Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТЕМА 9. Динамика групп и лидерство в системе менеджмента




Общая характеристика понятий «лидер» и «руководитель». Теория лидерства.

Лидер – это человек, за которым другие члены сообщества признают право брать на себя наиболее ответственные решения. Лидер – наиболее значимое лицо в определенной группе людей. Им может быть человек, обладающий определенным набором личностных качеств.

Руководитель – это официальное признание профессиональных и организаторских заслуг человека. К руководителю всегда предъявляются особые требования – исполнитель воли вышестоящих органов. Руководитель коллектива назначается извне, высшим руководством, получает властные полномочия, имеет право применения санкций.

Между лидером и руководителем существуют следующие различия:

1) руководство и лидерство являются средством координации, организации отношений членов социальной группы, средством управления ими, только работают они в системе формальных и неформальных отношений;

2) оба реализуют процессы социального влияния в группе или коллективе, но влияние идет по официальным и неофициальным каналам;

3) обоим присуща субординация отношений. В руководстве субординация отношений выступает достаточно отчетливо и закреплена в должностных инструкциях. В лидерстве субординация менее заметна и никак не закреплена. Поэтому нередко лидерство способно переходить в руководство, а руководитель становится лидером.

Существует несколько теоретических конструкций, системно описывающих лидерство как явление.

Танненбаум и Шмидт рассматривают лидерство как континуум стилей руководства от авторитарного (директивного, ориентированного на задачу) до демократического (делегирующего, ориентированного на отношения). Каждая точка этого континуума характеризуется определенным соотношением свободы действий последователей и использования власти лидером.

Роберт Блейк и Джейн Моутон считают лидерство стилем управления, которое детерминируется двумя факторами: степенью учета интересов людей и степенью учета интересов производства. С помощью двумерной матрицы (по девять делений на каждое измерение) они выделяют пять базовых типов лидерства.

Обедненное управление. Достижение необходимых производственных результатов требует минимальных усилий, но этого достаточно, чтобы сохранить членство в организации

Власть – подчинение. Эффективность производства в рабочих условиях, где человеческие аспекты присутствуют в минимальной степени.

Управление в духе загородного клуба. Скрупулезное внимание к потребностям сотрудников ведет к созданию комфортной и дружелюбной атмосферы в организации.

Организационное управление. Можно добиться хорошей организации управления путем балансирования необходимости получения высоких производственных результатов и поддержания на удовлетворительном уровне морального настроя людей.

Групповое управление. Производственные успехи обусловлены преданными своей компании людьми, взаимозависимость через общее стремление к организационным целям ведет к созданию взаимоотношений, основанных на доверии и уважении.

Похожий подход демонстрирует и модель Херси – Бланшара. Здесь за основу измерения взяты ориентации лидерского поведения – на взаимоотношения или на задание (рисунок 10).

Модель описывает четыре основных типа лидерства:

1) Telling (инструктирование). Типичная ситуация директивного лидерства, когда руководитель сам принимает решение, дает конкретные указания и обеспечивают жесткий контроль за работой;

2) Selling («продажа идей»). Руководитель объясняет решение и дает возможность осознать его;

3) Participating (тесное сотрудничество). Лидеры делятся идеями и выступают как фасилитаторы в принятии решений группой;

4) Delegating (делегирование). Лидер передает другим полномочия самостоятельно принимать и реализовывать решения, последователи принимают на себя ответственность за результаты его реализации.

 

Рисунок 10 – Модель лидерства Херси – Бланшара

Модель ситуационного лидерства Фидлера рассматривает два неразрывных аспекта лидерства: стиль лидерства как некую точку на континууме поведения лидера – от ориентированного на выполнение поставленной задачи до направленного на поддержание дружественных отношений в коллективе и ситуацию, в которой в данный момент находятся лидер и его подчиненные.

 

 

ТЕМА 10. Руководство: власть и авторитет, стили управления

Понятие влияния и власти. Формы власти и влияния. Власть и полномочия. Понятия и виды авторитета. Стили управления.

Влияние – это любое поведение одного индивида, которое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения другого индивида.

Власть – это возможность влиять на поведение других.

