Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебно-методические материалы по разработке образовательной программы «Подготовка педагогов к инновационной деятельности»




Методические материалы.

1. Вариант структуры карты образовательного пространства и рекомендации по заполнению.

Структура карты образовательного пространства

В разделе «Социальная карта пространства» отмечаются все существующие формы. В разделе «Индивидуальный маршрут в пространстве» выделяются наиболее значимые для Вас.

Социальная карта пространства Сферы пространства. Индивидуальный маршрут в пространстве.
  Коммуникативная      
  Учебная      
  Образовательная      
     
     

 

2. Рекомендации для построения профиля.

Нарисуйте отрезок. Начало отрезка обозначьте как полюс закрытости (организация взаимодействия для исполнение норм и функций). Конец отрезка обозначьте как полюс открытости (возможность личности влиять на содержание взаимодействия, проявлять идеи и инициативы). Распределите выделенные вами типы групп по отрезку.

3. Рекомендации для построения индивидуального профиля образовательной деятельности. Подобно построения коммуникативного профиля постройте профили каждой сферы. Нарисуйте линии профилей в пространстве в виде лучей, исходящих из одной точки, обозначающей полюс закрытости (отсутствие возможности влиять на свое образование, на содержание взаимодействия). В качестве основания для разработки профилей по сферам используйте ранжирование обозначенных вами форм организации образования от закрытых (отсутствие возможности влиять на свое образование) к открытым (возможность влиять и выстраивать свое образование). Затем выделите значимые для реализации целей и задач вашего образования типы взаимодействия и формы организации образования.

 

Проектирование и исследование как содержание инновационной деятельности.

В условиях построения открытого образовательного пространства, модернизации образования все больше возникает точек неопределенности, открытости, преодоление которых самими субъектами образования и есть фактор становления инновационной деятельности в образовании. В этой связи необходимо качественное изменение содержания образования, переход от учебных к обучающим, компетентносто-ориентированным программам и, наконец, к разработке образовательных программ, обеспечивающих проявление и сопровождение образовательного заказа участников образования.

Сегодня, в инновационной образовательной практике имеется достаточно большой ресурс для создания такого типа программ, однако отсутствуют механизмы его использования, привлечения людей имеющих инновационный опыт к разработке программ подготовки педагогов к инновационной деятельности. В этом смысле ресурса одного человека, как в ситуации с учебной программой, становится мало. Поэтому основным признаком и характеристикой другой, обучающей и образовательной программы является сетевой принцип управления ее разработкой и реализацией. Это означает, что формирование самой темы программы происходит с учетом потребностей, ситуации в образовании.

Теоретический залог исследования данного факта, опирается на определение актуальности проектирования, предназначением данного вида деятельности в культуре, в инновационном образовании. Актуальность проектирования в этом залоге определяется его ориентацией на изменение существующей действительности на основе собственного замысла (В. Ф. Сидоренко), на перевод искусственного в естественное (П. И. Балобанов), на мысленное конструирование и практическая реализация того, что возможно, или того, что должно быть (В. И. Слободчиков). Другими словами, необходимость в проектировании, точно как и в инновациях, возникает в ситуациях изменения, развития, неопределенности. В педагогической инноватике (Н. Р. Юсуфбекова) проектирование рассматривается как процесс создания новшеств (продуктов), призванных улучшить качество существующей системы образования. В инновационном, развивающем и развивающемся образовании (В. И. Слободчиков) проектирование определяется в качестве культурной формы жизни инноваций, способ изменения самого образования, проектирование новой образовательной системы в целом. Относительно рамки образовательных инноваций (Г. Н. Прозументова), которые случаются по воле и образуются самим человеком; содержание и развитие которых обусловливается и объясняется влиянием, участием человека в своем образовании, проектирование начинает осознаваться как способ жизнедеятельности человека в образовании, способ построения своего образования. Следовательно, проектирование можно рассматривать как содержание инновационной деятельности, которое необходимо осваивать в современных условиях. Деятельность проектирования адекватна самой специфи­ке инновационной образовательной деятельности, поскольку ее предметом оказывается открытое, формирующееся пространство об­разовательных целей и задач. В этом ее отличие от деятельности пла­нирования, которая решает заранее известные задачи и заранее по­ставленные цели. Поэтому проектирование в образовании на сегодня рассматривается в качестве фундаментального принципа, основной формы инновационной образовательной дея­тельности (В. И. Слободчиков, Ю. В. Громыко, П. Г. Щедровицкий и др.). При этом содержанием образования все в большей мере становится сам процесс проектирования, рождения нового содержания образования. В этой связи, проектную форму существования инноваций мы определяем как принципиально важную особенность инновационной образо­вательной деятельности, которую необходимо учитывать в процессе разработки и реализации программы подготовки студентов к инновационной деятельности в образовании.

Важнейшей характеристикой инновационной образовательной деятельности, по мнению Г. Н. Прозументовой является то, что она в силу своей ориентированности на возникновение нового поля целей, смыслов и задач приводит к неизбежному возникновению неожи­данных эффектов и новых проблем, что требует организации особых исследований, которые бы помогали проявлять эти новые эффекты и возникающие проблемы. Специально следует подчеркнуть, что инновационная образо­вательная деятельность — это деятельность рождающаяся, становя­щаяся, а, следовательно, она не имеет априорной рамки понимания. Это деятельность, которая требует специальной работы теоретичес­кого понимания, специальной понятийной реконструкции и ин­терпретации (А. М. Лобок). Поэтому организация исследовательской деятельности для развития субъектов разработки и содержания программы, является показателем эффективности образовательной программы, ее глубины и ориентированности на действительно инновационную деятельность. Основанием программы обучения инновационной деятельности в образовании является то, что она выстраивается как исследовательская программы, то есть програм­ма, результатом реализации которой оказывается содержательное понимание осуществляемой инновационной деятельности, содержа­тельная теоретичность ее интерпретации.

Важнейшим условием становления инновационной деятельности является наличие специально организо­ванной рефлексивной аналитики проектной инновационной деятельности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 546; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.