КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Учебники. Моральный выбор человека — акт его свободного творчества
Моральный выбор человека — акт его свободного творчества. В то же время этот моральный выбор страшит человека, ибо он боится сделать неправильный выбор. Поэтому появляются ноты пессимизма Исходное понятие экзистенциализма — понятие существования (экзистенции). Основная проблема — определение места человеческого существования в общей структуре существования. Экзистенциалисты утверждают, что существование человека не может определяться какой-то природной, общественной или собственной сущностьюв виду того, что такой сущности нет. Человек сначала просто существует, а потом строит свою сущность. Основными представителями экзистенциализма являются Жан-Поль Сартр, Альбер Камю, Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс и другие.
▲ Мартин Хайдеггер (1889–1976) указывал на специфику человеческого бытия: - «заброшенность» - человек находит себя уже существующим в мире, без его предварительного на то согласия; - «фактичность»; - «экзистенциальность» - существование человека всегда есть «проект» выхождения за пределы данного. Единство этих аспектов образует «временность», поскольку «брошенность» — обнаружение прошлого, «фактичность» — настоящее, а «экзистенциальность» раскрывается в будущем. В зависимости от того, какой модус времени для человека стоит на переднем плане, его бытие будет подлинным или неподлинным. Смысл существования осознается человеком в «пограничных ситуациях», то есть в состояниях на грани жизни и смерти, при трагических поворотах судьбы, когда человек осознает свою конечность, смертность. Однако у человека всегда есть выбор: ♦ или бегство от смерти в мир обыденной жизни, что представляет собой неподлинное бытие,
♦ или принятие экзистенциальной перспективы и жизнь с учетом своей конечности.
▲ Карл Ясперс (1883–1969), отказавшись от рационалистической традиции в философии, пришел к выводу, что философия должна быть тесно связана с психологией. Основным в его учении являются следующие положения: - экзистенция, в отличие от эмпирических объектов, не может быть понята рационально; - «неустойчивость бытия» заставляет человека искать прочное, непреходящее; - «пограничные ситуациих» позволяют раскрыть трансцендентное — Бога; - человек имеет свободу выбора, прежде всего выбора направленности своей жизни. ▲ Жан-Поль Сартр (1905–1980) разработал своеобразную «философию свободы». ▪ Свобода в том, что человек сам выбирает свои поступки, свое будущее и не может ссылаться на объективные обстоятельства. ▪ Человек стоит перед «неизбежностью» свободного выбора, однако выбор может привести к конфликту с другими людьми, к страданию, к страху. ▪ Сама свобода превращается в мучительную необходимость, от свободы никуда не уйти, «человек осужден быть свободным». ▲ Альбер Камю (1913–1960) не отрицал ценности научного знания, онтологических и гносеологических проблем в философии, однако не считал это главным, так как «есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема — проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, — значит ответить на фундаментальный вопрос философии». Камю утверждал, что человек живет в каком-то абсурдном мире, мире суеты, беспросветности, нелепости. Реальность — абсурдна. Что же делать человеку в этом мире? Из абсурда могут быть разные выходы. Первый — самоубийство. Но это — ошибка. Второй — признание абсурда и жизнь в нем. Камю впервые рассматривает тему бунта. Обрести свободу человек может лишь, восстав против абсурда. Первое бунтарское движение — восстание рабов. Отказ от рабской доли позволит утверждить свободу, равенство и человеческое достоинство каждого.
Однако здесь присутствует и негативная сторона — мятежный раб может пожелать стать господином. Другой формой бунта является метафизический бунт — это бунт против устройства мироздания, фактически — бунт против Абсолюта, владыки мира. Это значит, что бунтующий сам желает занять место Бога. Отсюда — «все дозволено». Метафизический бунт может вести к нигилизму, революциям, террору. В итоге — отрицание положительного выхода. Сам философ переживал творческий кризис в последние годы жизни.
▲ Герменевтика — философское учение второй половины XX века. Герменевтикой называют искусство и теорию истолкования текстов. Этот термин был введен Дильтеем (в античной мифологии бог Гермес считался посредником между людьми и богами. Он сообщал и истолковывал людям волю богов). Герменевтика как учение правильного понимания и толкования письменных источников дела возникает почти одновременно с появлением письменности. В Средневековье служители церкви (теологи) присвоили себе право на истинное понимание и истолкование догматов христианской веры, на интерпретацию содержания «священных книг» для неграмотного населения (теологическая герменевтика). В эпоху Возрождения сформировалась так называемая филологическая герменевтика, тогда была поставлена задача возрождения путем нового критического прочтения классической античной литературы, античных источников с целью очищения их смысла от наслоений и искажений. Основы герменевтики как философского учения заложил ▲Фридрих Шлейермахер (1768–1834). Для него герменевтика предстала методом понимания исторических текстов, которому можно научиться. Для этого необходимо, изучив определенную систему правил, сознательно их применять. Шлейермахер выделяет два типа истолкования: грамматическое и психологическое. Грамматическое — это искусство находить определенный смысл какой-либо речи исходя из языка и с помощью языка. В психологическом истолковании нужно входить в культурно-историческую атмосферу времени создания текстов исходя из своеобразия личности автора текста; необходимо «вчувствоваться» во внутренний мир создателя текста.
Представители современной герменевтики фактически отождествляют философию с герменевтикой, считая объектом философии тексты, а ее задачей — их познание и интерпретацию. Предполагается, что мы можем иметь дело только с «лингвистически оформленным миром», запечатленным в языке. «Мы живем внутри языка». ▲ Эмилио Бетти (1890–1968) в работе «Общая теория интерпретации» (1955) говорит о четырех канонах (необходимых условиях) интерпретации: - смысл, то есть в объекте интерпретации всегда есть смысл, он — продукт человеческого духа. - когерентность – то есть части текста могут быть поняты только в свете целого, а текст — в связи с частями. - понимание, то есть интерпретатор приходит к пониманиютекста, отталкиваясь от собственного опыта. - адекватность понимании, то есть конгениальность автора текста и интерпретатора. ▲ Ханс Георг Гадамер (1900–2002) утверждал, что подлинное понимание предполагает учет многих факторов: соотношения прошлой и сегодняшней духовной атмосферы, связи автора и текста, интерпретатора и текста и др. В отличие от Шлейермахера, который предлагал интерпретатору стать на позицию автора текста, отвлечься от его собственной (интерпретатора) исторической обусловленности, Гадамер говорит о необходимости сближения «горизонтов понимания» того и другого. Когда интерпретатор входит в процесс понимания текста, его ум при этом не tabula rasa, в нем есть определенное предпонимание. Интерпретатор читает текст с определенным ожиданием; если это ожидание не оправдывается, изменения в сфере предпонимания дают возможность новой интерпретации текста. Предпонимание — предпосылка понимания. Хотя мы истолковываем текст с нашей сегодняшней точки зрения, это не мешает пониманию, так как наша точка зрения — продукт той же истории, в которой находится и интерпретируемый текст. Гадамер считает, что к истине исследователь должен идти, ведя постоянный «диалог» с текстом, мысля исторически. Каждый новый герменевтик открывает новые оттенки содержания текста своей интерпретирующей деятельностью.
Концепция предпонимания дает возможность для решения ряда проблемных ситуаций. Одна из них — так называемый герменевтический круг. Для того чтобы что-то познать, нужно это понимать, а чтобы понимать, нужно познать. Или еще: чтобы знать смысл целого, нужно знать смысл частей, а чтобы знать смысл частей, нужно знать смысл целого. Круг разрывается с помощью предпонимания, которое предшествует пониманию. Некоторые полученные герменевтиками результаты имеют немаловажное практическое значение, однако претензии герменевтики на роль единственной истинной современной философии слишком преувеличены. ▲ В философии XX века сложилось направление, определившее свою задачу в виде описания опыта познающего сознания с выделением в нем идеальных, сущностных характеристик. Это направление получило свое название «феноменоло́гия» от немецкого «Phänomenologi», что означаетучение о феноменах.Основателем направления был Эдмунд Гуссерль. Гуссерль провозгласил тезис: «Назад, к самим вещам!». Этот тезис призывал к отказу от построения дедуктивных систем философии, подобных гегелевской (когда из общих положений выводятся частные), а также к отказу сведения (редукции) вещей, явлений окружающего мира и сознания человека только к каузальным (причинным)связям, изучаемым естественными науками. Феноменологи призывают пересмотреть высказывания относительно реальности вещественного мира, так как выносят его существование за пределы сознания и, вообще, «за скобки». Основным понятием является – интенциональность.
Литература, рекомендуемая для изучения. 1. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. /Под общ. ред. И.Т.Фролова. – М., 1989. 2. Алексеев, П.В., Панин, А.В. Философия. / П.В. Алексеев, А.В.Панин. Философия. – М., 1997. 3. Волчек, Е.В. Философия: учеб. пособие./ Е.В. Волчек. Философия: учеб. пособие. - Мн.: Экоперспектива, 1998. 4. Гісторыя філасофіі / Пад рэд. Ч.С.Кірвеля. – Гродна, 1997. 5. Ермаков, Е.Е. Философия: учеб. – М.: Высш.шк., 2004. 6. История современной зарубежной философии: компаративистский подход. – СПб., 1997. 7. История философии / Под ред. Ч.С. Кирвеля. – Минск, 2001. 8. История философии. Учебник для вузов. /Под ред. проф. В.П. Кохановского, проф. В.П.Яковлева. – Ростов-на-Дону, 1999. 9. Курбатов, В.И. История философии. Конспект./ В.И Курбатов. – Ростов-на-Дону, 1997. 10. Кузнецов, В.Г., Кузнецова, И.Д., Миронов, В.В., Момджян, К.Х. Философия. – М, 1999. 11. Мир философии. В 2т. М., 1990. 12. Моисеева, Н.А., Сороковикова, В.И. Философия: Краткий курс. – СПб.: Питер, 2007. –352 с.: ил. – (Серия «Краткий курс»). 13. Новейший философский словарь. – Мн., 1998. 14. Рассел, Б. История западной философии. Т.1. – М., 1993. 15. Современная западная философия: Словарь. – М., 1998. 16. Современная философия. Словарь и хрестоматия. – Ростов-на-Дону, 1995. 17. Соколов, В.В. Введение в классическую философию. – М, 1999. 18. Философия / Под ред. проф. А.Ю.Харина. – Мн., 2000. 19. Философия /Отв. ред. В.П. Кохановский –Ростов-на-Дону, 1995. 20. Философия / Под ред. Н.И.Жукова. – Мн., 1999. 21. Философия. Курс лекций / Под ред. проф. Е.Ф.Солопова. – М., 1997. 22. Философия и методология познания: Учеб. для магистров и аспирантов. – СПб, 2003. 23. Философия. Основные идеи и принципы: популярный очерк /под общ. ред. А.И.Ракитова. – М., 1990. 24. Философский энциклопедический словарь. - М., 1983. 25. Хрестоматия по истории философии: Учеб. пособие для вузов: В 3 ч. – М., 1997. 26. Хрестоматия по философии: Учеб. пособие. – М., 2003. 27. Хрестоматия по западной философии: В 2 т. – М., 2003.
Дополнительная литература по основным разделам: Раздел 1. Философия как феномен культуры. Глава 1. Предмет, структура и функции философии. Ильенков, Э.В. Философия и культура. – М., 1991. Ильин, И.А. Философия и жизнь. // На переломе. Философия и мировоззрение. – М., 1990. Каган, М.С. Философия как мировоззрение. // Вопросы философии. - 1997. - №9. Кувакин, В.А. Что такое философия? - М., 1989. Культурные универсалии, наука и вненаучное знание (общая дискуссия) // Заблуждающийся разум? – М., 1990. Мамардашвили, М. Как я понимаю философию. – М., 1990. Мамардашвили, М. Введение в философию (феноменология философии) // Новый круг. -1992. -№3. Мотрошилова, Н.В. Рождение и развитие философских идей. – М., 1991. Налимов, В.В. размышление о путях развития философии. // Вопросы философии. - 1993. - № 9. Ортега - и - Гассет, Х. Что такое философия. – М.,1990. Степин, В.С. Философия и образ будущего // Вопросы философии.- 1994. - № 6. Торосян, В.Г. Ценность философии. //Вопросы философии. - 1993. - № 9. Философия и ее место в культуре. – Новосибирск, 1990. Философия и кризис современной цивилизации. – М., 1993. Франкл, В. Человек в поисках смысла. – М., 1990. Хайдеггер, М. Что такое философия. // Вопросы философии. - 1995. - № 6. Швырев, В.С. Рациональность как ценность культуры. // Вопросы философии. - 1992. - № 6.
Раздел 2. История философии. Глава 1. Восточная философия.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 486; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |