Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Квалификационные требования для специалистов, бакалавров, магистров




Организация учебно-исследовательской деятельности студентов, бакалавров, магистрантов в процессе обучения на факультете педагогики и психологии МПГУ

Научные темы на факультете педагогики и психологии МПГУ

Учебно-исследовательская и научно-исследовательская деятельность студентов, бакалавров, магистрантов

Учебно-исследовательская работа студентов как часть учебного процесса в вузе

 

Учебно-исследовательская работа студентов(УИРС)– неотъемлемая часть учебного процесса в высшем учебном заведении. В ходе этой работы студент, начиная с первого курса, осваивает научные знания и способы их добывания; развивает профессиональные навыки по организации, планированию, проведению и оформлению исследований; выстраивает самостоятельный путь по проектированию и написанию учебно-исследовательской работы. В процессе учебно-исследовательской деятельности происходит приобщение студентов, бакалавров и магистрантов к научным исследованиям, ведущимся на кафедрах, формируется научно-исследовательская квалификация.

Договоримся об основных понятиях, используемых в данной методической разработке по отношению к учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности студентов:

Учебно-исследовательская деятельность – образовательная технология, использующая в качестве главного средства учебное исследование. Исследовательская деятельность предполагает выполнение студентами учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста – преподавателя профилирующей кафедры. При реализации учебно-исследовательской деятельности происходит выделение в учебном материале проблемных точек, предполагающих вариативность; специальное конструирование учебного процесса «от этих точек» или проблемная подача материала; развитие навыка формирования гипотез, их адекватное формулирование; развитие навыка работы с разными версиями на основе анализа свидетельств или первоисточников (методики сбора материала, сравнения и др.); работа с первоисточниками; развитие навыков анализа и выбора одной версии в качестве истинной.

Наука – общекультурная ценность и является элементом мировой культуры. Ценности науки, являясь независимыми от возрастных, личностных, национальных или конфессиональных особенностей, основываются на единых принципах и алгоритмах научной традиции, ориентирующейся на максимально объективные представления человека о мире, себе и себе в мире, подтверждаемые на опыте. Научное мышление отличается от обыденного сознания методом организации своей работы, ее упорядоченностью и целенаправленностью.

Главная цель учебного исследования с функциональной точки зрения отличается от научно-исследовательской. Если в сфере науки главной целью является получение новых знаний в общекультурном значении, то в образовании цель исследовательской деятельности полагается в приобретении студентами функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности через повышение мотивации к самостоятельной учебной деятельности и активизации личностной позиции студента в образовательном процессе, основой которых является приобретение субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).

В профессиональном образовании значимо, чтобы на основе реализации учебно-исследовательской деятельности студент стремился перейти на уровень научно-исследовательской деятельности, где ценность деятельность смещается с субъективно значимого процесса на объективно значимый результат. Магистерская диссертация требует от студента уже выхода на научно-исследовательский уровень деятельности.

В системе высшего профессиональном образовании можно выделить следующие основные функции учебно-исследовательской деятельности – повышение культуры профессиональной деятельности путем развития аналитических и прогностических способностей обучающихся средствами исследования; развитие интеллектуального и креативного потенциала студентов, развитие их профессионального мастерства. На основе реализации учебно-исследовательской деятельности студента под руководством ученого происходит формирование научно-исследовательской компетентности для дальнейшей эффективной профессиональной деятельности и возможности профессионального развития.

Развитие исследовательской деятельности студентов осуществления в ходе реализации основных этапов исследовательской деятельности, сложившихся и нормированных в традициях науки:

· ориентировка (выделение предметной области осуществления исследования);

· проблематизация (выявление и осознание проблемы – конкретного вопроса, не имеющего на настоящий момент ответа; постановка цели исследования);

· оспособление (присвоение способом реализации исследования – подбор и обоснование методов и методик исследования, ограничение пространства и выбор принципа отбора материалов исследования);

· планирование (формулировка последовательных задач исследования; распределение последовательности действий для осуществления исследовательского поиска);

· эмпирия (сбор эмпирического материала; постановка и проведение эксперимента; первичная систематизация полученных данных);

· анализ (обобщение, сравнение, анализ, интерпретация данных, формулировака выводов);

· рефлексия (соотнесение собственных выводов с полученными выводами, с процессом проведения исследования, с существующими ранее знаниями и данными).

