КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эзотерическая парадигма
Гуманитарная парадигма Гуманитарная — значит ориентированная на проблемы человека, на опыт их решения, что признается здесь главной ценностью. Эта парадигма наиболее полно может быть выражена лозунгом «Познание — сила». Здесь исчезает однозначность истины, истина множественна (вспомните: И ты прав тоже!). Мера в этой парадигме: да — да. Здесь утверждается принцип ценностно-смыслового равенства по праву своего рождения человек имеет право на бесконечное познание мира. Оцениваться может результат обучения, но не человек по этим результатам Учителю теперь интересно: что ученик знает, а не то, чего он не знает. Эта парадигма хорошо иллюстрируется таким графическим образом, как круг знания и познания. При увеличении области знаний увеличивается и область незнаемого. К знаниям предъявляются здесь требования выходить на обобщенные характеристики, на смыслы и т.д. При всей привлекательности этой парадигмы она таит в себе серьезную опасность для учителя потеряв умение понимать ученика, учитель теряет связь с ним, утрачивает способность к диалогу, в процессе которого лишь и может происходить познание мира Эзотерия — тайное знание, источник которого неизвестен, получение безусловного результата В первой парадигме истина относительна; во второй — множественна; в третьей — абсолютна, ее нужно не познать, а осознать. Эта парадигма определяется лозунгом «Осознание — сила». Понять смысл этих технологий можно на следующем при мере: когда мы ночью идем по абсолютно темной улице, то - фонариком освещаем отдельные окружающие нас предметы или их часть. Эзотерика — вспышка молнии, при которой освещаетс я и запечатлевается все сразу. Затем эта картина постепенно осознается. Характерные понятия здесь просветление, откровение, инсайд. Общение ученика с абсолютной истиной происходит напрямую, а не через учителя. Роль учителя — подготовить и поддержать ученика в этом прорыве. Специфика технологий работа с человеческой сущностью, с человеческим сознанием "Примеры проявлений эзотерического подхода в педагогической деятельности - это обсуждение прожитого дня у костра или при свечах («орлятский огонек»), хоровая декламация, пение в «орлятском кругу». В целом же это длительные технологии, они занимают от 2 до 20 лет Характерные черты эзотерического подхода послушничество, диалог только с абсолютом, полное подчинение Учителю. Примеры воспитание в монастырях, мистерии. В зависимости от приверженности педагога той или иной парадигме мы можем наблюдать различное понимание педагогической этики, свободы и т.д. По-разному осмысливается собственная профессионально-педагогическая концепция (осознание ведущих идей в построении своей профессиональной деятельности). Педагогическую культуру определяют как проекцию общей культуры на сферу педагогической деятельности; как синтез педагогической этики и профессионально-педагогических качеств, стиля учебно-воспитательной работы и отношения преподавателя к своему делу и к самому себе (А. В. Барабанщиков). Педагогическую культуру рассматривают как часть общечеловеческой культуры, интегрирующей историко-культурный педагогический опыт и регулирующей сферу педагогического взаимодействия (Е.Ю.Захарченко) Совокупным субъектом педагогической культуры выступает общество в целом, задающее цели и содержание процессам социализации воспитания и образования, а его «носителями» в педагогическом взаимодействии выступают учителя, родители, педагогические сообще ства, реализующие этот социальный заказ в конкретно историческом и личном педагогическом опыте Педагогическая культура может быть "представлена как совокупность достижений социальной практики, педагогических взглядов, идей, теорий, способов педагогической деятельности. Исторически сложившиеся типы педагогической культуры соответствуют типам развития человеческой цивилизации и характеру взаимодействия между образованием и педагогической культурой в ту или иную историческую эпоху Формирование типа педагогической культуры зависит также и от складывающейся в обществе парадигмы образования и деятельности отдельных педагогов, создающих авторские культуросообразные педагогические системы В основе типа педагогической культуры лежит целостное представление и педагогической действительности, в центре которой находится личность ребенка Новое педагогическое мышление составляет мировоззренческую основу педагогической культуры учителя. Его особенностями являются: • признание ученика высшей ценностью, • переориентация целей образования на воспитание и развитие личности; • проблемно-вариативное мышление, предполагающее возможность многовариантного