Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация и методика проведения занятия. Контрольные вопросы по теме занятия




Контрольные вопросы по теме занятия

Контрольные вопросы из смежных дисциплин

Задачи

Цель

ЗАНЯТИЕ № 4

Вспомогательные материалы по теме

Литература

Основная:

- Шувалова Е.П. Инфекционные болезни. – М.,2001.– 656 с.

- Руководство по инфекционным болез­ням. /Под ред. В.И. Покровского. – М., 1996.

Дополнительная:

-Жаворонок, С.В. Тропические болезни: учеб. пособие / С.В. Жаворонок, В.М. Мицура, Е.Л. Красавцев, И.А. Карпов. — Гомель: Гомельский государственный медицинский институт, 2003. —170с.

- Лекционный материал.

-Методические рекомендации «Дифференциальная диагностика синдрома диареи» Гродно, 1990г.

-Острые кишечные инфекции: учеб. пособие / И.В. Борискин, Е.Л. Красавцев. — Гомель: Гомельский государственный медицинский институт, 2003. — 20с.

- Приказ № 240 от 6 августа 1999 года. О мерах по совершенствованию профилактики острых кишечных инфекций.

- «Ситуационные задачи по инфекционным болезням» Гомель, 2003

- Дифференциальная синдромальная диагностика в клинике инфекционных болезней: учебно-методическое пособие / А.А. Самсон, А.П. Демчило, О.В. Кротков, Е.П. Кишкурно. ¾ Минск: БелМАПО, 2009. ¾ 48 с.

- Романова, Е.И. Дисбиозы кишечника: учебно-методическое пособие по инфекционным болезням для студентов медицинских университетов лечебного, медико-диагностического факультетов по специальностям лечебное дело, медико-профилактическое дело / Е.И. Романова. ¾ Гомель: Гомельский государственный медицинский университет, 2009. ¾ 40 с..


ТЕМА: Бактериальные нейроинфекции (менингококковая инфекция). Вирусные нейроинфекции (бешенство).

1. Мотивационная характеристика темы. Введение

Менингококковая инфекция. Актуальность темы продиктована большой частотой встречаемости менингококковой инфекцией в практике врача, тяжестью течения генерализованных форм и возможностью летального исхода при несвоевременной постановке диагноза.

Бешенство. Тема актуальна, так как заболевание бешенством возможно из-за сохранения этой инфекции в природных очагах, сложностью диагностики на ранних стадии заболевания и летальностью от любых форм заболевания.

Познакомить студентов с особенностями клиники и профилактики данных инфекций. Овладеть принципами диагностики и терапии менингококковой инфекции и бешенства.

Необходимо знать:

Этиологию, эпидемиологию, патогенез, клинику и классификацию, диагностику и принципы терапии менингококковой инфекции. Клинику и патофизиологию общемозгового, менингеального и энцефалитического синдромов. Показания и противопоказания к люмбальной пункции; ликворологические синдромы. Показания к отмене антибиотиков при менингококковой инфекции.

Вопросы этиологии, патогенеза, классификации, клинику бешенства.

Студентам необходимо уметь:

Составить план обследования больного с менингококковой инфекцией. Провести первичные противоэпидемические мероприятия в очаге инфекции.

Собрать эпидемиологический анамнез, анамнез заболевания, провести клинический осмотр больного, обосновать предварительный диагноз, назначить необходимое обследование и лечение, провести дифференциальную. диагностику с группой сходных заболеваний. Клинические и эпидемиологические показания к госпитализации, критерии выписки, профилактические мероприятия.

Собрать эпидемиологический анамнез у больного бешенством. Определить показания для проведения профилактики бешенства.

Практические навыки:

Выявить реактивные болевые феномены у больного. Уметь определить мышечные тонические напряжения и контуры у больного менингитом. Выполнить люмбальную пункцию. Поставить синдромальный диагноз менингита на основании макроскопических данных и данных лаборатор­ного исследования ликвора.

4. План занятия и расчёт учебного времени

№ п/п Содержание Расчет рабочего времени
1. Введение 30 минут
2. Теоретическая часть занятия (определение и коррекция исходного уровня знаний, постановка задач, которые будут решаться на занятии) 3 часа
3. Практическая часть занятия (курация больных, написание дневников, освоение навыков забора материала для лабораторных исследований, техники проведения лечебных и диагностических манипуляций) 1 час
4. Контроль усвоения темы 1 час
5. Заключительная часть занятия. Подведение итогов, проверка протоколов, дневников курации больных и т.д. 1 час

Этиология, методы лабораторной диагностики менингококковой инфекции и бешенства..Менингеальный синдром. Ликворологические синдромы.

МЕНИНГОКОККОВАЯ ИНФЕКЦИЯ

Определение.

Этиология. Возбудитель, его основные свойства. Серологические группы и типы менингококка.

Эпидемиология. Источники инфекции. Роль носителей менингококка в рас­пространении болезни. Механизм заражения и пути распространения инфек­ции. Восприимчивость населения. Группы риска. Иммунитет. Периодичность эпидемических вспышек, сезонность. Заболеваемость.

Патогенез. Внедрение возбудителя. Гематогенная и лимфогенная генерали­зация инфекции. Преодоление гематоэнцефалитического барьера. Роль токсинемии и аллергического компонента в патогенезе. Механизм развития инфек-ционно-токсического шока, церебральный гипертензии и гипотензии, набуха­ния и отек мозга, ДВС-синдрома и острой недостаточности надпочечников.

Клиника. Классификация форм менингококковой инфекции. Инкубационный период. Клиника менинкоккового назофарингита, менингококкового ме­нингита, менингококцемии, менигококкового менингоэнцефалита. Сверхострый менингококковый сепсис. Особенности клинического течения заболевания у детей. Осложнения. Клинические синдромы: инфекционно-токсического шо­ка, острой надпочечниковой недостаточности, набухания и отека мозга. Исхо­ды. Прогноз при различных формах менингококковой инфекции.

Диагностика. Значение эпидемиологических данных в распознании локали­зованных и субклинических форм. Значение клинического обследования боль­ных для диагностики различных форм менингококковой инфекции. Выявление возбудителя в носоглоточной слизи, в крови и ликворе /бактериоскопическое и бактериологическое исследования/. Серологические методы диагностики. Зна­чение исследований ликвора при диагностике менингитов.

Дифференциальный диагноз.

Лечение. Комплексная этиотропная и патогенетическая терапия и ее органи­зация в специализированных отделениях и центрах. Принципы и тактика антибиотикотерапии. Методы и средства патогенетической терапии различных форм менингококковой инфекции. Лечение и профилактика осложнений. Зна­чение ухода за больным. Профилактика. Экстренная профилактика болезни, выявление и санация но­сителей менингококка. Перспективы специфической профилактики

БЕШЕНСТВО

Определение.

Этиология. Основные свойства вируса бешенства, устойчивость во внешней среде.

Эпидемиология. Источники и резервуары вируса в природе. Эпизоотии сре­ди диких и домашних животных. Пути заражения человека. Значение входных ворот.

Патогенез. Патологическая анатомия. Внедрение и распространение вируса. Поражение центральной нервной системы. Гистоморфологические изменения продолговатого мозга, аммоновы рога, мозжечка, спинного мозга, симпатиче­ских ганглиев. Тельца Бабеша-Негри. Понятие о латентной инфекции.

Клиника. Инкубационный период. Стадия течения заболевания. Ранние сим­птомы бешенства, Течение заболевания. Атипичные формы бешенства. Прогноз.

Диагностика. Значение клинико-эпидемиологических данных и обнаруже­ние в мозгу погибших животных телец Бабеша-Негри. Использование биологи­ческой пробы.

Дифференциальный диагноз.

Лечение. Уход за больными, симптоматическая терапия.

Профилактика. Борьба с источником инфекции. Санитарно-ветеринарные мероприятия. Специфическая профилактика активно-пассивным методом. Применение антирабического гама-глобулина. Контингенты лиц с повышен­ным риском заражения бешенством. Показания к вакцинации и методика ее проведения. Характеристика вакцин, их эффективность.

Теоретическая часть занятия проводится в учебной комнате на отделения ГОИКБ. После введения в тему занятия и обсуждения актуальности данной нозологии в настоящее время, проводится контроль исходного уровня знаний студентов с использованием тестов. Проводится разбор непонятных вопросов, дополнение теоретического материала учебников данными научных статей, монографий, приказов и методических рекомендаций. В ходе занятия используются атласы по инфекционным болезням, в том числе в компьютерном варианте, наглядные пособия в виде плакатов и схем. Практическая часть проходит в отделениях ГОИКБ: проводится демонстрация больного с типичной симптоматикой и с подозрением на менингиты различной этиологии., составление эпидемиологической цепочки, определение тактики ведения больного с учётом полученных данных. Студенты самостоятельно курируют больных с написанием дневников наблюдения. Важную роль в процессе обучения играет совместное обсуждение преподавателем и студентами полученных данных и формирование клинического диагноза. Преподавателем приводятся другие примеры течения заболеваний из его клинического опыта. В отделениях студенты изучают технику люмбальной пункции, забора материала для бактериологического исследования. Особое внимание уделяется изучению организации эпидрежима в инфекционном отделении, профилактики внутрибольничных заражений и перекрёстной инфекции, что особенно важно для будущих врачей. В конце занятия проводится контрольный опрос, решаются ситуационные задачи, и выставляется оценка, даётся задание (а также тема реферативных сообщений УИРС) к очередному занятию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 507; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.