 

 

Тематика исследований студентов, бакалавров, магистрантов выстраивается в согласовании с научными темами кафедр и научных групп, также в соответствии со специализациями, в рамках которых проводится подготовка специалистов, бакалавров и магистрантов.

Научная тема кафедры педагогики и психологии профессионального образования: «Научно-методическое, информационное и технологическое обеспечение развития профессионального педагогического образования» (руководитель д.п.н., профессор Л.С. Подымова):

• личностно-деятельностный и компетентностный подход в педагогике и образовании;

• основные тенденции развития современной образовательной политики в РФ;

• стратегия модернизации высшего педагогического образования;

• становление и совершенствование методологической культуры учителя, его профессионализма и профессиональной компетентности;

• образовательное пространство как педагогическая категория;

• аксиологический потенциал образования и воспитания личности;

• концептуальные основы проектирования гуманитарно ориентированного содержания подготовки учителя физической культуры;

• педагогические условия развития духовной культуры учителя;

• технологии обучения учителя в педагогическом вузе;

• педагогическая поддержка развития личности на различных возрастных этапах развития;

• профессиональное развитие и саморазвитие педагога;

• аксиологические основания общей теории воспитания и другие.

2. Научная тема кафедры социальной педагогики и психологии: «Психолого-педагогические проблемы социума» (руководитель д.философ.н., профессор В.И. Жог).

В исследовании данной проблемы разрабатываются следующие направления:

• социальная психология: теоретические и прикладные аспекты;

• социально-психологические проблемы образования;

• социальное воспитание в контексте социализации;

• проблема компетентности в современном обществе;

• научно-методическое обеспечение компетентностного подхода в образовании;

• возрастные проблемы социализации;

• психопластика личности;

• воспитание в контексте киберсоциализации человека;

• интериоризация в контексте социализации;

• проблемы теории и истории социальной педагогики;

• теория, история и практика социальной работы;

• психология менеджмента и маркетинга в образовании;

• социально-психологическое сопровождение личности в экстремальных ситуациях.

3. Научная тема кафедры психологии развития: «Развитие личности: возрастной и социокультурный аспекты» (руководитель академик РАО, д.пс.н. профессор В.С. Мухина). В рамках данной темы разрабатываются следующие фундаментальные и поисковые научные исследования:

• феноменология развития и бытия личности;

• методология психологических исследований;

• моральное сознание и ценностно-смысловые ориентации личности;

• развитие личности на всех этапах жизненного пути;

• личность в экстремальных условиях;

• личность и этносы в условиях интернационализации и глобальной аккультурации;

• создание условий воспитания и развития личности;

• психологическое сопровождение и консультирование личности.

4. Научная тема кафедры психологии образования: «Психологическое сопровождение образования: личностный и институциональный аспекты» (рук. к.пс.н., профессор А.С. Обухов).

В качестве основных направлений исследований кафедры психологии образования можно выделить следующие:

• антропологические проблемы образования;

• психология управления образованием;

• развитие субъектности на основе деятельностного подхода в образовании;

• научно-методическое обеспечение психологической службы в образовании;

• развитие психологической культуры участников образовательного процесса;

• развитие одаренности и творчества в образовании;

• психология исследовательской деятельности и психологические основы исследовательского обучения;

• психологические сопровождение системы образования и семьи в контексте этнокультурного проблем современности;

• психологическое сопровождение патронатной семьи в условиях современных задач социализации личности и модернизации общества;

• психологические сопровождение развития жизнестойкости личности в условиях социальной стратификации общества

В рамках каждой научной темы осуществляется детализация проблематики исследования, корректируемая ежегодно. Списки научных групп с перечнем основной проблематики представляются студентам ежегодно в начале учебного года.

 

 

На первом курсе в рамках учебных дисциплин «Введение в профессию», «Психолого-педагогический практикум», «Практикум по общей психологии», «Введение в психологическое исследование» и др. студенты начинают осваивать систему представлений о науке и исследовательской деятельности.

На факультете педагогики и психологии МПГУ студенты включаются в самостоятельную исследовательскую работу на втором курсе и продолжают ее в рамках обучения под руководством преподавателей факультета до защиты выпускной квалификационной работы. Для сотрудничества студента с научным руководителем в учебном расписании выделены отдельные часы – УИРС (два академических часа каждую неделю). Выполнение исследовательской работы студентом проводится самостоятельно вне аудиторных занятий.

Закрепление к научным руководителям курсовых работ проводится в сентябре на открытой конференции – представлении проблематики исследований научных групп по кафедрам. На 2012-2013 учебный год схема распределения на курсовые работы и ВКР по кафедрам факультета педагогики и психологии следующая:

Направление/ Специальность Профиль/Маг.программа/Специализация Кафедра
  Очная форма обучения  
2 курс Курсовые работы  
Бакалавриат по направлению подготовки Психология ФГОС Психология развития (Модуль: Возрастная психология), Кафедра психологии развития
Социальная психология (Модуль: Организационная психология) Кафедра социальной педагогики и психологии
Бакалавриат по направлению подготовки Психолого-педагогическое образование ФГОС Профиль Психология и социальная педагогика (Модуль: Психология и педагогика социальной работы) Кафедра социальной педагогики и психологии
Профиль Психология образования; Психология образования (СПО) (Модуль: Психологическое сопровождение образования) Кафедра психологии образования
Профиль Психология и педагогика профессионального образования (Модуль: Психолого-педагогическое сопровождение профессионального образования) Кафедра педагогики и психологии профессионального образования
Бакалавриат по направлению подготовки Социальная работа ФГОС Профиль Социальная работа с молодежью (Модуль: Психолого-педагогическое сопровождение социальной работы с молодежью) Кафедра социальной педагогики и психологии
3 курс Курсовые работы  
Специальность Психология ГОС Специализация Психология развития и возрастная психология Кафедра психологии развития
Специализация Социальная психология Кафедра социальной педагогики и психологии
Бакалавриат по направлению подготовки Психология ГОС Профиль – нет Кафедра психологии развития
Специальность Педагогика и психология ГОС Специализация Психологическое консультирование Кафедра педагогики и психологии профессионального образования
Кафедра психологии развития
Специальность Социальная педагогика с доп.спец. Педагогика и психология ГОС Специализация нет Кафедра социальной педагогики и психологии
Кафедра педагогики и психологии профессионального образования
Бакалавриат по направлению подготовки Психолого-педагогическое образование ФГОС Профиль Психология образования; Психология образования (СПО) (Модуль: Психологическое сопровождение образования) Кафедра психологии образования
Профиль Психология и педагогика профессионального образования (Модуль: Психолого-педагогическое сопровождение профессионального образования) Кафедра педагогики и психологии профессионального образования
4 курс Курсовые работы  
Специальность Психология ГОС Специализация Психология развития и возрастная психология; Социальная психология Кафедра психологии развития
Кафедра социальной педагогики и психологии
Специальность Педагогика и психология ГОС Специализация Психологическое консультирование Кафедра педагогики и психологии профессионального образования
Кафедра психологии развития
Специальность Социальная педагогика с доп.спец. Педагогика и психология ГОС Специализация нет Кафедра социальной педагогики и психологии
Кафедра педагогики и психологии профессионального образования
Кафедра психологии развития
  Очно-заочная форма обучения  
2 курс Курсовые работы  
Бакалавриат по направлению подготовки Психология ФГОС Профиль Психологическое консультирование (Модуль: Семейное консультирование) Кафедра психологии развития
3 курс Курсовые работы  
Бакалавриат по направлению подготовки Психология ГОС Профиль Психология развития и возрастная психология Кафедра психологи развития
  очная форма обучения  
4 курс ВКР – бакалавры  
Бакалавриат по направлению подготовки Педагогика ГОС Профиль Практическая психология в образовании Кафедра педагогики и психологии профессионального образования
Кафедра психологии образования
Бакалавриат по направлению подготовки Психология ГОС Профиль нет Кафедра психологии развития
5 курс Дипломные работы – специалисты  
Специальность Психология ГОС Специализация Психология развития и возрастная психология; Социальная психология Кафедра психологии развития
Кафедра психологии образования
Кафедра социальной педагогики и психологии
Специальность Педагогика и психология ГОС Специализация Психологическое консультирование Кафедра педагогики и психологии профессионального образования
Кафедра психологии образования
Кафедра социальной педагогики и психологии
Кафедра психологии развития
Специальность Социальная педагогика с доп.спец. Педагогика и психология ГОС Специализация нет Кафедра социальной педагогики и психологии
Кафедра педагогики и психологии профессионального образования

Закрепление на курсовые и ВКР вне этой схемы возможно по отдельному согласованию с заведующими кафедр и зам. декана по научной работе.

 

Курсовая работа студента второго курса – первая самостоятельная попытка студента овладеть научным знанием. Одна из ключевых задач выполнения курсовой на втором курсе – основание студентом языка науки, логики и основных принципов построения исследования. В связи с этим, студентам второго курса рекомендуется (по согласованию с научным руководителем) один из двух вариантов написания работы:

1 – теоретическая работа на основе анализа научной психолого-педагогической литературы по избранной проблеме и самостоятельно выстроенной логике рассуждения;

2 – эмпирическая работа, включающая планирование, организацию, проведение и описание самостоятельного исследования с целью освоения алгоритма исследовательской деятельности.

В первом случае студент должен научиться самостоятельно анализировать тексты разных авторов, освоить правила цитирования, ссылок на источники.

Во втором случае студент должен научиться правилам и нормам построения эмпирического исследования, подбора и применения исследовательских методов, адекватных сформулированным автором работы цели, задачам и гипотезе, корректности обработки и интерпретации полученных материалов.

Это справедливо и для третьего курса.

В исследовательской работе плагиат категорически не допускается!

На третьем курсе тематику работ рекомендуется сохранять в области, близкой к теме второго курса, но с анализом более широкого круга литературы и построением собственного исследования. В качестве пространства для проведения эмпирических исследований целесообразно использовать учреждения, в которых в течение учебного года студенты проходят педагогическую практику. Курсовая может строиться как чисто теоретическая, так и чисто эмпирическая работа.

В процессе выполнения курсовой работы на третьем году обучения студент должен овладеть методами анализа литературных источников, построения программы исследования и его проведения.

Студент, обучающийся по системе специалитета на четвертом курсе, в соответствие с получаемой специальностью и по согласованию с преподавателями кафедр, самостоятельно выбирает, на какой кафедре он будет писать курсовую работу. Важно, чтобы курсовая четвертого курса в дальнейшем перерастала в дипломную работу, выполняемую на пятом курсе. Это позволяет создать необходимый научный задел и провести исследование, содержащее два или несколько этапов, в процессе которых уточняется заявленная гипотеза (гипотезы). На четвертом курсе студент должен выполнить работу, соответствующую всем требованиям, предъявляемым к работам данного типа. В идеале курсовая работа на четвертом курсе должна содержать как теоретическую, так и практическую части и демонстрировать умение студента осуществлять научное исследование по всем правилам. Это особенно актуально для студентов, обучающихся в системе бакалавр – магистр, поскольку на четвертом курсе они защищают бакалаврскую работу. Для остальных студентов выполненная должным образом курсовая существенно облегчает работу на выпускном курсе.

Студенты, обучающиеся по системе бакалавриата (бакалавр – магистр), уже на четвертом курсе должны продемонстрировать свои навыки по организации, написанию и оформлению выпускной квалификационной работы в процессе защиты перед Государственной аттестационной комиссией. В соответствии со стандартом, бакалаврская работа должна сочетать в себе как теоретическое осмысление проблемы, так и практические результаты. Студенту необходимо владеть навыками анализа литературных источников, различными исследовательскими методами и четко предъявлять результаты своей работы, при необходимости корректно используя методы математической статистики. Иными словами, бакалаврская работа представляет собой законченное исследование частной научной проблемы, а студент аттестовывается как специалист, умеющий проводить исследовательскую работу по всем правилам в избранном направлении.

Для специалистов закрепление за научным руководителем и определение тем дипломных работ происходит в мае на 4 курсе. Окончательное утверждение тем дипломных работ происходит в сентябре-октябре на 5 курсе.

Приобретенные за годы обучения на факультетенавыки исследовательской деятельности в полном объеме студенты демонстрируют, защищая выпускную квалификационную (дипломную) работу на пятом курсе. К дипломным работам предъявляются высокие требования, как по содержанию, так и по оформлению. Дипломная работа должна иметь четкое методологическое основание; содержать широкий обзор психолого-педагогической, философской, социологической и другой, необходимой для раскрытия темы, литературы, демонстрирующий высокую компетентность студента в области исследования; четко и логично выстроенную программу исследования; самостоятельно собранный эмпирический материал, его обработку и анализ. Значимо, чтобы математические методы обработки данных были использованы корректно. Выводы исследования должны вытекать из обсуждаемых материалов и соотноситься с поставленной целью, задачами и гипотезой исследования.

Следующим этапом исследовательской деятельности бакалавра, поступившего на обучение в магистратуру, является работа над магистерской диссертацией. Магистерская диссертация, являясь завершающим этапом высшего профессионального образования, должна обеспечивать закрепление культуры написания исследовательских работ, демонстрировать совокупность методологических представлений и методических навыков в избранной области профессиональной деятельности. Магистерская диссертация представляет выпускника как сложившегося исследователя, владеющего основами фундаментальных и прикладных исследований.

Распределение на магистерские диссертации в 2012-2013 учебном году по руководителям осуществляется на 1 курсе магистратуры по профильным кафедрам:

1 курс магистратуры Магистерские диссертации  
Магистратура по направлению подготовкиПсихология ФГОС Магистерская программа Психология развития и личностно ориентированное консультирование Кафедра психологии развития
Магистерская программа Организационная психология Кафедра социальной педагогики и психологии
Магистерская программа Практическая психология в образовании Кафедра психологии образования
Магистратура по направлению подготовки Психолого-педагогическое образование ФГОС Магистерская программа Технологии здоровьесбережения в образовании Кафедра социальной педагогики и психологии
Магистерская программа Психология и педагогика профессионального образования Кафедра педагогики и психологии профессионального образования
Магистерская программа Профессиональное консультирование Кафедра педагогики и психологии профессионального образования
Магистерская программа Психология управления образованием Кафедра психологии образования
2 курс магистратуры Магистерские диссертации  
Магистратура по направлению подготовки Психология ФГОС Магистерская программа Психология развития и личностно ориентированное консультирование Кафедра психологии развития
Магистерская программа Организационная психология Кафедра социальной педагогики и психологии
Магистерская программа Психология управления образованием Кафедра психологии образования
Магистратура по направлению подготовки Психолого-педагогическое образование ФГОС Магистерская программа Социальная педагогика и психология Кафедра социальной педагогики и психологии
Магистерская программа Психология и педагогика инновационного образования Кафедра педагогики и психологии профессионального образования
Магистерская программа Профессиональное консультирование Кафедра педагогики и психологии профессионального образования

Темы магистерских диссертаций утверждаются в октябре учебного года на первом курсе на заседании кафедры. Темы магистерских диссертаций должны соотноситься с проблематикой магистерской программы и научной темой кафедры.

 

Ежегодно на факультете проходит конкурс научных работ студентов, бакалавров и магистрантов, по результатам которого работы направляются на конкурс научных работ МПГУ. Требования к содержанию конкурсных работ аналогичны требованиям к курсовым и дипломным работам. Однако оформляются они несколько иначе.На титульном листе указывается «Научная работа», а не «Курсовая…» или «Дипломная…», название, автор(-ы) и научный руководитель(-ли). Объем – не более 50 страниц печатного текста, не считая приложений.

 

Общеуниверситетские требования к содержанию и оформлению научных работ

Научная работа студента предоставляется эксперту для оценки ее с точки зрения научной новизны, обоснованности полученных результатов, перспективности использования и т.п.

I. Общие требования по написанию научных работ:

· требования новизны,

· обоснованности выводов,

· научной этики,

· методической адекватности результатов.

· правильность постановки вопроса (проблемы исследования),

· верность выбранного подхода к решению проблемы (по сравнению с другими попытками ее решения),

· адекватность применяемых методов и способов проверки выдвинутых гипотез,

· достоверность и "чистота" полученных первичных данных,

· логичность и корректность интерпретации полученных результатов,

· закономерность выводов.

II. Общие требования к оформлению научных работ студентов:

· Владение хорошим литературным языком (исключить грамматические, орфографические, стилистические и др. ошибки).

· Текст должен быть легко читаемым, напечатан через 1,5 интервала 14 шрифтом. Общий объем работы не превышает 50 стр., без учета приложений.

· Формулировки должны отличаться точностью и корректностью употребляемых терминов и понятий (при необходимости давать определения используемых понятий).

· Работа должна быть четко структурирована и результаты должны подаваться в удобной форме

· Единообразный способ ссылок на цитированные литературные источники (рекомендуется использовать один из двух основных способов ссылок).

 

III. Рекомендуется следующая типовая структура научной студенческой работы:

1. Титульный лист. На титульном листе сверху указывается организация, где выполнена работа, в середине листа фамилия, имя и отчество автора, далее название работы с указанием, что это научная работа такого-то курса, затем указывается научный руководитель (должность, звание, Ф.И.О.), внизу страницы - место и год проведения работы.

2. Оглавление.

3. Введение (1-4 стр.), где должно быть кратко сформулированы:

  • актуальность,
  • предмет,
  • объект,
  • цель,
  • задачи исследования,
  • фундаментальная проблема, которой посвящена работа,
  • частные проблемы,
  • основные подходы и идеи, предлагаемые автором для решения поставленной задачи, методика исследования
  • обзор литературы.

4. Основная часть заключается в анализе проблемы исследования, при этом желательно, чтобы освещались:

  • исторический аспект исследования вопроса,
  • выяснение теоретических проблем исследования,
  • практические проблемы вопроса исследования.
  • самостоятельные разделы работы должны заканчиваться кратким заключением, в котором можно сделать предварительные выводы относительно изложенного материала.

5. Заключение:

  • описываются и анализируются все полученные данные и выявленные закономерности,
  • материал структурируется исходя из логики решения проблемы в соответствии с экспериментальным планом,
  • должно содержать исчерпывающую информацию обо всех выявленных фактах и закономерностях,

6. Приложение: В данном разделе выносятся все возможные схемы, таблицы, графики демонстрирующие текст работы.

7. Список литературы (объем зависит от количества цитированных источников). Литературные источники должны быть представлены таким образом, чтобы можно было найти сам источник и в нем нужную информацию. С этой целью для каждого источника необходимо указать:

· фамилии и инициалы всех авторов,

· название монографии (автор или коллектив авторов, место и год издания),

· название сборника документов или статей, фамилии его редакторов или составителей и его дополнительные выходные данные (год и место издания),

· название журнала, его выходные данные (номер, год и др.),

Источники должны быть упорядочены и пронумерованы (источники на русском языке вначале, а затем все источники на иностранных языках); порядок следования работ в списке литературы – по алфавиту на основании фамилии первого (или единственного) автора, если несколько источников одного автора, - то по фамилии следующего соавтора (если есть) или по дате издания.

 

Сопровождающие конкурсную работу документы: выписка из протокола Ученого совета факультета о выдвижении работы на конкурс, заключение научного руководителя, аннотация научной работы; сведения об авторе (авторах) и научном руководителе; сведения о научной работе (см. Приложение 5) оформляются отдельно (образцы бланков у зам. декана по научной работе). Работы со всеми сопроводительными документами представляются зам. декана по научной работе до 31 марта текущего года. По результатам факультетского конкурса Ученый совет факультета в апреле рекомендует работы на конкурс студенческих работ МПГУ.

В апреле на факультете проходит ежегодная межвузовская конференция молодых ученых по результатам исследований в области психологии, педагогики, социокультурной антропологии. Организация данной конференции проводится при участии зам. декана по научной работе, зам. зав. кафедрами по научной работе, руководителями научных групп, студенческим научным обществом ФПП. Все студенты 2-5 курсов, а также магистранты должны принимать участие в названной конференции в качестве слушателей, дискутантов или докладчиков.Конференция проводится по проблемным секциям. Количество и проблематика секций определяется ежегодно по согласованию с заведующими кафедрами и зам. декана по научной работе. На конференции студенты, бакалавры и магистры, прежде всего – авторы работ, выдвинутых на конкурс студенческих научных работ МПГУ,представляют результаты собственных исследований в форме докладов. В конференции также принимают участия аспиранты кафедр факультета, студенты и аспиранты других вузов Москвы и регионов. Выступление студента с докладом на конференции согласуется заранее с научным руководителем и руководителем соответствующей секции. Доклады рекомендуется сопровождать наглядными презентациями. По итогам конференции издается сборник лучших докладов, рекомендованных к публикации экспертными комиссиями по секциям.

 

В квалификационные требования по специальностям «Психология», Педагогика», «Педагогика и психология», «Социальная педагогика с дополнительной специальностью Педагогика и психология», а также бакалавров и магистров по направлениям «Психология» и «Педагогика», «Психолого-педагогическое образование» входит научно-исследовательская квалификация. Приведем выдержки из квалификационных требований по ГОС ВПО.

Бакалавр по направлению психология. Объектом профессиональной деятельности бакалавра являются психические процессы, свойства и состояния человека, предметом — их проявления в различных областях человеческой деятельности, межличностных и социальных взаимодействиях, способы и формы их организации и изменения при воздействии извне.

Бакалавр должен уметь решать задачи, соответствующие его степени и квалификации: участвовать в практической прикладной деятельности под руководством психологов с образованием третьего уровня, а также кандидатов и докторов психологических наук; владеть основными методами и приемами психодиагностики, психокоррекции и психологического консультирования; грамотно ставить и решать научные проблемы в соответствии с кодексом профессиональной этики психолога; вести педагогическую деятельность в общеобразовательной школе и средних специальных учебных заведениях.

Бакалавр по направлению педагогика. Выпускник, получивший (степень) квалификацию бакалавра педагогики, должен быть готов решать образовательные и исследовательские задачи, ориентированные на анализ научной и научно-практической литературы в области образования; использовать современные технологии сбора и обработки экспериментальных данных в соответствии с проблемой исследования в области образования; конструировать содержание обучения на разных ступенях образования; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; систематически повышать свою профессиональную квалификацию, быть готовым участвовать в деятельности различных профессиональных объединений педагогов, осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими).

Выпускник, получивший квалификацию бакалавра педагогики, подготовлен к проектированию педагогического процесса, программ развития субъектов педагогического процесса, собственной профессиональной деятельности; построению межличностных и деловых отношений; к взаимодействию с социокультурной и профессиональной средой.

Деятельность бакалавра направлена на овладение источниками научной, общекультурной и профессиональной информации, универсальными способами практической и теоретической образовательной деятельности; способами проектирования и осуществления психолого-педагогической поддержки; способами исследовательской деятельности.

Магистр по направлению психология. Магистр подготовлен к деятельности, требующей углубленной фундаментальной и профессиональной подготовки, в том числе к научно-исследовательской работе. Магистр должен знать основы методологии научного исследования; уметь: самостоятельно проводить исследование, определять проблему, формулировать гипотезы и задачи исследования; формировать план исследования; вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий; выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методики, исходя из задач конкретного исследования; владеть математико-статистическими методами обработки и анализа результатов, интерпретировать их с учетом имеющихся научных данных; представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати.

