Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет и метод правового регулирования




В основе деления права на отрасли и институты лежат два критерия: 1) предмет правового регулирования; 2) метод правового регулирования. Они и выступают системообразующими факторами.

Под предметом понимается то, что регулирует право, т.е. определенные виды общественных отношений.

Предмет в данном случае – это все, что подпадает под действие правовых норм, иными словами, сфера, на которую распространяется право и которая находится под его юрисдикцией.

Метод правового регулирования зависит от воли и желания людей, а значит, является субъективным и формально юридическим.

Метод правового регулирования – это совокупность юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование качественно однородных общественных отношений.

Структура предмета правового регулирования состоит из следующих элементов:

- субъекты общественных отношений;

- содержание общественных отношений (сюда входит поведение людей, их действия);

- объекты общественных отношений (те предметы объективного мира, с которыми связано поведение людей);

- социальные факты (т.е. события и жизненные обстоятельства).

К методам правового регулирования относятся:

- императивный метод (применяется в уголовном, административном. Финансовом праве и др.). Данный метод предполагает безусловную обязательность правовой нормы и исключает какие-либо варианты поведения, кроме изложенного в самой норме;

- диспозитивный метод (применяется главным образом в гражданском праве). Дает субъектам возможность выбора вариантов поведения в рамках закона;

- метод субординации и властного приказа. Позволяет эффективно регулировать управленческую, служебную, оперативную и иную деятельность государственных органов и должностных лиц. Исполнительская дисциплина, строгая подчиненность одних субъектов другим, обязательность решений и распоряжений вышестоящих звеньев госаппарата для нижестоящих – характерные черты указанного метода. Данный метод применяется в трудовом, уголовном, административном и финансовом праве;

- поощрительный метод (т.е. метод стимулирования) – свойственен в основном трудовому праву, где действуют разного рода премиальные системы, направленные на стимулирование моральной и материальной заинтересованности в росте производительности труда, повышение работниками своей квалификации, приобретение новых профессий и т.д. Нормы, устанавливающие порядок награждения граждан орденами и медалями, присвоения почетных званий, также считаются поощрительными, но они относятся к административному праву;

- метод автономии и равенства сторон типичен для процессуальных отраслей права, где истец и ответчик, другие участники судебного разбирательства находятся в одинаковом процессуальном положении друг перед другом, законом и судом; их отношения характеризуются самостоятельностью. Равенством субъектов отличаются также многие гражданские отношения;

- рекомендательный метод. Применяется в сельскохозяйственном праве, обусловлен тем, что крестьянские (фермерские) хозяйства, колхозы – не государственные организации и по отношению к ним властно-императивные средства воздействия неприемлемы. Государство оказывает на них свое влияние лишь путем разрешений, содействия, организационной помощи, рекомендательных актов, советов.

В качестве особых методов правового регулирования используются убеждение и принуждение, характерные как для права в целом, так и отдельных его отраслей, разумеется, в разных сочетаниях.

Все рассмотренные выше методы тесно взаимосвязаны, переплетены, действуют не изолированно, а в сочетании друг с другом. Вместе с тем они относительно самостоятельны, имеют свои особенности, что и позволяет их классифицировать.

 

8.3. Частное и публичное право

Суть деления права на частное и публичное состоит в том, что в любом праве есть нормы, призванные обеспечивать прежде всего общезначимые (публичные) интересы, т.е. интересы общества, государства в целом (конституционное право, уголовное, процессуальное, административное, финансовое) и нормы, защищающие интересы частных лиц (гражданское право, трудовое, семейное, торговое, предпринимательское, кооперативное и т.д.).

Публичное право связано с публичной властью, носителем которой является государство. Частное право “обслуживает” в основном потребности частных лиц (физических и юридических), не обладающих властными полномочиями и выступающих в качестве свободных и равноправных собственников.

Частное право – это совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц. Это область свободы, частной инициативы и децентрализованного регулирования общественных отношений.Частное право – основа предпринимательства, рыночной экономики.

Публичное право составляют нормы, закрепляющие и регулирующие порядок деятельности государственной власти и управления.

Основная функция частного права заключается в распределении идеальных и материальных благ, в закреплении их за определенными субъектами. Публичное право регулирует отношения между людьми только велениями, которые исходят от одного единственного центра – государственной власти. Государство с помощью властных велений обеспечивает подчинение всех остальных субъектов.

Тема 9. ЗАКОННОСТЬ И ПРАВОПОРЯДОК

Понятие и принципы законности. Гарантии законности. Понятия

правопорядка.

 

9.1. Понятие и принципы законности

Законность – есть строгое соблюдение нормативных правовых актов. Соблюдение законов в равной мере обращено как к должностным лицам государственных органов, так и к гражданам и их объединениям.

Законность определяется как:

- всеобщий принцип поведения, состоящий в строгом соблюдении законов и основанных на них нормативных актов;

- общественно-политический режим, при котором все субъекты общественно-политической жизни в своей деятельности исходят из необходимости соблюдения законов и подзаконных нормативных актов;

- принцип права;

- конституционная обязанность правомерного поведения субъектов права;

- претворение в жизнь норм права участниками правовых отношений;

- принцип деятельности государства и его органов.

Принципы законности – это положения, которые разъясняют, конкретизируют и развивают главную идею законности. К ним относятся:

1) всеобщность законности. Сущность данного принципа заключается в обязательности неукоснительного подчинения правовым нормам всех субъектов права - граждан, их организаций, органов государства, должностных лиц;

2) единство законности. Данный принцип исходит из того, что на всей территории государства, несмотря на возможные местные особенности, должно быть одинаковое, единообразное понимание нормативных предписаний;

3) верховенство закона в системе нормативных правовых актов. Этот принцип выражается в предположении соответствия законам как актам, обладающим высшей юридической силой, всех подзаконных нормативных правовых актов, равно как и правоприменительных актов;

4) недопустимость противопоставления законности и целесообразности. Правоприменительные органы не могут действовать незаконно, но, по их мнению, целесообразно и справедливо. В необходимых случаях законодатель может предоставить право выбора наиболее целесообразного разрешения той или иной ситуации, допустить несколько вариантов поведения, т.е. и целесообразность, и справедливость уже должны быть заложены в содержание законов, иных нормативных актов.

Подводя итог вышесказанному, можно сформулировать общее определение законности. Законность – политико-правовое явление, характеризующее процесс совершенствования государственно-правовой формы организации общества и реализации идеи социальной справедливости путем строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 916; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.