Власть может принимать разнообразные формы. Согласно классификации выделяют пять основных форм власти:

1) власть, основанная на принуждении. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность наказывать, таким образом, который помешает удовлетворению какой-то насущной потребности, или вообще может сделать какие-то другие неприятности;

3) власть, основанная на вознаграждении. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность удовлетворить насущную потребность или доставить удовольствие;

4) экспертная власть. Исполнитель верит, что влияющий обладает специальными знаниями, которые позволят удовлетворить потребность;

5) эталонная власть (власть примера). Характеристики или свойства влияющего настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же, как влияющий;

6) законная власть. Исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания, и что его долг — подчиняться им. Он исполняет приказания влияющего, так как традиция учит, что подчинение приведет к удовлетворению потребностей исполнителя. Законную власть часто называют традиционной. Законная власть бывает, действенна тогда, когда подчиненный повинуется указанию руководителя только потому, что он стоит на более высокой ступеньке организационной иерархии.

Сравнительная оценка преимуществ и недостатков различных методов влияния приведена в таблице 6.

Таблица 6 – Сравнение различных методов влияния

Метод На что влияет Плюсы Минусы
       
Методы, используемые при личном общении
Использование власти, основанной на обязанности Поведение в пределах зоны, которую другой считает законной в свете своих обязанностей Быстрота. Не требует затрат ресурсов Если просьба за пределами зоны, то она не действует. Если просьба заходит слишком далеко, ее могут посчитать незаконной
Использование власти, основанной на предполагаемой компетенции Отношение и поведение в пределах зоны предполагаемой компетенции Быстрота. Не требует затрат ресурсов. Если просьба за пределами зоны, то она не действует. Если просьба заходит слишком далеко, ее могут посчитать незаконной
Использование власти, основанной на отождествлении с руководителем Отношения и поведение, не противоречащие идеалам, лежащим в основе отождествления Быстрота. Не требует затрат ресурсов. Ограничен влиянием, не противоречащим идеалам, которые лежат в основе отождествления
Использование власти, основанной на представлении о зависимости Широкое разнообразие видов поведения, которое может быть управляемым Быстрота. Может быть действенным в тех случаях, когда другие методы не действуют Повторяющееся влияние поощряет другого человека на приобретение власти над влияющим
Использование власти, основанной на принуждении и на представлении о зависимости Широкое разнообразие видов поведения, которое может быть управляемым Быстрота. Может быть действенным в тех случаях, когда другие метлы не действуют Предрасполагает к ответному удару. Очень рискованно.
Использование убеждения Широкий диапазон отношений и видов поведения Может производить внутреннюю мотивацию, которая не требует управления; не требует власти или расходования ограниченных ресурсов Может требовать много времени. Нужен слушатель.
Сочетание различных методов Зависит от точности сочетания Может быть более действенным и менее рискованным, чем использование какого-то одного метода Более дорогостоящий подход, чем какой-то один метод
         

 

 

Продолжение таблицы 6

       
Косвенные методы
Манипулирование окружением другого человека, используя один или все прямые методу Широкий диапазон отношений и видов поведения Может дать результат, когда не срабатывают прямые методы Может потребовать много времени. Сложен для использования. Рискован, если часто используется
Изменение сил, которые воздействуют на индивидуума - правил формальной и неформальной организации, технологии, имеющихся ресурсов, объявленных цепей организации Широкий спектр отношении и видов поведения на непрерывной основе Имеет непрекращающееся влияние, а не одноразовый эффект. Может иметь сильное воздействие Часто требует проявления значительной власти для достижения цели

Полномочия – ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия ее сотрудников на выполнение задания.

Мескон, Альберт, Хедоури говорят о двух категориях полномочий:

- линейные полномочия – те, которые передаются непосредственно от начальника к подчиненному и далее к другим подчиненным и дают руководителю всю полноту власти, необходимой для решения задач, стоящих перед руководимым им подразделением;

- аппаратные (штабные) полномочия – полномочия, связанные с обслуживанием деятельности организации. Выделяют три типа сотрудников, наделенных аппаратными полномочиями: консультативный аппарат (внешние и внутренние консультанты, совет директоров), обслуживающий аппарат (отдел стратегического планирования, кружки качества) и личный аппарат (секретари, референты).

Одним из основополагающих признаков эффективности управления, позволяющим достигать желаемых результатов с учетом психологических критериев, является стиль руководства. Под стилем руководства понимается относительно постоянно проявляющиеся особенности взаимодействия руководителя с коллективом, который формируется как под влиянием условий управления, так и индивидуально-психологических особенностей личности руководителя.

Стиль деятельности руководителя определяют его кадровую политику.

Авторитарный (директивный) стиль характеризуют распоряжения в форме предложений, эмоциональная речь, товарищеский тон, похвала и порицание с учетом мнения подчиненных, руководитель часто советуется, все планируется при совместном обсуждении, распоряжения и запреты проводятся на основе дискуссий, за результаты ответственны все.

Попустительский (нейтральный, анархический) стиль – это формальный стиль, при нем отсутствуют похвала и порицание, нет сотрудничества, дела в коллективе идут сами по себе, руководитель вмешивается только при чрезвычайных моментах, распоряжений практически не отдает, возлагает всю ответственность на других, Работа распределяется самими сотрудниками и неформальным лидером. Позиция руководителя – в стороне от группы. В работе нет четкости, руководитель не знает, что делается каждым сотрудником, ответственность лежит только на исполнителе.

В последнее время выделены другие стили, или типы, руководства: новаторско-аналитический, новаторско-интуитивный, консервативно-аналитический, консервативно-интуитивный, а также соучаствующий.

Соучаствующий стиль – это регулярные совещания руководителя с подчиненными, открытость в отношениях между руководителем и подчиненными, вовлеченность подчиненных в разработку и принятие организационных решений, делегирование руководителем подчиненным ряда полномочий, участие рядовых работников в планировании и изменении планов, создание особых групповых структур, наделенных правом самостоятельно принимать решения, предоставление работнику возможности автономно разрабатывать те или иные проблемы, формулировать новые идеи, внося вклад в развитие инновационных процессов.

Новаторско-аналитический стиль преобладает в крупнейших преуспевающих японских фирмах, так как способен обеспечить выживание в условиях острейшей рыночной конкуренции. Руководитель, использующий данный стиль, отличается особой преданностью организации, энергичностью, новаторством, чуткостью к новым информации и идеям, генерированием большего числа идей и альтернатив, быстрым принятием решений, интеграцией коллективных действий, четкостью в формулировании целей и установок, готовностью учитывать мнение других, терпимостью к неудачам.

Консервативный стиль включает аналитическое обоснование выполнения целей и задач, но может опираться и на интуицию руководителя. Привычный установленный порядок, предсказуемое поведение руководителя, тщательное обдумывание любого начинания, допущение риска только в исключительных, зачастую просчитанных вариантах деятельности, поощрение обдуманных, подтвержденных точными расчетами действий, осуждение предложения новых интересных идей, оценка деятельности, опирающаяся на опыт руководителя, его решения, препятствуют проявлению инициативы подчиненными.

Практическое задание к теме:

Внимательно прочтите представленные ниже утверждения. Отметьте неверные и перефразируйте их так, чтобы получились правильные. Ответы должны сопровождаться примерами.

1. Власть является способностью, но не возможностью влиять на других.

2. Эталонная власть основана на харизме.

3. Власть исходит от руководителя.

4. Наиболее эффективным является адаптивное руководство.

5. Руководитель использует власть для достижения целей организации.

6. Авторитарный стиль позволяет добиться от подчиненных максимальной работоспособности.

7. Выбор стиля руководства зависит во многом от степени квалифицированности подчиненных.

8. Традиционная форма власти основывается на страхе и принуждении.

9. Власть – двусторонний процесс, так как она присуща не только руководству, но и подчиненным.

10. Адаптивное руководство на практике невозможно, нарушает принцип справедливости.

11. Либеральный стиль способствует развитию инициативы у подчиненных, элементов совместного управления предприятием.

12. В реальной жизни либерального руководителя не встретить.

13. Власти не существует, если ею не пользоваться.

14. Все стили руководства одинаково эффективны.

15. При управлении невозможно придерживаться какого-то одного стиля.

16. Чем выше исполнительность и дисциплина, тем строже руководство.

17. Теория «X» Д. Мак-Грегора соответствует демократическому стилю руководства.

18. Чем крупнее предприятие, тем авторитарнее стиль руководства.

19. Стиль руководства способен влиять на мотивацию подчиненных.

20. Авторитарный стиль подавляет инициативу подчиненных.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 3315; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.