Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Занятие 1. Тема 7. Общество как предмет философского анализа




Тема 7. Общество как предмет философского анализа

1. Эволюция представлений об обществе в истории культуры и философии.

2. Природа и общество. Естественная и социальная история.

3. Специфика социальной реальности. Исследовательские программы в обществознании.

4. Общество как система. Современные теоретические модели общества.

Темы для дискуссий и обсуждений

1. Что характерно для философского понимания общества? Что общего и специфического в познании общества конкретными социально-гуманитарными науками и социальной философией?

2. Что такое общество? Можно ли считать «первоэлементом» общества человека? социальную группу? социальный институт? социальное действие? социальное взаимодействие? социальное отношение? функцию социального института? какую-либо отдельную сферу жизни общества?

3. В чем отличие действия законов общества от законов природы?

Темырефератов

1. Общество и природа: проблема взаимоотношений.

2. Концепция этногенеза Л. Гумилева.

3. Разум и история в философии истории Гегеля.

4. Общество как духовная реальность (С. Л. Франк).

5. Общество как суперсистема (П. Сорокин).

6. Общество как система отношений (К. Маркс).

7. Структурно-функциональная модель общества и концепция социального действия Т. Парсонса.

8. Понимание общества в концепции социального действия М. Вебера.

9. Коммуникативный разум и общественная рациональность (Ю. Хабермас).

10. Концепция социальной реальности в феноменологической социологии (А. Шюц, Т. Лукман).

Литература

1. Западноевропейская социология XIX – начала XX вв. – М., 1996.

2. Лешкевич Т. Г. Философия: Курс лекций: Учеб. пособие для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2000.

3. Момджян К.Х. Введение в социальную философию. – М.? 1997.

4. Нет ничего труднее, чем жить в эпоху перемен // Беларуская думка. 1996. № 2.

5. Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология. – М., 1999.

6. Новая технократическая волна на Западе. – М., 1986.

7. Новая философская энциклопедия: В 4 т. / Науч.-ред. совет: предс. В.С. Степин. – М.: Мысль, 2001.

8. Философия: Справочник студента / Г.Г. Кириленко, Е.В. Шевцов. – М.: АСТ, 2000.

Основные положения темы

1-2. Социальная философия рассматривает систему наиболее общих отношений «человек – общество». Она как рациональный и критический тип мировоззренческого знания отличается от мифологической и религиозной картины жизни общества. Боги античности были в значительной мере поэтическим выражением иерархических сил природы, «говорящим образом» ее внутреннего бытия. Повседневность, прошлое, будущее, настоящее ― словом, вся картина жизни общества в мифологии и религии рисовалась с помощью фантастических образов. В рамках мифологии и религии общества имелись, конечно, и рациональные зерна. Ещё в античности люди правильно подметили, что социальная жизнь не стоит на месте, а постоянно изменяется, что не остается неизменным образ жизни людей, районы проживания народов и т.п. и т.д. Социальная философия с самого начала своего возникновения характеризовалась плюрализмом. Этот плюрализм был противоположным мифологическо-религиозному генотеизму, согласно которому необходимо почитать лишь одного Бога несмотря на наличие в общественном сознании идеи многобожества. Объективным аналогом божеств в Древней Греции было, по-видимому, не столько содержание идеи Бога, сколько объективные ценности общины. Эти ценности и были реальными благами и, следовательно, необходимым условием существования членов общины. Рождение античной социальной философии знаменовалось осознанием качественно новых форм организации социальной жизни. Это осознание было связано с отделением идеи общества (общины) от идеи государства, идеи государства от идеи человека и др. Древнегреческие философы сформировали представления о мировоззренческих и методологических основах современного Западного мира.

Центральной проблемой средневековой социальной философии, основанной на идеях христианства, была проблема смысла истории, судьбы человечества как единокровной семьи. Всемирная история в ней представлялась как таинство, имеющее начало, конец и свой центр (явление Христа). Согласно взглядам Аврелия Августина земная история человечества должна служить только прелюдией к небесному царству Божьему, миру подлинной истории.

В социальной философии эпохи Возрождения индивид занял центральное место. Его характеризовали новые самосознание и социальная позиция (принципы антропоцентризма, гуманизма, индивидуализма). Основные представители социально-философской мысли данной эпохи обосновывали положение о том, что человек должен увидеть в себе творца, что его деятельность должна иметь сакральный характер, состоящий в том, что человек? творя мир, творит красоту и? в первую очередь? самого себя.

С Новым временем (XVII – XIX вв.), эпохой зарождения и утверждения капитализма на европейской почве связано формирование и развитие идеи философии истории. В ней жизнь общества представлялась, прежде всего, как продолжение истории природы в силу того, что именно природа «наградила» человека разумом и естественными правами. Согласно философии истории главной силой исторического процесса является всеобщий разум. Под его лучами история как собрание сказок и легенд должна трансформироваться в научное знание об обществе (Вольтер). Согласно представлениям многих философов Нового времени мир разумен потому, что в нем существует естественный порядок, бесконечная причинная цепь взаимодействия вещей.

Современные социально-философские представления об обществе тесно связаны с объективными процессами развития индустриальной и постиндустриальной цивилизации. В современной постиндустриальной цивилизации значительную роль стали играть не известные ранее коммерческие, бюрократические и политические гиперструктуры. Процесс модернизации как одну из особенностей взаимоотношений человека и общества в XX в. можно рассматривать в контексте создания новых общественно-политических институтов и отношений между ними, ценностей и норм, ориентированных на коренные изменения социума.

2. Природу и общество можно рассматривать, в известном смысле, как две существующие независимо друг от друга объективные реальности. В широком смысле понятие «природа», как мы уже знаем, может обозначать объективную реальность, т.е. материю. В более узком смысле природа – реальность, в которой действуют только бессознательные силы. Общество в отличие от природы представляется совокупностью исторически изменяющихся форм совместной деятельности людей. Общество как система характеризуется саморазвитием, самовоспроизводством и самосохранением. Между миром природы и общества нет непроходимой пропасти, так как сам человек, прежде всего, продукт материального мира, природы. Природа как условие жизни и развития общества не является постоянной и неизменной величиной. Общество не только возникает на природном фундаменте, но и существенно влияет на него. Для обозначения современного состояния взаимодействия общества и природы (природной среды) обычно используют понятие экологического кризиса. Рассматривая данное понятие, важно обратить внимание на источники современных экологических кризисов, их глобальные и региональные аспекты.

3 – 4. Социальная философия, анализируя общество как систему, выработала несколько исследовательских программ и теоретических моделей. В них под разными углами зрения формулируются представления об обществе как целостной, внутренне структурированной и развивающейся системе. В наши дни влиятельны следующие исследовательские программы изучения общества: формационная (в ней фундаментом жизни общества считается общественно-экономическая формация, т.е. исторический тип общества, вырастающий на базе определенного способа производства материальных благ), цивилизационная (ее содержание подробнее будет рассмотрено на следующем занятии). В социальной философии марксизма, в структуре общества как сложной системы обычно выделяют экономическую, социальную, политическую и духовную подсистемы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 306; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.