Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экологический мониторинг окружающей среды




 

В системе охраны окружающей среды и экологического управления важная роль отводится формированию подсистемы экологического мониторинга. Мониторинг – это система наблюдений за состоянием объекта изучения, отражения динамики происходящих в нем изменений и прогноза развития ситуации.

Под государственным мониторингом окружающей среды (государственным экологическим мониторингом) в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.03.03 г. № 177 «Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга)» [59], понимается комплексная система наблюдения за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов (далее именуется - экологический мониторинг).

В России до 2003 г. организационной формой экологического мониторинга была Единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ), которая создавалась по инициативе Госкомэкологии России в соответствии со специальным постановлением Правительства РФ, закрепившим на тот момент распределение функций в ЕГСЭМ между центральными органами федеральной исполнительной власти. В государственной системе управления природоохранной деятельностью в РФ формирование ЕГСЭМ играло важную роль, являясь основой информационного обеспечения управленческих решений в экологической сфере.

Экологический мониторинг включает в себя мониторинг атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, объектов животного мира, уникальной экологической системы озера Байкал, континентального шельфа Российской Федерации, состояния недр, исключительной экономической зоны Российской Федерации, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации.

Организацию и осуществление экологического мониторинга обеспечивают в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти - Министерство природных ресурсов Российской Федерации, Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральная служба земельного кадастра России, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству и другие органы исполнительной власти.

Министерство природных ресурсов Российской Федерации и другие федеральные органы исполнительной власти при осуществлении в пределах своей компетенции экологического мониторинга:

· формируют государственную систему наблюдения за состоянием окружающей среды и обеспечивают функционирование этой системы;

· взаимодействуют с органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам организации и осуществления экологического мониторинга, формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территориях субъектов Российской Федерации;

· осуществляют с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации сбор, хранение, аналитическую обработку и формирование государственных информационных ресурсов о состоянии окружающей среды и использовании природных ресурсов.

Экологический мониторинг осуществляется в целях:

· наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду;

· оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов;

· обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации о состоянии окружающей среды и ее изменениях, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий таких изменений.

При проведении экологического мониторинга решаются следующие задачи:

· организация и проведение наблюдения за количественными и качественными показателями (их совокупностью), характеризующими состояние окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду;

· оценка состояния окружающей среды, своевременное выявление и прогноз развития негативных процессов, влияющих на состояние окружающей среды, выработка рекомендаций по предотвращению вредных воздействий на нее;

· информационное обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц по вопросам состояния окружающей среды;

· формирование государственных информационных ресурсов о состоянии окружающей среды;

· обеспечение участия Российской Федерации в международных системах экологического мониторинга.

В рамках экологического мониторинга следует рассматривать и производственный мониторинг окружающей среды, означающий, что природопользователи обязаны сами вести записи и отчетность о воздействии осуществляемой ими хозяйственной деятельности на окружающую среду. Причем средства измерения, используемые природопользователями для ведения производственного мониторинга окружающей среды должны соответствовать требованиям стандартизации и метрологии, а также государственной статистической отчетности.

Несмотря на сокращение производства и закрытия большого количества предприятий в РФ, загрязнение окружающей среды вредными веществами в ряде городов и регионов остается очень высоким. Анализ состояния окружающей среды в РФ с точки зрения влияния отходов производства и потребления дает основание считать, что без единой системы экологической безопасности не удается достичь существенного улучшения ситуации. Причем, такая система должна строиться на основе получения данных обработки, анализа и представления их в удобном для пользователя виде. Такая система включает в себя n–ое количество подсистем, отвечающих за решение определённых задач. Среди этих подсистем далеко не последнее место занимает система управления отходами. Структурными звеньями системы являются:

· измерительная система;

· информационная система, включающая в себя базы и банки данных правовой, санитарно–гигиенической, медико–биологической, технико–экономической направленности;

· система моделирования и оптимизации промышленных объектов;

· система восстановления и прогнозирования экологической ситуации с учетом метеопараметров;

· система принятия решений с оценкой их степени риска.

Система мониторинга, построенная с учетом комплексного подхода к решению задач обеспечения экологической безопасности, позволяет проводить:

· оперативный контроль энерго–экологического, медико–биологического и социального состояний среды;

· сбор и хранение объективной информации о состоянии окружающей среды, здоровье населения (с учетом субъективной оценки этих факторов);

· выявление источников негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения;

· подготовку информации, необходимой для принятия управляющего воздействия (управленческого решения), направленного на улучшение ситуации, с использованием подсистемы поддержки решений, с анализом степени риска.

Система предусматривает не только контроль состояния окружающей среды, здоровья населения, но и возможность активного воздействия на ситуацию. Используя верхний иерархический уровень единого экологического мониторинга – уровень принятия решения, можно управлять источниками загрязнения с помощью моделирования промышленных объектов или регионов. При моделировании объектов следует принимать во внимание, что эти предприятия производят не только товарную продукцию, но и отходы. Кроме того, к источникам загрязнения окружающей среды следует отнести предприятия по переработке, утилизации, уничтожению и захоронению отходов производства и потребления.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 596; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.