Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебники. Моральный выбор человека — акт его свободного творчества




Моральный выбор человека — акт его свободного творчества. В то же время этот моральный выбор страшит человека, ибо он боится сделать неправиль­ный выбор. Поэтому появляются ноты пессимизма

Исходное понятие экзистенциализма — понятие суще­ствования (экзистенции). Основная проблема — опреде­ление места человеческого существования в общей струк­туре существования.

Экзи­стенциалисты утверждают, что существование человека не может определяться какой-то природной, общественной или собственной сущностьюв виду того, что такой сущности нет. Че­ловек сначала просто существует, а потом строит свою сущность.

Основными представителями экзистенциализма являются Жан-Поль Сартр, Альбер Камю, Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс и другие.

 

▲ Мартин Хайдеггер (1889–1976) указывал на специфику человеческого бытия:

- «заброшенность» - человек нахо­дит себя уже существующим в мире, без его предва­рительного на то согласия;

- «фактичность»;

- «экзистенциальность» - существование человека всегда есть «проект» выхождения за пределы данного.

Единство этих аспектов образует «временность», поскольку «брошенность» — обна­ружение прошлого, «фактичность» — настоящее, а «экзистенциальность» раскрывается в будущем. В зависимости от то­го, какой модус времени для человека стоит на переднем плане, его бытие будет подлинным или неподлинным.

Смысл существования осознается человеком в «пограничных ситуа­циях», то есть в состояниях на грани жизни и смерти, при трагиче­ских поворотах судьбы, когда человек осознает свою ко­нечность, смертность. Однако у человека всегда есть выбор:

♦ или бегство от смерти в мир обыденной жизни, что представляет собой неподлинное бытие,

♦ или принятие экзистенциальной перспективы и жизнь с уче­том своей конечности.

 

▲ Карл Ясперс (1883–1969), отказавшись от рационалистической традиции в философии, пришел к выводу, что философия должна быть тесно связана с психологией. Основным в его учении являются следующие положения:

- экзистенция, в отличие от эмпирических объ­ектов, не может быть понята рационально;

- «неустой­чивость бытия» заставляет человека искать прочное, не­преходящее;

- «пограничные ситуациих» позволяют раскрыть транс­цендентное — Бога;

- человек имеет свободу выбора, прежде всего выбора на­правленности своей жизни.

▲ Жан-Поль Сартр (1905–1980) разработал своеобраз­ную «философию свободы».

Свобода в том, что человек сам выбирает свои поступки, свое будущее и не может ссы­латься на объективные обстоятельства.

▪ Человек стоит пе­ред «неизбежностью» свободного выбора, однако выбор мо­жет привести к конфликту с другими людьми, к страданию, к страху.

▪ Сама свобода превращается в мучительную необходимость, от свободы никуда не уйти, «человек осужден быть сво­бодным».

▲ Альбер Камю (1913–1960) не отрицал цен­ности научного знания, онтологических и гносеологиче­ских проблем в философии, однако не считал это главным, так как «есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проб­лема — проблема самоубийства. Решить, стоит или не сто­ит жизнь того, чтобы ее прожить, — значит ответить на фундаментальный вопрос философии».

Камю утверждал, что человек живет в каком-то абсурдном мире, мире суеты, беспро­светности, нелепости. Реальность — абсурд­на. Что же делать человеку в этом мире? Из абсурда могут быть разные выходы. Первый — самоубийство. Но это — ошибка. Второй — признание абсурда и жизнь в нем.

Камю впервые рассматривает тему бунта. Обрести сво­боду человек может лишь, восстав против абсурда. Первое бунтар­ское движение — восстание рабов. Отказ от рабской доли позволит утверждить свободу, равенство и человеческое достоинст­во каждого.

Однако здесь присутствует и негативная сторона — мятежный раб может пожелать стать господином.

Другой формой бунта является метафизический бунт — это бунт против устрой­ства мироздания, фактически — бунт против Абсолюта, владыки мира.

Это значит, что бунтующий сам желает занять место Бога. Отсюда — «все дозволено». Метафизи­ческий бунт может вести к нигилизму, революциям, тер­рору. В итоге — отрицание положительного выхода. Сам философ переживал творческий кризис в последние годы жизни.

 

 

▲ Герменевтика — философское уче­ние второй половины XX века. Герменевтикой назы­вают искусство и теорию истолкования текстов. Этот термин был введен Дильтеем (в антич­ной мифологии бог Гермес считался посредником между людьми и богами. Он сообщал и истолковывал людям волю бо­гов).

Герме­невтика как учение правильного понимания и толкова­ния письменных источников дела возникает почти одновременно с появлением письменности. В Средневековье служители церкви (теологи) при­своили себе право на истинное понимание и истолкование дог­матов христианской веры, на интерпретацию содержания «священных книг» для неграмотного населения (теологическая герменевтика). В эпоху Возрождения сформи­ровалась так называемая филологическая герменевтика, тогда была поставлена задача возрождения путем нового критического прочтения классической античной литературы, античных источ­ников с целью очищения их смысла от наслоений и иска­жений.

Основы герменевтики как философского учения зало­жил ▲Фридрих Шлейермахер (1768–1834). Для него герменевтика предстала методом понимания исторических текстов, которому можно научиться. Для этого необходимо, изучив определенную систему правил, сознательно их применять.

Шлейермахер выделяет два типа истолкования: граммати­ческое и психологическое. Грамматическое — это искусст­во находить определенный смысл какой-либо речи исходя из языка и с помощью языка. В психологическом истолкова­нии нужно входить в культурно-историческую атмосферу времени создания текстов исходя из своеобразия лично­сти автора текста; необходимо «вчувствоваться» во внут­ренний мир создателя текста.

Представители современной герменевтики фактически отождествляют философию с герменевтикой, считая объ­ектом философии тексты, а ее задачей — их познание и ин­терпретацию. Предполагается, что мы можем иметь дело только с «лингвистически оформленным миром», запечат­ленным в языке. «Мы живем внутри языка».

▲ Эмилио Бетти (1890–1968) в работе «Общая теория ин­терпретации» (1955) говорит о четырех канонах (необхо­димых условиях) интерпретации:

- смысл, то есть в объекте интерпретации всегда есть смысл, он — продукт че­ловечес­кого духа.

- когерентность – то есть части текста могут быть поняты только в свете целого, а текст — в связи с частями.

- понимание, то есть интерпретатор приходит к пониманиютекста, отталкиваясь от соб­ствен­ного опыта.

- адекватность понимании, то есть конгениальность автора тек­ста и ин­терпретатора.

Ханс Георг Гадамер (1900–2002) утверждал, что подлин­ное по­нимание предполагает учет многих факторов: соот­ношения прош­лой и сегодняшней духовной атмосферы, связи автора и текста, ин­терпретатора и текста и др.

В от­личие от Шлейермахера, который предлагал интерпрета­тору стать на позицию автора текста, отвлечься от его собственной (интерпретатора) исторической обу­словленности, Гадамер говорит о необходимости сближе­ния «горизонтов понимания» того и другого. Когда интер­претатор входит в процесс понимания текста, его ум при этом не tabula rasa, в нем есть определенное предпонимание. Интерпретатор читает текст с определенным ожида­нием; если это ожидание не оправдывается, изменения в сфере предпонимания дают возможность новой интерпре­тации текста. Предпонимание — предпосылка понимания. Хотя мы истолковываем текст с нашей сегодняшней точки зрения, это не мешает пониманию, так как наша точка зре­ния — продукт той же истории, в которой находится и ин­терпретируемый текст.

Гадамер считает, что к истине исследователь должен идти, ведя постоянный «диалог» с текстом, мысля истори­чески. Каждый новый герменевтик открывает новые от­тенки содержания текста своей интерпретирующей дея­тельностью.

Концепция предпонимания дает возможность для ре­шения ряда проблемных ситуаций. Одна из них — так на­зываемый герменевтический круг.

Для того чтобы что-то познать, нужно это понимать, а чтобы понимать, нужно познать. Или еще: чтобы знать смысл целого, нужно знать смысл частей, а чтобы знать смысл частей, нужно знать смысл целого. Круг разрывается с помощью предпонима­ния, которое предшествует пониманию.

Некоторые полученные герменевтиками результаты имеют немаловажное практическое значение, однако претен­зии герменевтики на роль единственной истинной совре­менной философии слишком преувеличены.

▲ В философии XX века сложилось направление, определившее свою задачу в виде описания опыта познающего сознания с выделением в нем идеальных, сущностных характеристик. Это направление получило свое название «феноменоло́гия» от немецкого «Phänomenologi», что означаетучение о феноменах.Основателем направления был Эдмунд Гуссерль. Гуссерль провозгласил тезис: «Назад, к самим вещам!». Этот тезис призывал к отказу от построения дедуктивных систем философии, подобных гегелевской (когда из общих положений выводятся частные), а также к отказу сведения (редукции) вещей, явлений окружающего мира и сознания человека только к каузальным (причинным)связям, изучаемым естественными науками. Феноменологи призывают пересмотреть высказывания относительно реальности вещественного мира, так как выносят его существование за пределы сознания и, вообще, «за скобки». Основным понятием является – интенциональность.

 

Философское течение Человек, его сущность и первооснова. Нравственные принципы и нормы поведения. Проблема гармонии человека и мира.
Неопозитивизм То, что мы можем наблюдать. Руководствуйся не метафизической истиной, а пользой. Главное – удобство и простота, смысл. То, что мы можем наблюдать и/или проверить на опыте.
Прагматизм Биологическое существо. Инстинкты. Делай то, что окупается. Все средства хороши. Мир – средство для удовлетворения желаний.
Философия жизни Шопенгауэра Главное в человеке – «воля к жизни». Нравственное и эстетическое прозрение. Освобождение от «воли к жизни». Существование единой воли. Надиндивидуальная ценность жизни человека.
Философия жизни Ницше «Воля к власти». Деление на своих и чужих. Борьба с моралью и нравственностью. Мир – арена борьбы за власть. Выращивание индивидуальных качеств «сверхчеловека».
Фрейдизм Человек – эротическое существо. Рациональное подавление сексуальности. Борьба «воли к жизни» и «воли к смерти».
Философия Юнга Архитипическое существо. Синхронность безпричинных и причинных связей. Соответствие типа культур архетипу бессознательного.
Философия Фрома Психосоциальное существо. Выработка социального характера. Формирование продуктивного социального характера.
Экзистенциализм (Ясперс, Сарт, Камю) Душевные озарения, напряжение духа. Трансценденция (поддержание душевного состояния, личная ответственность за мир, коллективно – индивидуальная свобода. Враждебное к человеку бытие.

 

 

Литература, рекомендуемая для изучения.

1. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. /Под общ. ред. И.Т.Фролова. – М., 1989.

2. Алексеев, П.В., Панин, А.В. Философия. / П.В. Алексеев, А.В.Панин. Философия. – М., 1997.

3. Волчек, Е.В. Философия: учеб. пособие./ Е.В. Волчек. Философия: учеб. пособие. - Мн.: Экоперспектива, 1998.

4. Гісторыя філасофіі / Пад рэд. Ч.С.Кірвеля. – Гродна, 1997.

5. Ермаков, Е.Е. Философия: учеб. – М.: Высш.шк., 2004.

6. История современной зарубежной философии: компаративистский подход. – СПб., 1997.

7. История философии / Под ред. Ч.С. Кирвеля. – Минск, 2001.

8. История философии. Учебник для вузов. /Под ред. проф. В.П. Кохановского, проф. В.П.Яковлева. – Ростов-на-Дону, 1999.

9. Курбатов, В.И. История философии. Конспект./ В.И Курбатов. – Ростов-на-Дону, 1997.

10. Кузнецов, В.Г., Кузнецова, И.Д., Миронов, В.В., Момджян, К.Х. Философия. – М, 1999.

11. Мир философии. В 2т. М., 1990.

12. Моисеева, Н.А., Сороковикова, В.И. Философия: Краткий курс. – СПб.: Питер, 2007. –352 с.: ил. – (Серия «Краткий курс»).

13. Новейший философский словарь. – Мн., 1998.

14. Рассел, Б. История западной философии. Т.1. – М., 1993.

15. Современная западная философия: Словарь. – М., 1998.

16. Современная философия. Словарь и хрестоматия. – Ростов-на-Дону, 1995.

17. Соколов, В.В. Введение в классическую философию. – М, 1999.

18. Философия / Под ред. проф. А.Ю.Харина. – Мн., 2000.

19. Философия /Отв. ред. В.П. Кохановский –Ростов-на-Дону, 1995.

20. Философия / Под ред. Н.И.Жукова. – Мн., 1999.

21. Философия. Курс лекций / Под ред. проф. Е.Ф.Солопова. – М., 1997.

22. Философия и методология познания: Учеб. для магистров и аспирантов. – СПб, 2003.

23. Философия. Основные идеи и принципы: популярный очерк /под общ. ред. А.И.Ракитова. – М., 1990.

24. Философский энциклопедический словарь. - М., 1983.

25. Хрестоматия по истории философии: Учеб. пособие для вузов: В 3 ч. – М., 1997.

26. Хрестоматия по философии: Учеб. пособие. – М., 2003.

27. Хрестоматия по западной философии: В 2 т. – М., 2003.

 

Дополнительная литература по основным разделам:

Раздел 1. Философия как феномен культуры.

Глава 1. Предмет, структура и функции философии.

Ильенков, Э.В. Философия и культура. – М., 1991.

Ильин, И.А. Философия и жизнь. // На переломе. Философия и мировоззрение. – М., 1990.

Каган, М.С. Философия как мировоззрение. // Вопросы философии. - 1997. - №9.

Кувакин, В.А. Что такое философия? - М., 1989.

Культурные универсалии, наука и вненаучное знание (общая дискуссия) // Заблуждающийся разум? – М., 1990.

Мамардашвили, М. Как я понимаю философию. – М., 1990.

Мамардашвили, М. Введение в философию (феноменология философии) // Новый круг. -1992. -№3.

Мотрошилова, Н.В. Рождение и развитие философских идей. – М., 1991.

Налимов, В.В. размышление о путях развития философии. // Вопросы философии. - 1993. - № 9.

Ортега - и - Гассет, Х. Что такое философия. – М.,1990.

Степин, В.С. Философия и образ будущего // Вопросы философии.- 1994. - № 6.

Торосян, В.Г. Ценность философии. //Вопросы философии. - 1993. - № 9.

Философия и ее место в культуре. – Новосибирск, 1990.

Философия и кризис современной цивилизации. – М., 1993.

Франкл, В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.

Хайдеггер, М. Что такое философия. // Вопросы философии. - 1995. - № 6.

Швырев, В.С. Рациональность как ценность культуры. // Вопросы философии. - 1992. - № 6.

 

Раздел 2. История философии.

Глава 1. Восточная философия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 486; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.