Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О технике актера (полный текст)




Прямо сейчас, вы представляете из себя хаос, потому что вы не приведены в порядок. Вы будете приведены в порядок, когда начнете быть осознающим. Только оттого, что вы будете осознающим, все выстроится в определенном порядке, и тот хаос, которым вы являетесь, превратится в симфонию.

Когда вы вдыхаете воздух и не освобождаетесь от него, ваши легкие наполняются углекислым газом. Тогда вы все время вдыхаете и никогда не освобождаете легкие полностью. Вы все время вводите внутрь углекислый газ. Тогда ваше дыхание становится поверхностным, и все легкие наполняются углекислым газом. Сначала выбросьте воздух, забудьте о вдохе. Тело само позаботится об этом. Тело имеет свою собственную мудрость, оно является более мудрым, чем вы. Выдохните и позабудьте о вдохе. Не бойтесь, вы не умрете. Вдох сделает тело, оно вдохнет столько, сколько нужно. Оно вдохнет соразмерно тому, сколько вы выдохнули, равновесие будет сохранено. Если вы вдыхаете, то нарушаете равновесие, потому что вмешивается накапливающий ум.

Я останавливался во многих домах и везде видел, что люди собирают так много вещей, что им негде жить, там нет простран­ства для жизни - и они продолжают накапливать. Они все время накапливают вещи, думая, что когда-то те потребуются. Не накапливайте то, что не нужно. А если что-то нужно кому-то больше, чем вам, то лучше отдайте это. Будьте дающим, и вы никогда не будете патологическим. Все старые цивилизации были основаны на дане - на отдаче, а эта современная цивили­зация основана на накоплении. Вот почему все больше людей становятся ненормальными, нервнобольными. Все спрашива­ют, где достать, и никто не спрашивает, куда пойти, чтобы отдать, и кому отдать.

Последний вопрос:

Ежедневно в каждой из своих бесед вы говорите об осознан­ности - о тотальной осознанности, о непрерывной осознанности и о тому подобных вещах. Вы говорите также, что она не может быть достигнута умом, путем повторения мыслей, - что это нужно почувствовать. Но как можно почувствовать, если еще не достиг этого? Что это за ощущение, которое предшествует достижению? Как вообразить или спроецировать то, что еще не случилось? Происходит ли это тоже помимо ума? Как протекает весь этот процесс? Как можно осуществить его?

Когда я говорю, что осознанность не может быть достигнута при помощи ума, я имею в виду, что вы не можете достигнуть ее, думая о ней. Вы можете все время думать о ней, но вы будете двигаться по кругу. Когда я говорю, что она не может быть достигнута при помощи ума, я имею в виду, что она не может быть достигнута при помощи рассуждений. Вы должны практи­ковать ее, вы должны осуществлять ее. Она может быть достиг­нута только в результате действия, а не в результате размышления - это первое, так что не думайте о том, что такое осознанность, как достичь ее или что будет результатом. Не думайте о ней; начните осуществлять ее.

Когда вы идете по улице, идите, осознавая это. Это трудно, и вы все время забываете, но не боитесь. Когда бы вы ни вспомнили снова, будьте бдительны. Делайте каждый шаг с полной бдительностью, сознательно, оставаясь вместе с шагом, не позволяя уму уходить куда-то в сторону. Что бы вы ни делали, не делайте это механически - и в этом отличие. И когда я говорю, что это можно только почувствовать, то это имеет следующий смысл. Я могу, например, поднять свою руку механически, а затем я могу также поднять руку с полной бдительностью. Мой ум сознает, что моя рука поднята. Делайте это, пробуйте это - один раз механически, а затем с бдительностью. Вы почувству­ете перемену. Качество немедленно изменится.

Идите с бдительностью, с осознанием, и вы будете идти совсем по-другому; в вашей ходьбе появится другое качество. Вы будете двигаться более плавно, более изящно. Если вы идете механически - только потому, что вы знаете, как ходить, без какой-либо бдительности, то ходьба ваша является безобразной, в ней нет никакой грации. Все, что бы вы ни делали, делайте с бдительностью и чувствуйте разницу. Когда я говорю «чувствуй­те», я имею ввиду «наблюдайте». Сначала выполняйте что-либо механически, а затем с осознанием, и наблюдайте, чувствуйте разницу. Вы сможете почувствовать разницу.

Если, например, вы едите с осознанием, то вы не сможете съесть больше, чем нужно вашему телу. Люди приходят ко мне и говорят: «Назначьте мне диету. Мой вес постоянно увеличи­вается, тело все время разрастается. Назначьте мне диету».

Я говорю им: «Не думайте о диете, думайте о сознании. При назначении диеты ничего не случится. Вы не сможете выпол­нять ее. Вы будете выполнять ее один день, а на следующий день забросите. Вы не сможете выполнять ее. Лучше ешьте осознан­но».

Качество изменяется. Если вы едите с осознанием, вы будете больше жевать. При бессознательной, механической еде вы просто отправляете куски прямо в желудок. Вы совсем не жуете, вы просто набиваете желудок. Тогда нет никакого удовольствия, и поскольку нет никакого удовольствия, то вам нужно больше пищи, чтобы получить удовольствие. Нет ника­кого вкуса, поэтому вам нужно больше пищи.

Просто будьте бдительным и следите за тем, что случается. Если вы бдительны, вы будете лучше пережевывать пищу, вы в большей степени будете ощущать ее вкус, вы будете испытывать удовольствие от еды и будете тратить на это гораздо больше времени. Если вы съедаете свою пищу за полчаса, то для приема того же самого количества пищи с полной осознанностью вам потребуется полтора часа - в три раза больше. За полчаса вы можете съесть только одну треть того же количества, и вы будете испытывать большее удовлетворение; вы в большей степени будете наслаждаться процессом приема пищи. А когда тело получает удовольствие, оно говорит вам, когда остановиться. Когда тело совсем не получает никакого удовольствия, оно никогда не скажет, когда остановиться, поэтому вы будете продолжать. Тогда тело станет нечувствительным. Вы никогда не услышите, что говорит тело.

Когда вы едите, вы отсутствуете, и это создает проблему. Будьте здесь, и все процессы замедлятся. Тело само скажет: «Больше не надо!» И когда тело скажет это, это тот самый момент. Если вы осознаете свои действия, то вы не сможете пропустить приказ тела. Вы остановитесь. Так что позвольте своему телу сказать что-либо. Тело все время что-то говорит, но вы не слышите его. Будьте бдительны, и вы услышите его.

И когда я говорю: «Чувствуйте это», я знаю, что это трудно. Как вы можете почувствовать осознанность, не будучи осозна­ющим? Я не говорю, что вы можете почувствовать просветлен­ность Будды прямо сейчас, но когда-то нужно начать. Вы можете не достигнуть всего океана, но капля - только капля - даст вам вкус его, этот вкус тот же самый. Если вы только на один момент станете осознающим, то вы испробуете состояние будды. Оно будет мгновенным, это будет только мимолетное впечатление, но теперь вы знаете больше. И это никогда не случится с вами благодаря размышлениям; это случится только благодаря ощу­щениям, благодаря чувствованию.

Упор делается на ощущения, потому что это упор на «прожитый» опыт. Мышление является ложным; вы можете все время думать о любви и создавать о ней теории, вы можете даже написать докторскую диссертацию о любви, о том, что это такое - так никогда и не полюбив. Вы можете не знать, что такое любовь; вы, возможно, никогда не ощущали ее. Вы можете вырасти в знании без какого-либо роста в бытии. А это два различных измерения. Вы можете все время расти в знании. Ваша голова будет становиться все больше и больше, но вы будете оставаться все тем же крошечным эго.

Тогда ничто, в действительности, не растет - только накапливается. Когда вы начинаете чувствовать вещи, вы растете, ваше существо растет. И человек должен же с чего-то начать, так начинайте! Ошибки будут, они должны быть. Вы будете все время забывать, это естественно. Но не разочаровывайтесь, не прекращайте усилий, говоря: «Я не могу сделать этого». Вы можете сделать это! В вас заложены те же возможности, которые были в Иисусе или Будде. Вы являетесь семенем; в вас отсутствуют какие-либо недостатки. Вы должны быть приведены в порядок, вы являетесь просто хаотичным целым; в вас все есть. Вы можете стать буддой, но для этого требуется переорганизация ваших качеств.

Публикуется по книге, изданной в США в 1946 г.


Техника в искусстве способна иной раз как-то притушить искру вдохновения у посредственного художника, но она же раздувает эту искру в великое и неугасимое пламя у подлинного мастера.

Иосиф Яссер.

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Предлагаемая книга есть "подгляд" творческого процесса. "Подгляд" начался много лет назад, еще в России, а затем продолжался в Латвии, Литве, Польше, Чехословакии, Австрии, Германии, Франции, Англии и Америке. Актеры и режиссеры всех типов, школ, направлений и калибров прошли перед моими глазами. Приведение в порядок, систематизация и упрощение накопившегося материала заняло целый ряд лет. В 1936 году miss Beatrice Straiht открыла в Англии (Devonshire, Dartington Hall) театральную школу, из которой, по ее замыслу, должен был образоваться театр. Там я, как руководитель школы, получил возможность произвести ряд ценных экспериментов. Перед войной школа была переведена в Америку. Там она превратилась в профессиональный театр ("Chekhov Players"). Дав несколько спектаклей на Broadway, театр стал разъезжать по штатам в качестве пионера принципов театрального искусства. Однако деятельность молодого театра прекратилась почти в самом начале - война отозвала на фронт многих молодых актеров труппы. Эксперименты еще продолжались некоторое время с актерами broadway'а, но и из их среды большинство скоро тоже должны были уйти на фронт.

Первоначальная версия этой книги была написана на английском языке. Незаменимое содействие оказали мне в этот период работы miss Dierdre Hurst, квалифицированная преподавательница предлагаемого в этой книге метода, mr. Hurd Hartfield и prof. Paul Marshall Allen. Этим лицам я приношу здесь свою глубокую благодарность. Очень признателен Сергею Львовичу Бертенсону за его помощь по редактированию этой книги. Особенно радостным долгом своим я считаю выразить благодарность Г.С.Жданову, работавшему со мной на протяжении многих лет. Его постановки, педагогическая деятельность и эксперименты, основанные на принципах, излагаемых в этой книге, оказали мне большую услугу. Идеи, вопросы и советы Г.С.Жданова были ценным вкладом в мой труд Г.С.Жданову, за его бескорыстную помощь, я и посвящаю эту книгу.

Hollуwood. 1945 г.

День окончания войны

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 346; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.