КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Учебно-методические материалы по разработке образовательной программы «Подготовка педагогов к инновационной деятельности»
Методические материалы. 1. Вариант структуры карты образовательного пространства и рекомендации по заполнению. Структура карты образовательного пространства В разделе «Социальная карта пространства» отмечаются все существующие формы. В разделе «Индивидуальный маршрут в пространстве» выделяются наиболее значимые для Вас.
2. Рекомендации для построения профиля. Нарисуйте отрезок. Начало отрезка обозначьте как полюс закрытости (организация взаимодействия для исполнение норм и функций). Конец отрезка обозначьте как полюс открытости (возможность личности влиять на содержание взаимодействия, проявлять идеи и инициативы). Распределите выделенные вами типы групп по отрезку. 3. Рекомендации для построения индивидуального профиля образовательной деятельности. Подобно построения коммуникативного профиля постройте профили каждой сферы. Нарисуйте линии профилей в пространстве в виде лучей, исходящих из одной точки, обозначающей полюс закрытости (отсутствие возможности влиять на свое образование, на содержание взаимодействия). В качестве основания для разработки профилей по сферам используйте ранжирование обозначенных вами форм организации образования от закрытых (отсутствие возможности влиять на свое образование) к открытым (возможность влиять и выстраивать свое образование). Затем выделите значимые для реализации целей и задач вашего образования типы взаимодействия и формы организации образования.
Проектирование и исследование как содержание инновационной деятельности. В условиях построения открытого образовательного пространства, модернизации образования все больше возникает точек неопределенности, открытости, преодоление которых самими субъектами образования и есть фактор становления инновационной деятельности в образовании. В этой связи необходимо качественное изменение содержания образования, переход от учебных к обучающим, компетентносто-ориентированным программам и, наконец, к разработке образовательных программ, обеспечивающих проявление и сопровождение образовательного заказа участников образования. Сегодня, в инновационной образовательной практике имеется достаточно большой ресурс для создания такого типа программ, однако отсутствуют механизмы его использования, привлечения людей имеющих инновационный опыт к разработке программ подготовки педагогов к инновационной деятельности. В этом смысле ресурса одного человека, как в ситуации с учебной программой, становится мало. Поэтому основным признаком и характеристикой другой, обучающей и образовательной программы является сетевой принцип управления ее разработкой и реализацией. Это означает, что формирование самой темы программы происходит с учетом потребностей, ситуации в образовании. Теоретический залог исследования данного факта, опирается на определение актуальности проектирования, предназначением данного вида деятельности в культуре, в инновационном образовании. Актуальность проектирования в этом залоге определяется его ориентацией на изменение существующей действительности на основе собственного замысла (В. Ф. Сидоренко), на перевод искусственного в естественное (П. И. Балобанов), на мысленное конструирование и практическая реализация того, что возможно, или того, что должно быть (В. И. Слободчиков). Другими словами, необходимость в проектировании, точно как и в инновациях, возникает в ситуациях изменения, развития, неопределенности. В педагогической инноватике (Н. Р. Юсуфбекова) проектирование рассматривается как процесс создания новшеств (продуктов), призванных улучшить качество существующей системы образования. В инновационном, развивающем и развивающемся образовании (В. И. Слободчиков) проектирование определяется в качестве культурной формы жизни инноваций, способ изменения самого образования, проектирование новой образовательной системы в целом. Относительно рамки образовательных инноваций (Г. Н. Прозументова), которые случаются по воле и образуются самим человеком; содержание и развитие которых обусловливается и объясняется влиянием, участием человека в своем образовании, проектирование начинает осознаваться как способ жизнедеятельности человека в образовании, способ построения своего образования. Следовательно, проектирование можно рассматривать как содержание инновационной деятельности, которое необходимо осваивать в современных условиях. Деятельность проектирования адекватна самой специфике инновационной образовательной деятельности, поскольку ее предметом оказывается открытое, формирующееся пространство образовательных целей и задач. В этом ее отличие от деятельности планирования, которая решает заранее известные задачи и заранее поставленные цели. Поэтому проектирование в образовании на сегодня рассматривается в качестве фундаментального принципа, основной формы инновационной образовательной деятельности (В. И. Слободчиков, Ю. В. Громыко, П. Г. Щедровицкий и др.). При этом содержанием образования все в большей мере становится сам процесс проектирования, рождения нового содержания образования. В этой связи, проектную форму существования инноваций мы определяем как принципиально важную особенность инновационной образовательной деятельности, которую необходимо учитывать в процессе разработки и реализации программы подготовки студентов к инновационной деятельности в образовании.
Важнейшей характеристикой инновационной образовательной деятельности, по мнению Г. Н. Прозументовой является то, что она в силу своей ориентированности на возникновение нового поля целей, смыслов и задач приводит к неизбежному возникновению неожиданных эффектов и новых проблем, что требует организации особых исследований, которые бы помогали проявлять эти новые эффекты и возникающие проблемы. Специально следует подчеркнуть, что инновационная образовательная деятельность — это деятельность рождающаяся, становящаяся, а, следовательно, она не имеет априорной рамки понимания. Это деятельность, которая требует специальной работы теоретического понимания, специальной понятийной реконструкции и интерпретации (А. М. Лобок). Поэтому организация исследовательской деятельности для развития субъектов разработки и содержания программы, является показателем эффективности образовательной программы, ее глубины и ориентированности на действительно инновационную деятельность. Основанием программы обучения инновационной деятельности в образовании является то, что она выстраивается как исследовательская программы, то есть программа, результатом реализации которой оказывается содержательное понимание осуществляемой инновационной деятельности, содержательная теоретичность ее интерпретации.
Важнейшим условием становления инновационной деятельности является наличие специально организованной рефлексивной аналитики проектной инновационной деятельности.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 546; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |