КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предмет и метод правового регулирования
В основе деления права на отрасли и институты лежат два критерия: 1) предмет правового регулирования; 2) метод правового регулирования. Они и выступают системообразующими факторами. Под предметом понимается то, что регулирует право, т.е. определенные виды общественных отношений. Предмет в данном случае – это все, что подпадает под действие правовых норм, иными словами, сфера, на которую распространяется право и которая находится под его юрисдикцией. Метод правового регулирования зависит от воли и желания людей, а значит, является субъективным и формально юридическим. Метод правового регулирования – это совокупность юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование качественно однородных общественных отношений. Структура предмета правового регулирования состоит из следующих элементов: - субъекты общественных отношений; - содержание общественных отношений (сюда входит поведение людей, их действия); - объекты общественных отношений (те предметы объективного мира, с которыми связано поведение людей); - социальные факты (т.е. события и жизненные обстоятельства). К методам правового регулирования относятся: - императивный метод (применяется в уголовном, административном. Финансовом праве и др.). Данный метод предполагает безусловную обязательность правовой нормы и исключает какие-либо варианты поведения, кроме изложенного в самой норме; - диспозитивный метод (применяется главным образом в гражданском праве). Дает субъектам возможность выбора вариантов поведения в рамках закона; - метод субординации и властного приказа. Позволяет эффективно регулировать управленческую, служебную, оперативную и иную деятельность государственных органов и должностных лиц. Исполнительская дисциплина, строгая подчиненность одних субъектов другим, обязательность решений и распоряжений вышестоящих звеньев госаппарата для нижестоящих – характерные черты указанного метода. Данный метод применяется в трудовом, уголовном, административном и финансовом праве; - поощрительный метод (т.е. метод стимулирования) – свойственен в основном трудовому праву, где действуют разного рода премиальные системы, направленные на стимулирование моральной и материальной заинтересованности в росте производительности труда, повышение работниками своей квалификации, приобретение новых профессий и т.д. Нормы, устанавливающие порядок награждения граждан орденами и медалями, присвоения почетных званий, также считаются поощрительными, но они относятся к административному праву; - метод автономии и равенства сторон типичен для процессуальных отраслей права, где истец и ответчик, другие участники судебного разбирательства находятся в одинаковом процессуальном положении друг перед другом, законом и судом; их отношения характеризуются самостоятельностью. Равенством субъектов отличаются также многие гражданские отношения; - рекомендательный метод. Применяется в сельскохозяйственном праве, обусловлен тем, что крестьянские (фермерские) хозяйства, колхозы – не государственные организации и по отношению к ним властно-императивные средства воздействия неприемлемы. Государство оказывает на них свое влияние лишь путем разрешений, содействия, организационной помощи, рекомендательных актов, советов. В качестве особых методов правового регулирования используются убеждение и принуждение, характерные как для права в целом, так и отдельных его отраслей, разумеется, в разных сочетаниях. Все рассмотренные выше методы тесно взаимосвязаны, переплетены, действуют не изолированно, а в сочетании друг с другом. Вместе с тем они относительно самостоятельны, имеют свои особенности, что и позволяет их классифицировать.
8.3. Частное и публичное право Суть деления права на частное и публичное состоит в том, что в любом праве есть нормы, призванные обеспечивать прежде всего общезначимые (публичные) интересы, т.е. интересы общества, государства в целом (конституционное право, уголовное, процессуальное, административное, финансовое) и нормы, защищающие интересы частных лиц (гражданское право, трудовое, семейное, торговое, предпринимательское, кооперативное и т.д.). Публичное право связано с публичной властью, носителем которой является государство. Частное право “обслуживает” в основном потребности частных лиц (физических и юридических), не обладающих властными полномочиями и выступающих в качестве свободных и равноправных собственников. Частное право – это совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц. Это область свободы, частной инициативы и децентрализованного регулирования общественных отношений.Частное право – основа предпринимательства, рыночной экономики. Публичное право составляют нормы, закрепляющие и регулирующие порядок деятельности государственной власти и управления. Основная функция частного права заключается в распределении идеальных и материальных благ, в закреплении их за определенными субъектами. Публичное право регулирует отношения между людьми только велениями, которые исходят от одного единственного центра – государственной власти. Государство с помощью властных велений обеспечивает подчинение всех остальных субъектов. Тема 9. ЗАКОННОСТЬ И ПРАВОПОРЯДОК Понятие и принципы законности. Гарантии законности. Понятия правопорядка.
9.1. Понятие и принципы законности Законность – есть строгое соблюдение нормативных правовых актов. Соблюдение законов в равной мере обращено как к должностным лицам государственных органов, так и к гражданам и их объединениям. Законность определяется как: - всеобщий принцип поведения, состоящий в строгом соблюдении законов и основанных на них нормативных актов; - общественно-политический режим, при котором все субъекты общественно-политической жизни в своей деятельности исходят из необходимости соблюдения законов и подзаконных нормативных актов; - принцип права; - конституционная обязанность правомерного поведения субъектов права; - претворение в жизнь норм права участниками правовых отношений; - принцип деятельности государства и его органов. Принципы законности – это положения, которые разъясняют, конкретизируют и развивают главную идею законности. К ним относятся: 1) всеобщность законности. Сущность данного принципа заключается в обязательности неукоснительного подчинения правовым нормам всех субъектов права - граждан, их организаций, органов государства, должностных лиц; 2) единство законности. Данный принцип исходит из того, что на всей территории государства, несмотря на возможные местные особенности, должно быть одинаковое, единообразное понимание нормативных предписаний; 3) верховенство закона в системе нормативных правовых актов. Этот принцип выражается в предположении соответствия законам как актам, обладающим высшей юридической силой, всех подзаконных нормативных правовых актов, равно как и правоприменительных актов; 4) недопустимость противопоставления законности и целесообразности. Правоприменительные органы не могут действовать незаконно, но, по их мнению, целесообразно и справедливо. В необходимых случаях законодатель может предоставить право выбора наиболее целесообразного разрешения той или иной ситуации, допустить несколько вариантов поведения, т.е. и целесообразность, и справедливость уже должны быть заложены в содержание законов, иных нормативных актов. Подводя итог вышесказанному, можно сформулировать общее определение законности. Законность – политико-правовое явление, характеризующее процесс совершенствования государственно-правовой формы организации общества и реализации идеи социальной справедливости путем строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательства.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 916; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |