Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Материали контроля для подготовительного этапа занятия




Материалы методического обеспечения занятия.

Содержательный модуль 2. Биология индивидуального развития.

Методическое указание № 9

Дополнительные

1.Практичні заняття з біології. За редакцією проф. П.Л.Іванченка. – К., Вища школа, 1972. –С. 20-22.

2.Біологія з основами генетики і паразитології (лабораторний практикум), А.Д.Тимченко. – К: Вища школа., 1982 – С. 19-23.

3. Медична біологія. Посібник з практичних занять/ за ред. Проф. О. В. Романенка/К.: Здоров’я, 2005. – С.49 - 72

4.Жегунов Г. Ф,, Жегунова Г. П. Цитогенетические основы жизни. –Харьков:Золотые страницы, 2004 – С.144 - 149.

5. Федченко С.Н. Молекулярно-генетические основы онтогенеза. Учебн. Пособие. – Луганськ, 2003 – 336 с.

 

Модуль 1. Биологические особенности|особенность| жизнедеятельности человека.

Организменный уровень организации жизни. Основы|основание,основа| генетики человека.

ТЕМА: Биологические особенности|особенность| репродукции человека. Гаметогенез. Оплодотворение.

 

1. Актуальность темы: Определяется тем, что дает возможность будущему врачу составить|сдавать,складывать| представление о размножении, как одном из основных критериев жизни, который|какой| обеспечивает ее непрерывность.

2. Цель занятия:

Общая цель: знать биологические преимущества полового размножения над бесполым, эволюцию форм|формы| полового размножения, уметь дать характеристику и сделать|совершить| анализ процесса мейоза, проанализировать механизмы и рекомбинацию генов в гаметах| при мейозе и в зиготе во время| оплодотворения.

Конкретные цели:

1. Изучить|изучить| виды полового и бесполого размножения.

2. Знать мейоз, цитогенетическую характеристику.

3. Изучить|изучить| особенности|особенность| сперматогенеза и овогенеза.

4. Изучить |изучить| строение|стройку| яйцеклетки, сперматозоида и этапы оплодотворения.

5. Научиться решать|разрешать| ситуационные задания|задачу|.

3.1.1.Теоретические вопросы:

1. Какой набор хромосом в соматических и половых клетках|клетке|?

2. Как называются парные|четные|, одинаковые хромосомы соматической клетки?
3. Какова суть мейоза?
4. Как называются первое и второе деление|подевали| мейоза?

5. Сколько хромосом и ДНК перед мейозом, после первого и второго делений|разделения|?
6. Какие процессы происходят в клетке в фазах I мейоза?

7. Что характерно для бесполого размножения? Как называется размножение, при котором|каком| развитие нового организма происходит из неоплодотворенной яйцеклетки?
8. Как называются оболочки яйцеклетки млекопитающих|млекопитающий|?
9. Когда начинается овогенез у человека? Что образуется после овогенеза из|с| одного ооцита|?
10. Какой набор хромосом гамет|, гаметоцитов| 1-го порядка, гаметоцитов| 2-го порядка?

 

3.1.2. Тесты:

1. Изучая под микроскопом овоциты|овоцит| женщины|жены,женщина-посла|, ученый увидел|узрел| в них конъюгирующие| хромосомы которые|какие| переплетаются|переплетают|, и между ними происходит перекрест| – кроссинговер. Какая это была стадия профазы первого мейотического| деления|разделения|?

А) диплонема|

В) зигонема|

С) лептонема|

Д) пахинема|

Е) диакинез|

2. Биологическое значение мейоза заключается в том, что он:

А обеспечивает рост многоклеточного организма

В) формирует|формующий| гаплоидный| набор хромосом

C) А и В верно

D) А и В неверно

3. Гаплоидный набор однохроматидных| хромосом содержит:

1) зигота|

2) спермий

3) зародыш

4) яйцеклетка

 

3.2. Ориентировочная основа|основание| действия (Инструкция для самостоятельной подготовки):

Содержание и последовательность учебных действий Указания к|до| учебным действиям
  Размножение, классификация форм|формы| размножения. Дайте определение размножению, как универсальному свойству живого. Выделите формы|форму| размножения, определите их суть|сущность| и биологическое значение.
  Способы бесполого размножения. Перечислите и дайте характеристику способам бесполого размножения у одноклеточных и многоклеточных организмов. Укажите способ деления|разделения| клеток|клетки|, которое лежит в основе|основании| бесполого размножения. Укажите преимущества и недостатки|недостаток| бесполого размножения.
  Эволюция форм|формы| полового размножения. Дайте определение полового размножения. Ознакомьтесь с основными этапами эволюции ПР: а) копуляция| б) конъюгация в) образование специализированных половых клеток|клетки| г) дифференцировка клеток|клетки| на вегетативные и репродуктивные д) половой диморфизм
  Гаметогенез – процесс образования яйцеклетки (овогенез) и сперматогенез. Дайте характеристику процессу|сущности| и его периодов. Покажите биологическую необходимость появления мейоза в процессе эволюции. Опишите процессы, которые происходят во время первого и второго делений|разделения| при мейозе. Укажите на биологические преимущества полового размножения перед бесполым.
  Подобные и отличные черты сперматогенеза и овогенеза. Проследите отличие между овогенезом и сперматогенезом на всех стадиях гаметогенеза и объясните их целесообразность.  
  Особенности|особенность| строения|стройки| мужских и женских половых клеток|клетки|. Проследите|выявляете,проявляете| морфологические и генетические отличия половых клеток|клетки| от соматических. Отметьте особенности|особенность| строения|стройки| яйцеклеток|яйцеклетки| и проследите их эволюцию. Приведите примеры изолецитальных|, алецитальных|, телолецитальных| и центролецитальных| яйцеклеток|яйцеклетки| |. Выучите|изучите| строение|стройку| мужских половых клеток|клетки|, обратите внимание на полиморфизм спермиев.
  Суть|сущность| оплодотворения и его значение. Определите суть|сущность| процесса оплодотворения. Обратите внимание на комбинативную| изменчивость|переменчивость,побежалость|, которая возникает при оплодотворении и половом размножении. Перечислите источники|исток,родник| комбинативной| изменчивости|переменчивости,побежалости|.
  Значение изучения темы: “Размножение” для медицины. Обратите внимание на медицинские аспекты темы: 1)Нарушение процесса мейоза и хромосомные заболевания человека; 2) Бесплодность и борьба с ней.

4. Короткие методические указания к|до| работе на практическом|практичном| занятии:

Занятие начинается с проверки исходного|выходного| уровня подготовки методом тестирования, а также коррекции усвоения теоретического материала. Преподаватель объясняет методику выполнения самостоятельной работы. Рассмотрите постоянные микропрепараты “Сперматозоиды морской свинки” и “Сперматозоиды петуха”, «Яйцеклетка кошки», зарисуйте и сделайте|совершите| обозначения. После выполнения самостоятельной работы и оформления протокола занятия Вы получите индивидуальный набор тестовых заданий|задачи| итогового контроля. Преподаватель завершает занятие анализом выполненной|исполнил,проделал| самостоятельной работы и результатов итогового контроля каждого студента.

 

5. Тесты итогового контроля:

1. При изучении деления|разделения| сперматоцита человека исследователь наблюдал за поведением хромосом в метафазе первого мейотического| деления|разделения|. Сколько в каждом сперматоците будет хромосом?

А) 23

В) 46

С) 22

Д) 92

Е) 10

2. Как называется процесс развития нескольких зародышей из|с| одной оплодотворенной яйцеклетки?

A) партеногенез

B) фрагментация

C) почкование|отпочкование|

D) полиэмбриония

E) спорообразование

3. В многодетной семье четыре сына и три дочери, которые фенотипически| отличаются друг от друга по многим признакам. Это объясняется тем, что у родителей|отца| в процессе гаметогенеза в каждую из гамет| попадают разные|различные| комбинации хромосом. Назовите стадию мейоза, в которой|какой| это происходит:

А) анафаза| мейозу І

В) анафаза| мейозу ІІ

С) метафаза мейоза І

Д) профаза мейоза І

Е) профаза мейоза ІІ

 

6. Литературные источники|исток,родник| и материалы для усвоения знаний-умений за темой:

Основные:

1.Медична біологія. /За ред. Пішака В.П. та Бажори Ю.І. Підручник. – Вінниця: 2004. – С.238-275, 136-151.

2.А.О. Слюсарев, С.В. Жукова Біологія – К.: Вища шк, 1987 стор. 49-64

3.Слюсарев А.О., Жукова С.В. Біологія: Підручник – К.: Вища шк., 1992. – С.46-60.

4.Биология. Учебник/ под ред. Ярыгина В.Н. – Кн.1. – М.: Высш. шк., 2002. – С. 148-156.

Дополнительные:

1.Молекулярная биология клетки / Б. Албертс, Д.Брей и др. – М., 1991.

2.Тератология человека. Руководство для врачей /Под ред. Г.И. Лазюка. – М., 1991

3.Томас В. Садлер. Медична ембріологія за Лангманом: Підручник. – Львів: Наутілус, 2001.

4.Бочков Н.П. Клиническая генетика: Учебник. - 2-е изд. – М.: ГЭОТАР. – Медицина, 2001.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 393; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.