Магистр по направлению педагогика. Магистр подготовлен к научно-исследовательской и педагогической деятельности, требующей углубленной фундаментальной и профессиональной подготовки в области образования. Выпускник, получивший степень (квалификацию) магистра педагогики, должен быть готов решать образовательные и исследовательские задачи, ориентированные на научно-исследовательскую работу в предметной области знаний; использовать современные технологии сбора, обработки и интерпретации полученных экспериментальных данных; владеть современными методами исследований, которые применяются в области психолого-педагогического образования и анализировать результаты процесса обучения. в различных типах учебных заведений, включая средние профессиональные и высшие учебные заведения; проектировать и реализовывать в практике обучения новое содержание учебных предметов; диагностировать уровень образованности. Деятельность выпускника направлена на психологическое обеспечение образовательных систем посредством оказания психологической помощи участникам учебно-воспитательного процесса в образовательных, научно-исследовательских учреждениях, в семьях, в сферах культуры и быта, а также в учреждениях социальной реабилитации, социальной помощи и защиты.

Специалист психолог в качестве своих профессиональных компетенций и области научно-исследовательской деятельности должен знать и уметь: разрабатывать новые теоретические подходы и теории создания моделей исследуемых процессов и явлений; разрабатывать гипотезы и замысел экспериментов; подбирать методические приёмы и методики исследования, разрабатывать план эксперимента; создавать новые и модифицировать имеющиеся методы и методики исследования; анализировать результаты исследования, формулировать выводы и предложения; подготовить отчёты, научные публикации, аналитические обзоры; подготовить рекомендации для внедрения научных достижений в педагогической и практической деятельности.

Специалист педагог-психолог. Выпускник, получивший квалификацию педагог-психолог, должен быть готовым к осуществлению профессиональной деятельности, направленной на психологическое обеспечение образовательного процесса, личностное и социальное развитие обучающихся; способствовать социализации и формированию общей культуры личности, осознанному выбору и освоению образовательных программ. В области научно-методической деятельности от специалиста с квалификацией «педагог-психолог» требуется: выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений; анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации.

Специалист педагог. Выпускник, получивший квалификацию преподаватель педагогики, должен быть готовым осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения. В области научно-методической деятельности от специалиста с квалификацией «педагог» требуется: выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений; анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации.

Специалист социальный педагог. Выпускник, получивший квалификацию социальный педагог, должен быть подготовлен к формированию общей культуры личности и способствовать социализации обучающегося, осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ; использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения и воспитания.

Бакалавр по направлению психолого-педагогическое образование. Выпускник, получивший квалификацию (степень) бакалавра психолого-педагогического образования, должен обладать следующими общекультурными и профессиональными компетенциями:

способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды (ОК-1); владеет историческим методом и умеет его применять к оценке социокультурных явлений (ОК-2);способен понять принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания (ОК-9); готов применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях (ОПК- 2); готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3); готов использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для учащихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (ОПК- 4); готов организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую и др. (ОПК-5); способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6); способен вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социо-культурной ситуации развития (ОПК- 9) способен принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач (ОПК-10).

Магистр по направлению психолого-педагогическое образование. Выпускник, получивший квалификацию (степень) магистра психолого-педагогического образования, должен обладать следующими профессиональными компетенциями в научно-исследовательской деятельности (ПКНИ): способен проводить теоретический анализ психолого-педагогической литературы (ПКНИ-1); способен выделять актуальные проблемы развития современной системы образования, обучения и развития детей (ПКНИ-2); способен критически оценивать адекватность методов решения исследуемой проблемы (ПКНИ-3); готов использовать современные научные методы для решения исследовательских проблем (ПКНИ-4); способен разработать и представить обоснованный перспективный план исследовательской деятельность (ПКНИ-5); способен организовать взаимодействие специалистов для достижения цели исследования (ПКНИ-6); способен выстроить менеджмент социализации результатов исследований (ПКНИ-7); способен представлять научному сообществу исследовательские достижения в виде научных статей, докладов, мультимедийных презентаций в соответствии с принятыми стандартами и форматами профессионального сообщества (ПКНИ-8); способен выделять исследовательскую проблему в контексте реальной профессиональной деятельности и проектировать программы ее изучения (ПКНИ-9).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 593; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.077 сек.