достижения целей обучения и вое питания; • гуманизм и сотрудничество с детьми; • творческая, созидательная направленность на разработку эффективных методик и технологий обучения и воспитания Все это ценностные аспекты педагогической культуры, которые при условии овладения ими («распредмечивания») интегрируются индивидуальным сознанием и находят конкретное выражение в педагогической позиции и практической деятельности людей, занимающихся обучением и воспитанием Уровни развития педагогической культуры могут быть рас-смотрены в общественно-историческом и личностном аспектах. Особенность педагогической культуры в том, что ее объектом, целью и результатом является человек, его образование, воспитание, развитие его личности. Эта культура является качественной характеристикой не только личности отдельных педагогов, но и жизнедеятельности и воспитательных отношений общества в целом. Как явление общественной жизни педагогическая культура охватывает все многообразие педагогической действительности и представляет собой динамическую систему, компонентами которой выступают различные уровни педагогической практики, в том числе такие, как педагогический профессионализм и педагогическое мастерство. В настоящее время в на уке сложились три основных подхода к интерпретации сущности культуры как интегральной характеристики жизнедеятельности общества аксиологический, деятельностный и личностный. Для понимания сущности педагогической культуры важен каждый из этих подходов. Аксиологический подход позволяет определить ценности, на которые ориентируются воспитание и педагогика как наука о воспитании; деятельностный — исследовать сущность, средства, способы педагогической деятельности, обеспечивающей реализацию этих ценностей; личностный — выявить свойства личности педагога-профессионала как саморазвивающегося субъекта воспитательных отношений и педагогической деятельности. Система ценностей, которые создает, утверждает, обслуживает педагогическая культура, существует в духовной и материальной форме. - Духовные ценности педагогической культуры интегрируются в педагогическом сознании общества, которое включает накопленные человечеством педагогические знания, теории, концепции, педагогическое мышление и чувства. - Материальные ценности педагогической культуры воплощены в средствах обучения и воспитания. В индивидуально-личностном плане мы рассматриваем педагогическую культуру как сущностную характеристику личности педагога, представляющую собой динамическую систему педагогических ценностей, деятельности и профессионального поведения учителя. В качестве компонентов системы педагогических ценностей выделяем педагогическую позицию; профессиональные знания и культуру педагогического мышления; профессиональные умения и творческий характер педагогической деятельности; саморегуляцию личности и культуру профессионального поведения педагога. Глава 6. Современная система отечественного образования: стратегия развития Основные понятия: дистантное обучение, инновация, индивидуализация образования, образовательная система, стратегия образования, ценности образования. 6.1. Компоненты системы образования Рассмотрим образование как открытую, непрерывно развивающуюся систему учреждений разного типа и уровня: дошкольные, школьные, среднего специального, высшего, послевузовского дополнительного образования. Способы получения образования в современной отечественной практике: · обучение в условиях конкретной образовательной системы в коллективе учащихся (студентов) и успешное завершение всего цикла обучения в рамках учебного заведения (выпускные экзамены) – дневная или вечерняя формы обучения; · индивидуальное обучение на дому с последующей сдачей экстерната; · дистантное обучение с помощью обучающих программ; · заочная форма обучения с периодически организованными сессионными занятиями, сдачей контрольных работ, зачетов, экзаменов. Ценности сферы образования: социально-политические, интеллектуальные, нравственные, профессиональной педагогической деятельности. Задачи многоуровневого педагогического образования: · индивидуальный выбор содержания и уровня получаемого образования и профессиональной подготовки, · подготовка специалиста с необходимыми квалификационными параметрами, · реализации научного и профессионально-педагогического потенциала. Направления развития современного образования: · гуманизация, гуманитаризация, дифференциация, диверсификация, стандартизация, многовариативность, многоуровневость, фундаментализация, компьютеризация, информатизация, индивидуализация, непрерывность.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1626; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |