9. Что предполагает проблема ответственности в философии и этике?

 

1. Значимость проблемы смысла жизни для человека

2. Варианты понимания смысла жизни.

3. Понятие цели и смысла, их связь и различие.

4. Объективный, единый смысл жизни человека.

 

Цель жизни, смысл жизни, гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм, прагматизм, этика долга, единый для всех смысл жизни.

Основная литература

Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н.Лавриненко, проф. В.П.Ратникова. – М., 2004. – С. 598-601.

Хрусталев Ю.М. Общий курс философии: Учебник для студентов медицинских и фармацевтических вузов. В 2-х т. – М., 2003. Т.1. С.539-542.

 

Дополнительная литература

Новая философская энциклопедия: в 4 т. – М., 2000-2001.

Сумерки богов: Сборник / Сост., общ. ред. и предисл. А.А.Яковлева.- М., 1989.

Франкл В. Основы логотерапии. Психотерапия и религия / В.Франкл. – СПб., 2000.

Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.

Хрестоматия по философии: учеб. пособие / Сост. П.В.Алексеев. – М., 2006. С.253-269.

Энциклопедический словарь. – М., 2001.

1. Значимость проблемы смысла жизни для человека

Значимость проблемы смысла жизни в самосознании человека прекрасно показал психолог, философ Виктор Франкл в своей книге «Человек в поисках смысла» на материале обширных исследований американского общества.

Он цитирует несколько фраз из письма, которое прислал ему американский студент: «Здесь, в Америке, я со всех сторон окружен молодыми людьми моего возраста, которые отчаянно пытаются найти смысл своего существования. Недавно умер один из моих лучших друзей, которому найти этот смысл не удалось».

Что касается поколения взрослых, Франкл ссылается на исследование, проведенное среди выпускников Гарвардского Университета. Через 20 лет после окончания многие из них, несмотря на то,… что они не только сделали карьеру, но и жили внешне вполне благополучной жизнью, жаловались на непреодолимое ощущение полной утраты смысла.

Кто еще будет сомневаться в существовании стремления к смыслу, пишет Франкл, взяв в руки доклад американского Совета по вопросам образования, в котором приведены данные опроса почти 190 тысяч студентов в 360 университетах. Главный интерес у 74% опрошенных выражается в цели «прийти к мировоззрению, которое сделало бы жизнь осмысленной». 85% самоубийств среди американских студентов совершается по одной причине – никто из них не видел больше в своей жизни никакого смысла.

В.Франкл цитирует еще одно характерное письмо американского студента: «Мне 22 года, у меня есть ученая степень, у меня шикарный автомобиль, я полностью независим в финансовом отношении, и в отношении секса и личного престижа я располагаю большими возможностями, чем я в состоянии реализовать. Единственный вопрос, который я себе задаю, - это какой во всем этом смысл».

В современном обществе проблема смысла жизни для большинства людей отступает на второй план перед более конкретной и жесткой – как устроится в жизни, как заработать, как прокормить себя и семью.

Однако, при достижении хотя бы небольшой стабильности и благополучия проблема смысла жизни встанет неотвратимо перед каждым думающим человеком. Какой во всем этом смысл!?

Как предсказывают ведущие футурологи мира, главный прорыв в развитии человечества связан не столько с научно-техническим прогрессом, сколько с расширяющимся пониманием того, что значит быть человеком, в чем смысл жизни человека, в чем смысл жизни человечества.

 

2. Варианты понимания проблемы смысла жизни

Вообще, в оценке собственно проблемы смысла жизни есть несколько вариантов:

1. Смысла в жизни нет никакого.

Здесь следует заметить, что жизнь – это благо, и если человек превратил ее в нечто, бессмысленное и злое, то виновата в этом не жизнь сама по себе, а, прежде всего, он сам.

2. Поиски смысла – признак психического заболевания (мнение З. Фрейда). Комментарии здесь излишни.

3. Смысл жизни - в поиске смысла. (Любимое выражение писателей о каком-нибудь из своих персонажей: «Он мучительно искал смысл жизни».)

4. Смысл есть:

а) в религии – служение Богу.

б) в философии – ответы более разнообразны.

Один из авторов сделал попытку обобщить ведущие смыслы жизни разных эпох и вот, что у него получилось. В период Античности – это благо, Средневековье – служение Богу, Возрождение – постижение красоты, Новое время – знание, Новейшая история – деньги, XXI век – информация. Однако, по нашему мнению, перечисленные смыслы – ничто иное, как цели, которым придается чрезмерное значение смысла. Подмена смысла целями – вообще типичное заблуждение в истории человечества.

В философии исторически сложилось несколько подходов к пониманию смысла жизни, начиная с Античности. Кратко познакомимся с ними.

Гедонизм. Наслаждение считается высшим смыслом бытия человека во всех его проявлениях. Формула гедонизма: «Жить – значит наслаждаться». Отметим, что в индийском гедонизме насчитывают более 500 видов наслаждений и большинство из них являются высшими, духовными – занятия музыкой, поэзией, философией.

Эвдемонизм. Подлинное предназначение человека и смысл его жизни – стремление к счастью. Но счастье является наслаждением только тогда, когда основано на безмятежности духа, когда нет страха перед Богом, страданием, смертью. Эвдемонизм проповедует умеренность в телесных удовольствиях и стремление к духовному совершенству.

Утилитаризм. Смысл жизни – в умении извлекать пользу из всего, включая человека. Главное – точный расчет.

Прагматизм. Смысл жизни в достижении максимального успеха любой ценой. Критерий любых практических действий – выгода. Формула прагматизма – «Цель оправдывает средства».

Этика долга. Смысл жизни в самопожертвовании во имя служения идеалу. Человек действует по велению долга для достижения общего блага. Отречение от всего личного во имя общественного – в этом предназначение человека.

Л.Н. Толстой в последнем, предсмертном письме старшим детям писал, что жизнь без объяснения ее значения и смысла и без вытекающего из него неизменного руководства есть жалкое существование.

 

3. Понятие цели и смысла, их связь и различие

Цель – субъективно заданный себе человеком ориентир движения. Отвечает на простые вопросы: «Чего хочу?» и «Что делать, чтобы этого достичь». Смысл – понятие более сложное с сильной ценностной составляющей. Смысл – это объективное знание, необходимое для понимания того главного, зачем человек живет на земле как человек.

Отметим, что жизнь вообще – не капризная игра случая в одной точке космоса, на Земле, она вечна и закономерна. Отсюда следует, что жизнь несет смысл в себе самой, в каждодневном движении, развертывании, осуществлении. Человек как одно из направлений развития жизни также закономерен и космичен как проявление интеллектуализации живого. Можно говорить о том, что смысл человеческой жизни объективен, то есть не зависит от наших желаний, заблуждений, иллюзий, ибо определен нашей родовой сущностью. Формулировка смысла жизни проста, сложна его реализация.

 

4. Объективный, единый смысл жизни человека

 

Истинный, единый для всех смысл жизни заключается в выработке в себе человека, в воспитании себя человеком во все возрастающей степени. Быть все более человеком – значит раскрывать и взращивать в себе основные родовые качества человека. Их максимально возможная в данную эпоху реализация в своем развитии и есть работа очеловечивания. Предназначение человека – воплощение в себе лучших качеств, добытых человечеством, пополнение собой потенциала человечности на Земле. Это повседневная работа, иногда тяжелая, часто увлекательная работа и всегда благодарная, не имеющая себе равных по эффективности результатов.

Предлагаем обоснование изложенной концепции смысл жизни.

1. Существо, родившееся в человеческом обществе, имеет очень ограниченный выбор вариантов дальнейшего движения по жизни – всего из двух возможностей. Либо осуществляя родовое предназначение становиться человеком во все возрастающей степени, либо деградировать во все возрастающей степени, опускаясь на недочеловеческий уровень. Вплоть до того состояния, которое в русском языке обозначается страшным словом «нелюдь». Таково негативное обоснование – почему нельзя обойтись без усилий по выделке себя в человека. Но есть еще позитивное обоснование.

2. Обратимся к вопросу, что дает работа по очеловечиванию? Один из простых и коренных двигателей жизни вообще и человеческой в частности – это стремление к благополучию, счастью, любви, радости. Человек – высшее в этом мире существо, способен получать все радости жизни – высшие и по количеству и по качеству, недоступные и неведомые миру животных. Их многообразие, полнота и сила нарастают по мере очеловечивания. Человек живет все более содержательно, интересно, насыщено, разумно.

3. Почему работу по очеловечиванию можно считать определяющим объективным смыслом жизни? По той простой причине, что без его осуществления все прочие человеческие смыслы и цели просто не могут быть поставлены и реализованы как человеческие.

Чем интенсивнее процесс очеловечивания, тем осмысленнее жизнь, тем более всесторонне и сильно раскрывается человеческий потенциал, тем интенсивнее и интереснее процесс очеловечивания.

Человек может выдумать для себя смысл жизни, далекий от объективного. Но это гораздо опаснее, чем выдумывать ложные цели – можно потерять себя как человека, потерять жизнь задолго до физической смерти.

Наш выдающийся психолог А.Н. Леонтьев в актовой лекции, обращенной к студенчеству, говорил, что вершина сотворения себя – вырасти в «человека Человечества» и пожелал достичь этой вершины.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 673; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.