Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ощущение и восприятие. Этапы психодиагностического исследования




ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Этапы психодиагностического исследования

Источники информации о психических явлениях

 

Название Содержание Примеры
Философский абстрактно-логические обобщения наблюдений мировоззренческие проблемы
Житейский Накопленный предыдущими поколениями опыт народная мудрость, приметы
Бытовой Бытовые ситуации нашей жизни текущее повседневное окружение
Научный Экспериментально проверяемые данные Психологические факты, теории, гипотезы
Религиозный Принимаемые на веру сведения в сюжетной канве религии заповеди, тексты
Мистический Выходящие за рамки привычного явления и переживания необъяснимые и паранормальные явления

1. Определение цели: формулируется общая цель исследования и определяются его организационные и эмпирические методы.

2. Создание модели: определяется комплекс свойств для изучения, создается возможный образ результата, формулируется гипотеза.

3. Выбор методик: конкретизируются методики, создаются адекватные условия для их использования.

4. Практика: непосредственное выполнение исследовательской работы, сбор эмпирических данных.

5. Интерпретация: обработка полученных результатов, их объяснение с конкретной научной позиции, разработка рекомендаций.

Деятельность - активность в достижении цели. Игра -вид деятельности, когда основной частью является сам процесс (совершаемые действия). Учение - процесс приобретения знаний и умений (главное - результат). Труд - процесс создания требуемых новых ценностей (соответствие цели).

 

Мотивация
  ê  
  è Цель    
ì   ê ì Операции
Контроль   Действия è Операции
ë   ê î Операции
ç Результат  

 

Рис. 2. Психологическая структура деятельности

 

Принципы деятельности в психологии:

· принцип единства деятельности и сознания (введен С.Л. Рубинштейном);

· принцип деятельностного опосредствования (введен А.В. Петровским);

· принцип единства деятельности и общения (введен А.Н. Леонтьевым).


Познавательные процессы - система психофизиологических механизмов, с помощью которых в психику поступает информация из организма и окружающего мира.

 

Ощущение - познавательный психический процесс отражения отдельных свойств объектов, непосредственно воздействующих на органы чувств. Виды ощущений по анализаторам (зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные, вкусовые, кинестетические и т.п.). Особенности ощущений: чувствительность как область действия анализатора, которая характеризуется тремя порогами: нижний, верхний и разностный (точность анализатора); адаптация как приспособление анализатора к раздражителю; синергия как взаимодействие анализаторов; синестезия как возбуждение одного анализатора под воздействием раздражителя для другого; контрастность как изменение чувствительности анализатора под воздействием фонового раздражителя. Пороги ощущений (нижний, верхний и разностный). Изучение разностного порога как дифференцирующей способности анализатора.

Восприятие - познавательный психический процесс отражения объекта в целом при его непосредственном воздействии на органы чувств. Отражение пространства, времени и движения (скорости, ускорения, поворота и т.п.) как виды восприятия. Особенности восприятия: целостность – объединение отдельных сигналов в целостный образ; константность - способность узнавать объект в различных формах; содержательность - стремление дополнить информацию об объекте до целостного образа; избирательность – биологическая и ситуационная дифференциация отражаемых свойств; апперцепция - зависимость от профессиональных знаний и умений.

 

Таблица 3.1

Познавательные процессы (ощущение и воображение)

 

Название Что это Что отражает Как отражает Виды Особенности
Ощущение ППП -познавательный психический процесс Отдельные свойства При непосредственном воздействии на органы чувств По анализаторам Чувствительность (нижний, верхний, разностный пороги Адаптация Синергия (взаимодействие) Синестезия Контрастность
Восприятие Объект в целом Пространства Времени Движения Константность Целостность Содержательность Избирательность Апперцепция

 

Иллюзии – ложные сигналы от анализаторов, формирующие образы, не имеющие аналога в реальности. Экстрасенсорное восприятие – биологически обусловленная или развитая в процессе тренировки повышенная чувствительность к определенным раздражителям.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 429; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.