Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Новоевропейской философии




Социокультурные предпосылки и специфика

Философия Нового времени

В истории Западной Европы Новое время – это XVII и XVIII вв. – период, когда произошло становление классической философии. К основным социокультурным предпосылкам формирования новоевропейской философии в XVII в. относятся:

- разложение феодального строя, первые буржуазные революции и развитие в европейских странах капиталистических отношений;

- становление мануфактурного производства и возрастание потребности в точных научных знаниях о природных процессах и явлениях со стороны промышленности;

- революция в естествознании («коперниканская революция» в астрономии - переход к гелиоцентризму, обоснование Галилеем экспериментального метода исследования природы, создание Ньютоном основ классической механики, разработка дифференциального и интегрального исчисления для математического описания физической реальности и т.п.).

В этот период религия утратила свою былую монополию в духовной жизни общества, уступив ее науке. В общественном сознании произошел мировоззренческий переворот, в результате которого сформировался новый тип миропонимания, характерными чертами которого являлись:

- механистическая картина мироздания, в рамках которой все процессы и явления объяснялись в соответствии с естественнонаучными законами (законами механической формы движения материи, сформулированными И.Ньютоном);

- деизм – представления о Боге как о «Великом Механике», который некогда сотворил гигантский механизм Вселенной, но в ход природных процессов более не вмешивается; поскольку Бог деистов миром больше не управлял, возросла роль науки и ученых, способных объяснить различные природные процессы, выявить их естественные причины и предложить методы управления ими.

На формирование и характер новоевропейской философии повлияли два процесса, изменившие ее взаимоотношения с религией и наукой. С одной стороны, это начавшийся еще в эпоху Возрождения, процесс освобождения философии от теологической проблематики. С другой стороны, это процесс выделения из натурфилософии (которая в прошлом была нерасчлененной областью философских и научных концепции) отдельных научных дисциплин - механики, физики, астрономии, химии и т.д. Указанные факторы коренным образом изменили предмет и проблематику философии Нового времени: мыслители сосредоточились, прежде всего, на гносеологических и логико-методологических проблемах (источник познания, соотношение чувственного, опытного и рационального в процессе познания, проблема метода научного познания, проблема истины и т.п.).

При решении этих вопросов в новоевропейской гносеологии возникли такие направления как эмпиризм, рационализм и сенсуализм, противоборство которых проходит через всю философию Нового времени.

Представители новоевропейского эмпиризма (Ф.Бэкон, Т.Гоббс и др.) были сторонниками опытно - экспериментальных наук (физики, химии, ботаники, зоологии и пр.), которые в тот период находились на стадии сбора и обобщения первичного фактического материала. Поэтому эмпирики объявили главным методом научного познания индукцию - восхождение мысли от частного к общему.

Рационалисты (Р.Декарт, Г.Лейбниц и др.) были математиками, приверженцами теоретического естествознания.Они абсолютизировали логическое мышление и дедуктивный метод построения научной теории: от «врожденных» общих идей – к выводам частного характера.

Сенсуализм возник как критическая реакция на учение рационализма о «врожденных идеях», утверждая, что «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах» (Дж.Локк). Признание опытного характера происхождения знаний сближает сенсуализм с эмпиризмом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2825; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.